Советское искусство поставило перед собой задачу выработать метод и стиль, адекватные новой исторической эпохе. Этот метод/стиль, который требовалось найти, произвести, сконструировать, получил название «социалистический реализм». Впоследствии соцреализм превратился в почти бессмысленный, но обязательный термин, описывающий советское искусство. Однако в середине 1930-х годов он понимался именно как проект, как творческое задание для цехов поэтов, живописцев, скульпторов, кинематографистов.
Неслучайно одним из первых теоретических трудов по соцреализму стал сборник статей «Борьба за стиль» (1934). Редактор сборника Иван Виноградов утверждал в ключевой теоретической статье, что каждой формации свойствен свой художественный сюжет, своя архетипическая ситуация. Своеобразным архетипом буржуазного искусства является Робинзон Крузо — независимый индивид, строящий собственными силами свою частную жизнь на необитаемом острове. Эпоха социализма раскрывает человека в коллективном труде, — утверждает И. Виноградов. И новое понимание человека требует нового стиля.
Уже в 1925 году в свет вышел роман Федора Гладкова «Цемент». Впоследствии этот тип литературы назвали скучным термином «производственный роман». Суть же производственной литературы в том, что она стремилась открыть рождение нового человека в коллективном трудовом усилии. Производство цемента рабочими становится основой, на которой строится новый мир: мораль, быт, семейный уклад. Герои приобретают легендарные черты, критики сравнивают их с героями мифов Эллады (сравнивают в том числе иронически).
В 1932 году выходит блистательный роман Валентина Катаева «Время, вперед!»; здесь подробно описывается одна рабочая смена, в ходе которой завод ставит новые производственные рекорды. Советская стройка настойчиво сравнивается со строительством Вавилонской башни, что перекликается с метафорой К. Маркса: «штурм неба». Социальное время разгоняется, ускоряется до невиданных темпов: за сутки может пролететь целая технологическая эра.
Производственная проза открывала и сама производила смысл трудовой жизни — так и оставшийся во многом неразгаданным.
Пафос рождения в труде нового человека и нового мира не вполне понятен современному читателю, который зачастую удивляется тому, что литературные романы могут быть посвящены таким нелитературным материям, как цемент. Однако, романы о накоплении капитала (вроде «Финансиста» Т. Драйзера с его материями акций, облигаций и спекуляций) почему-то не кажутся нам курьезными и излишне тенденциозными. Это лишь доказывает, что советская цивилизация становится для нас всё более далекой и загадочной — понятной едва ли лучше, чем цивилизации, существовавшие до «осевого времени».
Автор: канд. филол. наук Илья Роготнев
специально для группы Культурный фронт
Оценили 10 человек
19 кармы