Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

CHERNOБЫЛЬ (2019): Ядерная Клюква от НВО!

27 3361

Часть I



«Они что — действительно просто сели в автобусы и уехали? Никто не стал возмущаться и звонить адвокатам?» (главный сценарист сериала с).

5-серийный сериал "Чернобыль" от НВО, конечно, вызвал ажиотаж еще до премьеры, но я не ожидал, что он выстрелит настолько громко. Тысячи рецензий, волна обсуждений, множество отзывов, грандиозная реклама, скандалы на первых страницах мировых СМИ, массовый поток туристов в Припять даже до окончания сериала - словом, сериал вызвал грандиозный ажиотаж. Одни клянутся, что это лучший сериал со времен "Игры престолов", который показывает трагедию Чернобыля с изумительной аутентичностью. Другие - что это грязная антисоветчина, изготовленная чуть ли не в штаб-квартире ЦРУ. В связи с этим даже я оторвал зад от дивана и решил просмотреть сериал, а заодно сделать обзор для тех, кто не смотрел и не собирается. Поверьте - я вам завидую.

Итак, серия 1. 26 апреля 1988 г. Годовщина Чернобыльской катастрофы. Академик Легасов сидит на кухне типичной однушки, в которой жил каждый советский академик, и начитывает на диктофон "Электроника" какой-то малопонятный бред про то, что Дятлов, приговоренный к 10 годам тюрьмы, заслуживает смерти и важно отстаивать правду.



Пообещав рассказать всю правду, он тут же вместо этого берет все кассеты, заворачивает в газету и выносит их в мусорном ведре. Под видом выброса мусора он тайно прячет кассеты в вентиляционной решетке в переулке. Конспирация прежде всего! Ведь за ним в сторонке следит зловещая Chоrная Vолга советского KGB, сексот которой параллельно читает какую-нибудь духоподъемную литературу типа "Апрельских тезисов".



Кстати говоря, пока Легасов возвращается домой через кадры, пытающиеся создать впечатление саспенса, мимо черной Волги проезжает уже желтая Волга ГАЗ-21. Причем дважды. В одном и том же направлении. Так, кто там говорил про высочайшее качество сериала, а?

Поставив котейке корм в блюдце и покурив, Легасов вешается - причем в ту самую минуту, когда два года назад рванул реактор, чтоб символичнее было! Несколько крупных планов на часы, на котейку, еще на всякую мебель - и вот так начинается этот захватывающий, динамичный и остросюжетный, как "Парадокс Кловерфильда", фильм.

Реклама

Следует сцена, один в один спижженная из какого-то там сезона "Человека в высоком замке". В Припяти баба пошла на кухню водички попить, а тут грохнул реактор, и она с мужем в ахуе пялится на свечение в окне. Там то же самое было, только грохнула бомба и пялился в окно агент Смит с женой. Под писк в башке сценариста мы видим, что на станции ее глава Дятлов пялится в приборы, пока покачнувшийся кадр возвращает равновесие. Люди в панике вокруг орут: "Комрад Дятлофф, комрад Дятлофф!" Да, тут весь сериал все друг друга называют "товарищ (вставить фамилию)" - по заветам "Номера 44". Комрад Дятлофф, постепенно отойдя от шока, приходит в себя и, сообразив, что рванул реактор, раздает всем живительных звездюлей и указания. Один сотрудник, правда, пытается его убедить, что активная зона разрушена, но Дятлов не верит - он знает, что ядро реактора взорваться не может! Раздав указания, жесткий, но твердый Дятлов пошел в коридор оценить ситуацию.



Смена плана. Постапокалиптический проход камеры по площади, усеянной кусками графита. Запись реальных радиопереговоров персонала по вызову пожарных бригад на тушение пожара. Среди вызванных и тот муженек из пролога, который служит в ВВ и убеждает супругу, что все путем, наверняка просто гудрон на крыше горит. А на базе тем временем персонал бегает по остаткам коридоров. Не совсем понятно, чем люди там занимаются - похоже, тупо ищут друг друга и пытаются спастись. И начинается чистейшая постапокалиптика. Следуют все штампы, какие только можно - разрушенные коммуникации, темнота, мигающий свет, тяжеловесная музыка, спрятавшиеся под стол в панике люди, рвота умирающих кровью, выбивание двери, носящаяся по коридорам залетевшая птица, пепел с неба, круговой облет камерой ошарашенного персонажа, выход на улицу с видом на разрушения - и персонажи, которые буквально гниют заживо за считанные минуты. Кажется, еще чуть-чуть и кто-нибудь из них превратится в зомби и бросится в камеру.



Дятлов - единственный человек, который сохраняет в этих условиях спокойствие. Опустив стержни, он возвращается к пульту и с удивлением слышит от коллег, что они опущены лишь на треть, насосы не работают, а еще у них дозиметры на такую жару радиацию не рассчитаны. Тогда он раздает еще живительных звездюлей и принимается что-то писать - наверно, завещание. А к реактору уже спешат пожарные машины.

Прибыв на место, они разворачивают работу, раскручивают шланги, ставят насосы - и следует очередной штамп из второсортной фантастики. Какой-то не очень умный пожарный берет рукой в рукавице кусок графита и с интересом его рассматривает - что такого, ведь это всего лишь пожар на атомной станции, чего никто из пожарных Припяти, разумеется, не мог ожидать. Спустя несколько минут предсказуемо рука покрывается волдырями, пожарный орет и из него выскакивает Чужой.




Тем временем стажеры, отправленные опускать стержни, натыкаются на коллегу, который тащит труп пострадавшего, а потом помогает им открыть дверь реактора и держит ее своим весом. Стажеры бегут к реактору, где видят - реактор взорван, все горит, вверх летит радиоактивная пылюка, короче - им набрехали, что в Советской России реакторы не взрываются. Стажеры в панике убегают, пока наш советский Халк видит, что таки натер кровавую мозоль на бедре - вот и помогай после этого людям.

Пока жители Припяти любуются пожаром, испачканные стажеры добегают до пульта и кричат, шеф, все пропало, реактор взорван, помещение горит! Комрад Дятлоф с совершенно спокойным видом говорит увезти кипешующего в лазарет и приказывает включить воду в активную зону, а напоследок мило прощается с товарищами: "Я иду делать отчет Фомину. Не знаю, смогу ли я вам помочь... (с мрачным лицом): Но точно могу сделать хуже!"

Еще эпизод, где какой-то врач в больнице Припяти не обращает ни малейшего внимания на пожар на станции, который, на минуточке, прямо перед ним в окне. Меня так умиляет уверенность всех без исключения жителей Припяти в том, что в пожаре на АЭС нет ничего серьезного... В больнице даже йода в таблетках нет - нафиг он нужен в ядерном городке! Ин Совьет Раша атомные взрывы и расстрелы происходят каждый день на каждом заднем дворе!.. Тем временем директор станции Брюханов и главинженер Фомин срочно прибывают на ЧАЭС, где у входа и на каждом углу стоит по офицерику-вовану, сторожить станцию, чтобы ее не растащили на кирпичи.




Ин Совьет Раша караул эвэривэа! Даже в подвале!!!



Фомин, Брюханов и Дятлов встречаются в бункере-кабинете, где Дятлов с покер-фейсом уверяет всех, что все путем, ситуация под контролем и это взрыв водорода. Те поверили и приказывают ему продолжать операцию, пока они звонят в ЦК и горком.



Далее авторы пытаются нагнать ужаса, а получается комедия - полгорода приперлось любоваться пожаром на мост и параллельно глушит водяру. Причем некоторые персонажи отлично знают, что радиация это опасно, поэтому водку глушат в медицинских целях - одна бутылка на четыре часа, это помогает. Им говорил друг-специалист, сантехник на АЭС - он врать не будет! И пока они любуются обычным ин Совьет Раша видом, их под пафосную постапокалиптическую музыку засыпает ядерным пеплом в слоуууумммммоооооооееееедеткааааа. Даже удивительно, а где те сотни людей, которые рванули из города в первые же часы задолго до официальных реляций, о чем масса свидетельств?



Еще штамп. Тот самый русский Халк кагбэ надорвался и теперь медленно и пафосно загибается, попросив напоследок у товаристча сигаретку, а потом на его труп падает пичальный дождь. Но не переживайте, это П.Г. Паламарчук, который в реальности жив до сих пор. И того товарища он тоже вытащил.

Реклама

После длинной сцены сотрудники пафосно решают открыть вентили вручную несмотря ни на что и после перебранки уходят во ТЬМУ. Кстати, на всей ЧАЭС нету ни одного нормального дозиметра - единственный хороший заперт в сейфе, и персоналу пришлось вызвать к станции утреннюю смену, чтобы узнать, где ключ от него. А в наш бункер для заседаний под присмотром караульного офицера ВВ прибывает весь горисполком в полном составе.



Брюханов перевешивает ему лапшу, которую ему навешал Дятлов, и заодно напирает на то, что из соображений секретности надо все засекретить еще больше. Но горисполком справедливо отмечает, что видели снаружи больных с ожогами и тошнотой, радиация явно выше нормы: "У нас тут жены, дети! Воздух светится!" (с) Это эффект Черенкова, все нормально - говорит Дятлов. Да-да, все уже знают, что эффект Черенкова, это когда радиация распространяется в плотной среде быстрее, чем свет, так что воздух светиться не может, спасибо, я знаю. Тут какой-то престарелый тип пафосно стучит тростью по полу и начинает задвигать телегу. Мол, эта АЭС называется именем LENИNA! Он гордился бы вашей любовью к народу! Ведь в этом предназначение государства! Иногда мы забываем это, но вера в советский социализм будет вознаграждена! Страна говорит, что ситуация не опасна! Страна требует дать угля предотвратить панику! Надо оцепить город, обрезать телефонные линии, захватить телефон, телеграф, почтамт, мосты и аэропорты. Это наш момент славы!



Весь этот бред известен в науке как "защита Чубакки". В итоге все так проникаются этой шизой, что тупеют на глазах и тут же начинают аплодировать, хотя пять минут назад хотели эвакуировать город. Теперь вы знаете, что тупые совки не просто замалчивали катастрофу на ЧАЭС, но еще и специально решили перекрыть город, чтобы точно никто не сбежал - пусть даже если очевидцы говорят совершенно обратное.

После того, как горисполком разошелся, в бункер прошел инженер Ситников и рассказывает, что супермощный дозиметр, который держали в сейфе, сразу сгорел, едва его поднесли к радиации. Это норма, - говорит Брюханов, - как будто вы не знаете советскую промышленность, они чуть ли от естественной радиации не ломаются! Ситников тогда говорит - мы нашли второй дозиметр у пожарников, который и то лучше наших, мы же на атомной станции работаем, откуда у нас нормальные дозиметры - так его зашкалило! Фомин нагнетает: "Вы дурак? Как может взорваться, а не расплавиться активная зона РБМК?" "Ай донт ноу!" - шепчет Ситников, который только сознание не теряет от чуйств. В общем, понятно, самодуры из руководства нагло отрицают очевидное из собственной трусости. От этого гениального сценария даже Дятлова неудержимо рвет на стол, и охране его приходится утащить в лазарет. Ну, а посмотреть на реактор с крыши реактора приказано самому Ситникову, раз он самый умный - инициатива наказуема. И он уходит на крышу в сопровождении того же офицерика с автоматом. Потому что ин Совьет Раша караул должен быть эвэривэа, даже во взорванном реакторе!!! Ситников даже побагровел от такой ядерной клюквищи!



Далее длинное гребаное слоумо минут на миллион, где Дятлофа вытаскивают в скорую, а вокруг все бегают и дохнут помаленьку. В больницу налетают рафики неотложки, а Легасову, зампреду института им. Курчатова, звонит Щербина, министр энергетики, который приглашает его в комиссию по ликвидации аварии.



Еще футажи. Две крысы в подвале так и крутят вентили. Реактор зловеще дымит, аки вулкан. По лесу простерлась рыжая полоса прямиком до Припяти. В самом городе под угрожающую музыку идет обычная советская жизнь с простыми прохожими - пенсионеры сидят на лавочке, взрослые идут на работу, дети в школе... А сверху на это благолепие пафосно падает и дохнет нарисованная на компе птичка. На этом серия и заканчивается.



Серия 2. Под планы, пафоснее, чем во "Властелине колец", нам показывают Белорусский институт ядерной физики, где на заднем плане кто-то читает по радио стихотворение К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?" (WTF?!). В институте уснула сотрудник Ульяна Хомюк - готовьтесь, это главный правдоруб сериала.



С пришедшим в выходной спокойно поработать коллегой Алексеем она понимает по приборам, что на улице радиация. Они пытаются дозвониться в Припять, но там не отвечают. Там уже своя атмосфера. Больница забита обожженными и больными, все врачи мечутся в панике, срочно снимают зараженную одежду с пожарных, у ворот напирает толпа, сдерживаемая нарядом милиции, но таки женушка нашего пожарника все-таки прорвалась. Тем временем Легасов сидит в Кремле и в ожидании вызова листает доклад Щербины, все больше понимая, что дело пахнет ядерным керосином и проникается паникой. Наконец его вызывают в кабинет, который, к слову, ТОЖЕ охраняется караулом! Надо больше караулов!!!




Далее опять штампы. Щербина уверяет, что все путем и под контролем. КГБ - что за границей никто ничего не знает (что наглая ложь). А Горби изо всех сил пытается сделать вид, что у него настоящая лысина.




Следует отрывок точь-в-точь как в фильме "12" Никиты Михалкова, который все пародировали десять лет назад. Горби говорит, раз все нормально, расходимся, все встают, но Легасов стучит ладонью и говорит: подождите, мол, мы все слишком быстро решили... И рассказывает, что там графит из реактора валяется, что там радиация адская и дело явно серьезно. Горби все же поверил и принял Соломоново решение - отправить на разведку Щербину и Легасова. Те, приуныв, вдвоем летят прямо в Чернобыль на вертолете, на котором очень халтурно замазана эмблема украинской армии с красной звездой поверх - ну вы сами понимаете, американский сериал, качество изготовления. И я надеюсь, что они там на вертолете не прямо из Москвы отправились.



По пути Щербина сурово говорит Легасову: "Расскажите, как работает ядерный реактор или солдат выкинет вас из вертолета". Само собой, Щербина ведь всего лишь министр энергетики СССР, откуда ему знать такие вещи, правда? Ну и нашёл у кого спрашивать - Легасов был химиком, а не инженером по эксплуатации реактора, как Дятлов. Но под д0влением Легасов вынужден провести под страхом покарания путем выкидыша из вертолета краткую лекцию - не для Щербины, само собой, а для зрителя. Блестящее обоснование объяснения для аудитории, со времен "Интерстеллара" такого не видел! Уяснив все, Щербина пафосно говорит, что Легасов ему больше не нужен и выкидывает из вертолета со смехом Дракулы.



Ин Совьет Раша gerb эвэривэа!!!

Людмила тем временем прорывается к мужу-пожарнику в больницу, где корчатся с ожогами все те дебилы, что любовались пожаром, а вокруг стоят... да твою мать, опять караулы!!! Они что, даже в больницах? Я удивлен, что в местном Припяти солдаты не охраняют почтовые ящики и светофоры!!! Там она узнает от какого-то военного майора Бурова, который с неохотой на нее отвлекается, что ее мужа перевозят вертолетом в Москву. Майор, хоть и мрачный, но разрешил напоследок повидаться.



Тем временем Легасов и Щербина подлетают прямо к реактору (sic!). Легасов в ахуе тычет в дымящий реактор с полярным сиянием от радиации, но тупой как сценаристы этого сериала Щербина не хочет верить своим глазам и приказывает пролететь над ним пилоту под угрозой массового расстрела. Но Легасов кричит, мол - если ты пролетишь над реактором, ты и твоя семья умрете через семь дней, у-у-у-у-у! И пилот, пересилив себя, наклоняет вертолет и пролетает мимо к ненависти цепного пса партии Щербины.

Реклама

А тем временем Ульяна прорывается в (титры!) "Belorussian Communist Party Headquarters, Minsk". К некому Гаранину, который по табличке на кабинете - первый секретарь ЦК КПБ (?), а по озвучке - только замсекретаря... Короче, вымышленный персонаж. И начинает нагнетать, мол, я знаю про аварию, надо раздать населению йод и эвакуировать население. Но мерзкий, жирный, высокомерный Гаранин ее не слушает. Ульяна мстительно говорит: "Вы все пидарасы, а я Жанна Д'Арк! Я физик-ядерщик, а вы до поста замсекретаря работали на обувной фабрике!" Далее - цитата: "Да, я работал на обувной фабрике. А теперь я главный. (выпивает из графинчика): За пролетариев всех стран!" О, как мило, типичный карикатурный бюрократ из перестроечных агиток. Кто там, кстати, говорил про аутентичность сериала?



Тем временем разыгрывается праздник показухи где-то там, под Припятью, где в лесу солдаты ходят в костюмах химзащиты, а дуэт Брюханов-Фомин пытается навешать лапши Щербине, чтобы он их не расстрелял. Разыгрывается какая-то идиотская комедия, Щербина вспоминает про графит, что он не должен быть на крыше (не зря, выходит, расстрелом угрожал). Брюханов просит объяснить Фомина, Фомин в ахуе говорит, что невиноватая я этого не может быть, но Щербина не верит и требует проверки. Тут встревает командующий Пикалов, который говорит, что у них есть мощный дозиметр и его можно ввести в зону поражения на обитой свинцом машине. И поедет лично он, как самый крутой военный. К сожалению, шушпанцера нам не покажут - вместо него нам показали шишигу, тупо обмотанную фольгой. Тогда уж лучше бы просто провели в зону БТР с Легасовым, как и было в реальности...





В общем, только после того, как дозиметр дал 15.000 рентген, до всех дошло, что дело серьезно. Легасов говорит, мол, это вдвое большая мощность чем при взрыве в Хиросиме, скоро будет еще больше! В итоге Брюханова-Фомина отводят солдатики, пока те надсадно кричат: во всем виноват Чубайс Дятлов! Тупые советские бюрократы не имеют представления, как тушить радиоактивный пожар, и только Легасов подсказывает, что нужен бор и песок. Щербина поорал, но все же успокоился и ушел, а Легасова Пикалов отвез на уазике на удивительно точно воссозданную площадь в Припяти в гостиницу. Где все опять бухают водку, включая изнервничавшегося Легасова!!! Да что ж такое! Сухой закон при Горбачеве? Нет, не слышал!




После очередных футажей леса наутро эпичная картина - стаи нарисованных вертолетов скидывают в реактор бор с песком. Дальше совершенно надуманная сцена, где тупой экипаж подошел слишком близко к реактору и то ли траванулся, то ли еще чего - короче, накрылся вертолетик и превратился в очередной вертолет с иллюстраций к "Сталкеру". Да-да, в реальности авария была аж в ноябре, потому что вертолет случайно столкнулся то ли с подъемным краном, то ли с тросом - я в курсе, спасибо.



Ульяна тем временем дозвонилась до подруги в Курчатовский институт, и они проводят разговор кагбэ о родственниках, а на самом деле о радиации - это чтобы не прослушал злой KGB! Узнав об операции, Ульяна отправляется прямо в Чернобыль. А там Легасов убеждает Щербину эвакуировать город... А, короче, вы все знает, что будет - тупые совки поломаются, а потом сделают, как сказал герой-правдоруб. Тем более что во всем мире уже прознали, что в СССР что-то рвануло и скрывать все это бессмысленно. И полетели бело-голубые автобусы с эвакуированными вдаль мимо охреневших подростков (очередной штамп!). И началась эвакуация города (сцены с мирным городом - лучшие, потому что сняты без угребищного зеленого фильтра).



Правда, несколько раздражают "демократизаторы" милиции в 1986 году. Потому что это как Беслан в 2001 г. - будет только через три года. И пластиковые окна. И полное отсутствие джинсов, футболок, импортных вещей... ладно, хватит, это мелочи.



Это что за покемон?!



Тем временем Ульяна штурмует блокпост и требует отвести ее к начальству. Начальство состоит все еще только из Щербины и Легасова, который проверяют карту и хлещут водку.



Ульяна настояла перед офицером, чтобы ее к ним ответили и раскрывает правду. Бла-бла-бла, бор с песком приведут к тому, что бетонная подушка под реактором расплавится и будут задеты резервуары, а они не пустые, как все думают, а с водой, потому что пожарные, насосы, рукава, бла-бла-бла. В общем, Ульяна всех спасла в шаге от катастрофы заражения грунтовых вод. И неважно, откуда она все это знает - по сюжету она Мэри Сью, все знает и все умеет.

На совещании в Кремле Легасов делает отчет, что баки могут рвануть и тогда вся Украина, Белоруссия и проч. смогут играть в Фоллаут лет этак 100-150. Надо откачать воду из баков через затворы. Открыть их надо вручную через канализацию, для чего нужно трое рабочих-добровольцев. Горбачев говорит: и ради этого вы летели прямо в Кремль и потратили кучу времени, дебилы?! мол, а причем тут я? Оказывается, трое добровольцев умрут, если отправятся на задание. Ой, как драматично, ой, как пафосно, ой, ИДИТЕ НА ХРЕН!!! Любой дурак может заглянуть в интернет и убедиться, что затворы открыли еще в день катастрофы без особых сложностей трое дежурных работников, которых никто даже не спрашивал, чего они там хотят.



После этого всерьез воспринимать сцену, где Легасов набирает "добровольцев", обманывая их пособием в 400 рублей - просто невозможно. Те, конечно, сначала отказываются, отлично чуя подставу, но Щербина объясняет им последствия взрыва нет, конечно, он произносит очередную пафосную и тупую речь в духе царя Леонида со словами: "TAK NADO!". и защита Чубакки срабатывает, все послушно идут затыкать телами ядерный реактор. Минут десять водолазы шляются, пока у них не гаснут от радиации фонарики, и бобровольцы в дикой панике ими трясут как погремушками. Реализм, да, аутентичность.

Серия 3. Короче, долбанных четыре минуты нам показывают эту пафосную сцену, все на улице беспокоятся за водолазов - но наконец они выходят, кагбэ прям с того света. Солдатики радуются за них и награждают VODKA. Да, ин Совьет Раша тебя награждают водкой оф Рэд Арми за соревнования при купании в ядерном реакторе, товаристч!



Тем временем Людмила пришла в больницу к мужу Васе. Что значит, кто это? Это та баба пожарника, о которой вы давно забыли. В больнице, кстати, на удивление тихо, как будто тут нет кучи зараженных совковой радиацией. В регистратуре ее сначала не хотят пускать и приходится дать взятку из кошелька. Баба хнычет перед первой попавшейся врачихой, и та, скрепя сердце, ее пускает на полчасика к мужу. Людка прибегает в палату и что она видит? Пока она там на нервах, ее муженек, не смыв ожоги с лица, внаглую дуется с мужиками в карты! Странно, что водку не пьет! (Кстати, где она, что-то ее давно не было?).



Монтаааааааж! Ликвидаторы летают над реактором, мерят уровень ядерной клюквищи этого сериала. Единственные три человека из руководства - Щербина, Легасов и Пикалов - рассматривают карту. Легасова прорывает. Специально для самых тупых, самых отбитых, самых непонятливых зрителей он прямым текстом проговаривает главную мысль сериала - мол, наша ликвидация это ряд непродуманных решений, принятых "каким-то аппаратчиком, бюрократом, карьеристом?". Щербина на это ставит очкарика на место: "Я партиец-карьерист. Следите за языком, товарищ Легасов". Ну да, куда ему до академика-химика, который непостижимым образом оказывается прав практически весь сериал. А когда он не прав - права Хомюк.

Реклама

Пикалов докладывает, что пожар почти потушен, но зато началось расплавление баков с топливом - опять не слава богу! Опять длинные затянутые планы, тлен и безысходность как в перестроечных фильмах. Людмила в шоке видит, как в палате врачи-рвачи силой лечат обожженного и орущего пожарника - прям "Сайлент-Хиллом" пахнуло. Горбачев тем временем изучает зарубежную прессу, но тут звонит Щербина и говорит, что когда подушку прожжет, грунтовые воды будут отравлять океан, как в Фукусиме реку Припять. И чтобы справиться с этим, нужен весь жидкий азот страны. Горби говорит - ок, и требует от Легасова любыми средствами ликвидировать аварию. Но Легасов, который давно потерял берега, ему не очень красиво отвечает и кладет трубку. Кажись, он совсем поехал головой - вот, он уже бухает по-черному.



На вечернем променаде Легасов долго в красках рассказывает Щербине влияние радиации на организм, чтобы нагнать ужасов. И Щербина - проникаааааается. Тут им на глаза попадаются какие-то хмыри, которые следят за ними. И Щербина намекаэ - оказывается, их наверняка прослушивает злой KGB, так что надо держать ухо востро! Да, ин Совьет Раша KGB следят за всеми, даже за председателем Совета Министров - не дай бог, нарушит заветы Ильича, придется его сразу к кремлевской стенке поставить и расстрелять из маузера. Вернувшись в гостиницу, Легасов опять бухает водку и спрашивает у Хомюк - товаристч (сериозли!), а почему реактор взорвался, если это невозможно? А хз - отвечает та. Тогда тот советует ей поехать в Москву и разузнать у руководства станции. Спасибо, Кэп!

Далее тот самый знаменитый эпизод с тульскими шахтерами. Да, реально, в угольные копи, где на заднем плане видны морские подъемные краны (аутентичность!!!), а черные как негры шахтеры бухают в бытовках водяру бутылками из горла и травят тупые анекдоты, приезжает пара военных Зилов и черная Волга кагбэ министра угольной промышленности.




Министр пришел, как водится, с конвоем автоматчиков, которые показательно берут на изготовку свои KALASHNIKOFF для покарания VRAGI OF MINISTR. Кто тут главный? - спрашивает министр, которого у нас надмозги назвали "Шадовым", хотя он Щадов. Хотя оно и к лучшему, местный Шадов действительно непохож на реального Щадова от слова совсем.



Злобный министр требует от смены отправляться на секретное задание, а не то KALASH гет ту файр, товаристч! Это, кстати, полностью противоречит тому, что о Чернобыле, по идее, уже знает вся планета. Но начальник смены не боится расстрелов: "Ну давайте, стреляйте. На всех патронов не хватит". А потом шахтеры, точь-в-точь как стереотипные реднеки, начинают материться, хамить, орать: "Это наша земля шахта!" Пришлось признаться. Вы уже поняли, сразу сказать, что от них зависит судьба миллионов людей - нельзя, сначала надо обязательно обмануть ввиду патологической лживости коммунистического режима; других объяснений нет. Казалось бы все, сцену можно закончить, но этого режиссеру показалось мало - перед посадкой шахтеры еще и внаглую мажут костюм министра грязными руками, чтобы унизить его!

Далее какая-то сопливая муть про отношения умирающего Васи и Люды, но мне похрен на их отношения, вам достаточно знать, что эти эпизоды спижжены из "Чернобыльской молитвы" Алексиевич. Удобно, спер эпизоды из чужой книги и типа ты сценарный гений. Шахтеры прибыли в Чернобыль. Начсмены Глухов приходит в бытовку к Легасову-Щербине и ведет себя точь-в-точь как карикатурный гангстер - садится без разрешения, закуривает, говорит: "Что за работа?" Я представил себе, как мой отец-прораб так себя ведет, ржал полчаса. О да, высочайшая аутентичность сериала, высочайшая!!!

Апокалиптические кадры с отодвиганием камеры, шахтеры копают землю, мрак, жестокость, суррррровость... Глухов требует у Пикалова вентиляторы для шахты, а то мужики жарятся при 50 градусах... Наверно, поэтому все шахтеры работают в нательном белье. Но меня гораздо больше насмешило, что землю они копают... СОВКОВЫМИ ЛОПАТАМИ! ВЫСОЧАЙШАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ, о да!



Ульяна Хомюк в это время, замаскировавшись под врача в маске, ходит по больнице, куда невесть как попала, и допрашивает всех смертельно отравленных, которых показывают страшнее, чем в фильмах про боди-хоррор. Дятлов послал ее в сад, но главинженер станции, хрипя, пердя и умирая на глазах, все же соглашается поговорить, и приходится ему вытирать кровавые сопли.



ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ, ОКАЗЫВАЕТСЯ (!), Людка ухаживала за Васей, проведя с ним ночь никем не замеченная (в режимной больнице, СУКАБЛЕАТЬ!!!!). Главврачиха в ахуе, но Люся переводит стрелки - а где вы были, я за ним сама ухаживала! Короче, много длинных апокалиптических планов под мрачную музыку, Люся смотрит, как ее муж превратился в кусок обугленного полена, и радует его перед самой смертью вестью, что у них будет ребенок. Если бы не предыдущий бред, это была бы очень сильная сцена.

Радостный Щербина приходит к Легасову с вестью, что шахтеры идут ударными темпами - и наливает своему товаристчу VODKA. Но тут шахтеры решают сыграть в эпатаж, дабы выбить вентиляторы. Они начинают работать абсолютли голыми, как древнегреческие атланты, позируя для журнала "Плэйгёрл". Подозреваю, что сцена введена продюсерами специально для женщин и основной аудитории сериала, состоящей из педерастов. Глухов спрашивает: "Когда все закончится - о них позаботятся?" Щербина: "Я не знаю". Конечно, это же гребаный Советский Союз, о каких льготах, пенсиях, социальной помощи может быть идти речь? Общеизвестно, что при социализме этого не бывают, людей тупо бросают в реактор, а потом выкидывают в овраг, пусть гниют заживо.



Тем временем в больничке смертельно больные успевают исповедоваться Хомюк, что они там нахимичили на станции. Кстати, как вам инфа, что Хомюк - это альтер-эго Алексиевич, которая тоже из Минска, потому что никакого такого правдоруба не было. Дальше накал идиотии и антисоветчины настолько побивает пределы, что смотреть этот физически тошно. В больничку прибыла какая-то баба из Чернобыльской комиссии, которая вышвыривает Люсю из палаты, нехрен лапать за руку радиоактивного мужа, ребенка испачкаешь! И тут как раз вовремя за спиной появляется очередной шпион КГБ, которые, кажется, тут следят везде и за всеми, даже в гребаных унитазах!





А хотите посмотреть на Покровский собор с совершенно не московской улицы? ВыСоЧаЙшАя АуТеНтИИИИИчНоСтЬ!!!




И вот вновь Легасов в Кремле, где висит агромедная картина "Иван Грозный убивает своего сына" - реализм! Не хуже компьютерных игр!




Щербина ему рассказывает, что Хомюк арестовали неизвестно за что, а потом они делают доклад Политбюро, причем Щербина говорит стереотипными лозунгами и отдельно кивает товаристчу Шаркову. Это первый зампредседателя КГБ, который по внешности срисован с главы КГБ Чебрикова, потому что реальным первым замом был В.И. Пономарев: "Мы надеемся соответствовать высоким стандартам КГБ!" Легасов же не так оптимистичен и говорит, что надо эвакуировать огромный район с распространением радиоактивных материалов и уничтожить там все, вплоть до лесов и почвы, а также построить саркофаг. После пленума Легасов приходит лично к Шаркову и начинает качать права, мол, Хомюк арестовали, за нами следят. Шарков-Чебриков нагло улыбается и говорит: "Да, за вами следят люди, за этими людьми следят люди, а видите этих людей - они следят за мной. КГБ - это круг ответственности" "Вы действительно нам не доверяете?" "Доверяю. Но знаете старую поговорку? Доверяй, но проверяй. А американцы думают, что ее придумал Рональд Рейган". Ин Совьет Раша КГБ следит за КГБ! Восхитившись тупостью Легасова, Шарков-Чебриков решил, что он не опасен и освободил Хомюк - под его же ответственность. И тот лично приезжает за ней в Лефортово.




После долгих унылых разговоров о их предназначении нашу мисс Марпл выпускают, и она рассказывает, что решила продолжить поиски. Снова футажи, пердящая музыка, мрак... В городах собирают на ликвидацию военнообязанных. Причем прием идет в физкультурном зале какой-то школы, где, как это водится, висит гигантский портрет Ленина на красном занавесе с лозунгом. Хочу такой себе в спальню.



В финале умерших в больничке ликвидаторов хоронят посреди поля с военными караулом и их женами в цинковых гробах, а потом могилы заливают бетоном. Все это в слоумо, под мрак, тлен, безысходность, ну вы поняли - короче, слезодавилка.

Ну что, не стошнило еще от радиации этой ядерной клюквы? Тогда:

Часть II

Итак, продолжим, надев противогаз и костюм РХБЗ, разгребать радиоактивные залежи ядерной клюквы в сериале "Чернобыль".

Серия 4. Какой-то солдатик долго, нудно и с иностранными манерами пытается убедить престарелую бабку покинуть Зону. Та деловито доит корову и посылает его в игнор с пафосом древнегреческой богини: "Ты не первый солдат, пришедший сюда с оружием". Она, мол, пережила царя, большевиков, Сталина с голодомором: "Мои родители умерли, две мои сестры умерли, нам тоже велели уходить. Нет". Потом война... Короче, все умерли - а я осталась и сижу тут сиднем. То, что родичи выжили бы, если бы уехали, тупому сценаристу, конечно, в голову не пришло. Тогда солдатик, как и положено в Совьет Раша, по-нашему, по-советски, достает MAKAROFF - но даже это бабку не пугает. Тут все, как видите, жутко гордые, жутко самостоятельные и все знают и умеют - именно так, как известно, радикал-индивидуализмом человечество переживет ядерную катастрофу, Фоллаут не даст соврать!

Делать нечего, солдатик гуманно застрелил тупую жирную корову. Скажите спасибо, что не бабку! От местного СССР и этого можно было ожидать.

Реклама



Итак, затянутые унылые мрачные футажи... Футажи, футажи, футажи... Футажи, как Люська въезжает в новую квартиру в Киеве, где из мебели только обои - это, видимо, так авторы сценария хотят отблагодарить советскую власть, которая в кратчайшие сроки расселила немаленький город и даже отгрохала новый, Славутич. Футажи замера радиации. Все эти футажи съедают минут пять. Наконец конфликт - Легасов объясняет штабу, что графит с крыши реактора надо скинуть в него, потому что излучение от графита убивает все вокруг при приближении. Решено задействовать луноходы, как сказал Щербина: "Не отправили человека на Луну, так хоть не пустим его на крышу". О, молодцы пиндосы, еще и сами себе подлизнули, как кот на коврике. А в лагерь прибывает со всеми остальными какой-то призывник. Сцены за окном кагбэ приветствуют его в солнечном Чернобыле.



И да, если у вас еще есть сомнения, что водка в этом СССР аналог воды, то вот вам сцена, где ее привозят целыми грузовиками. Да-да, я понимаю, авторы услышали легенду, будто в Чернобыле пили водку от радиации. Брехня и сами ликвидаторы это отрицают - водка от радиации практически не помогает. Давали сухое красное вино - могли бы показать и его, но тогда нельзя было бы сыграть на стереотипах VODKA, KALASH, RUSSIAN COMMUNISTS.



Водка - это первое, что дают нашему призывнику, когда он приходит в свою палатку. Я так думаю, тут даже денег нет, вместо нее платят водку. Бухарь-молдаванин Бачо допытывается у призывника Пашки, где он в Афгане служил. Павел тупится - я, собственно, не служил, будучи облечен доверием общества... "Люди заканчиваются", - хмурится Бачо. И верно, уже на затыкание дыр реактора приходится брать гражданских и врагов народа

Что мне нравится, так это то, что в местном СССР все друг друга явно подспудно ненавидят, даже если работают бок о бок и типа дружат. Бачо берет Пашку под свое крыло и выбивает у дружка Янека (тут еще и поляки?) свинцовые плавки, в которых дикие русские купаются в реакторах: "Он со мной, понял? Чтобы никто не лез!" Итак, Паша будет участвовать в отстреле городских радиоактивных диссидентов животных из trehlineika, с которой, разумеется, легко умел обращаться каждый советский призывник. После краткого напутствия Бачо, переполненного тупыми и мерзкими угрозами, три дебила идут на охоту. Какое-то время нас пытаются запугать саспенсом а-ля "СТАЛКЕР. Плов Припяти", потом мужики убивают собак, а салага, проверяя квартиры, преступно пытается откосить от геноцида собачек-мутантов, ибо он совестливый. Он даже жалеет раненую собачку. Ну вы знаете, штамп о собачках, которых все жалеют во время постапокалипсиса, когда вокруг люди дохнут толпами...



Бачо тоже добрый, он тоже жалеет животину и потому гуманно ее добивает из трехлинейки - чтоб не мучилась. Выпив после задания водки, Бачо повышает Пашке моральный дух, рассказывая, как убивал людей в Афганистане и привык, вот и ты, мол, привыкнешь. Держи винтовку твердо, солдат, ведь наша цель - счастье всего человечества!



После этого нам опять давят на психику сценой, где в квартире Паша застает симпатичную собачку с целым выводком щенят. Ну у кого рука на такое не поднимется, это ведь щеночки, за них и поубивать не жалко, Джон Уик подтвердит! Безграничный гуманист Бачо жалеет Пашу - и решает сделать все сам, а совестливый Паша только слушает это на улице, поглощая водяру. Трупы кабысдохов утилизируют под чье-то исполнение "Черного ворона" а капелла. 

Тем временем мадам Хамлюк проходит в библиотеку МГУ. После долгого зеленого безмолвия ей наконец по спецдопуску выдают Очень Важные Материалы, и она идет к Дятлову (на самом деле, там сцены перемешаны, но я это исправил в своем изложении). Она спрашивает его, почему в отчете об испытаниях РБМК в экстремальных условиях имена организаторов вымараны, а страницы о результатах изъяты. Резонный ответ: "Иди на хуй, коза, это выдумка сценаристов Государство должно хранить свои секреты, товаристч!" Короче, Хамлюк напирает на то, что если Дятлов ей поможет разобраться в причине аварии, она поможет ему оправдаться на суде - но тот посылает ее в игнор, ведь его судьба уже решена советской властью.

Футажи уничтожения зараженной жратвы. Футажи полива улиц водой. Футажи графита. Твою мать, почти половина хронометража ЭТО ГРЕБАНЫЕ ФУТАЖИ!!!! Короче, испытывают роботов. Советский луноход и робот-полицейский из ФРГ, причем намекается на то, что американских роботов не взяли из политсоображений. Давайте, сценаристы, лижите сильнее, авось, конфетку дадут. В кадр вводят громадного желтого робота, сильно выделяющего на фоне зелено-поносной картинки сериала. Робот проходит ровно пять сантиметров и подыхает - вот тебе и хваленое немецкое качество. От этого Щербина приходит в дикую ярость, требует что-то от властей и в ненависти громит телефоне покруче, чем Волк из той серии в "Ну, погоди". Вытащив останки безвременно погибшего телефона, он говорит: "Официальная позиция государства - в Советском Союзе НЕТ УБИЙСТВ! невозможна глобальная ядерная катастрофа". Оказалось, что робот сломался потому, что тупыыыыые совки дали заниженные цифры радиации. Очень убедительно. Лижите, Шура, лижите сильнее!

Реклама

Вечер, дождь. Побухав водки, Щербина и Легасов думают, как сбить графит. Может, спросить совета у святых белокрылых американцев? "Даже если у них есть такая технология, ЦК нам не разрешит ее взять" (с) Тогда Легасов придумывает термин "биороботы". Оказывается, так ин Совьет Раша называют особую технологию, когда на зараженный участок приводят людей, коих в стране как грязи, и заставляют работать ровно полторы минуты, пока не наберут допустимый предел радиации - а потом меняют. Вот это нам и показывают - надо отдать должное, показывают хорошо, впечатляюще, несмотря на надоевшую псевдореалистичную стилистику. Но, конечно, и тут подгадили. Какой-то долбоеб ухитрился порвать сапог на крыше, так что теперь ему хана. Ему генерал сурово говорит - вы, мол, отработанный материал, завернитесь в свинцовую простыню и организованно идите на кладбище.



Футажи Люськи, которая рожает прямо посреди зимнего Киева... Футажи пыльной, как пустыня, Припяти. Футажи брошенной школы. Хомюк приперлась на разговор с Щербиной и Легасовым. Почему тут? Так ведь KGB прослушивает, забыли, что ли? Мужиков беспокоит, что Дятлова сотоварищи хотят судить и от них потребуют экспертного заключения, которое надо огласить в Вене. И только правдорубка Хомюк знает PRAVDA. Что эта троица виновата в халатности, но во взрыве она не уверена. Она показывает статью с вырванными страницами Легасову и оказывается, что он это видел! Пристыженный герой с дырой рассказывает об аналогичном инциденте на Ленинградской АЭС в 1975 г., из которого никто не сделал выводов, кроме автора этой статьи - Волкова. А все почему? Потому что режим скрывает и КГБ все засекретил - прямым текстом для тех, кто еще не накушался антисоветчины, говорит местный Легасов. Щербина говорит: "Вы предлагаете унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной. Мы заключим сделку с КГБ - ты не упомянешь об этом в Вене, а мы по-тихому починим все реакторы". Хамлюк истерит и напирает, но Щербина запугивает ее REЖИМОМ, при котором расстреливают всех врагов. Хамлюк тогда в отместку вспоминает, как пожарный погиб, а его ребенок сдох от радиации через четыре часа, так что к черту сделки с режимом, ведь она за ПРАФФФФДУ!!!



Заканчивается серия тем, что военный благодарит "биороботов" за блестяще выполненный долг перед родиной и жмет всем руки, а те говорят: "Служу Советскому Союзу!". А на реакторе ставят красный флаг. Даже удивительно, что забыли сказать, что ради него прошло по еще неочищенной территории...



Последняя 5-я серия! ВНЕЗАПНО нас бросают в прошлое! 25 апреля, Припять, футажи мирной жизни. На АЭС Фомин рассуждает с Дятловым, что если испытания пройдут хорошо, их всех повысят. Но тут приходит Брюханов и говорит, что Киев требует от него не снижать 10 часов мощность, потому что конец месяца, надо выполнять план, короче вы поняли, REЖИМ. Дятлов обещает, что проведет испытания в срок ночью и лично за этим проследит. Хоп, скачок в будущее - март 1987 г., Москва загодя готовится к Первомаю.



Легасов покупает в табачном ларьке газету, но тут к нему подходит очередной сексот КАГЫБЫ и без единого слова отводит в зловещую черную Волгу. Там сидит лично товаристч Шарков-не-Чебриков и благодарит его за то, что он рассказал на конференции, что во всем виноваты операторы, а не конструкторы и за это PARTИЯ его отблагодарит званием Героя Соцтруда и начальника Курчатовского университета. Легасов спрашивает, когда начнут модернизировать реакторы? Хитрый КGBEAST обещает, что все будет, но только после его выступления на суде - когда будут назначены стрелочники.

Дома у Легасова торчит Хамлюк, которая правдорубит по полной - мол, не-Чебриков лжет, реакторы никто не будут чинить, власти скрывают. Надо сказать ПРАВДУ на суде, там будут международные свидетели, присяжные не смогут их игнорировать! Легасов трусит - мол, вы знаете, что сделали с Волковым за его критику? Его расстреляли из КАЛАШНИКОФФ и скормили медведям в Гулаге! уволили из института! "Меня расстреляют, бро Хомюк!" (с) - ноет он. Но та опять машет перед ними примерами трудового подвига советского народа и напирает, что надо открыть ПРАВДУ.

В общем, вы поняли, к этому и сводится вся последняя серия. Прямо после этого - суд, где идет совершенно стандартный судебный процедурник. Само собой, во время суда звучат лозунги, идет показуха, нарушения и вообще, все решено заранее. 



Щербина на пальцах объясняет принцип работы АЭС и ее конструкции (ишь, уже научился, а говорит, не знает, как работает реактор!). Хамлюк рассказывает о ходе испытаний и их показывают во флэшбэке. Как ночная смена приступает к испытаниям, хотя раньше их не проводила. Как спрашивает начальство, верить ли перечеркнутому в тексте инструкции. Как Дятлов матерится как сапожник - ин Совьет Раша грязный грубый мат от каждого второго это обычное дело.



Рассказав об этом, Хамлюк сваливает часть об конструктивных недостатках базы на Легасова. Тот выходит и рассказывает - пополам с реконструкцией, где Дятлов ведет себя просто как конченный ублюдок и внаглую нарушает правила эксплуатации станции. Акимов даже отказывается подчиняться, и Дятлов давит авторитетом: "Раз я сказал, что это безопасно, значит, безопасно". А если вы не согласны, то вас расстреляют уволят! Дятлов на суде вообще отрицает, что он был в зале во время повышения мощности - я, мол, в туалет отошел. Но у суда показания умерших, собранных священной девой Хомюк! 



Тут Щербина кашляет, выбегает, и суд делает перерыв. На улице Легасов говорит с Щербиной, который кашляет кровью. Тот грустно рассказывает, что в Чернобыле когда-то жили сплошь евреи и поляки. Евреев убили во время pogroms, поляков выгнали при Stalin, а потом фашисты перебили всех, кого остался. Но после войны советский народ под руководством партии героическим трудом отстроил город и превратил в могучий индустриальный центр люди вернулись сами собой, чтобы жить на своей земле. Они даже подумать не могли, что с ними будет то же самое. Ирония - беспощадная ты тварь!



А после этого зампред Совета Министров говорит, что когда его назначили главным по ликвидации, он так заважничал, что поверил, будто там и впрямь все несерьезно. Ведь глава Советов Министров всю жизнь страдал от неудовлетворенности: "Я ничтожный человек, Валера. Всегда таким был. Я надеялся, что стану важным, но не стал. Только стоял рядом с важными людьми" (с). Представьте себе эту фразу в устах какого-нибудь американского вице-президента и почувствуйте всю ее бредовость. Легасов убеждает его, что зато он много сделал для ликвидации аварии и вообще, он единственный нормальный человек из целой кодлы тупых и бездарных партократов. Да-да, как в анекдоте: "Если дать рукописи Брежневу, он прочитает и скажет: "Мне-то лично нравится. А вот что подумают наверху?"" Ну да, коммунистический режим он такой: в нем вопреки СИСТЕМЕ побеждают даже люди, которые... эту же систему возглавляют! - вот насколько сурова жизнь ин Совьет Раша! Кто не верит - посмотрите на члена ЦК КПСС Бориса Ельцина!

Реклама

Возвращаемся в суд. Там все по тому же шаблону. В конце концов Дятлов срывается и орет - Легасов лжет во всем виноват Чубайс. Судья хочет перенести заседание на завтра, Легасов просит дать закончить, ему отказывают - но переродившийся Щербина неожиданно выступает в его защиту. Само собой, авторитет "ничтожества" побеждает, и Легасов говорит, что Дятлов нарушил все возможные правила, но это потому что он верил в безаварийность, а между тем в конструкции был изъян, потому что бездарная совковая промышленность делает самые дешевые реакторы, даже без защитного купола, а в Вене я врал, потому что меня запугал КГБ и... в общем, понятно. Эффект в суде - как от второго Чернобыля. В итоге Легасова отводят прямо в камеру КГБ и там его посещает лично Не-Чебриков.





В духе "1984" Не-Чебриков пересказывает биографию Легасова, который, оказывается, во главе парткома в университете задвигал еврейских ученых по заданию Кремля, что очередной лживый стереотип о советской власти. Кгбист говорит - я знаю, что вы не храбрец и не герой. "В справедливом мире меня расстреляли бы за ложь, но не за правду!" - говорит Легасов. Ага, ну и кого расстреляли за ложь об оружии Хусейна, например? В общем, кгбшник в ярости на него орет и говорит с пафосом О'Брайана, что его героизм бессмысленен, потому что ему не дадут слова, его лишат славы и ответственности и он так и останется ничтожеством. Произнеся еще несколько угроз, физически осуществимых только в мире "1984", а не в СССР эпохи перестройки, он его отпускает.

Под пердящий сундтрек Легасов улетает на черной Волге домой и читает на кассеты правдорубский монолог. Последняя фраза: "Какова цена лжи?!" И далее точный пересказ судеб персонажей сериала на десять минут - якобы из-за самоубийства Легасова КГБ проиграл, и ученые признали недостатки реактора, хотя некоторых за это якобы сажали (фамилии этих некоторых предусмотрительно умалчиваются). Рассказали про смерть дочери Людмилы Игнатенко потому что эта дура сидела возле радиоактивного мужа, про дебилов с водкой на мосту (и это при том, что эти персонажи реальны не больше, чем инопланетяне, которых многие видели, но никто не встречал), про якобы умерших шахтеров (аналогично). А дальше говорят про водолазов, которые выжили, хотя советская власть ЯКОБЫ наврала, будто они умерли. А еще в титрах нагло написано вранье про повсеместные случаи смерти при ликвидации аварии, но официально их не подтвердить, якобы потому что "советское правительство не сохранило информации об их дальнейшей судьбе". Ни про льготы, ни про пенсии, ни про награды и документальные фильмы про ликвидаторов от советского правительства - ни слова! Вместо этого активно намекается, что жертвы были колоссальны, хотя подобных фактов просто-напросто нет - до сих пор никто не знает количество жертв Чернобыля, потому что они долговременные и процент их отделить от процента умерших по естественным причинам (если, конечно, считать громадный скачок смертности населения на руинах разваленного богопротивного СССР "естественным") крайне сложно. И наконец-то титры!

Что сказать в заключение. Я не буду подробно рассказывать о всех ляпах, ошибках, фальсификациях сюжета сериала - для этого надо написать огромный текст. Желающие пусть сделают это сами, благо, на волне выхода сериала разборов вышло очень много. Вы можете посмотреть интервью с реальными ликвидаторами, которые откровенно смеются над сериалом. Вы можете почитать интервью с сотрудницей Чернобыльского музея, консультантом сериала, которой совсем не смешно. Вы можете посмотреть обзор небезызвестного Семина, который объясняет, почему сериал - голимая пропаганда. Вы можете почитать про ряд ляпов сериала у совсем не просоветских "Медузы" или "Форбс". Вы можете посмотреть разоблачительный разбор от канала "Поток" на 40 минут. Вы много чего можете, материалов просто навалом.

Я же хочу отметь кое-что о сериале с точки зрения клюквоведа и зрителя. Я лично считал, что разговоры о клюкве и антисоветчине тут сильно преувеличены - все же на дворе не 90-е. Я ошибся. Это - самый мерзкий, самый вонючий, самый идеологически антисоветский пример злобной клюквы за долгие годы, что я видел. И я не нахожу в отношении него добрых слов и одобрения, которые оправдывают высокие оценки публики. Например, сериал высоко ценят за аутентичность советского антуража. Да, это, бесспорно, так. Молодцы, справились хорошо - 80-е почти как живые. Но опять-таки - что тут такого сверхуникального? Подобный подход к воссозданию аутентичного антуража при сохранении клюквы и пропаганды - это норма для западного кино. Мы видели "Шпионский мост""Прощальное дело""Номер 44" - во всех из них был относительно правдоподобный советский антураж, сдобренный злобной и неприкрытой пропагандой. То же самое касается и нашего кино - убогая и тупорылая антисоветская пропаганда "Ледокол" (тоже, кстати, фильм-катастрофа!) хорошо воссоздала советские 80-е при идиотском сюжете. И это все потому, что снимали там, где были знающие люди и натура - в Литве и Украине. На Украине, кстати, в 2013 г. "Чернобыль" уже реконструировали - для сравнительно неплохого сериала "Мотыльки", т.е. база была и опыт был. Так что спасибо за труд авторам сериала, конечно - но будем честными, это вовсе не какой-то трудовой подвиг. Тем более, что авторы не стеснялись заимствований. Например, один эпизод банально украден с ютуба.

Реклама

Есть ли еще достоинства у сериала? Ну да... Игра актеров, отличные спецэффекты, большой бюджет, великолепный грим... То есть, плюсы чисто технические. В художественном плане все очень плохо. Снято вообще очень слабо. Добрая половина фильма это унылые футажи, затянутые безмолвные сцены нагнетания и депрессии, вместо музыки - убогий пердеж, жалкое подражание саундтреку из "Дюнкерка", откуда, собственно, и взята вся манера съемки, включая остодолбавший зеленый фон полсериала. Если вырезать все кадры, когда ничего не происходит - сериал усохнет процентов эта на 15-20%. Даже если вам понравилось - то это ведь потому, что он специально сделан так, чтобы действовать на психику ужасом, напряжением, эпатированием, причем чисто психологически, даже физиологически, на уровне элементарных рефлексов. Так эпигонствовать - много ума не надо, даже дебютант справится. Да и чего вы ждете от какого-то шведского телережиссера, бывшего клипмейкера, и сценариста Крэйга Мазина, который писал сплошь и только бездарные трэшаки?



В плане же сюжета сериал делится ровно на три части. 1. Линия Легасова - рассказ о том, как мятущийся интеллигент преодолевает себя и идет против Системы для спасения человеческих жизней. 2. Линия Хомюк - стереотипная и штампованная история про журналиста-правдоруба, который ищет ПРАВДУ во имя демократии. По сути, обе линии тождественны и лишь дополняют друг друга. 3. Все остальное - приключения несвязанных друг с другом персонажей с шок-контентом для давления на психику зрителя. Все эти умирающие собачки, пожарные, бабки, вообще все без исключения сцены про катастрофу... Кстати, эпизоды с женой пожарного и бабкой, а также многие другие взяты напрямую из "Чернобыльской молитвы" Алексиевич - далеко не бесспорного источника. Скажите спасибо, что в сериал не вошла и десятая доля бреда и антисоветчины оттуда - ее разбирают, например, тут.

Весь сериал при всем его техническом качестве - совершенно затертая, банальная, неизобретательная история из арсенала американских клише о герое, который отстаивает ПРАВДУ вопреки СИСТЕМЕ. Таких примеров у Голливуда до хрена и больше, в основном про героических журналистов - "Вся президентская рать", "Секретное досье" и т.д. Разумеется, этот штамп очень легко приложим к клюкве про злобную советскую/русскую власть, потому что при тоталитаризме, по традициям демократической пропаганды, не может быть ни одного светлого пятна. В итоге мы получаем такие убогие пропагандистские поделки о борьбе за ПРАФДУ как немецкая "Четвертая власть", в которой Путин чуть ли не лично устроил взрывы в Москве, чтобы был повод напасть на Чечню; американский "5 дней в августе" про то, как русские напали без повода на Грузию; французский "Поиск" про то, как русские напали без повода на Чечню и ухитряются нести огромные потери без боев; "Шпионский мост", в котором американский агент восстанавливает ПРАВДУ наперекор коммунякам, Штази и собственному начальству; и прочее, и прочее. Но самый яркий пример - это вышедший в 1995 г. на Западе телефильм "Гражданин Х" о поимке Чикатило. И без того история, полная позорных фактов для отечественной милиции, была превращена в пропаганду о том, что при тоталитаризме не умеют даже маньяков ловить. И там точь-в-точь то же самое - мягкий, совестливый интеллигент ловит маньяка наперекор СИСТЕМЕ благодаря помощи прожженного советского функционера, широко представлены советские нищета, глупость, бюрократия, сопротивление чиновников и шок-контент. И даже аутентичный антураж местами есть, потому что снимали в Венгрии. А самое смешное, что и "Чернобыль", и "Гражданин Х" сняты одним американским каналом НВО! - методички за столько лет так и не сменили!



И все эти примеры борьбы за ПРАФДУ переполнены самой наглой и циничной ложью. Многие реальные эпизоды изменены так, чтобы максимально убедительно показать гнусность и порочность советского режима, при котором все поголовно врут, тупые бюрократы не могут справиться с ними без благородных правдорубов, а злой КГБ лютует и все скрывает. Ради этого переврано все, что только можно - Легасов из поддерживающего правительство превращается в диссидента из "1984"; какая-то Хомюк в одиночку выясняет то, что и без нее нашла правительственная комиссия; КГБ прессует Легасова, который его наоборот, хвалил; Дятлов вместо самоуверенного эксперта оказывается конченным подонком и лжецом; на станции делают не несколько ошибок, а нарушают чуть ли не весь регламент сразу; город не эвакуируют в день катастрофы, а блокируют намертво; призывники показательно дохнут от радиации там, где этого не было; и прочее, и прочее - перечислять можно до бесконечности. Это не мешает сценаристу нагло, уверенно и цинично врать людям в лицо в интервью, что он не делал ставку не драматизм, что он не подталкивает зрителя к четким идеологическим выводам и что все было воссоздано чуть ли не с документальной точность и он выступает против советской "системы лжи". И это при том, что когда потом ему стали задавать неудобные вопросы, во время покаста он признал, что многое изменил и что многие вполне положительные моменты из истории катастрофы ему были отлично известны.



Все по секретным документам, объективность и правда, проклятый совок... Знакомо, не правда ли? Подробнее об этой наглой лжи пишут на сайте "Российской газеты" - и это редкий случай, когда я полностью с ней солидаризируюсь и подписываюсь под каждым словом. Разве что отмечу, что сериал строится не по заветам отзеркаленной советской пропаганды - а вполне себе "демократической", о чем я выше говорил - показать шаблонного героя, побеждающую карикатурную в своей абсурдности тоталитарную Систему. А между тем, если бы авторы хотели скопрометировать советскую власть на основе реальной, а не лживой правды, то особенно стараться было бы не нужно. Действительно ведь были и конструктивные недостатки, и вина персонала, и отрасли в целом, и замалчивание, и операции в этом направлении КГБ... Но было это не так, и не в таких формах. И за кадром сознательно оказалось почти все остальное - трудовой подвиг советского народа, массовый энтузиазм, колоссальный труд всех советских республик, старание той же бюрократии... Я не требую идеализации этого события и оправдания советского руководства, но ведь тут даже обычные люди при попытке изобразить их героями ВОПРЕКИ СИСТЕМЕ выглядят как плоские карикатуры или грубые, наглые уроды. Чувствуется, что авторам сериала на самом деле глубоко плевать было на эту трагедию и в реальности за пределами пропаганды их ничего не интересовало. Неудивительно, что на съемках они даже к киевлянам относились как к людям третьего сорта. Показать в сериале советских людей как людей, а не как монстров, правдорубов и жертв - кишка у них тонка. Но пипл хавает и радуется - антисоветчина это модно.

Реклама

К счастью, фильм, где жертвы Чернобыля похожи на людей, есть. Это "Чернобыль. Последнее предупреждение", снятый в 1991 г. американским телеканалом TNT у нас в СССР на натуре в Москве, Украине и Курской АЭС - так что с антуражем тут тоже все в порядке. Я его смотрел и, несмотря на типичные недостатки кино 80-х, он мне понравился гораздо больше. Да, фильм тоже не идеален - простоват, нудноват, бюджет у него не ахти, поэтому забавно смотреть, как там АЭС тушат три машины. Тоже иностранные актеры в роли русских иногда ведут себя не по-нашему. И есть тоже много неточностей и злоупотребление делением на хороших и плохих персонажей. Но зато там шок-контент двигает сюжет, и герои изображены с уважением. Поэтому аналогичные линии жены умирающего пожарного и оставшихся в зоне стариков намного сильнее, чем убогие длинноты, футажи и угрозы расстрелом. И здесь, в отличие от НВО-шной ерунды, нет пропаганды.






Сюжет заключается в том, что врач Роберт Гейл (исполняет известный актер Джон Войт) добровольно прибывает в СССР помочь зараженным от радиации и налаживает сотрудничество ученых двух стран. Обе стороны показаны корректно и с уважением, без перехлестов. Да, советские власти иногда пинаются - но за дело и вполне реалистично. К тому же здесь подходят к вопросу борьбы за ПРАФДУ совершенно по-другому. Роберт Гейл в попытках убедить советское руководство обнародовать правду о последствиях катастрофы устраивает переговоры с Горбачевым. И тот вполне резонно отвечает, что западные СМИ не постеснялись при первых вестях об аварии начать беспардонно врать о тысячах жертв. Да, такое было - это чистая правда, причем это делалось не без подачи демократического ЦРУ. И Гейл ради компромисса признает это, чтобы убедить Горбачева, что горькая правда лучше сладкой лжи. Вот так проходит в фильме аналогичная борьба за ПРАФДУ - без мата, псевдодетективных интриг, оскорблений, штампов и топорной пропаганды и лжи. И именно поэтому фильм намного лучше этого сериала, и заканчивается он не псевдоисторической смесью лжи и правды, а печальным рассуждением о том, что последствия Чернобыля непредсказуемы и что самое страшное - это всегда может повториться.





Увы, он оказался прав. Так и случилось, хотя и по-другому - на Фукусиме, про которую тоже при желании можно снять не меньшую пропагандисткую поделку. Да, почитайте про Фукусиму и вы увидите, что там тоже было много похожего. Была авария из-за 9-тибалльного землетрясения, которое просто никто не смог предусмотреть. Были конструктивные недостатки, осложнившие последствия... В итоге половина реакторов взорвалась. А вторая половина - расплавилась. И там тоже было долгое топтание с ликвидацией, и неразбериха, и неготовность персонала, и элементарная боязнь ответственности, и власти скрывали... А что до пренебрежения человеческими жизнями, то как вам такой факт - когда японское правительство узнало, что необходимо выселить население в 40-км зоне, оно решило, что это слишком дорого и... изменило санитарные правила, повысив предельную допустимую дозу облучения для гражданского населения в 20 раз. В итоге в земле застряли тонны радиоактивных материалов, которые отравляют по 300-400 литров грунтовых вод в день, смываемых в океан - и никто не знает, что с этим делать.

Реклама

Ну, а если и этого вам мало, поищите про то, как в Неваде в 50-е испытывали ядерное оружие на солдатах и запрещали об этом говорить, впрямую угрожая электрическим стулом. И это не говоря о том, что в 50-е на ядерные испытания ездили смотреть как на фейерверки, и гражданская оборона США не спешила рассказывать своему населению о радиации. Все это вскрылось аж в 60-е, когда люди стали слишком часто заболевать раком щитовидки, а Америка, подобно оттепельной СССР, избавилась от язв тяжелой фазы холодной войны и пошла по пути демократизации. А еще можно вспомнить знаменитые острова Бикини, где испытывали ядерное оружие, а потом в 1968 г. разрешили аборигенам вернуться сюда жить, и те тоже заболели раком. Из 7000 больных официально таковыми были признаны только 1865 человек, почти половина из которых умерла. У пострадавших, которым Соединённые Штаты выплатили компенсацию на общую сумму 83 млн долларов, были выявлены 35 различных заболеваний. Можно припомнить и "Титаник", который погиб из-за ряда как замалчиваемых конструктивных недостатков, так и ошибок экипажа - потому что тогда просто-напросто не было привычных ныне норм безопасности. Кстати, на эту тему в Третьем Рейхе сняли тоже очень аутентичный, исторически точный, талантливый, многобюджетный и совсем не идеологизированный фильм (sarcasm), где все британцы тупые бараны. В общем, много чего можно вспомнить. Как видите, и при демократии тоже подчас умеют врать, ломать и пренебрегать - кто бы мог подумать, да? Но, как видим, это еще не доказывает некую врожденную порочность Системы Лжи.



Я не стану утверждать, будто сериал снят таким, потому что нас на Западе ненавидят и потому не могут сказать ничего хорошего по определению - пример того же "Последнего предупреждения" говорит об обратном. Кроме того, совсем недавно закончился многолетний сериал "Американцы", снятый вполне себе республиканским телекалом FOX, который рассказывает о советских разведчиках в тех же 80-х, только в Америке. Несмотря на ляпы, клюквищу, нередко преувеличенные недостатки советского режима и... в целом унылый сюжет и скуку, он как раз говорил о русских вполне нейтрально, а нередко даже положительно - и уж точно не скатывался в однобокую пропаганду. В конце концов, у нас тоже почти нет ни одного серьезного фильма или сериала, в котором о советском прошлом говорили хотя бы нейтрально. "Чернобыль" - это всего лишь очередной пример пропаганды "вопрекизма", которая у нас с недавних пор цветет пышным цветом. Примеры - куча военных фильмов, "Ледокол", "Салют-7", "Время первых", "Легенда №17", "Движение вверх", прочие блокбастеры, которые сначала принимали с удовольствием, пока не стало очевидно, что там один и тот же штамп - героические герои сражаются ВОПРЕКИ советской системе, которая для них даже хуже, чем прямой враг или опасная катастрофа. Причина, как мне кажется, проста, но очевидна - нынешние, как принято было говорить, "правящие классы общества", что у нас, что у них - состоят из людей, яростно отрицающих любые положительные стороны советского времени, заложенные в нем прогрессивным значением его идеологии. В лучшем случае могут взять оттуда патриотизм - и то редко. В связи с этим их обслуга, т.н. "творческие деятели", уже 30 лет подряд пинают труп мертвого льва, чтобы отрицать любое, вообще любое право на существование хоть чего-то положительного при социализме. А в связи с этим не стыдно как угодно врать, порочить и клеветать на прошлое - ответить некому и нечем.

И, как это не печально, лишь тысячи людей после просмотра этого сериала будут проверять, как было на самом деле - а сотни тысяч, а то и миллионы, я уверен, удовлетворятся показанной в сериале ложью и уверуют в ту демоническую и мерзкопакостную клевету о Чернобыле, что там представлена. И это самое грустное.

Источник

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Фильм дешёвая и наглая ложь, в которой красной нитью проходит мысль, что СССР - говно. Это вдалбливается зрителю с первых минут, от всепоглощающей серости красок до водки в огромных количествах и постоянного мата. Единственным праздником оказался желтый капиталистический робот, которого пригнали из США. Идиоты. Люди делали свой долг и на совесть а не за какие либо ковришки, грамотно делали, спасли людей в течении суток, организовали без паники эвакуацию, организовали запечатывание станции, исключили возможность попадания элементов расплава в грунтовые воды реки Припять. В фильме всё перевёрнуто с ног на голову, опять же повторюсь, цель - СССР - говно. Тупые америкосы, даже нормально не изучили период жизни в СССР, что бы понять, что плакаты призывающие на труд пишутся не на заборах, корявыми буквами а на КРАСНОМ полотне. Ляпов несуразных куча. Чего стоит фраза якобы шахтёра, к которому вышел министр угольной промышленности Щербина, внимание!, в конвое с двумя солдатами, у которых ремни натянуты, чуть ниже шеи, - это Тула мать твою. :laughing: :laughing: :laughing: :laughing: Это где видно, что бы министр угольной промышленности к шахтёрам ездил в сопровождении солдат да ещё на фоне солдата виден морской кран типа "Альбатрос"...ага в степях Тулы...море. Абзац ё-моё. Мать вашу это же не Конго с колониальной властью. Ну идиоты.
  • Вам надо орден дать, за то, что смогли посмотреть эту муть.. у меня не хватит сил, смотреть такое дерьмо, даже под страхом расстрела))
  • Спасибо за подробный обзор. А то столько стоит либероидного воя в инете, какой мол правдивый, практически документальный фильм... :blush:
  • Автору большое спасибо за поднятые вопросы и довольно эпическую статью.Можно поспорить с формой подачи материала учитывая трагичность темы,но видно потоки лжи обрушившийся на Россию и СССР в последние годы вызывают уже просто ненависть у многих адекватных мыслящих людей и требуют каких-то жёстких ответов.К сожалению реальность такова, что те кто жил в то время и у молодёжи сейчас,у которой есть мозги и желание знать правду-для них всё предельно ясно, а для либеральных даунов которых множество ни статьи с грустной иронией,ни рассказы их родителей,никакая другая информация-не поможет.У них не один-два пикселя сгорели, а целая плата.И результаты этого мы увидим в ближайшие пять-десять лет.Вместо того чтобы за тридцать лет снять максимально правдивый кинорассказ о величайшей трагедии в атомной энергетике,Россия дождалась очередной порции " кинотворчества" где маленькая правда перемешана с большой ложью и приправлена псевдодокументальными "изысками".Нет у человека большего врага чем он сам -да господа российские политики?
  • Спасибо HBO за то что напомнили всем нам как хрупко равновесие. За напоминание нам, что сотни тысяч пострадали от этой аварии. Были выселены люди из своих домов. Люди получали увечия, ломались судьбы, рождались дети инвалиды. Неверующим съездить в гомельскую область. Аплодирую стоя за поднятую, позабытую тему. Поклон ликвидаторам, положившим свое здоровье на алтарь безопасности граждан, страны. Помню как в спину ликвидаторам шипели уроды, что за длинным рублем туда поехали. Граждане, это художественный фильм, в 5 серий которого невозможно вместить длительные процессы и огромное количество персонажей. Жесткий контроль был, но и во внеурочное водку пили. И я был уверен, что она подобно таблеткам йода радиацию выводит... Вы чего раззвизделись то? Вы каким боком тут? Автор мудак который хайп ловит. Тьфу