Наблюдая за эпическим монголосрачем, бушующим на цифровых просторах КОНТа с подачи уважаемого KAMASа, взявшего на себя труд дать ответы на глупые вопросы альтернативщиков, решил внести свои пять копеек в обсуждение.
Ну а поскольку задать глупый вопрос неизмеримо легче, чем дать на такой вопрос неглупый ответ, а глупых вопросов у альтернативщиков много, то я тут остановлюсь только на одной узкой теме – а именно, на ТТХ основного транспортного средства монголов – монгольской лошадки.
Хотя во второй части своих ответов на глупые вопросы KAMAS отдельно остановился на "лошадиной" теме, всё-таки считаю нужным сделать текущее дополнение к дискуссии и обратить внимание аудитории на некоторые моменты.
Лучшего начала, чем предоставить слово Прометеям альтернативщины, которые несут свет ВЕДения охмурённому коварными "офицЫальными исТОРиками" народу не найти, потому и искать не будем, а прочитаем ещё раз прекрасное о монгольских лошадях у некоего Jktu, который решил озвучить доводы альтернативщиков по теме монгольского нашествия в отдельной статье.
Конница! Монгольская конница! Проходила в сутки по 80 км, питалась на ходу, добывая корм из под снега!
Теперь реалии. « Сверхъестественная выносливость монгольской лошадки определяется её медлительностью: «у монгольской лошади быстрый шаг, свободный галоп, рысь не развита» (БСЭ). То есть бедное животное просто не способно быстро бегать на своих коротких ногах.
Монгольская лошадка не умеет бегать рысью, в крайнем случае, пускается в «свободный галоп», то есть убегает прыжками как попало. Но галоп, тем более «свободный», крайне неэкономичный способ бега. В галоп европейские кавалеристы пускали лошадей при завершении атаки в заключительном броске на противника. А обычное быстрое передвижение конницы происходило на рысях. И как раз к рыси монгольская лошадка и не способна. То есть монгольские всадники на монгольских лошадях не в состоянии ни догнать кавалеристов иных народов, ни убежать от них.
Таким образом, монгольская конница не только не могла сражаться с персидской, арабской и европейской кавалерией, для монгольского всадника убежать от пехоты реальная проблема. Нормальная скорость движения монгольской лошадки 4-5 км/час. Резво бегающий человек вполне способен догнать всадника на монгольской лошади.
Я на этом месте замер в немом восхищении – аффтор просто "срезал" "офицЫальщиков" прямо по Шукшину.
Берется только ОДНА (!) строчка в ОДНОМ (!) источнике, на основании чего аффтор ничтоже сумняшеся делает далекоидущие выводы, которые типа напрочь ломают "мифы" "офицЫальной исТОРии", ехидно при этом глумясь над убогими попытками "офицЫальных исТОРиков" навешать лапшу на уши ВЕДающим пРАвду потомкам славяно-ариев, ну или просто не-быдлу.
Это ж просто пестня! – " Эскадрон моих мыслей шальных не решеток ему, не преград. Удержать не могу я лихих скакунов пусть летят, пусть летят." (с).
Вообще-то у взрослого человека, заинтересованного темой, должен возникнуть вполне резонный вопрос: "А что такое "развитая рысь?" "Неразвитая рысь" – это по сравнению с чем?"
И тут не надо быть коневодом в пятом поколении. Вот я, допустим ничего не понимаю в лошадеведении, но ничто не мешает мне взять и посмотреть в той же БСЭ статью "аллюры". Вот что там пишется про рысь:
"Нормальная (полевая) рысь имеет фазу безопорного движения. Длина шага 2,2 м, скорость до 20 км/ч. Размашистая рысь: лошадь ставит задние ноги впереди следов соответствующих передних. Длина шага до 6 м. Наибольшая скорость рысаков на коротких дистанциях (1,6—3,2 км) до 50 км/ч."
А вот что про галоп:
"Скорость при обыкновенном галопе около 20 км/ч, при быстром до 60 км/ч."
То есть получается, что породы лошадей, у которых рысь "развита", могут двигаться рысью почти с такой же скоростью, как другие породы двигаются галопом.
И поэтому никак из текста БСЭ не следуют выводы, что если монгольская лошадь не могла делать на рыси 50 км/ч, то " как раз к рыси монгольская лошадка и не способна." Или: " То есть бедное животное просто не способно быстро бегать на своих коротких ногах." – это манипуляция аффтора в чистом виде или клиническое неумение делать выводы из прочитанного.
Налицо типичная методика альтернативщиков - от "мэтров" типа чудинова и фоменки до самостийных блохеров типа кадыкчанского и кунгурова. Из серьёзного источника берётся отдельная фраза / мысль. Выдёргивается из контекста и, далее в зависимости от тяжести употребляемой дури или от размера гранта лепятся эпические, хотя скорее долбоэпические, выводы разной степени гобальности. Чем глобальнее, тем лучше. Главное, не забыть, какой глобальный вывод был десятью страницами ранее.
Ну а теперь, реальные реалии, а не измышлизмы диванного иксперда - давайте просто сравним массив данных исторических источников и натужный пук альтернативно одарённого гиганта мысли.
Записки современной путешественницы по Монголии:
" Мы с Иркой прикинули: вьючная лошадь, на которую сгрузили рюкзаки, рысью идти не может – собьет спину, то есть ехать будем шагом, значит – максимум 30 км в день, в Хатгале будем через 6–7 суток.
Наивные. Как выяснилось, монголы шагом не ездят и знать не знают про русские предрассудки насчет вьючных лошадей. Они передвигаются убийственно мелкой рысью, на первый взгляд неторопливой, но пожирающей пространство не хуже стинговских лангольеров. К восьми вечера мы отмахали 45 километров. …
Мы же с подругой к тому времени уже слегка вошли в форму, и наши монголы, собаки лесные, это просекли: как только машина с Егором скрылась за поворотом, они рванули вперед крупной рысью, наверстывая свой график.
Мы неслись под ливнем по начинающей зеленеть равнине; не сбавляя хода, взлетали на крутые холмы. Неутомимые монгольские лошади, разгорячившись, пытались сорваться в галоп. Потоки воды били в лицо; потом тучи отставали, и перед нами снова открывалась залитая солнцем степь. В этот день мы сделали 60 километров – и, Боже мой, это был самый прекрасный день в моей жизни…"
Примерно то же пишут путешественники по Монголии XIX века:
«Я поехал верхом. Лошадка моя была небольшого роста, как вообще монгольские лошади, которых англичане называют не иначе как пони, но быстрая и неудержимо рвавшаяся вперед. Я сначала сдерживал ее пыл, заставляя идти рысью, но потом мои руки устали тянуть поводья, и я дал ей волю. В ту же минуту, буквально как пущенная с тетивы стрела, вылетела она вперед и понеслась по равнине. С легкостью птицы взлетала она по гигантским склонам на вершины холмов и с тою же быстротою неслась потом в долину и все так легко, как будто я не сидел на лошади, а сам имел крылья и переносился на них с холма на холм.» Пясецкий П.Я. Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. (Через Сибирь, Монголию, Восточный, Средний и Северо-Западный Китай). Том 1. СПб, 1880. Стр.37-38
«Изредка среди полной тишины вдруг как из под земли покажется лихой всадник, а там, с другой стороны, — еще и еще. Несутся карьером по степи на своих маленьких лошадках «напрямки» без всяких дорог и троп.» [МТЭМ. В.Л.Попов. Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию. Стр.29]
Это – личные впечатления людей, реально ездивших на монгольских лошадях, которые "просто не способны быстро бегать на своих коротких ногах".
А дальше – свидетельства исторических источников по поводу того, что вообще из себя представляла лошадь монголов и других кочевников Центральной Азии.
«... мы прибыли в Киев, который служит столицею Руссии; прибыв туда, мы имели совещание о нашем путешествии с тысячником и другими знатными лицами, бывшими там же. Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму.» [Карпини. Стр.68]
«Странствуют более других, и вот почему: коль случится надобность, татарин зачастую уйдет на целый месяц без всякой еды; питается кобыльим молоком да тою дичью, что сам наловит, а конь пасется на траве, какая найдется, и не нужно ему брать с собою ни ячменя, ни соломы.» [Марко Поло. Стр.237-238]
«Животные же их [татар], на которых они ездят, (сами) разгребают землю своими копытами и едят корни растений, не зная ячменя.» [СМИЗО 1. Стр.3-4. Из летописи Ибн ал-Асира]
«Сделав привал, они [тюрки] выпрягают лошадей, верблюдов и волов из арб и пускают их на волю пастись ночью и днем. Никто не отпускает (особого) корма скотине, ни султан, ни другие.» [СМИЗО 1. Стр.282. Из описания путешествий Ибн Баттуты]
Это – Средневековье. А вот – свидетельства прошлого и позапрошлого века.
«Под седлом и вьюком казахская лошадь чрезвычайно вынослива и неутомима, способна проходить в день, питаясь только пастбищным кормом, 80-90 км. Не обладая большой резвостью на коротких дистанциях, она показывает выдающиеся результаты в пробегах на большие расстояния. Так, в 1948 году несколько адаевских лошадей под всадниками за сутки прошли 298 км. Казахские лошади в парной и троечной запряжке могут за 4,5-5 час. пробежать 60-70 км. В 1948 г. пара казахских меринов в упряжи прошла за сутки 292 км, причем они не были подкованы, что свидетельствует о прочности копыт у степных лошадей. » [Коневодство. Стр.151-153]
«Лошади тибетские небольшого роста, с грубыми статями и длинною шерстью, но весьма сильные и выносливые; нрава смирного. Они довольствуются самым скудным кормом; кроме того, взамен зернового хлеба едят сушеный творог (чуру), а иногда даже сырое мясо. Тем и другим туземцы кормят своих коней, когда пастбища станут уже чересчур плохи, а также во время сильных зимних морозов. … Родившись и выросши на громадной абсолютной высоте, тибетские лошади не чувствуют усталости в здешнем разреженном воздухе и с седоком на спине быстро взбираются даже по крутым горам. К такому лазанью применены и вполне ступковидные, не знающие подков копыта описываемых лошадей.» [Пржевальский. Из Зайсана. Часть 1]
«Они [Башкиры] не взирая на жестокую и продолжительную зиму не дают скотине никакого корму, и по тому она сама достает себе из под снегу увядшую и вымерзшую траву и мох. Одним только чрезвычайно слабым или очень тяжелым скотинам дают они для подкрепления их сил несколько сена.» [Миллер К.В. "Описание всех в Российском государстве обитающих народов ... " Часть 2. О народах татарского племени. 1776. СПб. Стр.92]
«Но весьма понятно, что нет никакой возможности заготовить на зиму сено для всего скота, потому что он считается часто у одного владетеля тысячами голов, поэтому и еще потому, что в большой части степи трава растет так редко и скудно, что решительно косить нечего, остается одно средство — это тебеневка. Этим словом обозначается у киргизов обычай пускать скот зимою на пастбища. На тебеневке соблюдается такая очередь, что вперед идут лошади, как самые старательные разгребатели снега, за ними рогатый скот и, наконец, на разрытом уже месте, почти корешки травы собирают овцы.» [МГС Киргизская. Стр.140-141]
«По трем главным племенам народов, издавна обитающих в разных частях Оренбургской губернии, можно принять и три разные племени лошадей, свойственных тамошнему краю, именно: башкирское, киргизское и калмыцкое. Все они небольшого роста и довольно некрасивы, с толстою головою и прямой шеей, но зато крепки, [217] неутомимы и легко переносят большие труды. Лошади эти не требуют внимательного ухода, довольствуются небольшим количеством дурного корма; выросшие в степи в первобытном своем состоянии даже совсем не едят овса и безвредно проводят без него всю жизнь. Большая часть степных лошадей не едят овса и даже тогда, когда им его дают, …
Зимою и летом лошади их всегда пасутся на свободе под открытым небом; привычные к суровой погоде, … Кочующие народы не запасают на зиму сена для своих стад, которые, в продолжение семи зимних месяцев, должны бывают сами отыскивать себе корм; впрочем в безводных, голых степях и нельзя бы было это сделать; там вовсе нет травы, годной для сена, кроме молодого камыша, растущего по болотистым берегам вод. …Все степные лошади привыкли зимою отыскивать корм свой под снегом; для этого они разгребыют его на обе стороны передними ногами и таким образом с большею ловкостию очищают степь по мере того, как продвигаются вперед. » [220] [Эверсман. Стр.216-220]
«Киргизские лошади невелики, около двух аршин и редко бывают два аршина два вершка <...>. Эта порода редко бывает красивых статей, но переносит голод и труды с особенною легкостью, не отличается вообще быстротою скачки, но бывают замечательные скакуны, зато это животное в состоянии пробежать огромное пространство без корма, воды и отдыха; бывали примеры таких поездок более чем за 100 верст, и лошади не погибали.» [МГС Киргизская. Стр.134]
«Малой рысцой проехав 100 верст в день, киргиз дает коню часов 5 выстояться на привязи, ночью спустит часа на 3 на траву, а на другой день сделает снова верст 70, если не более, и, повторив вечером то же самое, т.е. 5-часовую выстойку и трехчасовой корм ночью, не задумается вернуться к месту, откуда выехал, в те же два дня, и лошадь от такой езды не может испортиться или пропасть. Нужно еще сказать, что подобного рода езду выносят все без исключения лошади, а на лучших из них можно делать каждый день от 70 до 80 верст в течении целой недели, по прошествии которой, продержав бывшую в ходу лошадь два дня на хорошей свежей траве, вы опять целую неделю можете повторять с нею те же расстояния» [МГС Область Сибирских киргизов. Стр.21-22]
«Бухарские купцы нередко посылают нарочных гонцов из Троицка или Оренбурга в Бухарию, на расстояние около 1500 верст. В таких случаях посланный киргизец едет весь день до позднего вечера мелкой рысью, пока наконец встретит какой-нибудь аул. Тут он слезает с седла и поднимает лошади голову к верху, притягивая ее уздечкою к луке. Целую ночь лошадь стоит таким образом близ кибитки и не может есть. Рано утром перед зарею снимают с нее седло и узду, пускают пастись по степи 1½ или 2 часа, и потом опять продолжают путь маленькой рысью весь день до вечера. Таким образом киргизец едет нередко дней десять на одной лошади. Если лошадь устанет так, что не может идти далее, то он оставляет ее в знакомом ауле, а на взятой оттуда лошади продолжает путь; на возвратном пути лошадей опять разменивают. Разумеется, что выдержать подобное путешествие может только киргизец, который, так сказать, родился и вырос на лошади, и сидя на ней спит так же покойно, как в своей кибитке.» [Эверсман. Стр.220-221]
«В общем эти лошади представляются хорошо собранными, плотными, как часто говорится, коренастыми, и весьма подвижными. Об их выносливости рассказываются легенды, но можно думать, что средней из них по силе пробежка в сто верст без роздыха, в чем я имел случай убедиться в 1914 году, хотя у меня под верхом была минусинская лошадь, уступающая в силе и выносливости, по общему отзыву, урянхайской.» [Грумм-Гржимайло Т.3. Стр.72-77]
«На самых сильных холодах монгольские лошади остаются на подножном корму и довольствуются скудной травой; за неимением же ее едят, подобно верблюдам, бударгану и кустарники; снег зимой обыкновенно заменяет им воду. Словом, наша лошадь не прожила бы и месяца при тех условиях, при которых монгольская может существовать без горя.» [Пржевальский. Монголия. Часть 2]
«Закупка лошадей монгольской породы давала экспедиции огромное преимущество в стоимости лошадей и привычности их к климату и условиям похода через Монголию; не требовалось везти или запасаться в пути фуражем. … при усиленных переходах, 50-60 верст в сутки, по Гоби или бесплодным степям Хан-Хухея, без корма, эти маленькие лошадки отлично служили свою службу, некоторые даже были приспособлены к запряжке в экипажи.
Было несколько лошадей сибирской породы (крестьянских); несмотря на высокую цену и отличные качества здоровых и сильных лошадей, они на коротких кормах, при больших переходах, отказывались служить: приходилось их или обменивать, или продавать за бесценок.» [МТЭМ. Попов В.Л. Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию. Стр.27]
Выделение везде моё.
Ну и обощения, взятые мною, как и все вышеприведённые цитаты, отсюда, (там же – список источников, на которые даны ссылки) - рекомендую, кстати почитать внимательно всем, интересующимся темой – там автор приводит массу фактического материала, из которого я отобрал только малую часть.
(Вот ещё по путешествиям Рубрука и Карпини того же автора.)
Тебеневка
Максимальная глубина снежного покрова, при которой возможна тебеневка — порядка 70 сантиметров. Условия: снег должен быть рыхлым, или даже плотным, но без толстого наста. Тонкий наст не является помехой для лошадей (в отличие от овец). Толстый наст, ледовая корка на почве, обледенелая трава являются сильной помехой к тебеневке, вплоть до невозможности тебеневать на таком участке.
Лошадь
Средний вес 300-350 кг, иногда до 400-450 кг, кобылы немного легче жеребцов. Рост в холке 126-143 см, но в среднем 130-135 см. Потрясающе вынослива и неприхотлива, очень крепкое здоровье. В течение 4-7 дней способна проходить по пересеченнному рельефу 70-100 километров в сутки, довольствуясь 5-часовым отдыхом и 3-х часовой тебеневкой. Достаточно быстра, преимущества в скорости в сравнении со скаковыми породами особенно проявляются на длинных дистанциях. Некритична к качеству поверхности земли, за исключением сильно каменистых и обледеневших поверностей. Подковки не требует. В течение часа способна пробегать до 25 км, отдельные скакуны — и более, до 50 км. Может ходить в запряжке, но только будучи под седлом. … Прекрасно идет под вьюком.
Практически любая из тех лошадей, что могли оказаться в войске татаро-монголов, за исключением лошадей из бесснежных регионов, была способна к круглогодичной тебеневке в условиях глубокоснежной зимы. Вместо воды может успешно довольствоваться снегом. Способна к нажировке; накопленные запасы жира могут расходоваться в случае полного отсутствия или недостаточного корма. В течение нескольких дней может обходиться и без корма. Способна поедать и усваивать самый плохой и жесткий корм, поедаемые растения могут быть очень небольшой высоты. Овса и других зерновых кормов в своей природной среде лошади не получают и не едят, либо требуется какое-то время на приучение к подобным кормам.
Как справедливо заметил KAMAS: " Если какая лошадь и могла принести победу кочевникам, то это монгольские породы лошадей." Правильнее будет, конечно – степные породы лошадей, но суть верна на 100%.
В контексте наблюдаемого монголосрача всё это означает следующее:
1. Кони монгольской армии не требовали фуража. Так что все апелляции альтернативщиков к нормам снабжения конного состава от РККА, все их ёрничания по поводу ниипических обозов с овсом для лошадей – это всё такой же аргумент. как стрёкот кузнечиков в жаркий летний полдень.
2. Тебенёвка. Вполне возможна как основной вид корма и в походе в начале зимы, когда у лошадей ещё большие жировые запасы. Режим перемещения описан выше. В таком режиме армии монголов при походе на Русь нужно было пройти только степи (от района Воронежа, где концентрировались войска Бату, до Рязани примерно 400 км – это где-то неделя-полторы хорошего ходу), на территории русских княжеств в их доступе оказывались запасы сена и та же тебенёвка в условиях снижения интенсивности движения.
Поэтому пассаж Jktu " Про Тебенёвку писать не буду. … Смысл – или есть, или двигаться. Что-то одно." – надо понимать как : " Мои мысли - мои скакуны, Вас пришпоривать нету нужды," …
3. Скорость и длительность бега. Крейсерская скорость – 60/80 км в день. Армию ограничивали по скорости больше верблюды – основные вьючные и тягловые животные, двигавшиеся со скоростью примерно 5 км/ч. При этом в случае необходимости боевые части могли отрываться от обоза – рядовая ситуация на любой войне - и скорость их существенно увеличивалась.
Поэтому пассаж Jktu " Нормальная скорость движения монгольской лошадки 4-5 км/час." – надо понимать: " Мои мысли - мои скакуны, словно искры зажгут эту ночь, Обгоняя безумие ветров хмельных эскадрон моих мыслей шальных." (с)
4. Лошадей степняки не ковали. Поэтому объём железа, необходимый для оснащения армии монголов – ещё один излюбленный вопрос альтернативщиков, снижается на порядок. Не надо было 500 тыс лошадей оснащать подковами. И при этом даже в Тибете и Гоби степные лошадки сносно себя чувствовали
5. Альтернативщики, кажется, постоянно упускают из виду, что речь идёт о войне. Из раскладов любителей считать армейские нормы снабжения кавалерии РККА можно столь же обоснованно опровергнуть факт рейда по оперативным тылам вермахта кавалерийского корпуса Белова зимой 1942 года, потому что обоз вслед за боевыми частями проскочить линию фронта не успел и фураж закончился на третий день. А корпус воевал после этого ещё 3 месяца.
Вдогонку. Зарисовки по поводу питания кочевников на марше.
Гильом де Рубруку сетует на походное меню:
«Нет числа нашим страданиям от голода, жажды, холода и усталости. Пищу они дают только вечером. Утром дают что-нибудь выпить или проглотить пшена. Вечером же давали нам мяса ― баранье плечо с ребрами, а также выпить известное количество супа. Когда у нас было мясного супа до сытости, мы отлично подкреплялись и он казался мне весьма вкусным напитком и весьма питательным. В пятницу я пребывал в посте до ночи, не делая ни глотка, а затем мне надлежало с печалью и скорбью вкушать мясо. Иногда, когда мы попадали на ночлег с наступлением уже темноты, нам приходилось есть мясо полусваренное или почти сырое вследствие недостатка пищи для огня, так как тогда мы не могли набрать достаточно бычачьего или конского навозу».
О том же пишет спутник Рубрука Бенедикт Поляк, «... не отведав хлеба и воды, но на скорую руку имели лишь только днем или ночью, и то не всегда, ничтожнейшую похлебку из вареного проса».
Европейцы страдали, а для монголов и тюрок такая кухня была привычна. Поэтому и нормы продовольствия на человека отличались от сегодняшних.
Итого.
Вопросы Jktu и подпевающих ему комментаторов реально глупые, хотя скорее глупые не вопросы, а те ответы, которые предлагают альтернативщики. Ну а чтобы не быть глупым, есть давнишний проверенный рецепт: "Учиться, учиться и ещё раз учиться".
Но только выбирая в качестве учебника не хроноложеский блевантин, а нормальные, выдержанные по академическим канонам исследованиям.
P.S. На фото - бурят XIX века. Фото из Новосибирского краеведческого музея.
Оценили 82 человека
97 кармы