Второстепенные, но не менее важные образы Киплинга в рассказах о Маугли

2 338

Красные волки или рыжие псы как образ социалистических (коммунистических) цивилизаций

В оригинале рассказ называется «Red Dog», таким образом, автор вводит в повествование соответствие образа (красных волков или рыжих псов) и цвета (красный). В Индии красных волков называют дьяволами джунглей и собаками Кали – кровожадной индуистской богини. На мой взгляд, образ красных волков не только самое крупное преувеличение Киплинга, но и самая большая их демонизация. Кстати, в условиях дикой природы они гораздо более миролюбивы, чем показаны автором на страницах книги.

Кроме того, также дается географическая привязка, поскольку они спустились с плоскогорья (плато) Декана, что в переводе означает «правая дорога». В мировой географии это очень непростое место, а именно – это район древней вулканической деятельности. На плоскогорье Декан исторически процветали богатые королевства, создавшие уникальную культуру. Деканские траппы считаются одними из крупнейших вулканических образований на планете Земля. Они даже получили обожествление в индуистской мифологии в образе лестницы, по которой боги спускаются на землю и возвращаются обратно.

Сюжет данного рассказа завязан на главную битву, которая по мнению автора для многих может стать последней. На мой взгляд, тут можно разглядеть библейскую аллюзию последней битвы, в которой сходятся силы добра и зла. И мы все прекрасно видим на чьей стороне симпатии автора замысла главной битвы Маугли и его братьев – серых волков, который был прекрасно осведомлен об альтернативном капитализму красном социальном проекте и особенно о его архитекторах. Он объявил русскую революцию результатом «международного еврейского заговора» и утверждал, что захватившие власть в СССР большевики уничтожают все хорошее, что есть в России.

Как же характеризует Киплинг самих красных волков, которые наводят страх и ужас на всех обитателей джунглей – они бегут напрямик через джунгли и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя дикие собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много. Создатели и идейные вдохновители красного пролетарского проекта в лице Маркса, Энгельса, Ленина,Троцкого видели главную его задачу в разжигании пожара мировой революции на всей планете, в результате которого должна возникнуть земшарная коммунистическая республика без классов господ и рабов, угнетателей и угнетаемых. В добавление к моим мыслям небольшая историческая справка. Во время создания авиационной промышленности в СССР Сталин как руководитель советского государства предлагал назвать советские самолеты и советских летчиков красными волками. По воспоминания конструкторов и инженеров, работавших в то время со Сталиным, убеждение советского вождя было основано на публичном цитировании Киплинга во время совещаний. Парадокс, но именно при жизни Сталина Киплинга начали активно издавать и переиздавать.

Но вернемся к нашему Маугли. Почему красные волки ему не нравятся и он готов сражаться и даже быть поверженным в Великой битве? Маугли «презирал и ненавидел диких собак за то, что от них пахло не так, как от волков, и за то, что они жили в пещерах, а главное за то, что у них между пальцами растет шерсть, тогда как у Маугли и его друзей ноги гладкие».

Откровенно шовенистические и расистские идеи не могут выиграть в битве за человека, в битве за наполнение его внутреннего мира, в битве за создание его уникальной цивилизационной идентичности, поэтому, на мой взгляд, Киплинг и наделяет в этом рассказе Маугли чертами шовиниста и расиста. Сам писатель не скрывал своих антикоммунистических и антисоциалистических взглядов, что образно воплотил на страницах своего произведения. Красные волки были повержены, а перед тем их вожаку был отрезан хвост, причем сделано это было публично и в оскорбительной манере. На память сразу приходят соглашения, которые были подписаны Горбачевым и Бушем старшим в 1989 году на острове Мальта в присутствии Папы Римского Иоанна Павла II, кстати недавно потопленный крейсер «Москва», а в то время «Слава», обеспечивал безопасность переговоров. В итоге все предстает очень символично, как и любят «братья».

Выдуманный народ Бандар – Логов как образ с размытой цивилизационной идентичностью

Обезьяний народ бандарлогов предстает перед нами как не знающий закона, который ест все без разбора, не имеет своего языка, а только краденные слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают. Дважды соглашусь с мнением русского писателя А.И. Куприна о роли языка в жизни народа – язык – это история народа, язык – это путь цивилизации и культуры. У них также был свой обезьяний город в Холодных Берлогах, который лежал весь в развалинах, был заброшен, но Маугли он показался великолепным и полным чудес. Есть версия, что Киплинг описал город Ангкор – известный памятник древней Кхмерской цивилизации IX – XV вв.

Что хотел показать Киплинг придумав этот народ? Во-первых, он в доступной форме обрисовал судьбу тех народов и людей, которые отказались от Богом и историей данной идентичности и попытались сконструировать свою эгоистическую и одномоментную идентичность. Вот как пишет об этом автор – надеясь, что их заметят они поднимали вой, выкрикивая бессмысленные песни, звали народ джунглей к себе на деревья драться, заводили из-за пустяков ссоры между собой и бросали мертвых обезьян где попало, напоказ всему народу джунглей. В частности, известный исследователь Ю.М. Лотман, анализируя поведение этих героев Киплинга, приходит к выводу, что эта форма поведения раннего человека, где превалируют бессмысленные и непредсказуемые действия с мнимой организацией. Возможно и так.

Во-вторых, показана участь тех кто забыл закон и порядок, а следовательно легко поддался влиянию. Они постоянно собирались завести своего вожака, свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня. В итоге, так и живут без вожака, не о чем не помнят, болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела.

Злой сарказм автора проявляется и в том, что бандарлогов он рисует как безответственных демагогов демократического толка, неспособных к осмысленному действию, в чем просматривается история многих постимперских народов через призму их парламентов, рад, сеймов, курултаев и т.д. Они усаживались в кружок на помосте, искали друг у дружки блох и играли в людей, дрались и кричали, нападая друг на друга, хвастались, пили из водоемов и мутили в них воду, потом дрались из-за воды, собирались толпой и бегали по всему городу... Потом все начиналось снова.

А вот злая ирония автора и его нелюбовь к интеллигенции и теоретизирующим интеллектуалам проявилась во фразе – все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня.

На мой взгляд, на примере бандарлогов автору удалось гениально раскрыть антитезу Маугли, а также показать обратную сторону человечества, его, так сказать, «кривое зеркало».

Образ белой кобры (ядовитого народа) как образ банкиров

Иносказательный образ банкиров в виде белой кобры как стража княжеских сокровищ (100 князей), был органично введен автором в рассказы о Маугли. Ядовитый народ, который живет в Холодных Берлогах, предстает в виде опасности для Маугли, хотя не имеет жала и зубов (возможно, на примере белой кобры писатель хотел показать, что у банкиров нет собственных регулярных армий, которые есть только у государств). Кроме того, Киплинг акцентирует внимание на том, что у них нет своего города, но они думают, что великий город у них есть и он охраняется княжескими башнями. В данном случае вспоминается история Иерусалима и все что с ней связано.

Дело в том, что у Киплинга, кроме бремени белого человека была написана поэма «Бремя Иерусалима», которая при его жизни не печаталась, поэму также называют краткой историей евреев. В своем анализе я приведу лишь два отрывка в переводе Алекс Тарн, которые так или иначе пересекаются с сюжетами рассказа Киплинга «Княжеский анкус». В первом автор задается следующими вопросами:

Не знаю, как Господь хранит

Свой Невозлюбленный Народ,

Куда тот прячет свой профит

– В Нью – Йорк, в Берлин, в Иерусалим?

А во втором отрывке он признает глубокую древность еврейского этноса и большое значение для его истории города Иерусалима.

Но вековых событий нить

Нас учит: если тыне Гунн,

Не стоит Коэна дразнить

– За ним всегда Иерусалим.

Слон Хатхи и его сыновья как образ индийской цивилизации

У Киплинга особенное отношение к Индии, в которой он провел достаточно большое время и многое знал и понимал об этой цивилизации, а также о жизни и истории народов в ней проживающих.. На мой взгляд, он стал непревзойденным поэтом и писателем, поведавшим как современникам, так и потомкам о колорите индийского бытия. Повествование о Маугли также связано с Индией, где ее цивилизационным образом, кроме индийской деревни, выбраны слоны, а именно Хатхи и его сыновья. Маугли помог спасти сына Сатхи, а Сатхи и его сыновья помогли Маугли наказать неблагодарных людей индийской деревни. Слоны безоговорочные друзья нашего героя.

Слон в индийской культуре занимает очень большое место и является царем зверей. Как самое сильное животное слон символизирует власть. Таким образом, можно утверждать, что индийская цивилизация – это оплот мудрости и доброты, а также олицетворение силы, мощи и царственности. В частности, индийцы всегда чтили мощь слонов и использовали их в составе армейских подразделений. В индийской армии вертолеты в форме слонов использовались вплоть до 80 – ых годов ХХ столетия.

Но каково же будущее индийской цивилизации по Киплингу? Автор дает ответ – это большая, имеющая богатую историю цивилизация ведомых, со своим тонким и во многом прозрачным миром, который ни в коем случае нельзя грубо разрушать. Соответственно цивилизация ведомых не может претендовать на лидерство в процессах конструирования человеческой идентичности.

Другие герои

Шакал Табаки – бывшие крупные империи практически полностью утратившие свой имперский статус, а также это могут быть союзники основного врага. В качестве исторической аналогии напрашиваются два наследника шакала Табаки – это наследники Османской империи и наследники Речи Посполитой.

Дикообраз Сахи несколько раз появляется в повествовании Киплинга, что вряд ли можно назвать случайным фактом. У автора к Сахи как любимому лакомству гондов – одному из древнейших народов Индии, особая симпатия. Смею предположить, что в данном случае он имел в виду Бирму (Мьянму), которая являлась колонией Великобритании. Киплинг однажды сказал – сам я люблю бирманцев слепой любовью, рожденной первым впечатлением. После смерти я обязательно превращусь в бирманца.

Коршун Чиль – это стратегическая внешняя разведка. Добрая старая Англия всегда славилась своими разведывательными возможностями и создала одну из самых лучших разведывательных служб, в частности, в образе МИ 6.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить