Есть у меня новогодняя традиция. Каждый год 31 декабря *нет, в баню с друзьями не хожу* я загадываю одно и то же желание: чтобы Дедушка Мороз в будущем году принёс Галочке много-много интересных фильмов и сериалов, которые она так любит смотреть.
Определённое время всё шло хорошо, но, видимо, в 2019 я вела себя так хреново, что этот хлыщ в красной шубе решил основательно меня покарать. И припёр вместо качественных проектов мешок говна, где, помимо ремейков «Мулан», «Русалочки» и «Хищных птиц» оказался сериал «Великая», повествующий о Екатерине II и её борьбе за российский престол.
О сюжете
Он прост. Юная Екатерина (Эль Фаннинг), преисполненная самых радужных надежд, приезжает в Россию. Она выходит за Петра III (Николас Холт), но тот быстро даёт понять, что всех и каждого во дворце интересует не она сама, а лишь её утроба, способная дать государству наследников. Катя на такой расклад не согласна и решает организовать дворцовый переворот, чтобы насадить просвещённый абсолютизм, бороться *в 18 веке простихоспади!* за права женщин да и вообще – она так влюблена в Россию, что по приезде целует землю-матушку.
Плюсы
Эль Фаннинг очень мила во всех этих платьях с фижмами и с золотыми буклями на миниатюрной головушке. Она симпатичная, обаятельная, улыбается искренне, но плачет фальшиво. Ей всего лишь 22 года – научится ещё, поэтому всемилостивейшая Галя её прощает. Даже за то, что Эль не удосужилась мало-мальски изучить не то что исторический материал, но хотя бы – узнать, кто и как до неё играл роль Екатерины. Когда российский журналист, бравший интервью у неё и Николаса Холта, задал подобный вопрос и рассказал, что императрицу в своё время играла сама Марлен Дитрих, Эль искренне удивилась и пообещала познакомиться с этим фильмом поближе. Сначала у меня пригорело, а потом я перечитала интервью ещё раз и умилилась – Эль так наивно и искренне обалдела, что пусть себе образовывается да растёт над собой.
По трейлеру мне было понятно, что сериал – полная хрень. Однако при просмотре я подметила, что эта хрень очень качественная. Мастера по свету, звуку и реквизиту не дремали, за что им честь и хвала. Костюмы просто великолепные в своей яркости и фактурности. Все эти сундуки, шкатулки, подсвечники, канцелярские принадлежности и даже – издания французских просветителей – всё выполнено с ювелирной точностью и качеством. Качеством, которому вполне может позавидовать наш сериал «Екатерина» с Мариной Александровой *о нём я уже высказывалась*.
Если вам понравилась «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, о которой я также писала ранее, то – добро пожаловать. «Великая» зайдёт как родная, и будете лишь кайфовать от вида знакомых интерьеров, сходных драматургических и режиссёрских приёмов, хотя режиссёр у сериала другой. Но сценарист тот же - Тони МакНамара.
Юмор в сериале такой чёрный, что временами у меня темнел монитор. Любите шутейки времён позднего «Камеди» или в стиле комедий Вайсберга – вам сюда.
Драматургия не хромает и даже не стоит на коленях, а лежит, убедительно притворяясь мёртвой. Однако среди бездарного винегрета сыскался-таки персонаж, вызвавший мою неподдельную симпатию. На удивление это император Пётр, которого сыграл Николас Холт, блеснувший в «Фаворитке». Хотя там роль у него была совсем небольшой, но стала запоминающейся благодаря его актёрскому таланту. И именно в «Великой» Николас раскрылся как отменный актёр драмеди. Он способен за пять минут взлететь на вершину трагизма, показывая неуверенного в себе правителя, отчаянно желающего соответствовать великому отцу. А потом – в считанные секунды отмочить глупую похабную шутку и занять достойную нишу в жанре чёрной комедии. Он умеет носить все эти парики, шубы, камзолы и даже – юбки в сочетании с женскими ожерельями, становясь похожим на современную капризную рок-звезду. При этом Холт не выглядит во всём этом как идиот, хотя персонаж его таковым и является.
В интервью всё тому же российскому журналисту Николас признался, что некоторое время работал над российской фонетикой, немного изучал русский, но потом охренел от сложности нашего языка и понял, что говорить по-русски и даже по-английски, но с русским акцентом невероятно трудно и что даже позориться не стоит. Кроме того, Холт залипает на «Преступление и наказание», так что русская специфика ему чу-уть-чуть, но знакома. Поэтому его Пётр куда убедительнее Екатерины Фаннинг.
Очень красивые декорации, характерные скорее для георгианской Англии, чем для России 18 века. Повторюсь, обёртка у «Великой» добротная, и временами мне было искренне жаль, что сериальный сюжет не соответствует высокой планке работы художников по костюму, гриму и реквизиту.
Если вы историк или хотя бы не дремали на школьных уроках по этой дисциплине, то можете ещё во время вступительных кадров первой серии высверлить себе глаза миксером и приступать к просмотру. Серьёзно, себя надо обезопасить. Потому что…
Минусы
Потому что «Великая» - всего лишь клюквенная блевотина от сценариста с дерьмовым чувством юмора, вот почему.
Перед началом каждой серии появляется название сериала «Великая*», и внизу под звёздочкой: «эпизодически правдивая история». В каком эпизоде была правда – сказать трудно. Скорее всего, в самом начале – когда персонажи представляются друг другу во время знакомства. Невесту Петра действительно звали Екатериной, а жениха Екатерины – Петром.
Екатерина приезжает в Россию и выходит замуж не за наследника престола, а за уже царствующего императора Петра, который является сыном (я повторю это ещё раз: СЫНОМ!) Петра Великого. Мать мужа Екатерины при дворе считается императрицей, и её мумия стоит за стеклянной витриной, потому что сынуля не хочет хоронить родительницу. *Это, я так понимаю, авторская аллюзия на Ленина, но в контексте сериала выглядит глупо и нелогично.* Императрицы Елизаветы Петровны нет, вместо неё – сбрендившая тётка Елизавета, дрессирующая бабочек и мастурбирующая на памятник Петру первому, который был её первым мужчиной, загнув прямо на столе.
При царском дворе водятся темнокожие аристократы, причём носящие вполне русские имена: Аркадий, граф Ростов. Есть там и мулаты, и азиаты, и индусы. И всех зовут по-русски: Орло *видимо, намёк на графа Орлова. В сериале же его играет индус*, Вронские и т.д. Они не завезённые в страну слуги, которых называли «арапчата», но полноправные дворяне Российской Империи, носящие знаменитые, в большинстве случаев книжные фамилии, растиражированные нашими классиками. Это может смешить американцев, в школьной программе которых *как призналась сама Эль* вообще не упоминается царствование Екатерины II, но у российского зрителя это вызовет скорее недоумение, чем приступ хохота. *Моя подруга Фаечка, историк по образованию, пропала на три дня после того, как я посоветовала ей глянуть «Великую», чтобы она высказала своё мнение. Когда мы с Вовчиком, Надей и Лёней уже решили наплевать на самоизоляцию и в панике намылились к Фаюше, она объявилась. Но то, что сказала о сериале эта благовоспитанная работница книжного магазина с замашками институтки-смолянки, написать сюда не могу даже я. Ибо её речевым оборотам могут позавидовать портовые грузчики. Такой злой Фаечку я не видела никогда. И, если честно, не очень хочется, ибо в гневе она пипец как страшна. *
Ещё раз о юморе: над чем смеяться, лично мне непонятно. Если сценарист МакНамара угорает от ежеминутного произношения слова «член», вида голой жопы или мастурбирующей на памятник придворной дамы, то у него явно какие-то проблемы, и следует раскошелиться на хорошего психотерапевта. *Серьёзно, чувак, сходи. Тебе надо.*
В нулевые подобное могло вызвать у общественности шок и резонанс, когда обнажёнка на экране была не таким рядовым зрелищем. Но сейчас, после «Игры престолов», «Спартака», «Мира Дикого запада» и прочего-прочего-прочего частые толчки и колебательные движения тазом под простынёй начинают раздражать уже на второй серии. Действия персонажей должны быть обоснованы сюжетом, а не внезапной эрекцией сценариста. Комизм угасает с эффектом повторения, а в «Великой» герои долбятся по нескольку раз за серию, но совершенно безрезультатно для сюжета. Зачем тогда? Просто, чтобы зритель порадовался за персонажей? Чтобы посмотреть, как колышутся груди актрис и заценить волосатые задницы актёров? Ну, окей. У каждого свои пристрастия, как говорится… *МакНамара, пиши мне в личку – найду тебе хорошего психотерапевта. Тебе реально надо.*
Диалоги не дотягивают даже до «Зелёного слоника», который по сравнению с «Великой» кажется прямо-таки эталоном жанра. В целом все реплики мужских персонажей можно объединить одним-единственным изречением, действительно имевшим место быть в сериале: «Сударь, вам когда-нибудь доводилось кончать, блевать и обделываться одновременно?» Честное слово, они проговаривают похожую чушь с совершенно серьёзными рожами по несколько раз кряду вне зависимости от ситуации, декорации и драматического конфликта. *Ах, да! Драматического конфликта нет вообще.»
Для полной ясности вот вам ещё один эпизод. К Петру на ковёр приходит граф Вронский, и император говорит ему: «Вронский, покажите член!» Тот, ясное дело, снимает штаны и светит голым задом на камеру. Все придворные приходят в восхищение, и Пётр заявляет: «Отлично, раз у вас такой большой болт, то будете ублажать мою жену Екатерину. Ведь я такой добрый, что сам подгоню ей любовника, лишь бы она не ходила с кислым хлебалом».
Придворный архиепископ *которого ласково кличут «архи»* в сериале настолько православный, что принимает галлюциногены, чтобы покалякать с Богом и спросить у него какой-нибудь важный для всей империи вопрос. А перед этим он смачно облизывает пальцы, чтобы запихнуть их в Екатерину и проверить её на девственность, ведь это у нас такие традиции.
На готовящиеся упрёки об историзме в сериале МакНамара сказал, чтобы этого самого историзма в «Великой» даже не ждали. Сам он австралиец и заявил, что Австралия – молодая страна, у них истории-то особо нет, поэтому он не приучен к написанию исторических сценариев, и поступил в «Великой» так, как поступил. Ну, что ж, ему можно дать приз Чарльза Дарвина. Несмотря на все преграды, МакНамара преодолел естественный отбор. И щедро поливает зрителей поносом своих фантазий.
Итого
«Великая» - такая развесистая клюква, от которой у меня окосели сразу оба глаза. Генералы пьют, обссыкаются с перепоя и орут «Казачок». По поводу и без все кричат «Huzzah!» *Это «Виват!» по-английски*. В чём смысл этого постоянного Huzzah – я хз.
Военные и придворные дамы постоянно хлещут водку из изящных стопочек на высоких ножках, чтобы сразу после распития – расколошматить их об пол по старинному русскому обычаю. Весь двор Петра представлен сборищем пьющих, блюющих и сношающихся чмырей. «Женщины должны рожать, а не читать!», - восклицает император и поджигает школу для девочек, которую хотела открыть вся из себя европейская Екатерина. Мордор какой-то, а не Петербург. Средоточие мирового, блять, зла.
По версии создателей, которая должна насмешить зрителей, Петр I не построил Петербург, а отжал его у шведов, причём даже на памятнике он восседает верхом на медведе. Медведя же император дарит Екатерине на свадьбе, чтобы через минут двадцать экранного времени пристрелить его нахрен.
В комментариях писали, что сериал очень понравился зрителям на Украине. Мне искренне жаль это слышать, потому как такая форма злорадства не вызывает никаких других эмоций, кроме сочувствия и сожаления. Малороссия входила в состав Российской Империи и была её частью, нравится это современным украинцам или нет. Историческая основа сериала — это и их история тоже.
Екатерину в исполнении Эль Фаннинг можно поставить рядом с полинялой старушкой Хелен Миррен, которая, нацепив высокий парик и напялив платье, болтающееся на ней, как на огородном пугале, точно также бездарно клюквит образ императрицы. Сколько бы звёздочек ни ставили создатели над названием «Великой», как бы они ни уворачивались со словами: «эпизодически правдивая история», их всё равно можно взять за яйца. Ибо получилось позорное дерьмо с бездарной драматургией, протухшим юмором и импотентными попытками протащить современные хайповые ценности в обёртке 18 века.
Смеяться там не над чем, даже если наморщить мускулы зада, напрячься до вздувшихся вен на лбу и закрыть глаза на историю, которую киноделы поставили в коленно-локтевую и хорошенько отодрали, превратив в уродливое подобие сюжета.
Ржать над нецелесообразными *в данном случае* феминистскими лозунгами, карикатурными изображениями признанных героев вроде Петра Великого, обсиранием *без намёка на юмор* российской истории – в моём понимании это подход одноклеточных амёб, для которых «образование» слово иностранное. Раз МакНамара такой весельчак, пусть похохочет над комедией «Праздник» - отменная веселуха про блокадный Ленинград с Павлушкой Табаковым в главной роли. Ну а что? Ведь не надо быть ханжами и можно крутить историческую действительность по своему усмотрению.
Я капец как люблю забористый чёрный юмор. С матом, голыми жопами, колебательными движениями, симулирующими половые сношения, и так далее. Вот люблю я и грубые шутки, и жёсткий стёб, над которыми зачастую можно ржать до скручивающегося в узел пресса. Но написать подобную комедию, преисполненную такой вот смешной *реально смешной!* чернухи не просто сложно, а архисложно. И если нет таланта, лучше курить бамбук в своей молодой Австралии вместе с кенгуру, но уж никак не пытаться взобраться на такую историческую величину, как Екатерина II.
Оценили 8 человек
9 кармы