Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Бесси Смит и ее роскошный блюз

0 1637

Блюз является составной частью джаза. Но у блюза есть свои традиции. Они пересекаются с джазовыми, но отнюдь не совпадают с ними.

Ранние блюзы носились к традиции музыкального фольклора американских негров. Но в 10 х годах нашего века блюзы вышли за пределы негритянских гетто и европеизировались.

Именно в период европеизации блюза появилась целая группа его знаменитых исполнительниц. Это «классические» певицы блюза: Ma Рэйни, Бесси Смит, Чиппи Хилл, Ида Кокс.

Одной из величайших исполнительниц блюза, по единодушному признанию, была Бесси Смит. Ее пение завораживало публику и вызывало благоговение коллег. Новоорлеанский гитарист Денни Баркер говорил: «Когда она пела, в зале можно было услышать звук падающей булавки».

В репертуар Бесси Смит входили и популярные мелодии, и блюзы. Бесси исполняла также юмористические номера, танцевала, принимала участие в грубоватых комических сценках.

Фрэнк Уокер, один из управляющих фирмы «Columbia», с которым связана вся карьера Бесси Смит в грамзаписи, так описывал ее первое появление в студии: «На вид ей было лет семнадцать — высокая, полная, до смерти напуганная, даже жалкая. Но вы моментально все забывали, когда начиналось пение, потому что Бесси пела блюзы так, что не верить ей было нельзя».

Книга тонкого и эрудированного специалиста Криса Албертсона «Бесси» — одна из немногих первоклассных биографий в литературе о джазе. Албертсон сумел собрать факты о жизни Б. Смит, очистив их от фантазий и мифов, которыми так грешат работы некоторых исследователей.

По данным Албертсона, Бесси Смит родилась в Чаттануге, штат Теннесси, в 1894 году. Она была одним из семи детей в большой негритянской семье, жившей в беспросветной нужде. Ее отец умер, когда Бесси была совсем маленькой, а когда ей было восемь лет, умерла и мать; дети остались на попечении старшей сестры Виолетт.

Никто не знает, какую музыку слушала Бесси в детстве. В Чаттануге того времени джаз, естественно, она слышать не могла. Вероятно, Бесси слушала музыку набиравшего силу регтайма. Не исключено, что по семейной традиции она ходила в церковь по воскресеньям и пела там духовные гимны.Так проходило ее «музыкальное образование».

Албертсон пишет, что в девять лет Бесси уже пела на улицах, получая пятицентовые монеты от сердобольных прохожих, а в 1912 году ее приняли танцовщицей в эстрадную труппу. В течение нескольких лет Бесси работает в различных театрах, иногда гастролирует в составе эстрадных групп. К концу первой мировой войны (то есть к началу джазовой лихорадки) Бесси Смит была уже известной певицей.

В 1923 году Фрэнк Уокер приглашает Бесси на запись. Первой записью Бесси был «Down Hearted Blues», за ним последовал «Gulf Coast Blues». Успех был грандиозный: менее чем за шесть месяцев было продано 780 тысяч пластинок.

В исполняемых Бесси Смит блюзах нет ложной патетики и слезливости. Ее блюзы решительны, требовательны, страстны. Но страсть эта не чувственна, это горестный и разгневанный крик раненого. Не потому ли он находит отклик у множества слушателей, что каждый из нас не избежал ударов судьбы?

В начале 30 х годов слава Бесси стала угасать. Растущее негритянское население городов все более отрывалось от родного фольклора, питавшего блюзы, и жаждало более быстрой и виртуозной музыки. На авансцену выдвигались большие джаз оркестры (или биг бэнды).

Однако публика никогда не переставала любить Бесси Смит, ее блюзы были популярны независимо от моды. В последний раз она записывалась в 1933 году — это была уже скорее дань прошлому.

Голос Бесси, низкий и сочный по тембру, с годами становился суше и грубее. Серия записей, которая включала громоподобный «Gimme a Pigfoot» и два мощных трагических блюза: «Down in the Dumps» и «Do Your Duty» (с отклонениями от канонической формы), ясно показывает, что, несмотря на ослабление голоса, Бесси по прежнему оставалась великолепной певицей. Ее называли «императрица блюза».

В 1937 году началось экономическое оживление, кризис отступал. Бесси пела в ночных клубах, строила планы новых записей, вела переговоры о съемках в кинофильме (ранее она снялась в короткометражке «Блюз Сент Луиса»). Осенью того же года она вновь отправилась на гастроли по Югу США и во время этой поездки утром 26 сентября погибла в автомобильной катастрофе. Ей было 43 года.

При написании текста использована книга: Джеймс Линкольн Коллиер. «Становление джаза». «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...