Михайло Ломоносов отвергал «норманнскую» теорию. Утверждал, что славяне, действительно, пригласили Рюрика. Но тот сам был славянского рода из Пруссии и потому ничего особенного из-за «призвания варягов» не произошло. Типа, отдали свою землю во княжение не кому-нибудь, но родственнику.
Пруссия — это Россия с предлогом «По»
Вот несколько цитат из книги «Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года» под авторством Ломоносова.
Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения. Сие разумеется не о крыжаках или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы...
вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны...
Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом...
Из внешних авторов Преторий довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя...
Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун...
Знатные некоторые берлинские ученые люди по справедливости рассуждают, когда, исследуя о происхождении имени пруссов, пишут, что к желаемому своему исканию те ближе всех подходят, которые имя Пруссии из славенского языка производят, то есть из имени Русь и предлога по...
Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью...
Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда, из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению большую вероятность...
древний язык варягов-россов один с прусским, литовским, курландским или летским.
Давайте посмотрим на генезис пруссов и литовцев, вместе с россами, по мнению Ломоносова некогда составлявшими одну этническую общность.
Легенда о Прусе или как пруссы появились в Пруссии?
В составе Новгородской III летописи есть «Родословие великих государей царей и великих князей российских». Оно начинается с сообщения о брате «римского кесаря Августа» — Прусе, которого он «постави владетеля в брезех реки Вислы и по реку, глаголемую Немонь, и по имени его зовется Пруская земля».
В сказании о князьях Владимирских (XVI век) легенда выглядит так:
Август... Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.
Легенда о Палемоне или как литовцы появились в Литве
Аналогичная легенда положена в основание литовской государственности. Об том писали сразу несколько, главным образом, польских авторов. Двоих из них, а именно Длугоша и Матфея Меховского упоминает Ломоносов в главе «О ПРОИСХОЖДЕНИИ И О ДРЕВНОСТИ РОССОВ, О ПРЕСЕЛЕНИЯХ И ДЕЛАХ ИХ» своей книги:
в Пруссию преселилось много римского народу и разделилось по Пруссии, Литве и Жмуди.
Приведу несколько цитат с изложением этой легенды:
Палемон, или, точнее, Публиус Либо, согласно Ливию и Флору, князь важной итальянской провинции Этрурии, откуда был изгнан Юлием Цезарем, первый патриарх и основатель Жмудский, Ливонский и потом Литовский, из-за гражданских внутренних войн и из-за преследований Юлиевых забрел по морю в те северные края.
Мачей Стрыйковский. ХРОНИКА ПОЛЬСКАЯ, ЛИТОВСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ. Том I, книга 3. 1582.
князь по имени Аполлон... И было с ним пятьсот человек римских дворян... и морем океаном дошли до устья, где река Неман впадает в море океан... Над этими реками, над Дубиссою и над Неманом и над Юрою, там поселились и начали размножаться. Это место над теми большими реками очень понравилось им и назвали ту землю Жемайтской землей.
Хроника Быховца.
Авторы разнятся в имени римского предводителя, используя также еще одно — Литаон.
Что роднит прусскую и литовскую легенды?
Роднит то, что некая часть римлян во времена Августа переселилась к берегам Немана и соседних рек. Основала государство, плодясь и расширяя свое присутствие на окружающие земли.
Если по мысли Ломоносова, пруссы и литовцы чем ранее по времени, тем более составляли с россами одно целое, то не означает ли это, что россы также являются потомками переселенцев из Рима?
Не память ли об этом заставляла рюриковичей считать себя принадлежащими роду Августа? «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал Иван Грозный шведскому королю.
Не стоит ли посмотреть на перезд Рюрика вместе с русью к славянам как на вариант общей с пруссами и литовцами легенды?
Город Roma Nova
Продолжу цитировать Стрыйковского:
И в память о [своей] отчизне Риме заложили над Неманом город под названием Новый Рим (Roma Nova), который потом их потомки называли Ромнове и Ромове, и который, как свидетельствует в Прусских деяниях Петр из Дусбурга, крестоносцы сожгли в 1295 году, как это увидишь выше 100 в настоящей истории. А до этого эти же итальянцы заложили в Пруссии другой город Ромове, в котором жил языческий патриарх по имени Кириекириейто (Kiriekiriejto) 101, и [который] польский король Болеслав Храбрый спалил в 1017 году, как об этом пишут Длугош и Кромер в книге 3.
Переселенцы, прибыв к балтийским берегам строят Новый Город. Не об ли городе идет речь в легенде о братьях Щеке, Хориве и Кие? Не есть ли Roma Nova тот самый Новгород, где уселся княжить Рюрик?
***
Стоит пристальнее посмотреть на регион верховьев Вислы, Немана, а также рек западнее и восточнее. Возможно, именно здесь были пущены первые ростки русской государственности.
Оценил 1 человек
1 кармы