Парящие над землей

20 2865

Кто такие рысаки? Что мы знаем о них? К сожалению, постыдно мало. Как оказывается, мы не знаем главного: чем они отличаются от верховых лошадей. А различия у них огромны, и не только в том, что одни испытываются рысью, а другие галопом.

Рысью как скаковая лошадь, так и тяжеловоз может пройти ипподромный круг в 1600 м за 5 минут! Чтобы точнее понять суть отличия рысака от верховых, предлагаю вернуться в середину ХХ века, когда на Московском ипподроме руководители подняли неординарный вопрос: «Почему рысаков проминают перед призом порой по часу, а то и больше, тратят столько сил и времени, зачем? Вот скаковая лошадь выехала, проскакала «с духу», не затратив при этом столько энергии, как рысак. А вы все их мнете, расходуете их силы по чем зря…»

Подобная тема была затронута еще в связи с поездкой наших семи класснейших рысаков во Францию в 1956 году, после огромного перерыва в международных стартах, на этап приза Америки, где наши крэки, к сожалению, не смогли занять ни одного платного места. По их возвращению на родину стали искать причину поражения. Кроме того, было отмечено, что иностранцы не проминают своих лошадей: выезжают сразу на приз. Может, причина успеха зарубежных коллег в этом? Достоверности ради стоит отметить, что вопрос изначально был поставлен неверно. Дело в том, что наши лошади стояли на Венсеннском ипподроме, а в ту пору проминки лошадей в Венсенне были запрещены, и проминали их в тренировочном центре в Гробуа, что в 20 км от ипподрома. Именно этот нюанс и создал иллюзию безпроминочной езды на приз. Это заблуждение настолько глубоко пустило свои корни, что в Москве было создано целое отделение, где рассматривалась методика выступления рысака в призу без проминки. Конечно же, эксперимент потерпел неудачу, но похвально то, что вопрос тренинга рысака, к теоретическим основам которого боялись даже приблизиться, вышел на другой уровень.

Научный подход

Рысистый тренинг в те времена подпадал под разряд искусства: искусство езды, искусство балансировки, искусство малого воздействия человека на лошадь. Лаборатория физиологии и тренинга ВНИИКа под руководством Г.Г.Карлсена не побоялась подвести научно обоснованную базу под физиологию и тренинг рысака и скаковой лошади. Были взяты верховые и рысистые лошади и произведены исследования газообмена (дыхания) лошадей. В эксперименте участвовали группы рысаков и верховых лошадей, и были начаты работы по рассмотрению их физиологических особенностей на различных аллюрах в качалке и под верхом. Исследования проводились следующим образом: на лошадь одевалась специальная маска, рядом с испытуемым ехала машина, на которой сразу проводился анализ вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Результат оказался неожиданно интересен: когда лошадь бежит тротом (спокойная, тихая рысь), дыхание у нее таково: на каждый шаг вдох (1:1), такая же схема работает и на галопе и свойственна всем группам лошадей.

Секреты дыхания

Самое удивительное начинается, когда рысак переключается на более резвую рысь, даже на короткие дистанции. У него мгновенно происходит перестройка дыхания: на два шага один вдох (1:2). Эти удивительные метаморфозы с дыханием возникли не на ровном месте, они генетически закладывались в породу на протяжении более чем 200 лет ее создания, и сейчас этот переход происходит более или менее автоматически. Конечно, эта особенность закрепилась в породе, но не стоит забывать, чтобы дать полностью раскрыться этой способности, наездники, каждый день работая рысистую лошадь, проторяют пути этого «искусственного дыхания», настраивая организм на резвую работу.

Дыхание. Вкл/выкл.

Чтобы было понятнее, следует объясниться: шаг, рысь, галоп – естественные аллюры для всех лошадей, и в каждом виде конного спорта они раскладываются на подаллюры: в выездке есть прибавленный шаг и прибавленная рысь, у скаковых лошадей также есть кентер, размашка. Но ни один из аллюров и подаллюров не выходит за границы естественности, а вот у рысака резвая рысь целиком искусственна. Следовательно, если скаковой лошади достаточно разогреть мускулатуру перед скачкой, то рысаку требуется помимо этого еще и правильная подготовка дыхания! Именно поэтому наездники так долго и кропотливо проминают своих рысаков перед призом, ведь основная задача проминки – подготовить организм лошади к предельным нагрузкам во время выступления на приз, включить механизмы необходимые для более глубокого, редкого дыхания. Самое удивительное – это сами механизмы переключения дыхания: вы приняли старт, и рысак мгновенно переключается на дыхание 1:2, иначе он не обеспечит себя кислородом; вы остановили лошадь после финиша, и она моментально возвращается к синхронности, к 1:1!

Рысистые аллюры

При рассмотрении такой сложной темы как тренинг рысистой лошади, нельзя пройти мимо аллюров и их значения в работе с рысаками. Конечно, всем понятно, что это тема больше тянет на диссертацию, чем на статью в журнале. Но все-таки, по мере возможностей, мы попытаемся объять необъятное. Итак… В рысистом тренинге существует два основных аллюра: шаг и рысь. В практике рысистого тренинга слово рысь уже не «в ходу», это понятие разделилось на подаллюры, которые в свою очередь получили значение самостоятельных видов работ: трот, размашка, мах и резвая.

С шагом все понятно, он присущ, как уже говорилось всем лошадям, и его значение одинаково во всех дисциплинах: он успокаивает, снимает стресс, помогает молодой лошади свыкнуться с новой обстановкой, служит отдыхом между гитами.

Трот – самое медленное движение рысью, внутри себя он делится на спокойный и «веселый». Причем именно «веселый» трот наиболее предпочтителен при работе с молодняком, поскольку только во время такого широкого трота у рысака вырабатывается нужная синхронность дыхания и движения. Почему именно спортивным тротом работается рысак? Ответ на этот вопрос дали наблюдения специалистов. Экспериментальным путем было доказано, что синхронность дыхания и движения у лошади вырабатывается при скорости не менее 5 минут на 1600 м. Для взрослой лошади это нормальная каждодневная работа, а для молодого рысака – значительная нагрузка и постоянное упражнение на развитие нервной системы и дыхательных путей.

Размашка – следующий за свободным тротом подаллюр рыси. Это нечто среднее между свободным тротом и более резвым махом. Скорость размашки очень вариативна, она может приближаться как к веселому троту, так и к маху. Пожалуй, секунды, показываемые на размашке зависят, в основном, от возраста и тренированности рысака.

Мах – следующая ступень на пути развития и отработки у рысака резвой рыси. Скорость движения на 15-30 секунд тише его предельной резвости. Мах является важнейшим элементом тренировочных работ рысака, улучшает координацию движений и способствует дальнейшему развитию механизмов синхронности ритмов дыхания и движения.

И, наконец, резвая рысь. Самый напряженный аллюр в тренинге рысака. Он предъявляет к лошади наибольшие требования, которые могут быть выполнены лишь при обязательном условии подготовки всего организма животного к этой работе. Тут приобретают огромное значение как балансировка лошади на рыси, так и ранее выработанная синхронность дыхания у рысака. Пожалуй, это самый показательный аллюр, своего рода проверка способностей рысистой лошади.

Полеты наяву

За счет чего все-таки рысак может бежать так резво? Ответ достаточно прост: при движении рысака резвой рысью появляется так называемый момент подвисания, лошадь как бы пролетает над землей (отрыв всех четырех ног от земли, подобную фазу в незначительном ее виде у верховых можно наблюдать на прибавленной рыси), таким образом длина ее шага значительно увеличивается. Эта фаза подвисания у рысака начинает проявляться уже на размашке. Работа рысака таким резвейшим искусственным аллюром создает большое напряжение для его нервной системы, вызывая тем самым сильное возбуждение, что может послужить причиной сбоев или проскачек (переход на галоп). И в этом нет ничего удивительного, так как такой резвейший искусственный аллюр предъявляет к лошади очень высокие требования и в момент наибольшего напряжения она с легкостью переходит на естественный аллюр – галоп. Это самый простой и легкий выход из стрессовой ситуации для рысака; нет такой лошади, которая бы не перешла на естественный аллюр в момент перегрузок. Этот момент может возникнуть в дыхательном центре под влиянием нехватки кислорода, или из-за внешних раздражителей (шум трибун, машина, новый сбор, другая лошадь). Следовательно, понимание причин возникновения сбоев у рысистой лошади значительно облегчает работу с ней.

«Поддужный» галоп

Конечно, галоп – это порочный аллюр для рысака, выпивший немало крови наездников, но в каждом правиле есть свои исключения, и даже пороки могут служить хорошую службу.

В не таком уж далеком прошлом на ипподромах проводились бега отдельно на время с поддужными, на так называемое освидетельствование резвости. В таком заезде стартовали две лошади – одна бежала на установление рекорда, а другая (поддужный) создавала эффект борьбы. Так вот именно этот поддужный и скакал галопом! Причем, самими лучшими поддужными были рысаки, они лучше переносили жесткий грунт призовой дорожки, и ими было легко управлять.

Например, на ЦМИ был поддужный, который, имея весьма скромный рысистый рекорд, легко скакал за две минуты! Причем, как показала практика, многие рысаки после подобных «скачек», побывав поддужными, заметно улучшали свои рысистые рекорды. Порода брала свое, и эти «скакуны» с превеликим удовольствием, без сбоев и проскачек возвращались на ипподромную дорожку полноправными рысаками! Подобный метод принудительного галопа неплохо работает в борьбе со «злостными скакунами», которым по целому ряду причин неудобно бежать рысью, и они предпочитают галоп. Поначалу такие «рысаки» с азартом принимают галоп, но впоследствии, перенасытившись этим аллюром, охотно возвращаются к рыси.

«Беспредельные» лошади

Феномен рысака заключается еще и в том, что резвая рысь, как целиком и полностью искусственный аллюр, сама по себе ставит физиологические рамки и не дает лошади «дойти до предела». Среди скаковых лошадей от перенапряжения во время скачки бывают трагические случаи (например, разрыв аорты), а у рысаков такие проблемы крайне редки, у них стоит своего рода «ограничитель», который не дает им «загнаться». Рысак в момент наибольшего напряжения может перейти на неправильный ход (при движении рысью, т.е. «ходом» соблюдается диагональ: правый перед, левый зад, несоблюдение этой диагонали считается «неправильным ходом»), или на галоп.

Из всего вышесказанного получается, что рысистое дело – это «рукотворное» искусство, поскольку является постоянной работой над совершенствованием неестественных для лошади аллюров. Соответственно, именно аллюры, а точнее их качество, являются основополагающим звеном в работе с рысаком, а сам рысистый тренинг – это технически гораздо более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Скептики скажут, что аллюры имеют высокую важность не только для рысака, а, например, еще и в выездке. Но они будут не до конца правы, поскольку наездники не совершенствуют естественные аллюры, а принуждают лошадь максимально выкладываться на резвейшем искусственном.

ЗМ | Источник: http://www.goldmustang.ru/maga... - © 2014 goldmustang.ru


"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
    • SVD
    • 1 апреля 2017 г. 18:25
    Ого!
  • Однако, наука!:-)
  • Спасибо за Ваш романтизм и тонкую эстетику видео. Душа летит вместе с ними. Рысак - это произведение искусства многих людских поколений и не любоваться им не возможно.
  • Ух ты! Красота какая!
  • Такие красивые... Такие грациозные и безыскустные. Живые!