Сразу же предупреждаю любителей жанра: это НЕ антисемитская статья. Это и не конспирология. Вашему вниманию предлагается всего лишь не претендующая на роль истины в последней инстанции гипотеза относительно одного социального механизма, сработавшего один-единственный раз в истории. И произошло это тоже вследствие уникального, никогда более не повторявшегося стечения обстоятельств.
Лев Николаевич Гумилев обозначил евреев (не путать с израильтянами!*), как единственный этнос, для которого «вмещающим ландшафтом» с самого начала были города. Вообще покойный евреев недолюбливал, находясь на самой грани вполне определенного антисемитизма, и не переходя ее в силу ума и научных убеждений.
Так или иначе, с момента Диаспоры, отношения евреев с народами, среди которых они были вынуждены жить, представляют собой бесконечную череду однотипных эпизодов. Они с унылым однообразием повторялись почти без вариаций вне зависимости от эпох, регионов и стран, только с самыми, что ни на есть, малыми отличиями, сильно напоминая работу этакого двухтактного двигателя.
Сначала евреи инфильтрировались в страну, как вариант, - были призваны правителем, но ведь не просто так же? - и осматривались. С поразительным чутьем находили самое прибыльное и, соответственно, не самое почтенное дело и потихоньку прибирали его к рукам, значительно совершенствовали и ставили на поток, многократно увеличив масштабы. Достаточно упомянуть такие почтенные занятия, как работорговля, винокурение, содержание кабаков, как бы они ни назывались, и откуп в самых неожиданных проявлениях, включая церкви и кладбища. Разбогатев, переходили к традиционным для своего народа занятиям, становясь менялами, ростовщиками, банкирами.
Обогащение велось самыми хищническими способами, приводя к бедности, а затем — порядочной нищете и даже сокращению коренного населения. При этом, неизменно, занимались и самым выгодным бизнесом: давали в долг местной элите и, главное, властителям этих земель. Главное, что достигалось таким образом, это высокое покровительство и защита от недовольства угодивших в кабалу заемщиков.
Чернь — ладно, кто на нее и когда обращал внимание, а вот кредитование королей-князей-герцогов во все времена являлось бизнесом рискованным.
То есть настолько, что вторая фаза цикла сменяла первую так же неуклонно, как вечер сменяет день. В один прекрасный день какой-нибудь из почтенных евреев приходил к князю-герцогу, чтобы взять в откуп какие-нибудь солеварни или просто за причитающимся ему процентом, а властитель, не изменившись в лице, вдруг думал: «А какого, собственно, черта? Вот ЧТО ты сделаешь, если я у тебя просто отберу ВСЕ? Как есть? А самого, со всеми соплеменниками, провожу до границы в одних только нательных рубахах?».
Расчёт НЕИЗМЕННО оказывался верным: вдруг выяснялось, что ВСЕ ненавидят, и уж точно НИКТО не вступится: еще подтолкнут.
Вот дальше как раз и начинались те самые мелкие вариации. Властители, верные заветам предков, просто посылали дружину. Те, которые более продвинутые, призывали местного епископа и объясняли ему суть дела. Прелаты и батюшки со всем пониманием просвещали паству, а трудящиеся дружно шли бить евреев. Тогда король защищал от черни, проявляя похвальный гуманизм, но не безвозмездно. В некоторых случаях проводился поголовный личный досмотр, включая поиск ценных безделушек в разных интересных местах, а глав семейства пыттали, дабы те указали еще и клады.
Самые продвинутые присылали еще каких-нибудь казначеев, чтоб разобрались с закладными, обязательствами и расписками и выбрали из них представляющие интерес. Те, которые интереса не представляли, торжественно сжигались при большом стечении ликующего народа.
Сначала евреи долгие годы и десятилетия сосут соки из коренных народов, собирая немалые, а иногда и колоссальные богатства, - а потом коренные народы под предводительством законного предводителя отбирают у них ВСЁ, потратив на это не больше недели, а самих вышибают за кордон в чем есть, чаще всего - еще и с приплодом смешанного происхождения в животах жен и юных девиц. Цикл заканчивается. Приводить примеры ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не имеет смысла, поскольку они поистине бесчисленны и отличаются только масштабами.
А вот однажды произошел сбой. Европа заползла в тупик, по всему, не уступавший нынешнему. К одиннадцатому веку Запад СО ВСЕХ сторон окружали глухие стены: безбрежный океан на западе и севере, Византия и арабы на юге, Русь на востоке. Когда обстоятельства по-настоящему серьезны, идеи получают надлежащее оформление как-то сами собой. Экспансия была нужна во что бы то ни стало, потому что альтернативой было взаимопожирание на манер позднейшей тридцатилетней войны с сокращением народонаселения раз в десять.
ТЕ САМЫЕ ВЛАДЕТЕЛИ раз за разом, волна за волной утекали на юг, прихватив ТЕ САМЫЕ дружины, как бы они ни назывались по-европейски, и даже значительную часть ТОЙ САМОЙ черни. Уходили, в первую очередь, с очень небогатого тогда севера Германии, причем, разумеется, процентов на 80-90 — уходили «с концами». Явление это, за 1,5 — 2 века основного расцвета подействовало, в общем, не менее эффективно, чем Черная Смерть 14 в., только, разве что, поизбирательнее: забрало, по-преимуществу, мужчин во-первых, и в первую очередь дворянство, знать, во-вторых.
Напомним, что люд этот, в общем, был небогатый, база для «попутного» грабежа не отличалась богатством, так что возникла колоссальная нужда в кредитах. Почти как сейчас. Те, кто ожидает, что уж сейчас-то речь зайдет о еврейском финансовом капитале, - ошибается. Кто бы подпустил евреев к рудникам с такой богатой породой? Крусайдеров доили, по преимуществу, духовно-рыцарские ордена, в первую очередь, понятно храмовники. Они охотно ссужали деньги под залог оставшихся в Европе земельных владений, и разбогатели чудовищно, орден «бедных рыцарей» разжирел и налился золотом, как добрая свинья — салом. С другой стороны, им было крайне несподручно, неудобно, неловко, находясь в Святой Земле, управлять имениями в Северной Германии. Это теперь связь, - секунды, а путь — два часа лету.
Час евреев наступил несколько спустя, когда тамплиеры начали тяготиться далекими владениями, а потом у них и вовсе начались неприятности что с Папой, что со светскими властителями. Вынесенный Крестовыми Походами север и центр Европы обезлюдел и в конец обнищал, и это дало европейскому еврейству единственный в истории шанс сменить образ жизни и, заодно, ее безысходный «двухтактный» строй. Наиболее прозорливые и богатые (подозреваю, что еще и наиболее беспринципные, не чтущие и своего Завета) из них, не дожидаясь очередного комплекта «изгнание — разорение», каждый — своего, слетелись на выморочные германские земли, привезя с собой громадные по тем временам капиталы.
В условиях нищеты и безнадежности деньги — сильный инструмент, а деньги колоссальные при умелом применении вообще носят характер абсолютного оружия. Они СКУПИЛИ пустующие угодья, предварительно купив себе крещение вкупе с христианскими именами.
В наше время господствует миф, что титулованная особа, - непременно принадлежит к древнему роду. Нам не мешает, что были такие, как светлейшие князья Меньшиков и Потемкин-Таврический: это у нас, но уж на Западе-то такие вещи были невозможны! Так вот нет: купил себе баронство, - и ты барон, купил графство, - и граф. Разумеется, остаются некоторые формальности, но и они, когда кругом бедны все, включая священников и чиновников, — всего только вопрос больших или меньших денег.**
С укромных времен 12 — 13 вв. сохранилось порядочное количество черно-белых портретов, рисованных или гравированных с баронов-графов тогдашней Германии. Изображения — не слишком совершенны и, отчасти, напоминают творения детей и дикарей. В том числе и тем, что уж характерные-то, заметные черты персоны они передают обязательно, в первую очередь, и если дедушка носит очки, то на рисунке внука будут именно ОЧКИ в первую очередь. На портретах, о которых идет речь, в первую очередь видны крючковатые носы, маленькие острые глазки и широченные мелко-кудрявые бороды, как на образцовых плакатах, отпечатанных ведомством Геббельса.
Нет, тут, в отличие от испанских евреев-выкрестов эпохи Изабеллы Католички, Фердинанда Арагонского и Фомы Торквемады, ни о каком «притворном крещении» речи, скорее всего, не шло. СОВСЕМ новая жизнь для себя и потомства выбиралась на полном серьезе и без притворства. Существует известный феномен: махровые антисемиты (в том числе совершенно невменяемые психи-мономаны, т.н. «жидоеды») без памяти влюбляются в серьезных еврейских красавиц благородных (по еврейски) кровей, махровые жиды обеих основных типов — без памяти западают на голубоглазых, статных гоек - «шикс». Так что, думаю, новые владетели не только по расчету, но и с немалым удовольствием женились на пухленьких дочках окрестных дворян, дабы породниться и стать своими. Те, не имея ни приданного, ни кавалеров, ушедших за моря, имея выбор только перед стародевичеством и монастырем, тоже, думаю, были рады радехоньки уйти от нищеты и незавидного будущего: ну и что, что в возрасте, зато дети, достаток, положение и уважение. Хозяйка!
Так что поколении в третьем-четвертом потомки новообращенного получались вполне себе голубоглазыми блондинами атлетического телосложения. А вот с Цилями и Сарами, боюсь, дело обстоит печальнее. Прежних жен, понятно, тоже крестили, а потом, в основном, отправляли в монастырь. Взрослых детей от «еврейского» брака представляли в качестве подручных — и отправляли управляющими куда-нибудь подальше. Наследовали, понятно, дети от нового брака. Это, - самый практичный подход, и, значит, примерно так дело обстояло и в реальности.
Евреи, дрожжами канув в человеческую опару исправно плодившейся Европы, исчезали как бы без следа, во всяком случае ПЕРЕСТАВАЛИ быть евреями. Все так, но есть одно «НО»: окрестившись, вовсе не обязательно обретешь веру. Скорее, - не обретешь. Ее получают либо от крепко верующих отца с матерью, либо от катарсиса, когда Бог обратится к тебе через слово или образ. А если этого нет, получается либо лицемер, не верующий ни во что вообще, либо умник, коему существующая догма кажется глупостью и архаикой, а оттого неудовлетворенный: лучшего сырья для еретика не бывает.***
Для лицемера в существующей литургии нет ничего святого, излишняя власть Церкви стесняет, а власть прелатов над чернью просто чревата опасностью.
Для беспокойного умника, в силу семейного воспитания оставшегося чужаком, неверие в существующую догму прежде всего обозначает поиск новой, способной утешить именно его душу. Встретившийся кстати Лицемер, - отец, дядюшка по отцу, старший брат, или кузен, - может использовать Умника тактично подсказав, какая именно новая догма будет самой справедливой. И тот, рано или поздно, выполнит заказ родственных в силу крови и воспитания душ. Думаю, именно так или похожим путем, именно в этих местах возникла и, в конце концов, восторжествовала реформация.
* Как сказал молодой хасид, с которым мы с сыном разговорились в зале ожидания на автостанции г. Сызрань: «Израиль, - не место для нормального еврея».
** Если не докопается какой нибудь Людовик XIV, но тут надо иметь редкое невезение.
*** Прочитайте жизнеописание пресловутого Джордано Бруно. Очень поучительно.
Оценили 6 человек
10 кармы