«Черный квадрат» К. Малевича остается самым знаменитым и самым спорным произведением живописи XX столетия. Полотно русского авангардиста стало не только иконой нового искусства, но и своеобразным жупелом, объектом нападок и едких насмешек со стороны ценителей классической образности.
Русский авангард ставил целью разрушить условность, устранить границу между художественным миром искусства и жизненным миром человека. Идеальной формой художественности была для многих экспериментаторов православная икона, которая, как известно, сама смотрит на своего зрителя. Поиски, с одной стороны, радикального способа разрушить до основания образность, «отражательность» искусства и возможностей выразить абсолют, первооснову бытия, с другой, привели Малевича к идее квадрата, который, по замыслу, дерзает конкурировать с «Троицей» Андрея Рублева. Черная плоскость мыслилась художником как окно в «божественный мрак».
Кто-то принял новый художественный язык, кто-то — с негодованием отверг. Для одних квадрат — символ эстетической беспомощности нового века, а для других — вдохновляющий прорыв к новым горизонтам художественного познания. В любом случае, явление квадрата трагично: перед нами не то окно в бесконечность, не то «бесконечный тупик».
Предлагаем читателю поразмышлять над парадоксальным эссе Татьяны Толстой «Квадрат»:
"В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Черный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма".
"Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился. Не знаю, заметил ли он сам ту двусмысленность, которую принесла ему эта слава. «Самая знаменитая картина художника» — это значит, что другие его произведения менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они — хуже. И действительно, по сравнению с квадратом все его вещи странно блекнут. ... Конечно, когда ты достигаешь вершины, то дальше — путь только вниз. Но ужас в том, что на вершине — ничего нет".
Источник: группа Культурный фронт
Оценили 11 человек
17 кармы