В продолжение рассказа о Марианне, описания которой очень напоминают известия о Деве Марии, презентую новый цикл статей под названием «Другие Александры». Речь пойдет о текстах, где упомянут тот или иной Александр. Стану приводить параллели с Александром, сыном Марианны.
Александреида
Интересные сведения содержатся в «Истории Александра Великого», приписываемой Каллисфену . Как водится источник не сохранился и известен в нескольких переводах. Только русских редакций насчитывается пять.
Встреча в Риме
Параллели между Александром Великим и Христом легко обнаружить и в приведенном фрагменте. В уста бога Аполлона вложено известие о «непорочном» зачатии: «с матерью его Олимпиадой совокупился и породил сына Александра».
Поражают воображение те царские почести, которыми был удостоен Александр Великий в Риме. С чего бы это? Почему ему преподносили «портище» и венец еврейского царя Соломона? Оружие героев Троянской войны (Париса и Аякса)? Щит римского царя Тарквиния?
Евангельский мотив прослеживается и в перечне даров, преподнесенных Александру Великому священниками римского храма: «даша ему злато и ливан, и змирну». Список в точности повторяет то, что принесли волхвы Христу: «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11).
Сравнение Александра с «козлом единорогом» и «великим овеном» вполне сопоставимо с представлением Христа в качестве «агнца», изображавшегося в виде козленка или ягненка.
Западные монархи приходят к Александру Великому в Рим и просят «не воевати их». Некоего Ламандуша, «своего любимого друга» назначает на должность римского царя. Александр представлен, прямо-таки, как - «царь царей». Ровно также, как будут называть и Христа, правда, вкладывая в это лишь аллегорический смысл.
Анахронизм
Мне до сегодняшнего дня не попадались тексты о посещении Рима Александром Великим. Истории Римской и Македонской империй на страницах учебников существуют, как будто бы, в параллельных вселенных. Нереальности, описанной в этом тексте, добавляет и информация о венце Клеопатры, которую Александр возложил на свою голову. С точки зрения общепринятой хронологии этого не может быть, поскольку эпохи героя «Александреиды» и египетской царицы разделяет 300 лет.
Что в этих отрывках от Александра, сына иудейской принцессы Марианны?
Александр, действительно, приезжал в Рим
Александр, сын последней из рода законных царей Иудеи, в двенадцатилетнем возрасте приехал в Рим. Перед ним были распахнуты двери дворца Октавиана Августа, оказывавшего мальчику всяческое покровительство. Римский консул Поллион заботился о его воспитании.
Рим жил ожиданием рождения великого героя
В год рождения Александра Вергилий напишет пророческое посвящение о наступлении Золотого века. Рождение новой эпохи поэт свяжет с появлением на свет сына Девы Луцины.
Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.
Мальчик, в подарок тебе земля...
Стихотворение было адресовано Поллиону и многие современники разделяли точку зрения, что «божественный младенец» получит ту или иную связь с этим римским консулом.
Тема смены времен встречается в творчестве и других известных римских литераторов и, наверное, можно сказать, что Вечный город жил ощущением скорого рождения сына Девы.
Могли ли мессианские ожидания получить реализацию, именно, в связи с появлением на свет Александра, сына Марианны?
Венец Соломона
В книге Иосифа Флавия рассказывается, что по приезду Александра в Рим его права на иудейский престол были подтверждены Октавианом Августом. С той лишь оговоркой, что приступить к исполнению монаршьих обязанностей сможет лишь после смерти узурпатора Ирода.
Выглядит логичным преподнесение Александру венца «царя Соломона еврейского», ведь после гибели дяди, деда, двоюродного деда, двоих прадедов именно он являлся наследным принцем Иудеи.
Венец Клеопатры
Казавшаяся фантастической версия о том, как Александр стал Александром Гелиосом, сыном Клеопатры получает еще одну толику подтверждения. В «Александреиде» герой кладет на голову венец Клеопатры, символ власти над Египтом. Такое право мог получить лишь человек, имевший родственное отношение к династии. Александр, коего Клеопатра согласно гипотезе выдавала за сына своего и Марка Антония, после гибели Цезариона (ребенка от Юлия Цезаря) получил старшинство среди других детей египетской царицы.
***
Во «Всеобщей хронике» Вардана присутствует информация о рождении Христа еще при жизни Марка Антония:
«Когда же Господь отправился в Египет, Август в Египте убил Антония, своего полководца, который, отложившись от него, воцарился».
По армянской версии, Христос родился до гибели Марка Антония и Клеопатры, т.е. до 30 года (до РХ по традиционному летоисчислению). Что делает отождествление его с Александром, сыном Марианны еще более правомерным.
Оценили 0 человек
0 кармы