"Дева Мария - принцесса Иудеи". Часть 9. Иосиф Опекун

0 6930

Иосиф Флавий, привязав даты правления дедушек принцессы Марианны ко времени окончания вавилонского пленения, сделал будущую царицу Иудеи едва ли не одногодкой Девы Марии. И если вы пролистаете «Иудейские древности» в надежде обнаружить какие-либо параллели с Евангелиями, то первым за что зацепится ваш взгляд, станут имена персонажей: Марианна, Ирод, Иосиф, Саломея, Клеопатра. Вы, наверняка, захотите разобраться случайным ли образом эти имена совпадают с перечнем из новозаветной истории: Дева Мария, Ирод, Иосиф, Саломея, Мария Клеопова...

Ирод в обеих случаях один и тот же персонаж - царь Иудеи. О паре Марианна — Дева Мария я уже рассказывал в первых статьях этого цикла. Давайте посмотрим каковым предстал Иосиф на страницах книги его тезки Флавия.

Три Иосифа

Еврейский хронист ставил перед собой задачу «не упустить ничего, ни одной подробности» и потому вставлял в свою историю «все сюда относящееся». Следствием такой скрупулезности стало многократное описание одних и тех же сцен. Дублирования не избежал и эпизод об опеке Марианны со стороны Иосифа.

Иосиф №1 — брат Ирода

Когда парфяне, влекомые обещанием Антигона отдать им пятьсот женщин из наиболее знатных семейств подступали к Иерусалиму, Ирод ночью вывез их из города. В обозе ехала и невеста Марианна. Женщин он оставил в крепости Масада, на попечении брата Иосифа, а сам отправился в Рим к Марку Антонию и Октавиану Цезарю за помощью.

В этом эпизоде можно увидеть причину, по которой пятерых евангельских дев вместе с Марией было решено отправить в дом Иосифа. Служительниц Иерусалимского храма, являвшихся представительницами аристократического сословия, парфяне могли забрать по договору, а потому их следовало спасать от бесчестия. В задачу Иосифа входило присматривать за Девой, как теперь понятно, только лишь до возвращения Ирода.

Могли ли рождественские события произойти в разгар войны с Парфией? Вполне. Именно в год, когда Ирод приезжает в Рим Вергилий написал свое знаменитое стихотворение:

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится.

Иосиф№2 — шурин Ирода

Ирод после после убийства Антигона, последнего законного царя Иудеи, доводившегося Марианне родным дядей, еще более настойчиво стал прибирать власть к рукам. По очереди погибают и другие ее царственные родственники. Сначала дед, а потом и брат.

По требованию Клеопатры Марк Антоний вызывает Ирода для объяснений. Перед отъездом на ковер царь Иудеи «передал все дела шурину своему, Иосифу, тайно наказав ему, в случае, если ему, Ироду, придется погибнуть от руки Антония, немедленно убить также Мариамму: сам он был слишком привязан к этой женщине и опасался, как бы, в случае его смерти, ее красота не послужила для кого-либо другого предметом искушения».

«Заведывая всеми делами во дворце», «Иосиф многократно бывал у нее».

И вот здесь как раз уместно вспомнить об ужасе, испытанном евангельским Иосифом в момент, когда узнал о беременности Марии:

И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько...
как буду молиться о девице этой, ибо я привел ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил деву?
И говорил Иосиф: если я утаю грех ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть.

Недоумение и страх Иосифа легко объясняются ясным пониманием того, кто именно будет заподозрен в посягательстве на целомудрие супруги Ирода. И какое наказание его ждет. Эти фрагменты из Протоевангелия от Иакова служат удачной вставкой перед описанием возвращения Ирода. «Саломея стала еще обвинять мужа своего, Иосифа, в сожительстве с Мариаммою». На вопрос, имеется ли доказательства их связи, сестра ответила утвердительно.

Далее, Марианна проговаривается об известном ей поручении убить ее, отданном Иосифу. Это становится еще одной каплей, переполнившей чашу подозрений Ирода, воскликнувшего: «теперь имеется налицо явное доказательство ее интимных отношений к Иосифу, ибо тот не проговорился бы о тайно полученном поручении, если бы у них не установились слишком близкие отношения». После чего Ирод «даже не повидав Иосифа, велел казнить его».

Что касается Марианны, то автор еврейской хроники, демонстрируя порыв царя отомстить жене смертью, все-таки оставляет ее в живых. Кончину она встретит в следующем таком же эпизоде.

Иосиф №3 — казначей Ирода

После сражения при Акции Ирод уезжая к Октивиану Цезарю, «отправил мать свою Кипру, сестру и всех детей своих в Масаду». «А так как жена его, Мариамма, вследствие размолвки между нею и его матерью и сестрою, не могла жить вместе с последними, то он поместил ее с ее матерью Александрою в Александрионе, причем оставил их там под присмотром своего казначея Иосифа и итурейца Соема». «При этом Иосифу и Соему было дано поручение немедленно убить обеих женщин, если бы они узнали о каком-либо несчастии, постигшем Ирода».

По возвращении выпытал у евнуха Марианны, что его хозяйка узнала о смертном приказе. «Не успел тот произнести свои слова, как царь громко закричал, что, всегда бывший верным ему и царству, Соем не осмелился бы проговориться о полученном поручении, если бы не был в близких отношениях к Мариамме. Поэтому он распорядился немедленно схватить и казнить Соема, а жену свою предал суду самых преданных друзей своих», которые и «приговорили Мариамму к смерти».

 

Примечательным в третьей версии являются две вещи:

1. Не сообщается о казни Иосифа.

2. Смертный приговор в отношении Марианны решили не приводить в исполнение немедленно, «но пока посадить царицу в одну из темниц при дворце».

Если речь идет о действительно имевших место событиях из жизни Девы Марии, то получают объяснение каменные интерьеры на гипсовом барельефе из Бургундии:

Здесь изображен мужчина, которым, скорее всего, является не казненный Иосиф. И добротная кирпичная кладка, вполне соответствующая «темнице при дворце».

Немного о сопоставлении версий

Во всех трех случаях, Ирод отправляется далеко и надолго. В первом на встречу с Антонием и Октавианом, в другом — только лишь с Антонием, а в третьем — с Октавианом.

Первую версию с третьей роднят три вещи:

1. Ирод переправляет женщин в крепость Масада.

2. В первой версии переправляет туда и «главные свои ценности». Таким образом, Иосифа делает заведующим и над финансами, что позволяет называть его в третьей версии «казначеем».

3. В обоих случаях Иосиф не обвиняется в связи с Марианной.

Вторая и третья версии настолько похожи, что Джованни Бокаччо, рассказывая о Марианне, в попытке создать непротиворечивую картину использует сразу обе.

Об отсечении версий

Петр Коместор в «Схоластической истории» обрывает жизнь Марианны в финале второго эпизода.

Талмудическая легенда свидетельствует о гибели принцессы еще до того, как по Флавию состоялась ее свадьба с Иродом. Т.е. примерно во время событий согласно первой версии. «Мариамна отказалась выходить замуж за Ирода. Она забралась на крышу дома и, громко объявив: «Каждый, кто объявит себя принадлежащим к дому Хасмонеев — раб», сбросилась с крыши.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...