Что смотреть в кино: «Зверь», «Пылающий», «Человек-муравей и Оса»

0 2912

Рецензии на главные фильмы недели от кинокритика Антона Долина, которые помогают ориентироваться в прокате. Главные фильмы этой недели: комедия про супергероев для всей семьи «Человек-муравей и Оса», психологический триллер «Пылающий» по мотивам рассказа Харуки Мураками и «Зверь», объединивший в себе зловещий детектив и любовную историю.

В прокат выходит фильм Marvel «Человек-муравей и Оса», снятый Пейтоном Ридом — постановщиком первой части приключений человека-муравья. По мнению кинокритика «Медузы» Антона Долина, новая картина вышла раскованнее, смешнее и динамичнее первой. Осторожно, в тексте есть спойлеры фильма «Мстители. Война бесконечности».

Само словосочетание «человек-муравей» далекие от вселенной Marvel зрители почему-то любят использовать как веский аргумент: совсем они там спятили, даже не до мышей, а до муравьев добрались! Меж тем, уже второй фильм о Человеке-муравье — осознанный жест студии, антидот от гигантомании флагманских проектов. Выбор подобного героя — четкое указание на иронию и почти пародийность, заложенную в матрицу сюжета. 

После третьей серии «Мстителей» — пора снять эмбарго на спойлеры и признать, что большую часть главных героев там стерли в мелкую пыль, — фанаты приходили в себя долго. Шок был не меньше, чем от Красной свадьбы в «Игре престолов». Marvel, хладнокровно встречая обвинения в массовом убийстве, действовала по плану: следующим в очереди оказался фильм-детокс — второй «Человек-муравей».

Главной реакцией публики на просмотре будет глуповатый, но искренний смех — хватает и гэгов, и остроумных диалогов, и идиотских ситуаций. Пол Радд (Человек-муравей), один из самых естественных артистов современного Голливуда, ужасно забавен и обаятелен — недаром он начинал карьеру в сериале «Друзья», а потом стал постоянным актером в комедиях Джадда Апатоу. Величественные Майкл Дуглас и Лоуренс Фишборн в ролях безумных ученых-гениев тоже по-домашнему симпатичны, а Майкл Пенья — напарник и друг главного героя — выдает один из лучших комических перформансов в своей карьере. За женскую стать (в соответствии с последними тенденциями героини здесь отважнее героев) отвечают сразу две актрисы: Эванджелин Лилли, она же Оса, и эффектная сериальная актриса Ханна Джон-Кэймен, сыгравшая роль антигероини по прозвищу «Призрак». С другой стороны, настоящих злодеев здесь нет вовсе. А еще никто не умирает. Точнее, почти никто: но здесь есть опасность спойлера, прикусим язык. 

 

Для кого: для всех

Впрочем, сюжет «Человека-муравья и Осы» испортить спойлером крайне сложно. Он утешительно предсказуем и порадует сюрпризами лишь тех, кто не смотрел предыдущую часть и только знакомится с героями. Бывший мошенник, а теперь законспирированный микрогерой Скотт Лэнг отбывает недолгое и нестрашное наказание за нарушение закона — он под домашним арестом, где преспокойно общается с друзьями и воспитывает по выходным обожающую его дочь. Его более дисциплинированная напарница Хоуп, отныне — не просто красавица, а супергероиня Оса, готовится вместе со своим отцом, доктором Пимом, извлечь из межатомного пространства канувшую туда много лет назад мать (в ее роли Мишель Пфайффер). Разумеется, без помощи Скотта обойтись не удастся. Конечно же, на сцене тут же появятся злоумышленники, которые охотятся на передовые разработки доктора Пима и созданные им уменьшающие костюмы. 

Невероятно приятно осознавать, что у Скотта и Хоуп нет задачи спасти вселенную. Муравья интересует только контакт с дочкой-хулиганкой, Осу мучает тоска по маме, к тому же, оба с некоторым трудом привыкают к мысли о том, что друг другу симпатичны. Даже негодяи в этом фильме вынашивают планы, лишенные особой амбициозности. Не самый великий режиссер — и Пейтон Рид, поставивший вслед за первым «Человеком-муравьем» вторую часть. Он рядовой честный американский комедиограф, которому (подобно его герою) повезло оказаться в нужный момент в нужном месте: когда студия расторгла контракт с ершистым и независимым британцем Эдгаром Райтом, Рид взял и принял бразды правления. Получилось для первого раза очень неплохо. А для второго — гораздо лучше. Да, «Человек-муравей и Оса» раскованнее, смешнее, динамичнее первой главы. Возможно, потому, что Рид с самого начала делал его как собственный фильм.

Marvel Studios / Walt Disney

Если во втором «Человеке-муравье» и есть какая-то идея, кроме разговора о вечных семейных ценностях и развлечения зрителей, то связана она с относительностью масштаба. По-свифтовски играя с соотношениями размеров, Рид то огорошивает незадачливых преступников гигантскими солонками или конфетами, то сжимает небоскреб до величины скромного чемоданчика. Один герой едет на грузовике как на скейтборде, другая бежит по лезвию летящего по воздуху ножа. Подобных аттракционов в фильме — великое множество, и каждый из них превращает публику в ораву детей, попавших в ярмарочный павильон «Дом великана». Тем более, что многих отправят в детство неизбежные воспоминания о кино 1980-х. К нему отсылает не технологическое мастерство кинематографистов (оно на высоте), а простодушная интонация картины — что-то в духе «Внутреннего пространства» и «Дорогая, я уменьшил детей». Другие зрители помянут Незнайку и «Необыкновенные приключения Карика и Вали». И будут правы. 

«Размер имеет значение» — наверное, многие позабыли, из какого фильма пришел этот броский слоган, но саму формулу заучили. Что ж, надо признать, у любого размера — будь ты годзилла или муравей — есть свое очарование.   


«Пылающий» Ли Чан-дона: корейская экранизация Харуки Мураками оказалась лучше первоисточника

В конкурсной программе Каннского кинофестиваля показали фильм «Пылающий» корейского режиссера Ли Чан-дона по рассказу Харуки Мураками «Сжечь сарай». По мнению кинокритика Антона Долина, лирическая и поверхностная зарисовка писателя о трех молодых людях со странностями в экранизации превратилась в глубокий психологический триллер о невозможности познать себя и других.

На Каннском фестивале чего только не показывают — от перенесенных на экран легенд бразильских индейцев до первой лесбийской драмы из Кении. На общем пестром фоне реже и ценнее всех фильмы, в которых этнографический элемент отступает перед «всечеловеческим», как сказал бы Осип Мандельштам. Где бы ни разворачивалось их действие, их одинаково почувствуют и оценят зрители из любой страны. Именно таков «Пылающий» корейского режиссера Ли Чан-дона. Недаром он снят по рассказу японца Харуки Мураками, действие которого перенесено в Корею, а двое из трех главных героев знакомятся в Африке, хотя оба живут в Сеуле. Впрочем, корни космополитизма Ли Чан-дона не в этих межнациональных парадоксах, а в том, о чем и как он сделал свой фильм. 

Чжонсу (молодая звезда корейского кино А Ин Ю) — работник службы доставки. Однажды он встречает на улице знакомую детства Хаэми (дебютантка Чжон Сео Чжун) и не узнает ее: она сделала пластическую операцию и преобразилась. Они заводят роман и тут же расстаются — Хаэми уезжает в турпоездку в Африку, оставляя Чжонсу своего кота с неслучайным именем Кипяток. Возвращается она уже не в одиночестве. Рейс задержали, и в аэропорту она сдружилась с единственным находившимся там на тот момент корейцем — обеспеченным денди-бизнесменом Беном (Стивен Ен из «Ходячих мертвецов»). Девушка никак не может выбрать между двумя кавалерами — и они проводят время втроем, все чаще чувствуя висящее в воздухе напряжение. 

Описанная в фильме ситуация могла случиться где угодно, чувства всех трех героев — от взаимного притяжения до острой ревности — легко понять и разделить. Однако «Пылающий» — все-таки корейский фильм; к примеру, важно знать, что ферма отца Чжонсу, куда к нему в гости приезжают Хаэми с Беном, находится рядом с северокорейской границей, откуда день и ночь доносится из динамиков гул радиопропаганды. Ли Чан-дон, с одной стороны, предсказывает сближение и переговоры двух Корей, которые сегодня на уме у каждого их обитателя, а с другой, вводит мотив пограничности, близости и сходства противоположностей. 

На пороге дома (то есть, опять на границе) трое героев невинно нарушат закон, выкурив один косяк на троих, и Хаэми станцует в свете заходящего солнца эротический танец. Бен признается в своем преступном хобби: он сжигает теплицы (у Мураками это были сараи) — долго выбирает, а затем раз в два месяца совершает поджог. Такое у него хобби. Лишь Чжонсу будет стараться держаться в рамках приличий. Его мучает пара болезненных воспоминаний из детства, тоже связанных с огнем (он устроил костер из вещей ушедшей из семьи матери), и безумно раздражает агрессивный отец, получивший за очередную вспышку насилия тюремный срок. Чжонсу изо всех сил старается быть нормальным, обычным парнем, и подозрительно присматривается к тем, кто, как ему кажется, эту норму нарушает. Так, незаметно для себя переходя пресловутую границу, и становятся параноиками: его срыв окажется самым страшным из всех. 

Рассказ Мураками — лирическая зарисовка, немного в духе Трумена Капоте. В ней, что называется, ничего не происходит. Даже признание богатого незнакомца в том, что он тайный пироман, ничем не подтверждается, а вскоре и он, и девушка исчезают из поля зрения рассказчика. Фильм Ли Чан-дона, который довольно долго скрупулезно следует фабуле Мураками, устроен абсолютно иначе. Место воздушной полувлюбленности занимают физиологические отношения, а потом — их мучительное отсутствие. Пропажа девушки вызывает нешуточные подозрения в адрес как ее самой, так и ее нового знакомого. Очерк о человеческих странностях превращается в психологический триллер. Даже любимая Мураками джазовая музыка, которую послушно вставляет в саундтрек корейский режиссер, звучит к финалу все депрессивнее и мрачнее. А фильм становится глубже и глубже, превосходя очаровательно поверхностный первоисточник. 

Для кого: для пытливых

Лауреат Канн и Венеции, а также бывший министр культуры Южной Кореи Ли Чан-дон — один из самых неординарных авторов в современном корейском кино. Он не увлекается жанровыми экспериментами, как Пак Чхан-ук или Пон Джун-хо (чей оператор Хон Ген-пхе прекрасно снял «Пылающего»), и не допускает легкомысленной интеллектуальной бравады, как любимец фестивалей Хон Сан-су. Его стезя — потаенные и болезненные стороны повседневности. О них самые знаменитые его фильмы — «Оазис», «Тайное сияние», «Поэзия». Ли Чан-дон — верный наследник Достоевского; кстати, начинал он как успешный писатель, и неслучайно его герой Чжонсу в «Пылающем» тоже мечтает однажды написать роман.

В кинематографе Ли Чан-дона жизнь так же прихотлива и непредсказуема, как литература, — но его сценарное письмо лишено подчеркнутой литературности, оно стремится к простоте и естественности. Он виртуозный психолог, что не мешает ему оперировать размашистыми метафорами и видеть трансцедентное сквозь будничное. 

Название «Burning» можно перевести и интерпретировать по-разному: и «Сжигающие», и «Горящие». Все трое прошли инициацию огнем: Чжонсу в детстве, Хаэми — у африканского костра, Бен — когда сжигал теплицы. В каждом горит скрытый огонь, который рано или поздно вырвется наружу. Ведь они охвачены «великим голодом», который, согласно верованиям африканских бушменов, отличается от «малого голода»: малый можно насытить едой, большой — лишь познанием мира и себя. 

Но в том и трагедия, что познать себя и, тем более, ближнего никто не в состоянии. «Пылающий» — картина о человеке как самой большой загадке вселенной, запертой шкатулке, ключ от которой даже не потерян, а просто еще не создан. Отсюда мучения в любви, импульсивные действия, непонятные нам самим мании, фобии, странности. Огонь горит, но неизвестно, где отыскать для него подходящее топливо. Если лучшего не найдется, пусть будут хотя бы заброшенные теплицы. 


Зверь

Романтическая история любви на фоне неописуемых пейзажей, замаскированная под детектив о серийном убийце. Самый громкий британский дебют года.
Для кого: для чувствительных 

Источник 

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...