О запрете на категоричность суждений.

23 981

Этот материал, взятый из предисловия к моей книге "Путь без иллюзий" (мною же и написанного) на мой взгляд, вполне может быть оформлен в качестве отдельной статьи, посвящённой теме соотношения толерантности и категоричности.

Владимир Каргополов.

"Итак, читателю предлагается ещё одна книга, посвящённая вопросам духовного развития, теории и практике медитации. Данная книга представляет принципиальную позицию автора, во многом отличающуюся от распространённых взглядов и ни в коей мере не является повторением общих мест. Эта работа, несомненно, вызовет возмущение многих людей, считающих, что они уже постигли истинный путь духовного развития и ущемлённых критическим к нему отношением.

Дело в том, что автор является представителем мировоззрения нерелигиозной духовности и сторонником йоги сознания, суть которых подробно изложена в данной работе и считает тупиковыми и ошибочными как материалистический негативизм, так и путь религиозного поклонения. Обоснованию этой позиции и посвящена книга "Путь без иллюзий".

С практической точки зрения, одним из наиболее важных материалов книги является раздел, посвящённый анализу принципиального различия между фантазийными и реалистическими методами медитации. Автор глубоко убеждён в непригодности фантазийных методов медитации (использующих воображение, самовнушение, самопрограммирование) для духовного развития и стремится в меру своих сил и возможностей обосновать эту точку зрения.

Скептически настроенный читатель может сказать: "Опять нам предлагают единственно верное мировоззрение и единственно верный путь. Мы это уже проходили!". Действительно, сейчас широко распространено мнение, что по вопросам, относящимся к духовной сфере, ни в коем случае нельзя быть категоричным. Общественное мнение, взращенное в идеалах западной демократии, полагает, что признаком зрелой и мудрой личности является широта и терпимость; плюрализм рассматривается как великое достоинство: "Пусть расцветают сто цветов, для всех найдётся место под солнцем. Все подходы имеют право на существование, ибо существует множество путей, ведущих к Истине и пусть каждый идёт своим путём".

Если же находится человек, который нарушает это всеобщее благодушие и высказывает оценочные суждения – "вот это я считаю правильным, а вот это - ошибочным; вот истина, а вот - явное заблуждение", - на него тут же начинают смотреть как на человека жесткого, категоричного и нетерпимого. Таким образом, получается, что наличие чёткого, ясного и однозначного мнения - признак ущербности, тогда как широкая терпимость и многовариантность - признаки мудрости и духовности. Поэтому многие, занимающиеся вопросами самореализации, самосовершенствования личности и духовного развития, имеют внутренний запрет на критичность, чрезмерно благодушны и тотально соглашательны.

Этот упрёк в некритичности и соглашательности прежде всего относится к современной западной культуре, пропитанной либеральными идеалами терпимости и уживчивости. Да, конечно, плюрализм и терпимость к разным мнениям действительно являются признаком зрелой личности, когда проявляются в социальном поведении человека, в сфере его общения и взаимодействия с окружающими. Но очень скверно, когда социальные идеалы терпимости и демократии переносятся в сферу познания. Истина не демократична, истина не может быть определена путём голосования. Решение или заключение, принимаемое демократическим путём, неизбежно является посредственным, отнюдь не самым верным и не самым мудрым. Плюрализм может быть признаком зрелой личности, но ни в коем случае зрелого ума, ибо истина неуживчива.

Я считаю, что там, где есть знание и компетентность, там всегда присутствует и категоричность, то есть чёткое размежевание истинного и ложного. И наоборот, чем меньше знания - тем больше многозначности, неопределённости и многовариантности. Что такое многовариантность? Это рыхлость, слабость познания, высокий уровень энтропии. Высокая компетентность всегда порождает чёткость и категоричность. Посмотрите на работу профессионалов - никакого мельтешения, чёткие и уверенные действия, экономность, лаконичность, однозначность, простота и высшая степень эффективности. Все действия профессионала - это выражение категоричности в действии, либо же поиск новой информации для того, чтобы убрать неопределённость и обрести ясность, необходимую для действия.

Таким образом, высшая мудрость всегда категорична (в пределах сферы своей компетентности), но категоричность далеко не всегда мудра. Есть прекрасная категоричность мудрости, и есть безобразная, убогая и ограниченная категоричность упрямого невежества. Есть прекрасная, вдохновляющая неопределённость творческого человека и есть рыхлая неопределённость незрелого ума, лишённого внутренних критериев различения истинного и ложного.

Как видим, даже в категоричном отрицании категоричности присутствует некая зашоренность и ограниченность ума. Вспомним крылатую фразу знаменитого политического деятеля: "Относительно плюрализма двух мнений быть не может!".

Автор охотно сознаётся в том, что он весьма категоричен в своём отрицании фантазийных методов медитации, в своём отрицании магического и религиозного путей, и предоставляет читателю самому судить о том, насколько эта категоричность оправдана."


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • согласен, сам о чем то похожем писал когда то видеоблог. именно так.
  • Обилие умных слов только ещё больше запутывает читателя. Но наверное это специально так и написано - с целью запутать и показаться очень умным. На самом деле в этой лавине слов, свидетельствующих о разогнанности сознания автора, невозможно найти хотя бы одно зерно истины. Очередной образчик "вумного" словоизвержения с целью потешить своё эго.
  • О, Мадам Монтель, не судите так строго... Владимир Каргополов конечно замахнулся на непознаваемое и уже "всего достиг", но так жёстко его крыть право не стоит =) В данной статье автор поляризует людей на Великих Мастеров и Необразованных Узколобых Недотёп. При этом всем, думаю совершенно очевидно, к которым из них автор причисляет себя =) Однако, приняв позицию Великого Мастера, всегда попадаешь под угрозу впасть в иллюзию непогрешимости. Всегда так происходит - как только почувствовал себя асом - сразу сел в лужу. Вот и Владимир Каргополов, по-моему, написав эту книгу сильно просчитался. Поскольку многие тезисы не выдерживают никакой критики. Если же брать данную статью, то, отрицая "фантазийные методы медитации", автор почему-то свято уверен, что уж его-то медитация не фантазийная, уж его-то метод самый правильный и т.д. Ну разве не милашка, а? :D
  • Какая-то примитивная риторика. Из серии у кого бицепс больше. Если вы единственный и уникальный обладатель истины, то на кой черт вам сдалось блистать мудростью на всеобщее обозрение. Может славы при жизни захотелось?
  • Что я об этом думаю? Я думаю автор так и не смог понять, что такое Дао. И Путь-Дао. И его слова- о практики медитации это показывают. Видно, что человек не понимает, что к чему, но это и не удивительно, это не может быть понятно каждому, ничего страшного.