«Колхоз — хорошо, но и состоятельное казачество — любо»

0 3066

Как свердловские казаки сохраняют традиции: песни, Дед Мороз, этнопарк, общество трезвости

В Екатеринбурге собрали атаманов из свердловских городов, чтобы обсудить «историческое наследние и вызовы современности» казачества. Инициатором выступил Центр традиционной культуры Среднего Урала, подконтрольный областному минкульту. В итоге на мероприятии казаки поделились своим опытом привлечения государственных грантов (в том числе для поисков предков во Франции), рассказали о создании этнопарка, где проводят свадьбы и корпоративы, а также договорились помогать друг другу пропагандировать казачью культуру.

Сегодня, 5 декабря, в Центре традиционной культуры Среднего Урала прошел круглый стол «Казачество на Урале: историческое наследие и вызовы современности», на котором собрались атаманы из разных городов региона. Первым делом собравшимся напомнили, что казачество на Среднем Урале имеет право на существование. Так, по словам атамана Среднеуральского отдельного казачьего общества Олега Черкасова, сначала казаки, проживающие на территории области, занимались выращиванием бахчевых культур, причем делали это вполне успешно, умудрившись в один год продать арбузов на 1 тыс. рублей. Потом же, «как высушили болото, прорубили дороги и изменился климат», оренбургское казачество встало на охрану лесов екатеринбургской губернии. «Многие слышали крылатое выражение, что казаков на территории Свердловской области нет, не было и не будет. Однако у нас есть источники, которые говорят, что казаки в том числе охраняли местные золотые заводы», — отметил Черкасов.

Сейчас историю казачества на Среднем Урале Черкасов пытается воссоздать с помощью проектов, к которым привлекает кадетов из Первого уральского казачьего корпуса при Богдановичском политехникуме. Деньги на исследования он пытается получить с помощью системы государственных грантов. Например, в этом году казаки провели проект с названием «Может быть, они были неправы, но они были людьми», в рамках которого 30 подростков изучили областные архивы и обнаружили могилы 11 казаков, погибших в Екатеринбурге в годы Гражданской войны. «Это казаки не только белого движения, но и Красной армии. Дети нашли документы, в которых говорится, что целый полк Троицких казаков вступил в партию большевиков и воевал на их стороне. Живая история всегда лучше учебников. По документам дети изучают зверство белых и красных казаков, позиции выравниваются, воспринимаются осознанно», — отметил атаман.

В рамках другого проекта детей свозили во Францию в поисках следов Русского экспедиционного корпуса, воевавшего в Первой мировой войне. «27 хлопцев и девчат отправились во Францию, 25 человек прибыли в Россию для знакомства с казачьей культурой. Результат получился исключительно хороший, всем понравилось, есть даже интервью директора католического лицея, где он благодарит нас за проект», — резюмировал Черкасов.

Тему истории продолжила жительница Арамиля Ирина Исмагилова, рассказав собравшимся о проекте этнопарка «Арамильская слобода». В прошлом году его создал на собственной земле атаман одноименного станичного общества Василий Стародубцев по схемам острога 1675 года, «когда по территории области проходила граница с башкирскими землями». В комплексе есть жилая и оружейная избы, небольшой скотный двор, гостиница и кафе. В слободе можно сходить на экскурсию, остановиться на пару ночей, а кроме того, согласно сайту учреждения, там можно провести свадьбу, корпоратив, тимбилдинговое мероприятие и фотосессию. Казаков, к слову, возмутило, что атаман не сделал казачий курень общественным, но после непродолжительной беседы спор утих, а участники дискуссии согласились, что «колхоз — это хорошо, но и состоятельное казачество тоже любо».

В «Арамильской слободе», рассказывала Исмагилова, организуют специальные мероприятия к Новому году. В частности, там будет принимать детей «казачий Дед Мороз» в казачьей военной экипировке.

«Не все знают, но ранее вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга по городам России путешествовал и казачий Дед Мороз. Он представлял казачество и даже был у Путина! У него была своя почта, ему писали именно казачата. Он исполнял какие-то желания и очень сильно дружил [с детьми]. Единственное — в 2016 году он умер от сердечного приступа, ему было 50 с копейками», — рассказала она.

Представительнице этнопарка напомнили, что в русской традиции Дедом Морозом является Николай Чудотворец, на что Исмагилова ответила, что святой также будет представлен на площадке. «Кроме того, у нас будут казачьи забавы, песни. Дети будут отгадывать казачьи загадки. Нам кажется, что это будет очень интересно и необычно», — подвела итог руководитель проекта «Арамильская слобода».

Свой вариант слободы для сохранения традиционного казачьего быта в области планирует создать и атаман хутора «Манчажский» Павел Кузнецов. Пока его проект лишь прорабатывается, но уже известно, что на территории острога будет «зоопарк» домашних животных. «В наше время люди с бурным интересом приезжают посмотреть на ту же корову или лошадь», — сказал он.

Сейчас же Кузнецов занимается патриотическим воспитанием молодежи: обучает детей истории казачества, владению оружием и строевой подготовке. Его «дозор» состоит из трех отрядов, разделенных по возрастному принципу, хотя воспитанники не старше 16 лет. В каждом отряде есть свой «атаман» — его выбирают сами подростки, «чтобы все с детства знали, что каждый казак может стать атаманом», после избрания ребенку вручается нагайка.

Коллегам Кузнецова было интересно, выделывает ли он шкуры овец, которых содержит на подворье. В ответ атаман посетовал, что сейчас на шкуры нет спроса и отсутствуют мастера. Он добавил, что достать настоящее казачье седло стало очень сложно.

Атаман кировградского общества «Хутор Чистый» Николай Хомутов назвал свое выступление «Трезвые казаки — пример настоящего патриотизма». «Трезвость — это базовая национальная ценность России. Каждый мужчина имеет определенные звания в жизни — отец, сын, воин. Исполнять эти роли он может только трезвым», — объяснил он, продолжив рассказ достижениями его трезвых подопечных. В частности, кировградские казаки добились того, что их стали «видеть в городе». «Вот один из фактов признания нашего общества — 9 мая мы возложили гирлянду из живых цветов, не из пластмассовых каких-то, к мемориалу памяти воинов Великой Отечественной войны», — отметил Хомутов. Тема доклада пришлась по душе не всем. Один из казаков, сидевших в зале, заметил, что нельзя ставить знак равенства между «трезвым» и «патриотом». Хомутов объяснил, что имел в виду вопрос воспитания детей. «Только трезвый человек, любящий родину, может стать примером для ребенка», — сказал он.

Наметив планы по сохранению быта, участники конференции обсудили возрождение казачьей культуры. Сейчас, отметили атаманы, даже самые настоящие станичники с трудом воспринимают традиционные песни, а дети же совсем не могут их петь. Выход предложил директор Первоуральского народного дома и участник фольклорного ансамбля «Воля» Сергей Саблин — по его мнению, мелодии нужно транслировать на федеральных каналах. «Человеку же что показывают по телевизору, то он и слушает. Сегодня вот рэп популярен — и у нас все рэп слушают. Никто его 20–30 лет назад не знал, а теперь он из всех утюгов. Если сейчас начать транслировать старинные казачьи песни, то через 20 лет люди будут любить их», — сказал он.

Саблин также добавил, что вслед за возрождением интереса к культуре, после появления старых казачьих мелодий на ТВ произойдет и социально-экономический рост в стране. «Народ преобразится, это будет другой народ. Общество человеческое ведь в какой культуре живет, таковы и результаты. Вот есть Япония, в ней трепетно относятся к национальной культуре. И в результате эта небольшая страна имеет огромные экономические успехи», — отметил он. Впрочем, каких-либо конкретных предложений, как именно привлечь внимание СМИ к казачьим традициям, атаманы не нашли.

Автор: Иван Маслов

https://www.znak.com/2018-12-0...

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Куда исчез Борман?
  • Zimin
  • Вчера 11:03
  • В топе

Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....