Класс" / "Entre les murs" (2008, реж. Лоран Канте, Франция)
Фильм-лауреат Канского фестиваля меня бесконечно разочаровал. Большая проблема фильма - отсутствие значительных действий, и замещение их разговорами персонажей. Утомительно, скучно, затянуто.
Этот фильм не вызывает яркого сочувствия у зрителя. Скорее, создаётся ощущение, что ты просто прошёл мимо школы, даже не заглянув туда.
Возможно, фильмы про школу или класс учеников будут выигрышно смотреться только в двух вариантах:
1) раскрыты характеры учеников и основное движение фильма происходит за счёт разных судеб героев, разных семейных и социальных обстоятельств, разных жизней детей, которые волей-не-волей соединены в одно целое классом;
2) показано особое единение учеников и их активную деятельность вместе. Несмотря на то, что персонажи по-прежнему остаются разными, общая картина выглядит менее разрозненно.
Соответственно, в первом случае отклик в душе зрителя может найти история одного из учеников или учениц, вызвать глубокое сопереживание похожесть истории персонажа и зрителя, а во втором случае зритель может почувствовать себя не обязательно на месте кого-либо из учеников, а, возможно, вместе с ними, в коллективе.
Хорошим примером первого варианта структуры фильма про школу является британский сериал "Молокососы" / "Skins" (2007-2013). Присутствие школы в жизни подростков - есть, присутствие других занятий - есть. Второму же варианту структуры, предполагаемой мной, соответствуют отличные фильмы:
- "Общество мёртвых поэтов" / "Dead poets society" (1989, США, Питер Уир);
- "Улыбка Мона Лизы" / "Mona Lisa Smile" (2003, США, Майк Ньюэлл);
- "Хористы" / "Les Choristes" (2004, реж. Кристоф Барратье).
Во всех трёх вышеперечисленных фильмах есть общий элемент в структуре: закрытость. Школы в таких фильмах являются чаще всего интернатами, за счёт чего смело можно показывать в фильме сплочённость коллектива, крепкую дружбу. Дети в таких школах много времени провели друг с другом и так же пережили много событий вместе.
У фильма "Класс" нет ни сплоченности или единения, ни открытости жизни разных персонажей. Нет ни одной сцены событий вне школы, но и в школе происходят неинтересные вещи. По моему мнению, именно это является главной проблемой фильма, и именно поэтому не возникает ощущения саспенса (или, на худой конец, простой заинтересованности). Кроме того, пресловутой сплоченности нет и в педагогическом коллективе - происходит чёрт-те-что, учителя не умеют доказывать необходимость каких-либо правил или свою правоту, а единственное, что умеют - к директору отвести, интеграция между учителями минимальна.
Хорошие моменты:
1) Школьников играют люди соответствующего возраста, а не профессиональные актеры (часто, например, на роли учеников старших классов берут взрослых людей, которые смотрятся абсолютно не аутентично). В "Классе" же действия и реплики детей смотрятся искренне и непринуждённо.
2) Музыкального сопровождения мало (что очень мне импонирует, так как многие фильмы кажутся перегружены саундтреками).
Сам "Класс" не рекомендую к просмотру, но очень рекомендую фильмы, с которыми я его сравнивала.
Катерина Пономарева, Творческое объединение "Вечерний кинозал"
Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"
Вконтакте https://vk.com/cinema_talk
на фейсбуке https://www.facebook.com/group...
Конт https://cont.ws/jr/cinema-talk
в одноклассниках https://ok.ru/cinema.talk
ЖЖ http://cinema-talk-lj.livejour...
Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка
Вконтакте https://vk.com/my_timeline
На фейсбуке https://www.facebook.com/group...
Дзен https://zen.yandex.ru/id/5a53e...
ЖЖ https://my-timeline.livejourna...
В одноклассниках https://ok.ru/my.timeline
Оценил 1 человек
1 кармы