Произведения скульптуры и живописи эпохи Возрождения, посвященные Деве Марии до сих пор содержат в себе много тайн. Попытки разгадать их с использованием только лишь евангельских текстов настолько много раз терпели фиаско, что у честного, но обессиленного неудачами толкователя, хотя бы однажды должно было появиться предположение, что вдохновение мастеров Возрождения направлялось иными письменными свидетельствами.
Загадка возраста родителей Девы
Взгляните, например на картины, изображающие рождение Девы:
Картина слева называется The Birth of the Virgin (1467) и принадлежит кисти Fra Carnevale. Мы видим не то дворец, не то храм. Запечатлен момент, когда новорожденную уже купают, а на дальнем плане в постели возлегает отнюдь не пожилая женщина.
О том, что мать на момент появления дочери была во вполне еще молодом возрасте свидетельствует и полотно справа The Birth of the Virgin (1690) под авторством Francesco Solimena (роженица помещена на заднем плане в постели).
Информация в этих картинах о возрасте родительницы противоречит данным из христианских текстов. Так согласно Протоевангелию от Иакова мать Девы долгое время была бездетной и родила дочь лишь по прошествии 50 лет замужества (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3 // PG. 120. Col. 190с). Понятно, что ей на момент появления Девы на свет должно было быть далеко за шестьдесят.
На картине справа мы видим мужчину отнюдь не старческого возраста, пришедшего увидеть новорожденную. В комментариях указывается, что этим мужчиной является отец девочки. Если это так, то мы снова сталкиваемся с тем же противоречием относительно возраста родителей Девы.
Кроме того, на картине мы снова видим дворцовые аппартаменты и большое количество слуг, что свидетельствует о едва ли не царском статусе родителей.
Дева была принцессой?
Прежде чем перейти к основной теме статьи предложу вашему вниманию еще два изображения.
На картине Juan de Roelas (16-17 век) и на одном из центральных элементов монастырской церкви в Севилье (17 век) опять-таки встречаем атрибуты царского величия: темно-вишневую портьеру и корону на голове Девы.
Существует слишком много изображений Девы с теми или иными атрибутами власти, чтобы все их махом отнести к аллегорическому представлению о Царице Небесной.
В светских хрониках об участниках евангельских событий написано гораздо больше, нежели принято думать
Почему-то историки до сих пор не обратили внимания на изложенную в книгах Иосифа Флавия (I век) и Петра Коместора (12 век) нетрадиционную хронологию царствования хасмонейской династии иудейских царей, в убийстве последних представителей которой (в течение нескольких лет до Рождества Христова) принимал участие узурпатор Ирод.
Из текстов этих двух хронистов следует, что принцесса Марианна (по еврейски Мирьям, а по-русски просто Мария) родилась примерно в 20 году до Рождества Христова, спустя несколько лет после того, как один из самых могущественнейших людей того времени римский военачальник Гней Помпей Великий штурмом овладел Иерусалимом. Отец Марианны, развернувший было освободительную борьбу, вскоре терпит поражение в битве с легионами Авла Габиния близ горы Фавор. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь передает фактическую власть в стране в руки отца Ирода, оставив за дедом Марианны лишь право на занятие должности первосвященника.
На картине слева Presentation at the temple of the Virgin (1552-1553) под авторством Tintoretto на ступеньках Иерусалимского храма изображен, скорее всего, именно дед Марианны, занимавший пост иудейского первосвященника с перерывами несколько десятилетий. Обряд введения в храм имели право проходить девочки непременно царской крови. Но лишь несколько юных особ удостаивались такой чести. Возможно, на картине помимо Девы изображены и другие девочки, кто в тот день приняли участие в посвящении.
О том, что Марианна проходила обряд введения в храм ни у Флавия, ни у Коместора сведений нет. Можно лишь сказать, что она имела среди своих ровесниц наибольшие шансы на участие в этом ритуале, поскольку в ее жилах текла кровь сразу двух дедов, еще совсем недавно до римского завоевания, сменявших друг друга на иудейском престоле.
Полотно справа Presentation of the Virgin (1641), написанное Eustache Le Sueur, примечательно тем, что Дева изображена в белой тунике, а ее голова перевязана лентой. В таком одеянии проходили обряд введения в храм Весты в Риме. Весталки по римским законам должны были сохранять девственность на протяжении 30 лет.
Почему римский порядок столь длительного пребывания в состоянии девственности для служительниц храма мог быть применен в Иудее? Дело в том, что римляне дабы обезопасить себя от восстаний в будущем были крайне заинтересованы в уменьшении количества лиц, имеющих «право крови», и потому снижение рождаемости в семьях царственных особ путем превращения принцесс в девственниц могло послужить цели усмирения Иудеи.
Могла ли семья Марианны пойти на то, чтобы отдать свою девочку в храм на длительное время? Иосиф Флавий утверждает, что бабушка Марианны договорилась о сохранении жизни своему сыну (отцу Марианны) и о возвращении других детей, пребывавших в плену в Риме в обмен на лояльность в будущем. Отец Марианны был помилован и еще какое-то время прожил в Антиохии. Можно лишь предполагать, что одним из пунктов этого соглашения с Римом было непременное становление Марианны и ее возвратившихся на родину двоюродных сестер весталками.
продолжение следует
Оценили 11 человек
13 кармы