Мулла Садра: Основы исламской экологии

4 1636


Не производите расстройства на земле

после устроения ее» (Коран, 7: 56).

Не секрет, что западный тип хозяйствования и доминирования над природой не только распространился по всей планете, но уже успел привести ее к краю экологической пропасти. Техногенное воздействие на природу достигло угрожающих масштабов и, по мнению некоторых экспертов, даже переступило т.н. «черту невозврата». Проблема сохранения окружающей без преувеличения, стала главной проблемой для современного человечества, которая требует безотлагательного решения.

Задумаемся вот о чем: если о будущем человечества с точки зрения глобального ядерного конфликта можно рассуждать с известной долей вероятности, то относительно глобального экологического кризиса вариантов, увы, нет. Игнорирование этого кризиса неминуемо приведет, как минимум, к деградации, а как максимум - к вырождению человечества. Западу придется принимать непростое решение погибнуть ли человечеству вместе с загубленной им природой или же трансформировать свое отношение к ней так, чтобы природа могла вздохнуть свободно и заняться самовосстановлением.

Помощь современному Западу в деле изменения отношения современного социума к природе могло бы оказать экологическое учение Ислама, которое, как оказалось, было разработано давным-давно. Это сделал Мулла Садра – мусульманский ученый, который в далеком Средневековье разработал религиозные подходы для решения проблем экологии.

С наследием этого ученого познакомились члены Диссертационного совета по социальной философии Казанского федерального университета, где в марте 2015 года состоялась успешная защита кандидатской диссертации на тему «Социально-метафизические основания экологической этики (на основе анализа философии Ф. Бэкона и трансцендентной философии Муллы Садра)». Автором научной работы является гражданин Исламской Республики Иран Шираванд Мохсен. Предлагаемый вниманию читателя материал подготовлен на основе официального отзыва оппонента, являться каковым выпала честь автору данной статьи.

В исследовании молодого ученого Ш. Мохсена хорошо представлены две противоположные друг другу мировоззренческие системы. Одной из них, представленной эко-философскими воззрениями Френсиса Бэкона, является существующая модель отношений «человек - природа», действующей в масштабах планеты и продолжающей разрушать среду обитания всего живого. Соискатель Ш. Мохсен ясно показал, что западная идеология противопоставления человека и природы, выражающаяся в жестоком потребительском отношении к окружающей среде, берет начало именно в философии Ф. Бэкона.

Вторая мировоззренческая система представлена исламским экологическим учением мусульманского философа Садр-ад-Дина Мухаммада аш-Ширази (1571-1636), более известного как Мулла Садр (или Садра, согласно орфографии соискателя).

Экологическое учение Муллы Садра в наши дни остается лишь теоретической моделью. Однако Ш. Мохсен представил его как реальную альтернативу западной модели отношения к природе. Нет сомнений в том, что в случае избрания модели М. Садра в качестве фундамента построения нового типа отношений «человек - природа», будет решена не только проблема экологического кризиса, но и проблема нравственного и мировоззренческого кризиса, в котором пребывает современное человечества, поскольку в основе этого учения лежит иман - вера в Бога и, на основе этого, осознанное исполнение Его предписаний.

Работа Ш. Мохсена интересна также и тем, что в ней хорошо показана разница в понимании двумя философами человеческого счастья. Так. Ф. Бэкон, представляющий западный психотип отношения к окружающей среде и природе в целом, проводит мысль о том, что человеческое счастье заключается в получении человеком максимального физического удовольствия, и что для достижения такого счастья человек должен отбирать у природы ее богатства и подчинять ее своей воле и интересам.

С точки зрения мусульманского мыслителя М. Садра, человеческое счастье заключается в джихаде, т.е. в духовном усердии человека, нацеленном на обретение довольства Бога и, как следствие, к обретению статуса халифа, т.е. божьего наместника на земле. В этом своеобразном джихаде реализуется врожденная способность человека познавать мир как живую личность и манифестацию Божьего творчества. Такой джихад окрыляет и возвышает человека, раскрывает потенциал, заложенный в него Творцом.

Излагая воззрения М. Садра, соискатель Ш. Мохсен, с одной стороны, показал, что в основе учения М. Садра лежит глубокая интерпретация содержания Корана, - Откровения, проникнутого духом бережного отношения как к человеку, так и к природе. С другой стороны, Ш. Мохсен раскрыл духовно-нравственный потенциал ислама, который мы можем применить в деле гармонизации взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды.

Вопрос только в том, уверуют ли люди в Бога перед лицом угрозы уничтожения жизни на планете и последуют ли Его наставлениям, изменив свое отношение к природе?

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Минутка абхазской независимости

Минутка подлинной незавимости Абхазии. Власти этой страны всерьез хотят договориться с Грузией об увеличении поставок электроэнергии по методу "утром стулья, вечером деньги".Мы уж не бу...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
    • rst
    • 17 декабря 2016 г. 23:50
    Айдар, а какие переводы Корана есть на русский язык, и какой бы вы посоветовали для ознакомления.
  • Какой то бред. смесь красного квадратного и соленого!