О возможности православия быть “стержнем” России

15 2915

Часто слышу, что православие – “скрепа” и “стержень” России, что Россия “держится” православием, что по этой причине православие нельзя критиковать, т.к. критика православия – это выступление против России (Н. Стариков высказывал именно такие мнения). Давайте разберёмся, стоит ли полагаться на такую “опору”, как православие. Ну а для этого нужно посмотреть, чем учит православие, а поскольку “священным писанием” и “словом божьим” у православных является Библия, то и посмотрим, чему учит эта Библия.

Итак, создаёт бог Адама и Еву в раю. В раю они живут, как сыр в масле катается: всё у них есть, никаких угроз и опасностей, ни о чём думать не нужно. Одним словом, живи и наслаждайся, “будьте плодовиты и многочисленны”, как сказал бог. Только сказал бог им одно простое условие: не есть какое-то яблоко. Казалось бы, пустяковая просьба, и если уж бог попросил, то нужно так и сделать, тем более, в раю всяких фруктов, думаю, видимо не видимо. Но Адам и Ева всё-таки нарушили запрет. Конечно, Еву змей соблазнил, но он ведь не гипнотизировал её и не “влезал” ей в голову, чтобы получить контроль над её телом. Поэтому Ева сама виновата.

В “Пятикнижии Моисеевом” (Ветхий Завет) есть интересный сюжет: видя очередное еврейское непослушание, бог рассказывает им притчу, в которой один садовник выращивал виноград. Он окружил виноградник забором (для защиты от ветра, и чтоб никто не подавил его), поливал его, подрезал, пропалывал, защищал от вредителей – одним словом, тщательнейшим образом ухаживал за ним. А виноград плодов давать не хочет, несмотря ни на какие старания садовника. И тогда садовник, видя такое “отношение” винограда к его усилиям и стараниям, сносит забор, перестаёт поливать его, пропалывать и пр.: пусть его жрут насекомые, топчут звери, иссушает Солнце и обдувают раскалённые ветра, пусть вокруг него прорастают сорняки и пр. Это бог, конечно, говорил в отношении ходивших по пустыни евреев, периодически нарушавших свой с ним договор, но и к Адаму с Евой в раю этот принцип так же применим. Вот и применим.И бог видит, что создал для людей (Адам и Ева) наипрекраснейшие условия для их жизни и развития, но чтобы они выполняли его волю (не просто ж так бог создал людей), в частности от них требовалось не есть яблоко познания. А они вместо этого “стали валять дурака” в раю, не пожелали следовать божьей воле и поддались на соблазн сатаны в образе змея. Получается, что Адам и Ева имели некий изначальный недостаток в себе, и, находясь в “тепличных условиях” (т.е. в раю), сглупили и не захотели исполнять своё предназначение, проявили свою порочность. Но богу нужно, чтобы человек выполнял его волю, а не “валял дурака”, именно для этого он и создал человека. И раз “тепличные условия” рая не способствовали выполнению божьей воли из-за изначальной порочности людей, бог решил лишить их рая и поместил на нашу “грешную” землю, чтобы они исправили этот порок. И тут, в нашей смертной земной жизни, людям необходимо изменить свою изначальную грешную и порочную природу, чтобы снова стать достойными рая, или “Царства Небесного”, как рай назван в Новом Завете.А как изменять свою изначально грешную и порочную природу? Методом от противного: если в раю первые люди жили как “у бога за пазухой” на всём готовом, но, тем не менее, не послушались бога, хотя им ничего не стоило выполнить это божье повеление, то уже в нашем мире людям предстоит жить со-овсем по-другому: “..ныне проклята из-за тебя земля: в муках будешь ее плоды добывать. Колючие кусты она тебе произрастит, полевою травою питаться будешь и в поте лица добывать свой хлеб..” (Бытие, 3:17-19), а бог от человека попросит уже го-ораздо более трудные вещи, нежели не есть какое-то яблоко познания в условиях изобилия фруктов в раю. И бог устами Иисуса Христа и апостолов, действительно, просит от человека крайне трудновыполнимые просьбы, а именно:

“..благотворите ненавидящим вас.. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…” (Лука, глава 6, с 29-го стиха).

“Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный” (Павел, к Ефесянам, 6:5-9).

“Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести” (Павел, к Римлянам, XIII, 1-5).

“Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились”, (1-ое письмо Петра, 2:18-24).

“… не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду”, (Матфей, 5:39, 40).


О схожих “пренебрежительных” взглядах на земную жизнь говорят и проповедник Даниил Сысоев ( https://www.youtube.com/watch?... ), и один из “отцов”-основателей церкви святой Григорий Богослов, писавший: “С тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор Я УМЕР ДЛЯ МИРА, а МИР УМЕР ДЛЯ МЕНЯ” (из книги “Очерки мистического богословия восточной церкви” Вл. Лосского). Ещё на православном радио “Вера” приводились слова какого-то русского старца (или святого), которого спросили, должны ли мы быть благодарными тем, кто делает нам добро, на что тот ответил, что да, т.к. они нам помогают в земной жизни. Тогда его спросили, должны ли мы быть благодарными тем, кто делает нам зло, и старец отвечает, что, конечно, ведь это готовит нас к вечной жизни (передал своими словами, но смысл именно в этом). Так же можно привести слова Ивана Грозного из его переписки с князем Андреем Курбским: “Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни. Но ради преходящей славы, из-за себялюбия, во имя радостей мира сего все свое душевное благочестие, вместе с христианской верой и законом ты попрал…... Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова? Он ведь сохранил свое благочестие, перед царем и пред всем народом стоял, не отрекся от крестного целования тебе, прославляя тебя всячески и взываясь за тебя умереть” (1-ое письмо Ивана Грозного Курбскому).

И люди, которые смогут прожить жизнь, выполняя такие уже тяжелейшие установки (а не ерунду, типа не есть яблочко), изживут тот первоначальный изъян, изменят свою грешную и порочную природу и станут достойными “Царства Небесного” и, попав туда, уже не станут глупить, как это сделали Адам и Ева, но будут исполнять божью волю. Об изменении человеком своей природы через выполнение таких сложных установок говорил и патриарх Кирилл в одной из своей проповеди в 2016. Исходя из таких рассуждений становится понятно, зачем нужно бездетное монашество. Если человек ещё может “наплевать” на собственную земную жизни и земное благополучие ради “царства небесного”, то если он станет родителем и будет видеть, как и его дети страдают в земной жизни из-за того, что он следует “христовым” заповедям (в духе вышеперечисленных) ради “царства небесного”, то у такого родителя может просто “не выдержать сердце”, и он пошлёт все эти заповеди “христовы” куда подальше и станет “бороться” за земное счастье своих детей. Могут возразить, что бог сказал: “будьте плодовиты и многочисленны” (Бытие 1:28), но это было сказано ещё до низвержения из рая, т.е. было верно, пока ещё люди находились в раю. Теперь же, после низвержения на нашу грешную Землю, всё поменялось, и главная задача у людей - совсем другая.


Периодически слышу от верующих, что указанные выше заповеди нужно понимать “духовно”. Уверен, что происходит это от того, что сии заповеди слишком противоречат привычной людской мудрости, и если, например, начать подставлять щёки и не противиться злому, то жить будет просто невозможно. Разумеется, бог заранее предвидел такой ход мыслей, поэтому апостол Павел и говорит: “Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом” (1-е послание Коринфянам ап. Павла, гл. 3:18, 19), т.е. не нужно пытаться оценивать мудрость божью с позиции “земной мудрости” и пытаться “подтянуть” божью мудрость путём трактовок и толкований, если она сильно расходится с “земной мудростью” и крайне тяжела в исполнении. Далее Павел подтверждает свою мысль: “Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас… Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу” (1-е послание Коринфянам апостола Павла, гл. 4: 8-16). И Христос говорит схожее: “и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” (от Матфея, гл. 10: 38-39).


Остаётся разобраться, зачем нужна была казнь Иисуса Христа во искупление людских грехов, если людям и так был указан путь к исправлению своей порочной природы и “Царству Небесному”. В “Пятикнижии Моисея” евреям предписывается приносить богу жертвоприношения различного скота, пшеницы, масла и пр. не только на регулярной основе (т.к. богу приятны эти регулярные жертвоприношения, дым от жертвенных костров), но и в случае, если еврей в чём-то нагрешил. Т.е. если еврей в чём-то нарушил данный через Моисея божий закон, то он должен принести жертву, чтобы бог его простил за этот совершённый им поступок. При этом для жертвы отбирается всегда ЛУЧШАЯ скотина (без изъяна), или другая еда ЛУЧШЕГО качества. И вот люди (Адам и Ева) согрешили перед богом. В соответствии с логикой “Пятикнижия Моисея” людям нужно принести жертву богу во искупление своего греха. Но это не отменяет необходимости изменения своей природы, о чём я писал выше. Грех людей – очень значителен, т.к. бог их за это изгнал аж из самого рая. И тут человечество каким-то скотом, пшеницей, вином и благовониями (что обычно евреи в жертву приносят) не отделается. Тут нужна более значительная жертва – человеческая. И опять-таки в соответствии с логикой “Пятикнижия Моисеева” приносимая человеческая жертва должна быть наилучшая, без изъяна. По отношению к человеку это означает, что приносимый в жертву человек должен быть праведником. Об этом Исайя и пишет:

“Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Гос¬подь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… за преступления народа Моего претерпел казнь… Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его… Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт… за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” (Исаия, 53: 4-12).Правда тут Исайя говорит о всех грехах еврейского народа, а не только о первородном. Но в “Новом Завете” говорится о грехе уже всего человечества: “Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира” (1-е послание Иоанна, 2:2).

Отсюда понятно, почему у христиан Иисус Христос считается богочеловеком: очень мала вероятность, что какой-либо из рождённых женщинами простых людей сможет в нашем грешном мире к 33 годам остаться праведником. К этому возрасту любой человек уже нагрешит “до кучи”, и поэтому будет слишком “испорченным”, чтобы быть преподнесённым богу в качестве жертвы для искупления людских грехов. Поэтому бог и “вселяется” в Иисуса Христа, дабы лично проследить за тем, чтобы Иисус Христос к назначенному времени принесения себя в жертву не успел нагрешить, и у людей была такая жертва в виде праведника, которую только и готов принять бог.Часто слышу: “нужно верить в Христа”, “спасение в вере”, “главное – верить в Христа, его воскресение”. В свете вышесказанного становится понятен и смысл этих слов: итак, жертва в виде Иисуса Христа была принесена богу для искупления евреев (Исайя), или всего человечества (“Новый Завет”). Но вот живёт какое-то племя в Африке, Южной Америке и пр. и ничего не знает ни о Христе, ни о его “жертве”. Тем более, такое племя никак не участвовало и, даже, не присутствовало при “казни” Христа. Их грехи, включая и главный, “первородный”, тоже прощаются? Нет, но для того, чтобы и этих людей “задним числом” “внесли в список” тех, от чьего имени приносится Христова “жертва”, они должны “уверовать” в казнь и воскресение Христа. Тогда бог будет считать, что “жертва Христова” принесена ему и от их имени. Ведь, как я писал выше, провинившийся еврей приносит жертву богу от своего имени, дабы бог простил именно его. Поэтому и желающие получить “прощения” и “спасения” люди должны как-то обозначить перед богом, что Иисус Христос был принесён “в жертву” и от их имени тоже (пусть и “задним числом”). Поэтому, согласно христианству, только уверовавший в казнь и воскресение Христа получает т.н. спасение, ведь подавляющее большинство христиан абсолютно никакого отношения к принесению Христа “в жертву” не имеют.


В дополнение к сказанному выше приведу кое-какие “заповеди”, которые, на мой взгляд, являются просто вредительскими.

1) “Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его” (от Матфея гл. 10:24–25). Но задача ученика – развивать дело своего учителя, а не просто хранить его достижения для следующих поколений. Так всегда строилась наука: следующие поколения учёных “плясали” от достижений своих предшественников. Именно этот принцип и позволил совершить огромнейшее количество научных открытий, ибо каждое следующее поколения учёных вносило свой вклад в знание и понимание устройства нашего мира, а не довольствовалось достижениями своих предшественников. Как говорил Исаак Ньютон (либо ему приписывают): “Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов”. Христос отвергает этот принцип. Если же кто думает, что под учителем и господином подразумевается бог (и тогда это изречение верно), то сии слова набраны с маленькой буквы, поэтому речь идёт о людях. Фактически тут Христос проповедует запрет на познание жизни, т.к. ни один человек (даже очень мудрый) за свою ограниченную жизнь всего не познает, а его ученики должны будут довольствоваться лишь достигнутым им, либо такой мудрый учитель должен унести свои знания с собой “в могилу” и не должен иметь никаких учеников, дабы не ограничивать их в познании.

2) “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Матфей, 7:3-5). Во-первых, все люди – разные: один видит одни “грани” явления/проблемы, другой – другие грани, из-за чего и говорит русская пословица: “одна голова – хорошо, а две - лучше”. Поэтому оптимальное “решение” было бы таким: первый брат, увидевший сучок, описывает “вид” этого сучка и помогает второму брату вынуть его. Либо, если сучка нет, то 2-ой брат, выслушав описание якобы сучка в своём глазу, говорит 1-му, что тот просто ошибся, и объясняет, в чём тот ошибся (т.е. вынимает бревно из глаза 1-го брата, из-за которого тому и померещился сучок) - и оба брата довольны. Но данная библейская “мудрость” делает это невозможным. Во-вторых, пусть я увидел реальный сучок у кого-то в глазу и хочу ему об этом сообщить (исключительно из благих побуждений). Но тут я вспоминаю эту притчу и думаю: “А вдруг у меня у самого в глазу - целое бревно, только я его не вижу? Ведь 1-й брат не видел же бревна в своём глазу! Поэтому лучше я, на всякий случай, промолчу”. Ведь невозможно вынуть бревно из своего глаза, если его там не видишь. Но тогда и тот человек останется с сучком в глазу, т.к. ему об этом никто не скажет. И наоборот: кто-нибудь укажет вам на сучок в вашем глазу, а вы ему сразу: “Ты сначала бревно из своего глаза вынь, умник! Потом других будешь учить!”. А поскольку людей с сучками и брёвнами в глазах – полным-полно, то можно смело игнорировать любые указания любого человека на наличие сучка/бревна у себя в глазу и выставлять встречную претензию типа приведённой чуть выше, после чего указывающий вам на ваш сучок тут же “заткнётся”. Т.е. такая “мудрость” приведёт к тому, что люди не смогут друг с другом ни о чём договориться.


Если же мне вопреки всему написанному выше скажут, что христианство – истинная вера, и библия – “слово божье”, то я отвечу словами апостола Павла: “..потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых” (1-е Послание Коринфянам апостола Павла, 14:33). Поскольку в христианских странах не было и нет никакого мира, а есть лишь сплошное неустройство, то нет в их церкви бога, а христианская вера - ложная, либо ап. Павел ошибся. Могут возразить, что имеет место “человеческий фактор”, который всё и испортил, но сама библия – точно “слово божье”, просто люди ей не следуют, поэтому и неустройство на Земле вместо “обещанного” ап. Павлом мира. Но дело в том, что библия была написана не богом (тем более, не была “спущена” богом на Землю в виде готовой книги достаточно большим тиражом), не Иисусом Христом и даже не апостолами. Но “отцы”-основатели церкви сами составляли канон “Нового Завета” на основе имеющихся у них различных записей учеников Иисуса Христа, т.е. эти “отцы” церкви САМИ РЕШАЛИ, что пойдёт в канон и в каком виде, а что – нет. Сравните, например, апокриф “Евангелие мира от Ессеев” (http://essenes.narod.ru/Evange... ) и канонические евангелия. Естественно, имело место и цензурирование, и редактирование (типа для лучшего понимания). Более того, все христианские догматы и толкования были придуманы именно этими “отцами”-основателями церкви и прочей церковной иерархией, которые утверждали их на своих “вселенских соборах”. Можно ли им верить? Из слов ап. Павла следует, что раз у христиан - сплошное неустройство, то в христианских церквах святыми особо и “не пахло”. Но тогда и верить им нет особых оснований. На это мне могут возразить, что святые были, ведь они всякие чудеса творили: людей исцеляли, воскрешали и пр. На это можно ответить словами самого Иисуса Христа: “Многие будут говорить мне в тот день: “Господь! Господь! Разве не во Имя Твоё мы проповедовали? Разве не именем Твоим мы изгоняли бесов? Разве не именем Твоим совершали множество чудес?” Но Я им тогда отвечу: “Я никогда вас не знал. Уходите от Меня, творящие зло!”” (от Матфея 7:22-23).

В свете сказанного выше мне очень смутно представляется библейское православие в роли “скрепы” русского народа. Точнее, “скрепой” его можно сделать, но всё это может закончится, как в 1917, с расстрелами попов, сносом церквей и прочими “радостями”.

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...

Обсудить
  • здоровья красиво. но есть одно возражение . без веры во что то высокое человек умирает как разумное существо. следовательно хоть какая то власть веры нужна. пускай воздушная скрепа все же нужна. хотя бы для того что бы на основании ее можнобыло думать над более надежной скрепой.... . а так конечно правильно.
  • Canya пишет: "..хоть какая то власть веры нужна.." - думаю, человеку нужно адекватное ТЕКУЩЕЙ жизни миропонимание, чтобы на его основе можно было: 1) предсказывать последствия как своих действий, так и всей страны в-целом; 2) вырабатывать план действий для получения заранее заданного результата но так, чтоб этот результат не сопровождался побочными эффектами, обесценивающими достигнутый результат. Нас же сейчас настойчиво пытаются вернуть в дореволюционное прошлое, которое показало свою неработоспособность в усложнившихся к началу XX века условиях. Сейчас же ситуация ещё сложней, чем тогда, поэтому православие ещё менее актуально. Можно, конечно, и православие сделать некой "стартовой скрепой" для ЧАСТИ русского общества, т.к. уже далеко не все так примитивны, как в безграмотные "мужики" РосИмперии, но наша элита желает поголовной "православизации" русских с возведением православия в ранг "главной скрепы" нашей страны и вытекающим из этого запретом на критику сей "главной скрепы" - а это уже недопустимо. Либо, если не будет непосредственного запрета, то усилиями СМИ в обществе может быть создано такое настроение, что просто неудобно будет критиковать православие, а всякий критикующий будет сразу восприниматься врагом (такую позицию выразил Н. Стариков), независимо от содержания критики. Поэтому такое развитие событий нужно профилактировать.
  • Люди, будьте Человеками! - это и есть главная идея Русской цивилизации. Т.е. живите по совести. Совесть - прямая связь с Богом. А всевозможные религиозные секты, в. т.ч. и РПЦ пытаются быть посредниками между Богом и Человеком, для получения гешефта.
  • Давайте отделять мух от котлет. Вера это Вера, религия это религия, а церковь это церковь... Люди есть люди, но не каждый из них Человек. А Богов нет, доказано космонавтами,)
  • Все в кучу- и цитаты из Нового Завета, и из Торы. Какие ответы хотите вы получить здесь? Не лучше ли задать вопросы священнику, ответит компетентно. Про бревно в глазу. Сколько не указывай человеку на его грех, а пока он сам его не увидит в себе, не осознает - все напрасно. Так что, чем тратить время попусту, лучше употребить его на духовную работу над собой. А вот этим -то заниматься человеку обычно совсем не нравится, гордыня мешает, я же сам у себя и окружающих самый лучший. Поэтому он скажет другому на замечание:"сам дурак, у самого бревно вон торчит". ...Должны ли мы быть благодарными тем, кто делает нам зло, и старец отвечает, что, конечно, ведь это готовит нас к вечной жизни".. А я понимаю так, что все зло, что получаем мы извне, по попущению от Бога нам идет, это вразумление, что не правы мы были в чем-то. Через других людей Бог нас вразумляет. За вразумление Богу спасибо, над собой опять же духовно работаем и к царствию небесному приближаемся. А что злимся за это на него и на злодея нашего - так ведь и ребенок злится на отца за то, что наказал, а когда вырастет- поймет (может быть), что отец был прав. А мы- те же дети неразумные, но пытаемся божью мудрость оспаривать, до которой дорастем ли к концу жизни земной- большой вопрос. Со скрепой христианской просуществовали тысячу лет, стоит ли лучшую искать?