I. Погода с утра не заладилась, вот-вот собирался прийти дождик. Дома просидеть весь выходной перед компом или ТВ? А через неделю этот день сотрётся из памяти и, в итоге ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ будет вычеркнут из жизни. Как-то не хотелось и, поэтому быстренько спланировал автопоход по сёлам и весям ближайших районов. Тем более, выезд на прошлой неделе нам с женой очень понравился и запомнился. И ещё тем более, обкатка двигателя на машине продолжается.
Долго не задумывался, открыл карту с отмеченными на ней достопримечательностями, распечатал её, склеил (тут вспомнил навыки по топографии в армии) и карандашом нарисовал по дорогам маршрут: Терновое - Стадница - Кондрашовка - Избище. Это названия населённых пунктов. А сами достопримечательности - это православные храмы и церкви, украшающие эти сёла.
Итак, №1 - Терновое и храм - Свято-Богоявленский Собор. До революции село Терновое было родовым имением семьи Лосевых под наименованием Большое Терновое, в 1613 г. было разорено татарами. В 1737 году на высоком правом берегу реки Ведуга была построена деревянная церковь Богоявления. В 1769 году было решено возвести каменную церковь на месте прежнего храма. Новый храм освятили в честь Крещения Господня с пределами во имя Николая Чудотворца (левый) и Дмитрия Ростовского (правый). Храм был построен в стиле барокко с элементами русского средневекового зодчества и стал украшением усадьбы Лосевых.
С 1918 года по 1924 год храм стоял на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как ценный памятник архитектуры Воронежской губернии. Храм закрыли в начале XX века и спустя небольшой отрезок времени от былого великолепия не осталось практически ничего, только стены. Тем не менее, именно на Свято-Богоявленский храм пал выбор советского кинорежиссёра Сергея Бондарчука, когда он работал над фильмом "Судьба человека" в 1957-59 годах.
Храм был возрождён в начале XXI века. По размещенной в интернете информации, часть средств на его восстановление выделил один армянин из Италии. Разыскивая своего деда-солдата, он нашел его могилу в этом селе. Так-то!
На территории храма две могилы. Постеснялся спросить у охранника, кто там упокоился.
А сама территория, место расположения, внутреннее убранство, тишина и спокойствие поразили до глубины души и родили редко ощущаемое чувство. Видимо такое внутреннее ощущение и принято называть словом благость.
II. Ну а машинка тем временем повернула назад к Семилукам и направила свои колёса к Землянску. Следующий пункт маршрута - №2 - Стадница и церковь Рождества Христова, 1838.
Название села происходит от слова «стадница» — держать стада, что не удивительно. Село основано в 1770 году однодворцами Землянска, переселившимися на места пастьбы скота, оттого и название такое.
В 1835 (по другим данным - в 1838) году в центре села была построена церковь Рождества Христова. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь Христорождественская в селе Стаднице, Землянскаго уезда с приделом св. Димитрия Ростовскаго, каменная с колокольнею, построена в 1838 году. Земли пахатной 33 десятины. К этой церкви считается приписною Николаевская церковь села Кондрашовки. Прихожан 815 душ».
Это один из немногих храмов нашей области, в которых никогда не прерывалась служба, в том числе и во время Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации села. Церковь связана с именем героя Отечественной войны 1812 г., подполковника Ивана Петровича Жмурина (1791-1868). Жмурин - участник защиты Смоленска, Бородинской битвы и других значительных сражений 1812-14 годов. Награждён медалью "За взятие Парижа 19 марта 1814 года". Здесь проходило его отпевание и погребение в ограде храма. Фото всей территории не делал, но поверьте, если б увидел могилу героя Первой Отечественной войны, обязательно запечатлел.
Но ...не увидел, хотя специально и не искал.
Автоном Калинин, известный воронежский подрядчик-каменщик, сделал большой подарок церкви. Для украшения иконостаса он специально приобрел в Воронеже две большие иконы, написанные на железе - святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Ещё в начале 1990-х годов эти иконы были целы в храме, не разоренном ни атеистами, ни немецкими оккупантами! В общем-то это не удивляет, т.к. в церкви постоянно проходили службы.
Во время оккупации села немецкими войсками, местная жительница Анастасия Бородкина спасла двух летчиков, сбитых во время боя, переодела их в одежду мужа, ушедшего на фронт, а их лётную форму спрятала на чердаке. Потом Анастасия проводила летчиков через подсолнечное поле к оврагу и лесу. Но квартирантка, проживающая в доме Анастасии, сообщила немцах о летчиках и о поступке Бородкиной. Как говорят сейчас "заложила". Немцы расстреляли А. Бородкину (ее 10-летнего сына Лёню вовремя спасли соседи, отправив мальчика в соседнее село).
На наружных стенах сохранились старинные фрески - иконы по библейским сюжетам. А вот в наличии икон от Автонома Калинина мне убедиться не удалось, храм был закрыт на замок.
Вот такие факты в наших местах. Убеждён, что даже в самом захудалом и отдалённом хуторе найдутся примечательные факты истории, нужно только захотеть их узнать.
III. Погода тем временем налаживалась и дождик, который всё пытался прийти, похоже передумал, повернул и пролился далеко от нас. Настроение, приподнято-восторженное ещё с утра, продолжало улыбаться и требовало общения. Музыка в салоне машинки была сначала приглушена, а потом совсем выключена - мешала беседе. Поговорить было о чём. Такие поездки навевают общее для команды минорное настроение и темы разговора, тем более в салоне сидели одни Кириченко. Не говорили только о политике (будь она неладна!)
Дорога была хорошей, крепкой и без выбоин и автомобильчик тихо жужжал мотором, радуясь размеренной езде и новым маслосъёмным кольцам. Приближался следующий пункт №3 - Кондрашовка и её Церковь Николая Чудотворца, 1864.
Село Кондрашовка было основано в начале ХIХ века. До 1923 года село входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии. Да, тогда ещё губернии...
В 1864 (по другим данным в 1869) году в центре села была построена церковь Николая Чудотворца. Оригинальная по своей архитектуре церковь возведена в формах эклектики с элементами классицизма и русского стиля. Эклектика и классицизм для меня - "филькина грамота", тупо скопировал из интернета, кому необходимо - он поможет :) , а я не архитектор, мне важнее не КАК выглядит храм, а КАКОЕ впечатление он на меня производит и КАКИЕ чувства я при этом испытываю.
С 1995 года церковь является объектом исторического и культурного наследия областного значения. Выглядит - как "объект исторического и культурного наследия областного значения", т.е. разрухой. Однако, несколько раз в году в ней совершаются молебны и панихиды. Как? Если двери в неё закрыты? А очень просто. С одной из сторон в заколоченном входе выломали несколько досок и появился проём, достаточный для прохода внутрь. В общем, всё как у многих "объектов исторического и культурного наследия областного значения".
Проникли и мы. Ну что сказать, вернее написать. Всё видно на фото. Строили раньше на века. Стены стоят. Крыша протекает. А пол сгнил и его совсем убрали. По центру, под куполом большой объемный крест из птичьего извините помёта.
Позабавило. На месте иконостаса ничего нет, только его местоположение выделено выступающими стенами, а царские врата тоже выделены тем же извините птичьим помётом.
Опять позабавило. На месте алтаря нет ничего, а вот на стене находится много икон. Разного размера, состояния и содержания. И понятно, что именно здесь и проходят молебны. Темно, пыльно, вокруг помёт,
а люди приходят именно сюда, чтобы восславить Господа своего, или поблагодарить, или о чём-то попросить. И никому в голову не придёт, что можно да и просто уже необходимо убрать это птичье дерьмо, провести какой-то свет и побелить хотя бы ОДНУ стенку, на которую поместить эти иконы. Которые тоже неплохо бы в порядок привести, если так уж хочется провести службу именно в этом месте. Не хочу обидеть чувства верующих, но вот этой мерзости не понимаю. Как будто в подвале. Как какие-то сектанты, которые прячутся в подземелье и темноту. Какая нужна заставляет вас ТУДА лезть и проводить ТАМ службу? Генная память предков? Привычка? Зуд телесный или душевный? И вы ждёте и надеетесь, что Христос воскреснет и придёт в ЭТО место? Оооочень сомневаюсь. А проще говоря - не верю! Вот этому - не верю!
ОК, это не проповедь и оценок не собираюсь никому давать, это просто личное суждение. Личное. Может быть сиюминутное. На это я имею право. Кстати, у моей команды мнение может быть совсем иным, не спрашивал.
Роспись стен ещё сохранилась. Даже видны надписи на фресках:
С МИРОМ ВХОДИ - С ВЕРОЮ ИСХОДИ. Не соответствует действительности. Грустно. Церковь - уже не церковный объект. А люди продолжают сюда ходить и молиться. Не воспринимая, что тут уже ничего святого нет, это просто памятник, или "объект исторического и культурного наследия областного значения". А храм... Храм в душе каждого из нас. Внутри. Чистый. Святой.
IV. ...Отъехали. И дорога какая-то грунтовая стала, с кочками.И тучка какая-то зависла над нами. Молчали. Включил музыку. Выключил-гадость какая-то. Хотелось почесаться, а лучше - вымыться. Остановились и вышли все из машины типа поискать грибы. И, только побыв на свежем воздухе среди увядающей, но ещё зелёной листвы, подышав запахом начавшими преть листьями и послушав их шелест среди ещё густых крон, отлегло... А кто-то просто покурил! Напоследок сделал фото "объекта..." издали. Не вернусь я сюда.
Перевёл кочергу в положение D и поехали уже не оглядываясь. Через полкилометра дорога вновь стала крепкой, так и тянет сказать "сделано в СССР". Но нет, уже все дороги в округе перекрывали заново. Прямая как стрела, без ухаб и выбоин, хоть и без должной разметки, а провоцировала на "поддать газку". Однако старый конь борозды не испортит, в памяти крепко засело "не выше 3500 об/мин и 90 км/ч". Обкатка дело муторное, но необходимое и ответственное!
Осень потихоньку, на цыпочках вступала в свои права. Краски менялись с мигающей скоростью. Зелёный - от изумрудного до грязно-болотного и хаки, желтый - от лимонного до морковного в Голландии, а красный - он и в Африке красный!
Остановились на распутье: повернуть в Нижней Ведуге в сторону Латной и дорога приведёт к дому, или поехать прямо и посетить все-таки запланированный пункт №4 - Избище с её Церковью Вознесения Господня. Победил консерватизм - что запланировано, то и надо выполнять! Поехали прямо.
Дорога сузилась, овражки появлялись всё чаще и скорость пришлось немного сбросить. До 60 км/ч. А ба! А по бокам-то сады! Сады яблоневые! А красные-то какие! Ничосебе! Но я смотрел вперёд, дорога петляла и отвлекаться на "пап, посмотри" я не собирался. Что я, яблок не видел? Но всё же в этот раз победила массовость. Трое на одного - завалили, и я остановил машинку.
На обочине было много места, ровный грунт с плотной зелёной травой. Потом узкая лесополоса с осинами и берёзами, потом яблони. Много. И яблоки, тоже много.
Искушение схватить пакет и натрясти дОверху яблоками удалось побороть с трудом. Настоял на своём и запретил все остальным приближаться. Тем более сторожка недалеко, только что проехали. А тут ещё охранник мимо проезжал, увидел стоящий у обочины автомобильчик, затормозил и сделал строгое лицо. Мы дружно сглотнули слюну и строем стали ходить вокруг деревьев, разыскивая грибы. Попались тут же какие-то вялые, но как алиби - подошли. Получив заверение от нас в чистосердечности наших помыслов, гроза яблочных воров уехал. Всё таки трудно бороться с искушением. Какие яблоки! На на фото гляньте - видно всё!
А за поворотом был длииииинный и крутой спуск, и на секунду мелькнула мысль - а как же я поеду в такую гору при 3500 об/мин? Но я её отгнал, так как увидел знак населённого пункта Избище и на пригорке радугой переливались витражи Церкви Вознесения Господня!
Село Избище (ранее называлось Гончариха) основано в конце ХVII в., в документах упоминается с 1705 года, как село с Архангельской церковью. Было населено государственными крестьянами(!!!). До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии.
Существует предание, что наименование селу дал, по случаю, Петр I, когда приезжал посмотреть как выполняются работы по изготовлению рулей для флота, строительство которого шло на Воронежской верфи. Когда Петр вошел в довольно большое плотницкое строение, в котором трудились и жили плотники, оно показалось ему огромным и он сказал: «Ого, Избище!» – так название закрепилось за селом.
В 1759 году была выстроена новая деревянная Архангельская церковь. В 1790 году на месте деревянной Архангельской церкви в селе была построена каменная церковь Вознесения Господня. Храм имел семь больших колоколен и вмещал более тысячи человек. В конце XIX века для храма отлиты три колокола; самый большой из них назывался «Самсон» и весил он 375 пудов (около 6 тонн). Звон такого колокола был слышен за 25 километров. Тогда же установилась традиция — в Пасхальную ночь первым благовествовал «Самсон», а затем ударяли колокола окрестных церквей.
После революции службы в храме были запрещены, а в 1938 году церковь была закрыта, в ней устроили зернохранилище, а колокола сняли и видимо переплавили. Во время Великой Отечественной Войны, в период оккупации села подразделением немецкой армии, богослужения в храме возобновились( о как!). При отступлении немцы взорвали церковь, а районные власти распорядились уничтожить оставшуюся 45-метровую колокольню, но председатель сельского совета не исполнил решение и позволил местному священнику отцу Павлу нанять рабочих для ремонта. Колокольню приспособили под храм, а ее боковые объемы - под приделы храма.
Родник в селе Избище освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Святой источник – один из старейших в Воронежской области, известен с XVIII века и был освящен сразу же после окончания строительства в селе Избище (Гончариха) каменного храма Вознесения Господня в 1790 году.
Вот такая история. Затейливо всё как! Храм стал церковью, родная власть гнобила верующих, а пришлая разрешила проводить богослужения. А потом удивляются взрослые дяди, откуда столько предателей в малороссии? Ладно, замнём эту тему..
А вот про источник-то я не знал, да. Только в момент написания сей заметки открылось мне это знание. Ну ничего, будет повод сюда вернуться!
Тут весело. Нет такого воздушного простора, как в Терновом, но обновлённая ограда, искусственный прудик, причудливо изогнутый ствол груши (такого точно никогда не видел) и ветви кипариса в виде страниц книги, навевают лёгкие мысли, что всё доступно.
Всё доступно и всё возможно. Стоит только захотеть. Наверное это и есть самая главная беда многих человеков. Не хотят ничего! Лёжа на диване с планшетом или глядя на одни и те же лица в ТВ, пропадает всякое желание что-то улучшить или изменить. Не вокруг, нет. Внутри себя. Многие позабыли что такое сердечность. Или благопристойность. Из нашего повседневного языка вычеркнуты "благолепие", "пригожество", "лепота". Заменили всё это одним грубым КРУТО. Попробуйте произнесите эти слова вслух. А теперь произнесите новое слово-заменитель. Как плевок, тьфу!
Зато все хотят на мальдивы-бали-тенерифе! Мысли только о теле.
Ладно, проехали. В смысле, дальше рассказываю про церковь.
Чудесная. Ну просто прелесть! И одновременно, глядя на неё, пытаюсь представить, какой же был храм, если вся нынешняя церковь - это только её колокольня! А колокольня есть. Отдельно стоящая красного кирпича беседка не сразу открыла своё предназначение.
Замечательно! И колокола тут лёгкие и звон у них далеко не "Самсоновский", всё равно здОрово! Внутрь мы не зашли. И батюшку не стали ждать, хотя послушница и говорила о его скором приезде. Мы в другой раз это сделаем. Так же все вместе. Сюда приехать - одно удовольствие!
P.S. На первом фото яблоки - не ворованные! Через неделю после этой поездки, в будний уже день я поехал специально за ними, купил официально.
P.P.S. Кому интересно - паданка = 15 руб/кг, отобранные - как на фото = 35руб/кг.
Оценил 1 человек
1 кармы