Роль Сибирского казачества в формировании историко-культурного наследия Северного Обь-Иртышья

1 4277

В Ханты-Мансийске прошла конференция «Роль Сибирского казачества в формировании историко-культурного наследия Северного Обь-Иртышья»

Организатором конференции выступило автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества», которое с 2018 года, помимо основных видов деятельности, выполняет функции Регионального центра казачьей культуры.

Идея конференции заключалась в попытке осмысления целого комплекса проблем, связанных с возрождением традиций казачества Западной Сибири, стремлении связать историческое прошлое казачества и современную социокультурную ситуацию, в которой вновь созданные казачьи общественные организации только намечают пути своего развития и находятся в поисках собственных духовных опор и ориентиров. Поэтому в первой части конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся культурно-исторических аспектов сибирского казачества, а во второй - механизмы осуществления государственной политики в сфере поддержки казачества в Югре, современное развитие казачьей культуры в автономном посредством создания сети Центров казачьей культуры в муниципальных образованиях автономного округа.

Доклады на исторические темы были представлены А.М. Вертковым (пгт. Березово), Я.Г. Солодкиным (г. Нижневартовск), М.Ф. Ершовым (г. Ханты-Мансийск).

Кандидат исторических наук Михаил Ершов проанализировал истоки происхождения сибирского казачества. В частности, он обратил внимание слушателей на следующие моменты, во многом объясняющие менталитет современного казачества.

Казаки, исторически существовавшие в условиях пограничья, были вынуждены выполнять те функции, которые, вообще-то, относились к компетенции государственных властей. Осуществление государственных функций частноправовым образом достаточно ярко продемонстрировал поход Ермака. До сих пор историки досконально не выяснили побудительные причины и инициаторов его знаменитого похода в Сибирь. Ученые дискутируют о времени похода, личности атамана, обстоятельствах его гибели, месте захоронения.

Для истории сибирского казачества важно следующее. Победив Кучума и захватив его столицу Искер, казаки решили передать Сибирь России и ждать помощи из Москвы. Ничем иным, кроме патриотизма, их осознанное решение объяснить нельзя. У расставшихся с суровой страной беглых холопов и крепостных, преступников и грабителей искреннее чувство любви к Родине-мачехе оказалось выше материальных выгод, и собственной жизни. Они понимали, что судьба предоставила им (и всей России!) исторический шанс на присоединение Сибири. Они воспользовались им в полной мере, невзирая на высокую цену.

Ермак и его сподвижники за несколько лет совершили качественную социокультурную эволюцию, доступную немногим. Им удалось пройти путь от анархистской преступной жизни, к относительно цивилизованному военному найму. А затем – и к беззаветному служению своему Отечеству. Ермаковская дружина заложила те основы, на которых в последующие времена существовало сибирское казачество. Главная из них – государева служба и верность России.

Сибирское казачество отличала горизонтальная мобильность: ведь колонизация Сибири требовала постоянных перемещений. В необъятном осваиваемом регионе у казаков имелись хорошие возможности для проявления личных свойств при исследовании природно-географических условий. Их отличали сохранение высокого мобилизационного потенциала, толерантность в межэтнической и межконфессиональной среде, потрясающая адаптивность. В тоже время, у сибирских казаков почти не была развита вертикальная мобильность. Так, у сибирских казачьих офицеров долгое время отсутствовали права офицеров регулярных войск, крайне затруднен был выход из сословия.

Нездоровая «закрытость» сибирского казачества привела к имиджевым потерям для России. До сих пор сибирское казачество чрезвычайно блёкло, расплывчато представлено в историческом сознании, в основном образами атаманов: Ермака и нескольких первопроходцев. Все остальные значимые действующие лица – пребывают вне массового внимания. Между тем, стратегическое значение «Сибирского взятия» Россия почувствовала уже вскоре после гибели Ермака и смерти Ивана Грозного. В Смутное время наша страна утратила собственную государственность. Для изгнания интервентов, нужны были воины, деньги, а самое главное, преданность идее освобождения страны. И казачья Сибирь здесь сказала своё веское слово. Ясак, собранный с аборигенов, поступал на покрытие военных расходов, до признания кого-либо из авантюристов.

Известно, что жизнь ермаковских казаков и их преемников служила образцом героизма и для последующих поколений казаков. В семнадцатом веке казачьи отряды шли через сибирские дебри. Они «приискивали» новые земли – страна остро нуждалась в пушнине. И вслед за казачьими отрядами двигались торговцы, крестьяне, священники, великая русская культура…

Вторая часть конференции была посвящена современному казачеству.

Вопросы, касающиеся осуществления государственной политики в сфере поддержки казачества в Югре, раскрыл заместитель начальника отдела обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве и взаимодействия с российским казачеством Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Олег Петрович Шаталин (г.Ханты-Мансийск).

В его докладе и в последующих сообщениях много говорилось о том, что сибирское казачество переживает непростой период своего становления. Потомственных казаков, хранящих память предков, традиции, веру, среди сибирского казачества осталось немного: сказались и репрессии первой половины 20 века и идеология советского государства. В современной ситуации вступить в ряды казачества, стать членом казачьего общества может практически любой желающий: люди приходят со своими сформировавшимися индивидуальными жизненными позициями, установками и убеждениями, зачастую преследуя какие-то свои личные цели. В этих условиях необходима выработка четких духовных ориентиров, которые способствовали бы внутреннему единению сибирских казаков, а основываться они должны на традиционной культуре, в которой заложены все нравственные заповеди, сохраненные предыдущими поколениями.

Создание Центров казачьей культуры на местах, в том числе на базе учреждений культурно-досугового типа, способно во многом решить проблему сохранения и передачи традиций, так как именно в этих Центрах будут аккумулироваться все направления деятельности по сохранению, изучению и трансляции материального и нематериального наследия казачества. И в этой связи большой интерес у слушателей вызвал доклад об особенностях проектирования деятельности центров казачьей культуры, представленный заместителя Председателя Совета Ассамблеи народов России И.В. Галановой (г. Москва).

Выступление Ирины Владимировны, помимо проектной деятельности, затронуло еще один немаловажный вопрос, касающийся роли женщины-казачки в сохранении семейных ценностей, и вообще - места женщины в казачестве. Актуальность темы подтвердилась еще одним выступлением – Дарья Толстова из Нижневартовска, помощник атамана по культуре, рассказала об организации деятельности по сохранению и развитию традиций и культуры Сибирского казачества на примере Нижневартовского общества «Хуторское казачье общество «Приобский».

Тема присутствия женщин в казачестве вызвала много споров, а идея несения женщиной службы переросла в оживленную дискуссию, в ходе которой выявилось большое количество ее противников среди казаков – участников конференции. Но дальнейшая аргументация докладчиков во многом примирила спорящих: и действительно – отправиться в детский сад или в начальную школу, в доступной форме побеседовать с детьми о традициях казачества, попеть, поиграть в традиционные игры – всё это ближе женщине, нежели мужчине. А цель – воспитание гражданина – патриота своей страны – является общей, не зависящей от гендерных установок.

В конференции приняло участие более 80 человек – представителей 14 казачьих общественных организаций муниципальных образований Югры. Для сравнения – в конференции 2016 года участвовало только 3 организации. Это говорит о возросшем интересе казачьих обществ Югры к истории и культуре сибирского казачества, а также о понимании необходимости формирования духовного базиса для выработки стратегии их дальнейшего развития.

_________________________________

Сидорейко Надежда Валерьевна,

Заместитель директора по информационно-методической деятельности АУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества».

Тел: 89044669695, e-mail Sidoreykonv@inbox.ru

Ершов Михаил Федорович, заведующий научно-исследовательским отделом истории и этнологии «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», кандидат исторических наук, доцент. Ханты-Мансийск

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • Достойные продолжатели дела Ермака, Дежнёва, Пояркова и Атласова? Чёт мне так не кажется...