Восьмисерийная шпионская драма "Спящие" с закрученным сюжетом о противостоянии нашей и американской спецслужб закончилась на прошлой неделе и эхом отозвалась в обществе, заставив пересмотреть сериал всех, кто не успел на сеансы на "Первом".
"Спящие" снимались по сценарию Сергея Минаева при поддержке Министерства культуры РФ силами продюсерской компании Федора Бондарчука. Сергей Минаев давно мечтал создать настоящий шпионский триллер для отечественного кино, не уступающий западным аналогам, и, надо сказать, режиссеру Юрию Быкову удалось воплотить в жизнь замысел автора вполне натуралистичной картиной. Съемочную группу консультировали люди в погонах, чтобы обошлось без "ляпов".
Экшн, хорошо закрученный сюжет, вполне себе смотрибельный сериал, если бы не одно "но", которое заставило того самого режиссера заявить об уходе из профессии – поэт в России всегда больше, чем поэт, а уж режиссер – тем более. Он не должен снимать хорошее кино про наши спецслужбы, а обязан быть гражданином умеренно или крайне оппозиционных взглядов, и все спецслужбы ненавидеть, иначе не избежать травли со стороны селебрити кино большого и малого.
Еще бы обошлось без скандала – темы в сюжете были выбраны острые и актуальные – тут и война, и эвакуация нашего посольства в Ливии, схема работы иностранных разведок с "агентами влияния", так называемыми "спящими", российские реалии, либеральные журналисты и популярные блогеры, борцы с режимом и правозащитники, мастера "бархатных революций" и многое другое, что с 2013 года вызывает у людей интерес к новостям.
В центре сюжета — полковник ФСБ Родионов (Игорь Петренко), который в 2013 году вместе с оперативной группой обнаруживает, что американские спецслужбы в целях срыва судьбоносного газового контракта России и Китая активируют "спящих" шпионов и засылают в Москву специалиста по "оранжевым революциям". Американцы спонсируют оппозиционных блогеров, помогают известному "правозащитнику" обличать ФСБ и коррупцию, устраивают митинги и теракты, а в конце отправляются на Украину, чтобы повторить сценарий там. Сериал вызывал живой отклик аудитории, но после множества критических статей и отзывов от коллег по кино-цеху, обвиняющих, что подобный сериал хуже любой пропаганды, Быков удалился из "Фейсбука", а на своей странице во "ВКонтакте" опубликовал пост с извинениями перед зрителями и объявлением о вероятном уходе из кино. Режиссер согласился, что этим сериалом он предал "все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране".
Что же так затронуло сердца либеральной тусовки? Вот хотя бы несколько цитат, растасканные из фильма по интернету – эти фразы и гарантировали обструкцию режиссеру.
ФСБшник — оппозиционеру: "Нищим русский народ сделали вы в 90-е. Когда кричали про демократию, а параллельно под шумок забирали фабрики и заводы. Но ничего, как видишь, мы выжили. Да, такие, как я, вернули себе страну, и такие, как я, будем ее защищать".
Жена — журналисту: "Ты хочешь стать таким же, как наши общие знакомые? Вечно озлобленным эмигрантом, который сидит ежедневно в сети и выискивает, чтобы еще такого плохого случилось в России. Смакует все эти подробности с единственной только целью — чтобы оправдать свой отъезд".
Предатель из ФСБ во время поимки: "А это мой дом? Вот это все неандертальское быдло с правилами жизни каменного века — мой дом? Родионов, ты не предателя поймал, а человека, который хотел что-то изменить. Пусть даже таким путем. Потому что вы не оставляете нам выбора. И нас еще будет очень много, поверь мне. Пока вы не научитесь уважать свой народ".
Такую реакцию Быков связал с тем, что за ранее созданные им картины "Дурак" и "Майор" кто-то ошибочно причислял его к либеральному лагерю, в котором он никогда не был. Это дало повод считать работу над "Спящими" предательством. "Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале "Спящие", – написал режиссер на своей страничке в социальной сети "ВКонтакте" (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены).
По словам Быкова, его "мягкость и дезориентированность в моменте" привели к тому, что лучшие умы страны от него "окончательно отвернулись".
"Хочу попросить прощения, что прежде, чем стать взрослым, разумным человеком, привлек к себе такое внимание и заставил думать, что я – ориентир. Это далеко не так. <...> Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, – цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране. Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования", – отметил он.
В то же время писатель Сергей Минаев, продюсеры Игорь Мишин, Александр Акопов и Федор Бондарчук поддержали режиссера, призвав его не реагировать на обвинения критиков.
"Вы молодцы, конечно. Организовать такую скоординированную травлю Юры Быкова, такой спектакль, где каждый актер дополняет другого, где оркестр день за днем набирает темп, чтобы в финале грянуть всеми инструментами – такому не учат на "Первом канале", не учат в ФСБ или администрации президента. Это должно идти от самого сердца. И я вроде бы каждого из вас давно знаю, помню "все ваши трещинки" и могу написать трактат на тему "Удивительные мрази и где они обитают" – но все равно каждый раз поражаюсь, насколько филигранно вы умеете выбрать самого слабого, самого неустойчивого, и травить, травить его всей своей сворой", – написал Минаев в "Фейсбуке".
По мнению писателя, травля Быкова началась совсем не из-за "вранья про ЦРУ" и "унижения правозащитников". "Большая часть тех, кто писал гневные агитки о "сотрудничестве с властью", сами с ней не просто сотрудничают, а натурально живут за ее счет. Утром они эту власть поливают, а вечером у нее получают гранты, проекты, конверты, квартиры, помещения под студии и т.д.", – уверен Минаев.
Комментируя критику, Бондарчук подчеркнул, что по сравнению с ними даже "оголтелые православные мистики или ура-патриоты" – просто "дети". "Либеральная интеллигенция хочет сжечь и направить в ад всех создателей сериала", – отметил он, признав, что "режиссер Быков переживает" из-за ситуации. Продюсер Игорь Мишин тоже поддержал режиссера, ответив на критику со стороны либеральной общественности.
"Я вот думаю, какое количество фильмов-агиток и сериалов-агиток нам всем нравится? Ну просто потому что интересно, просто потому что держит. Даже тем, кто готов разорвать Быкова за российскую агитку. А такие точно есть среди судей Быкова. Это что? Как это понимать? Или фильмы в защиту американского президента или британских спецслужб находятся внутри жизненной парадигмы этих самых судей?" – написал он в "Фейсбуке".
Игорь Мишин задается вопросом – почему "сотрудникам российских спецслужб нельзя быть в кино симпатичными, харизматичными, привлекательными для женщин, чтобы понравиться "идеологически правильно" ориентированной части населения?"
"Давайте для начала зароем героев и авторов фильма "Ошибка резидента". Нет. Надо быть еще принципиальней. Давайте тогда со Штирлица начнём. Ну давайте, сжигайте на кострах инквизиции и Семенова, и Лиознову. Ну, а зачем мелочиться? Он, этот Штирлиц, на Сталина работал", – напомнил продюсер.
Критики отмечают, что "у хороших парней в конторе висит портрет Путина, а у плохих – Ельцин, красный даблдекер и фото Эйфелевой башни". Предателя из МИДа шантажируют тем, что его дочка останется без английской визы, не окончит "Кембридж" и попадется с наркотиками на лондонской вечеринке. У оппозиционного героя-журналиста в фильме – особняк, BMW и целая команда ассистентов. Нашли в фильме и Алишера Усманова, которому, по данным федеральных СМИ, Сергей Минаев помогал записывать видеообращения к Навальному, этот образ в фильме был выведен определенным образом: у офицера ФСБ есть консультант – даже мудрый друг из диаспоры – Зелимхан Ибрагимович. Все это называется политической агитацией, кинематографическим "набором штампов", а персонажи от этого становятся "ходульными". Хотя автор сценария, писатель Сергей Минаев уже не в первый раз просто ставит зеркало напротив современного общества, позволяя наблюдать отражение всем "ходульным персонажам".
Идея "спящих" шпионов не нова – непонятно, почему так возбудилась определенная публика. Например, в США в 2010 году вышел фильм с Анжелиной Джоли "Слот", где она оказалась "спящим" шпионом Советов. И в любимых либералами и свободных Штатах к картине отнеслись спокойно, и никто не кричал про агитки. Всем известно, что шпионские триллеры и фильмы про агентов спецслужб очень популярны в мире и в подавляющем большинстве главные персонажи очень симпатичные, спасают мир, а фильмы с ходульными персонажами и сюжетными штампами транслируют государственную идеологию США – это все воспринимается с закрытыми глазами. Но свобода нашей либеральной элиты должна быть только для определенной части общества – а именно для этой элиты. Все, что выходит за рамки их представлений о жизни или посягает на правду – откуда идут деньги им в карманы и почему наши внутренние эмигранты до сих пор не уехали – глаза их тут же широко раскрываются в изумлении, они "просыпаются".
Кинокритик, публицист Дмитрий "Гоблин" Пучков специально для Накануне.RU прокомментировал страсти вокруг "Спящих":
— Во-первых, когда критикуют сериал – речь идет, по большей части, о сценарии фильма, а сценарий пишет сценарист. "Спящие" написал Сергей Минаев. Режиссер занят постановкой этого сценария. И почему вся эта травля направлена на режиссера – не совсем понятно. Это раз.
Во-вторых, на мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что если вы с одной стороны прославляете подонков, которые гадили собственной стране, посветив этому десятки лет жизни, то почему не может быть фильмов о том, как люди служат своей стране? Вот именно это, оказывается, недопустимо.
Весь этот вой, в моем понимании, поднялся только из-за того, что известную часть нашей интеллигенции там показали так, как она на самом деле выглядит. Это у них и вызывает такую ярость. Что это беспринципные продажные твари, которые "и вашим и нашим за копейку спляшем" – готовим тут "майданы" и прочее, и прочее.
Ну, а сам факт травли выглядит просто "замечательно". Это люди, которые что-то там говорят про Сталина, которого противопоставляют свободе, но "шаг влево, шаг вправо" – у них уже считается за побег, прыжок на стену, провокацию. Мы тебе не разрешаем говорить то, что ты думаешь, мы тебе не разрешаем делать то, что ты хочешь, ты должен соответствовать строгим критериям "тусовки"!
То, что в ответ написал (в ВК) режиссер Быков, я это расценил, как такую горькую иронию, а не самоотречение. Неужели никто не знает, что он там снимает, никто ничего не видит, и для всех это такое открытие? Ну, как-то даже не смешно. Детский сад какой-то.
Кино нормальное, в общем и целом оно с ремесленной точки зрения отлично снято, то есть красиво, ярко, красочно, бодро. С точки зрения сценария, я как некоторым образом причастный – слабовато во многих местах. С точки зрения сотрудника известных организаций – большинство сцен смехотворные просто. Ну, люди, которые не причастны к работе спецслужб, им нравится. Зрителям нравится – задача выполнена.
Главное, с интересом дальше смотрим, как наша интеллигенция, не охваченная членством в КПСС, не состоящая в профсоюзах, дружно, организовано, по свистку – организует травлю своему, так сказать, собрату. Смотреть очень интересно.
Дмитрий Лекух – о травле Быкова за "Спящих": Ситуация абсолютно поганая
За один день режиссер Юрий Быков из кумира либеральной тусовки превратился во врага и предателя, а, возможно, и перестал быть режиссером. Для этого ему достаточно было снять комплиментарный (как показалось тусовке) сериал "Спящие" про силовиков и "оранжевый переворот" в России. Масштабная атака на нервы создателей сериала, среди которых еще и Сергей Минаев и Федор Бондарчук, привела к тому, что Юрий Быков объявил об уходе из профессии. Писатель, публицист Дмитрий Лекух считает, что травля Быкова показала всем, что именно они, либеральная тусовка, здесь власть. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:
– То, что произошло с режиссером Юрием Быковым, это очень плохо, но, к сожалению, при нынешней культурной ситуации в стране абсолютно нормально. Очевидно, что "культурная власть" в России принадлежит строго определенной страте людей со строго же определенными убеждениями. Эдакая отрыжка "светлых" 90-х годов. Все живое, что противоречит эстетическим, политическим, сексуальным убеждениям данной страты, старательно выжигается и травится. Делается это любыми методами. Юрий Быков тут не исключение, а, скорее, правило. В данном случае режиссер оказался как-то нежен, но остальные-то к этому просто давно привыкли.
При этом Быков, на мой взгляд, весьма крепкий ремесленник, который сделал хороший продукт, вполне соответствующий уровню телеканала. С профессиональной точки зрения "Спящие" – неплохо снятый сериал, без претензий, кстати, на высокое искусство. Сергей Минаев, Быков и Федор Бондарчук делали конкретный продукт для конкретного канала, и с задачей, как мне кажется, справились. На роль Тарковского никто не претендовал. Поэтому очевидно, что травят их не за искусство, травят их даже не за политику, а за то, что в этом культурном слое (а любой археолог вам скажет, что слой этот, по большому счету, состоит в основном из дерьма) воспринимается как несоответствие "правильному" образу мысли.
Зато эта история четко высветила, что системные и несистемные культурные либералы принадлежат к единой прослойке. С утра они бегут на подсос к чиновникам за деньгами, вечером на эти деньги ругают государство, не трогая при этом чиновника, который денег дал. К искусству они не имеют, как правило, никакого отношения. Все они различные директора студий и прочая околохудожественная ерунда. Кстати, Минаев по бодрости характера показал в своем сценарии слишком яркую и достоверную картину их жизни, а режиссер Быков ее отснял, за это, видимо, и подвергаются травле.
Что с этим делать? Честно говоря, я не знаю. Травят ведь не только крепких ремесленников вроде Юрия Быкова, травят таких серьезных людей как Юнна Мориц (одного из последних великих русских поэтов, если не последнего), травят, как к нему ни относись (я его не очень люблю), классика русской литературы Эдуарда Лимонова. Все, что не вписывается в шаблоны представлений о прекрасном – травят. У них, как у самолета, есть система "свой-чужой". Серебренников – свой, поэтому он имеет право освоить миллиард рублей, а если что-то и украл, то нельзя его трогать, "он ведь художник"! А если кто-то не свой, то включается либо молчание, либо травля. Вот Быкова считали своим, а он по сценарию Минаева снял все как есть, и теперь он – предатель.
Ситуация абсолютно поганая, не характеризующая ни фильм, ни состояние культуры в нашей стране. Свора, которая травит Быкова, к культуре или духовности не имеет ни малейшего отношения. Это ремесленники, грантососы и пильщики бабла, среди которых иногда встречаются талантливые ребята. Но травля явно показала, что именно эта страта здесь власть, что, извините, и страну, и своих покровителей, СМИ, спецслужбы она ни во что не ставит. Причем это же среда и чиновничья в том числе, я не имею в виду политических назначенцев вроде министра Мединского, а средний уровень, всех этих директоров студий, литконсультантов. Все они показали, что в данной конкретной ситуации "они здесь власть". Просто взяли и сломали человека.
Оценили 326 человек
355 кармы