Широко известны слова из библии "блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное". Я в этой фразе в своё время сразу увидел вопиющее противоречие. Христос, как образец пробуждённого духа, заслуживает царства небесного, это понятно. А за что царство небесное уготовано "нищими духом", т.е. не имеющим духа? Если, конечно, это понимать в лоб, так, как это все и понимают.
Разгадка пришла ко мне давно, но вот, наконец, решил поделиться ею с вами. Поскольку правильной, на мой взгляд, трактовки я ни разу ни от кого не слышал. А это важнейший аспект духовной жизни человека. Вне зависимости от его веры или неверия.
Происходит чудовищная подмена понятий. Подчеркну - невольная, случайная, из-за особенностей языковой конструкции. И ода поётся не сильному духом, но слабому. А что может сделать слабый духом? В чём его подвиг, в чём заслуга перед Богом, что ему уготовано место в царствии небесном? О нём самом заботиться нужно, не то, что доверить ему царство небесное...
Добавлю, слабость духа - не грех. Но - незрелость, малость, убогость. И это точно не то, что должно быть примером. Наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы стать сильным духом. Превратно же понимаемая трактовка цитаты из библии даёт основание слабым (нищим духом) расслабиться и ни к чему не стремиться. Зачем напрягаться, если царство небесное и так им уготовано?
Поэтому ошибочно считать, что нищие духом - это смиренные. Смирение - не обязательно показатель слабости. Более того, если ты слаб и смирен, то ты вообще никто. И никем не будешь. И никому не поможешь, если ничего не можешь... И в чём тогда твоя ценность для царствия божьего?
Если же ты силён, но смирен, - это многократно повышает ценность такого смирения. Это сознательный выбор сильного человека. Который стойко принимает удары судьбы, не сгибаясь под ними, не теряя себя, но принимая их как должное, как испытание для духа.
Такое смирение лишь усиливает дух, потому для него полезно. Это как сравнение расставания для любви с ветром для костра: слабый огонь от ветра гаснет, а сильный разгорается. То же и с испытаниями для духа: слабый дух препятствия гасят, а сильный усиливают. Христос тоже был и сам духом силён и других зажигал. Для того и жил.
Получается неувязка. Причём, принципиальная. Касающаяся самой важной сферы жизни человека - духовной.
Разгадка, на мой взгляд, кроется, в великом и могучем русском языке.
Русский язык позволяет использовать существительные творительного падежа как ответы на вопросы двух типов: "чем", в смысле "какой вещью" и "посредством чего" в смысле "с помощью чего".
Например, фраза "силён верой" может быть понята двояко.
1. У человека сильная вера. Он ею, верой, силён. Ни у кого нет такой сильной веры, как у него.
2. Человек силён физически. Он стал сильным благодаря своей вере в то, что может стать таковым. Т.е. человек силён. Но силён не столько от природы, сколько усилен верой. Которая и придала ему сил.
Теперь посмотрим под этим углом на фразу "нищий духом".
Речь прежде всего идёт о нищем материально, т.е. о том, кто не имеет материальных благ. Второе - посредством чего человек стал нищим?
Для нашего случая вопрос будет звучать так: нищие (материально, как результат) посредством чего (чем достигли, как стали нищими)?
И если ответом будет: проиграл, пропил, потерял, - то, подозреваю, не для таких нищих царство небесное. А вот для тех, кто стал нищим в духе, (духом), кто сделал сознательный выбор, - да, как раз их есть царство небесное. Ибо они дозрели до понимания того, что есть важное, а что второстепенное.
Так что слова "нищие духом" - это не о малодушных. Наоборот, это о тех, у кого не просто есть дух, но этот дух дозрел до того, чтобы изменить свою жизнь в пользу духовного. Человек оставил материальное, стал нищим, сознательно, сделав свой выбор с помощью духа - духом.
В результате слова "нищие духом" должны пониматься как нищие (материально), ставшие таковыми посредством духа, в духе, т.е. сознательно. И таких "нищих" есть царство небесное. Потому что они созрели для него.
P.S. Это, разумеется, моё мнение. И основано оно на понимании того, что есть дух и для чего он человеку дан.
Оценили 11 человек
14 кармы