Да простит мне читатель «бородатость» одного ехидного описания причин штурма Зимнего: говорят, толпа матросов, охваченных неуемным желанием напиться, прибежала к Смольному дворцу, в котором в те дни находился Ленин. Злые матросы стали требовать у него выпивку. Ленин ответил, что выпивки нет. «А где есть?» - заорали матросы. «В Зимнем есть!» - сказал Ленин. Ну, а дальше каждый знает, чем это закончилось…
В анекдоте, конечно же, нет ни капли исторической правды, но есть другая правда, правда о сокрушающей силе стадного чувства, которое охватывает толпу, лишает всех разума и заставляет их совершать безумные дела. Преступления, совершаемые толпами людей, охваченных стадным чувством, происходят ежедневно, их жертвами становятся целые страны. Мотивы коллективного безумства при этом могут быть совершенно разными.
В качестве примера приведу казнь Муаммара Каддафи толпой обезумевших людей. Случившееся называется судом Линча, или, проще - самосудом. Эту трагедию нельзя оправдать ни юридическими, ни религиозными нормами. Светские юридические нормы могут быть попраны толпой религиозно мотивированных фанатиков. Их еще можно понять, ведь для религиозного фанатика божественный закон выше светского.
Но в случае с Муаммаром Каддафи толпа, если она состояла из мусульман, должна была потребовать шариатского суда. Но толпа предпочла совершить самосуд. А ведь все в толпе считали себя верующими мусульманами. Этот факт доказывает простую вещь: безумие, охватывающее толпу, легко преодолевает шаткий барьер религиозных правовых запретов. Иными словами, люди в толпе теряют разум и, как следствие, они перестают быть верующими.
Тогда возникает другой вопрос: а насколько крепка вера, если в нормальных условиях она себя еще хоть как-то проявляет, а в аномальных условиях (в условиях той же толпы) испаряется практически мгновенно, как разлитый бензин, превращаясь в полыхающее пламя безумия? Не получается ли, что такая вера красна лишь на словах? И что это за вера такая, как не лицемерие?
На днях наткнулся на такую историю: в одной из т.н. мусульманских стран молодой мусульманин садится в такси и сходу велит таксисту выключить музыку, звучащую в салоне авто.
- Но почему я должен выключить музыку? - спрашивает удивленный таксист.
- Во времена Пророка, да благословит его Аллах, и да приветствует, музыки не было, а потому это - харам!
Тогда таксист вышел из машины, открыл дверцу и попросил своего клиента покинуть его машину.
- А почему это я должен покинуть машину? - возмутился молодой мусульманин.
- Во времена Пророка, да благословит его Аллах, и да приветствует, не было автомобилей, так что жди верблюда!
Вроде бы анекдот, но в нем ясно обозначен серьезный психологический недуг, поразивший многих т.н. мусульман. А если учесть, что в переводе с греческого слово «психо» означает душу, то речь идет, ни много ни мало, о духовной проблеме – об отсутствии осознанности, т.е. о полной «отключке» души. Люди, которые не осознают той грани, за которой все их религиозное рвение (музыку слушать нельзя) превращается в лицемерие и показуху (а в автомобиле ездить можно), имеют все шансы оказаться в толпе, поддаться общему безумию и совершить то, что внушит им стадное чувство. Между прочим, отчасти именно этим и объясняется происходящее в ЕС, отдавшемся произволу мигрантов.
На самом деле корни рассматриваемой здесь проблемы кроются гораздо глубже, нежели осознание грани между истинной религиозностью и показухой. Мы ведь говорим о стадном чувстве, поддавшись которому люди напрочь забывают о нормах религиозной морали и требованиях законов шариата, о своей приверженности коему они кричат на всех углах. Дело в том, что стадному чувству не поддаются люди, имеющие свою индивидуальность, люди, не боящиеся быть одинокими. Но чтобы быть индивидуальностью в этом мире нужно быть очень храбрым человеком. Индивидуальность – это значит иметь свое мнение, иметь свои принципы. Это значит не бояться мнения окружающих. Это значит ценить свой личный опыт. Если задуматься, то все пророки были такими. Даже под страхом смертной казни они не отказывались от правды. И, замечу, что именно толпа выступала в роли палача.
Секрет «успеха» толпы, секрет «популярности» стадного чувства кроется в том, что в толпе не страшно, в толпе ты – один из многих, таких же как ты. Но взамен толпа требует жертвоприношения. И люди охотно жертвуют своим разумом и душой, теряя при этом человеческий облик.
Оценили 6 человек
7 кармы