Давно собирался написать про этот фильм, и вот наконец созрел. Первый раз посмотрел его по телевидению в начале 90х, потом в конце 00х в сети, а сегодня снова стало появляться множество фильмов подобной тематики и это явно неспроста. По сему, я запиливаю этот пост о картине, как мне кажется, одной из самых коммерчески направленных, напичканных клюквой, политически ангажированных, но все же снятой довольно талантливо и ярко.Но начнем с предыстории. К началу оголтелой гласности и плюрализма я был довольно молодым человеком и вал публикаций в сми на историческую тему воспринимал крайне эмоционально, поглощая информацию в огромных количествах. Однако, в скором времени, неизбежно стал это все анализировать и классифицировать. В результате до меня стало доходить, что авторы поднимающие тему «кровавого революционного террора 1918-19гг», то бишь монархисты, меньшевики и анархисты, вовсе не грустят по поводу «ежовщины», а троцкисты и зиновьевцы, главным образом озабочены именно репрессиями 30х, а «красный террор» вполне одобряют. И по этому принципу можно поделить волны публикаций, накатывающие как и волны новых репрессий уничтожающие тех кто совсем недавно сам с удовольствием уничтожал своих оппонентов.Таким образом до меня дошло что авторы публикаций, мягко говоря, изначально необъективны, и по революционному агрессивны, что уж говорить о непосредственных участниках событий, так сказать «жертвах», троцкие и бухарины не были чебурашками, они были серьезно настроенными людьми и подходить к тогдашней политической борьбе с представлениями сегодняшнего дня просто некорректно.Однако скоро, вслед за первыми волнами публикаций, пошло настоящее цунами материала, авторы которого вовсе уже и не были ни монархистами, ни троцкистами, ни анархистами, они не критиковали какие-то конкретные перегибы и репрессии, а гневно клеймили вообще весь период советской истории, подробно останавливаясь на ужасах «лагерей», «гулага» и «кровавой гебни», смакуя подробности и совершенно вне контекста исторических, политических реалий. У этих авторов, совершенно определенно, не было задачи разбираться в исторических фактах, задача была демонизировать Союз любыми средствами, не гнушаясь откровенной лжи, и проистекало это все определенно с Запада.
Форма и содержание материалов с определенного момента, стали напоминать, под копирку сляпанные, истории рандомных жертв, палачей, пыток, зверств, а так же в обязательном порядке, изобретателя всех этих ништяков – товарища Сталина. Как будто не существовало до этого царской каторги, вырванных ноздрей, сжигания скитов, крепостного права, демидовского ада, кровавого воскресенья, первой мировой. Был вот сплошной докторайболит, и тут внезапно появился товарищсталин. Ненавязчивое при этом сопоставление ацкой раши и райского запада не хочется даже рассматривать ввиду совершенной карикатурности вопроса.Теперь рассмотрим все эти тезисы на примере одного из самых известных советских режиссеров, в 1990 году снявшим совместный советско-британский проект «Затерянный в Сибири», со всеми вышеперечисленными «достоинствами».
Эпизод второй. Археолог и Анна Ильинична сговорились о свидании на каком-то ржавом, полузатопленном баркасе, начальник лагеря узнает об этом, конечно же последним. Он бежит к баркасу один с наганом наперевес, но девочка сидящая на шухере, указывает не на тот люк… начлаг лезет не в тот люк, а хитрая девочка запирает его крышкой.И наконец третий эпизод, который потряс меня до глубины души. Этап для отправки на Колыму сосредоточился в порту, герой Евгения Миронова – молодой интеллигентный зек, он с самого начала картины нагнетает обстановку, пугая окружающих перспективой отправки в солнечный Магадан. Представляю себе западного зрителя охуевшего от обреченного взгляда Евгения Миронова, который в итоге даже бросается под пули, лишь бы не отправляться в этот самый Магадан… Махадан бля… Остальных зеков грузят в большие сетчатые люльки и краном поднимают на борт… я вдруг понял откуда в «Экипаже» 2016 года взялась идея переправлять пассажиров с борта на борт летящих лайнеров, в плетеных люльках!!!...Вообще представление в целом о картине, как о собранных наспех разрозненных байках «про Гулаг», причем аффтары торопятся рассказать все и сразу, и никак не решат, о «политических» выдавать или об уголовниках, все же уголовники перевесили кажется. Но ведь тогда получается «спасибо товарищу Сталину», что пересажал столько уголовников…Оно и конечно, как постоянное действующее лицо присутствует плакат с товарищем Сталиным, то он заглядывает в спальню начлага, когда тот склоняет Анну Ильиничну, то он на стене вокзала, указывает направление пленным японским офицерам (кстати говорят их содержали в доме отдыха и кормили сашими), то в порту нависает над хладным трупом Евгения Миронова…
В общем хороший фильм, однозначно зрелищней унылой «Зулейхи», странно что о нем мало известно, надо будет еще раз пересмотреть… лет через десять.
Оценили 10 человек
14 кармы