"Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится"
Лесков Н. С. "Очарованный странник"
Им зачитывалась вся прогрессивная интеллигенция России конца 19-го века, его читал Маркс, его критиковал Ленин, его наблюдения и мысли претворил в жизнь Сталин…
Говоря современным языком, звучит как трейлер к голливудскому блокбастеру, не так ли? Возникает вопрос – кто же этот человек? Это профессор химии, артиллерист, агроном, бунтарь, социолог, психолог, хозяйственник, настоящий «аристократ духа» и, конечно же, лесковский «очарованный странник» – Александр Николаевич Энгельгардт. Жизнь А.Н.Энгельгардта, как и персонажа повести Лескова, была поистине удивительна. Он, несомненно, был высокоодаренным интеллектуалом и крупным ученым. Но, прежде всего, это был человек, наделенный глубокой личной свободой. Об этом говорит то, как он сумел сложить свою жизнь, несмотря на пережитые потрясения.
Энгельгардты - старинный род дворян Смоленской губернии , имевших швейцарские корни. Родился Александр Николаевич в 1932 г., всё детство провел в родном Батищево, поступил в смоленское Михайловское артиллерийское училище и после 5 лет учебы, выпустился из него в офицерском чине. В Михайловском училище преподавал крупный русский химик, сподвижник Менделеева - Зинин – под его руководством у Энгельгардта, имевшего и без того талант в сём предмете, крепнет любовь и тяга к теоретической и практической химии.
Двадцатилетним, обдумывая будущую жизнь, Энгельгардт писал в дневнике: «Нужно многим заняться, естественными науками в особенности. …Труд, умеренность, твердая воля, не обращать внимание на слова других – вот что мне нужно для достижения моей цели». По окончании училища, молодой и талантливый Энгельгардт работает Питерском арсенале - руководит хим. лабораторией и отливкой пушек для защиты Севастополя.
В 1857г. открывает частную хим. лабораторию, ставшей передовой и образцовой в России, издает первый в России научный химический журнал. Ученик Энгельгардта М.Г.Кучеров писал: «Отстроенная по плану и под непосредственным наблюдением Александра Николаевича лаборатория сразу сделалась гордостью института… При лаборатории составилась хорошая библиотека из необходимых журналов и справочных книг… Шкафы кладовой наполнялись обильным запасом всего, что нужно для лекционных демонстраций, учебно-практических и научных работ...»
С 1854 по 1870 г. Энгельгардт опубликовал около 50 работ по органической химии и артиллерийскому делу. Занимаясь искусственными удобрениями, Энгельгардт не прекращал опыты с ароматическими соединениями. Фосфорные удобрения (их поиски, анализ, приготовление, использование), органическая химия, агрохимия стали предметом постоянной заботы лаборатории Энгельгардта в течение многих лет.
Предшествующий как до, так и последовавший после отмены крепостного права в 1861 г. общественно-политический подъём, захвативший умы передовой русской интеллигенции, не мог не коснуться и Энгельгардта. Идеи «народничества», воззрения Герцена, Чернышевского, Добролюбова, делают молодого, эксцентричного Энгельгардта участником кружков «народников». В 1961 г. его арестовывают за участие в студенческом движении и отправляют на кратковременное заключение. Но талант Энгельгардта расчищает себе путь – об аресте все быстро забывают(но только не полицейский департамент - «товарищ майор» того времени ).
В 1864 г. Энгельгардта пригласили в только что открытый Санкт-Петербургский земледельческий институт исполнять по совместительству обязанности профессора, где позже он становится деканом и руководит воспитательной работой. Энгельгардт, имеющий абсолютный авторитет у студентов - истинный демократ – позволяет студенчеству собрания в стенах института, сам участвует в них, поощряет дискуссии. В декабре 1970 г., после участия в таком вечере, Энгельгардт был арестован, помещен на два месяца в Петропавловскую крепость. Охранка арестовала и его жену, но была вынуждена её отпустить за отсутствием улик. В 1871 г. Энгельгардту было объявлено, что «он уволен от службы и отдан под надзор полиции с воспрещением выезда за границу и въезда в столичные города и города, где есть университеты». Педагогическая деятельность воспрещалась за внушение воспитанникам безнравственных демократических идей. Для ссылки Энгельгардт избрал свое имение Батищево в Дорогобужском уезде Смоленской губернии, где он провёл 22 года - остаток своих самых интересных и полезных для потомков дней.
Энгельгардт получил Батищево в весьма плачевном состоянии, - впрочем, в подобном же виде пребывали многие имения, все более пустевшие после реформ. Русские помещики по существу вообще были душевладельцами, а не землевладельцами. Энгельгардт начинает поднимать Батищево в пореформенной деревне, где прежние хозяйственные отношения разрушены, а новые - не только не созданы, но неясно, возможны ли они вообще.
В 1872 в журнале товарища Энгельгардта Салтыкова-Щедрина(один из редакторов) «Отечественные записки» появляется первое его «Письмо из деревни». Письмо произвело, как сегодня говорят, эффект разорвавшейся бомбы – так откровенно о русской деревне, русском крестьянстве, его архетипе и личностях, составлявших простой русский народ, не писал ещё никто. Автор поражает своей наблюдательностью, яркостью, глубиной изложения, неожиданным обобщениям и выводам, от них веяло искренней любовью и пониманием к человеку труда, его тяжёлой жизни.
На протяжении всех 12 писем, опубликованных с 1972 по 1887 гг., Энгельгардт не только показывает глубинную сущность русского крестьянства(отнюдь не идеализируя, но изрядно критикуя его), не только блещет остроумием в критике и выявлении противоречий в ведении государствообразующих дел и организации жизни при царизме и помещиках, но и сам предстаёт блестящим организатором, психологом и хозяйственником своего имения, генерирует идеи, которые значительно позже возьмут на вооружение русские большевики Сталина при коллективизации и индустриализации страны.
Энгельгардт пишет: «Все дело в союзе… у нас первый и самый важный вопрос есть вопрос об артельном хозяйстве. Каждый, кто любит Россию, для кого дорого ее развитие, могущество, сила, должен работать в этом направлении… Мало того, я, веря в русского человека, убежден, что это так и будет, что мы, русские, именно совершим это великое деяние, введем новые способы хозяйничанья. В этом-то и заключается самобытность, оригинальность нашего хозяйства. Что мы можем сделать, идя по следам немцев? Разве не будем постоянно отставать? И, наконец, полнейшая неприменимость у нас немецкой агрономии разве не доказывает, что нам необходимо нечто самобытное?»
Эту книгу читал (в сентябре-октябре 1882 г., незадолго до своей смерти) Карл Маркс. Читал, делая заметки на полях. Кстати, Ленин в ряде статей, критически смотрит на Энгельгардта – видит в его манере хозяйствования переход к полноценному капиталистическому хозяйствованию на деревне( конечно, в образовавшемся пореформенном организационном вакууме, Энгельгардт просто вынужден использовать наемный труд крестьян и быть «капиталистом», но в дальнейшем такая форма хозяйствования в деревне была просто невозможна в России - читайте письма и увидите это), не верит в возможность создания «мелкобуржуазными» крестьянами артелей, всеобщего крестьянского труда, в возможность введения русскими крестьянами совершенно новыми формами хозяйствования. Простим Ленину чисто теоретическо-марксистский взгляд на «мелкобуржуазный» крестьянский класс(тем более, что позже Ленин, как марксист-практик, а не горе-теоретик, всё-таки поставил в союзники к городскому пролетариату «трудовое крестьянство и батраков»). Возьмём на себя смелость подметить, что эта критика была редким промахом в железной логике Ленина – подмеченное и блестяще осуществленное Энгельгардтом объединения крестьян для общих работ(«огульных» - как он их называл) взял на вооружение достойный и великий ученик Ленина – Сталин( ну он просто не мог не прочитать «Письма»), осуществивший коллективизацию и индустриализацию, внедривший суперуспешное артельное ведение хозяйства в СССР и доказавшей на деле жизнеспособность модели Энгельгардта.
Однозначно, это настольная книга не только в идеологическом споре с разномастными «булкохрустами», но и возможность для всех понять исторические, политические, социально-экономические процессы прошлого в России, возможность понять свой народ, его природу и найти выход из идейно-организационного тупика современности.
К.В.
Оценили 3 человека
4 кармы