3. Роль и место главной «божественной заповеди» в возникновении человека и идеологии

32 1226

Глава 3-я моей научной работы "ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА" 

...Строго говоря, формально главной считается первая заповедь, но по сути главной я считаю вторую. 

Очень рад похвастаться, что "не прошло и два года" со времени написания, как вышла эта, первая моя научная работа. Причём, в довольно непривычном для научного сообщества статусе автора - независимого аналитика. Опубликована она в научном журнале "ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ", N 4 (34) за 2019 г. (1) 

Её я писал у профессора Пантина В.И. (2), автора нашумевшей статьи "России надо готовиться к войне" (3). Мои друзья по КОНТу неоднократно уже слышали об этом - а уж я как заждался, это "ни словами передать, ни пером описать"...

Здесь, на КОНТе, я показываю её и полностью (5), и отдельно по главам. Причём, для более лёгкого прочтения, не только  разбиваю её на отдельные статьи-главы - сам неоднократно писал коллегам, чтобы не забывали о читателе и о почти-правиле "многабукоф". 

Потому что если в полной публикации (там же) абзацы как в оригинальной публикации, научном журнале, то в публикациях на КОНте отдельно по главам текст разделён абзацами почаще, для лучшей читабельности.

Надеюсь, если я раз в два года буду разбивать свою очередную научную работу на отдельные статьи-главы, коллеги по КОНТу наверняка мне это простят... ))) Тем более что таким образом прочитать намного легче.

Кстати, пока неизвестно, что там получится со второй научной работой, но многие уже читали её частичный синопсис, заранее опубликованный мной в связи с поправками к Конституции России (4).

                                                      *      *      * 

Роль и место главной «божественной заповеди» в возникновении человека и идеологии

Чисто философский, чисто политологический, чисто социологический или чисто семиотический (как у Р. Барта) подход не может полностью и исчерпывающе объяснить генезис, развитие и роль идеологии в человеческом обществе: требуется интегративный подход, рассматривающий разные стороны, аспекты и функции идеологии в их единстве. 

Пока что такой интегративный подход в общественных и гуманитарных науках не разработан, хотя многие выдающиеся мыслители, выявили многие важные стороны и моменты феномена идеологии. Автор статьи предлагает несколько иной подход, который отчасти подсказывает народная мудрость и (или) «народная философия». 

Козьма Прутков в свое время изрек: «Зри в корень». Следуя его совету, попробуем посмотреть на историю человечества и человека как вида, от самых его истоков.

Речь идет о становлении собственно человека, с его уже полной мере человеческими, то есть гуманистическими признаками. 

Интуитивно понятно, что умственные и речевые способности человека напрямую связаны с тем, что человек является общественным существом. 

Понятно также, что человеческий индивид физически далеко не самый сильный среди других представителей животного мира Земли и изначально не самый защищенный от неблагоприятных условий внешней среды. 

Но преодолеть свои слабости, выжить и распространиться практически во всех климатических зонах он смог лишь благодаря тому, что существовал в группе, сообществе или племени, постоянно взаимодействовал с другими себе подобными существами на протяжении всей своей жизни. Именно в первобытной группе у данного индивида сформировались ум и речь.

Здесь мы подходим к главному – к определению и анализу факторов, в связи с которыми оказалось возможным вышеуказанное очеловечивание. 

Все биологические победы человека как вида, его возвышение (при наличии такого необходимого условия как большой и относительно развитый мозг) произошли, по нашему мнению, только благодаря присущему ему уникальному духовному моменту, который мы назовем «пред-идеологией». 

С тем, что на определенном этапе развития человека сформировались практики взаимопомощи, пришло глубокое и искреннее осознание, что лишь помогая ближнему, только действуя сообща,  можно сохранить себя, свою семью и свое племя, свое сообщество. Что люди смогут выживать в последующем, лишь объединившись против жестокого другого, пришедшего издалека и грозящего полным уничтожением.

Уже тогда у человека древнего появилось интуитивное понимание данного духовного феномена, а также его осознание и устойчивый навык следования этой норме. 

Именно в этом, совершенно искреннем, а не лицемерном следовании такому пониманию неразрывной связи с себе подобными, правило-заповедь «возлюби ближнего своего» работает в полную силу (напротив, лицемерием сегодня насквозь проникнута цивилизация западного мира, основанная на началах всеобщей коммерциализации). 

И точно так же, как любовь к своему половому партнеру ведет к рождению нового существа, так и «любовь к ближнему» дала начало рождению человека в современном его понимании, как индивида, имеющего дуальную – биологическую и духовную основу.

Можно сделать некий промежуточный вывод: необходимыми и достаточными причинами появления человека, как существа разумного, были не только биологические предпосылки – большой мозг, потенциально способный развиться в мозг «homo sapiens», но и предпосылки идеологические, выражающиеся во взаимопомощи, то есть в следовании правилу «любви к ближнему».

Почему эти предпосылки следует назвать идеологическими? Потому что даже на первобытном уровне развития человека эту его духовную «первооснову», или «пред-идеологию», уже можно «поверить» на трех основных определениях идеологии, рассматривая их пока несколько упрощенно, без учета фактора политической борьбы (но, возможно, в какой-то мере и принимая его во внимание).

В результате мы убеждаемся, что всем трем общепринятым и приведенным в начале статьи характеристикам «пред-идеология» соответствует, то есть по сути является идеологией, будучи:

1) логической и психологической, поведенческой основой системы политического управления (или взаимодействия индивидов в группе);

2) взглядами и идеями, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу;

3) совокупностью принципов, норм и правил, определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения людей внутри сферы общественного производства и потребления.

Данная «пред-идеология» наверняка появилась еще до оформления первых религий, но она вошла в эти религии в качестве их этической основы. Основы того, что будет названо потом «божественными заповедями». 

Значение заповеди «любви к ближнему» как основы «пред-идеологии» трудно переоценить, потому что она является одновременно: 1) главной божественной заповедью, из которой исходят все остальные заповеди всех гуманистических религий; 2) красивым, по-своему совершенным этическим правилом, не зря называемым Золотым (именно на нем и базируются все остальные этические правила), и 3) основой любой созидающей и развивающей, гуманистической идеологии, начиная от нашей «пред-идеологии». 

А еще – это обязательная основа всей культуры и настоящего искусства, основа всякой духовности человека.

И здесь мы можем лишний раз убедиться в правильности интуитивного понимания того, что прекрасное является еще и рациональным (это ведь наблюдается не только в технике, например, в самолетостроении или судостроении). 

Представляя собой прекраснейшее правило и основание духовности человека, данная основа одновременно является еще и чисто рассудочным, прагматическим осознанием жизненно важного, необходимого, разумного правила: если ты поможешь окружающим, то, скорее всего, они выручат и тебя, когда такая помощь тебе остро потребуется.

Очень ценно и то, что и в «пред-идеологии», и в религии как идеологии, и в идеологии современной (если она созидающая, гуманистическая, выполняющая охраняющие, стабилизирующие функции) есть эта общая и очень важная основа, то есть фактическая, сущностная база – любовь к ближнему.

Автору статьи не удалось, к сожалению, найти у других исследователей четкой и однозначной фиксации правила «любви к ближнему» как основы и сущности «пред-идеологии», конкретно повлиявшей на со-творение человека. Допускаю определенную «поверхностность» подобных поисков. 

Вместе с тем, констатация роли религии как ступени в развитии идеологии (даже если это и не декларируется подобным образом), а также мнение о влиянии религии на генезис человека, довольно часто встречается у ряда авторов, в том числе современных.

В частности, подобное утверждение доказывает работа Александра Леонидова «Потоп после них» (Леонидов 2018).

 Там сказано следующее: «В основе биологической и экономической жизни лежит “дележка” ресурсных единиц. Но люди давно бы уже перебили друг друга, если бы не особая категория духовных ценностей. И эти ценности определяет и выстраивает Разум как феномен. То есть процессу бесконечного деления и размежевания Разум противопоставляет обобщение, соединение. 

В высших формах это обобщение принимает характер инфинитики. Эта способность (смотреть на мир глазами Бога и оценивать события с точки зрения Абсолюта, а не локальной замкнутости), в сущности, и производит человека, а также связанную с феноменом человека человеческую цивилизацию. Все прочее в человеке возвращает его в животное состояние, делает локальным хищником. 

Именно поэтому самые первые (как и последующие) цивилизации возникают вокруг храмов, государственность и культура отрастают от храмов. Они переплавляют бандитизм и хулиганство в политику, мародерство и разбой – в экономику, безумный обкурившийся шаманизм – в связный и последовательный код культуры» (Леонидов 2018).

Проблеме любви к ближнему как основе возникновения нравственности и религии посвящена фундаментальная работа выдающегося русского философа Владимира Соловьева «Оправдание добра». В этой работе Соловьев рассматривал жалость и любовь к ближнему как основу исторического генезиса нравственности (Соловьев 1996: 100–115). 

В частности, Соловьев писал о возникновении христианства: «К отрицательному предписанию: не люби мира – библейская этика присоединяет два положительные: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя. 

Эти две любви правильно различаются между собою, ибо особенностью предметов непременно обусловливается и особенность в должном, нравственном отношении к ним. Любовь к ближнему определяется жалостью, любовь к Богу – благоговением. 

Любить ближнего, как самого себя, – реально значит жалеть его, как самого себя, и любовь к Богу всем сердцем означает всецелую преданность Ему, полное соединение своей воли с Его волей, т. е. совершенство сыновнего, или религиозного чувства и отношения» (Соловьев 1996: 132).

                                                      *      *      *

                                                       Ссылки 

1. История и современность. Выпуск №4(34)/2019

https://www.socionauki.ru/jour...

2. Пантин Владимир Игоревич

https://www.isras.ru/pers_abou...

3. России надо готовиться к войне

https://regnum.ru/news/2606320...

4. Новая государственническая идеология России

https://cont.ws/@kmochar-64/15...

5. Научная работа: К.Ю. Мочар "ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА"

https://cont.ws/@kmochar-64/15...

                                                     *     *    *

Мой канал на дзене - Фронт Освобождения Юго-Западной Руси:

https://zen.yandex.ru/profile/...

и на ю-тубе:

https://www.youtube.com/channe...

(чуть позже восстановлюсь, в том же стиле - короткие "ударные" видео на русском, украинском и русинском).

Кстати, ЧАСТЬ ВИДЕО ПО МОИМ СТАТЬЯМ, ю-туб каналов:

"СУТЬ ВЕЩЕЙ":

https://www.youtube.com/playli...

"ПолитИнфо" ("Непредвзятое мнение"):

https://www.youtube.com/playli...

"Мамик" ("Народная дипломатия"):

https://www.youtube.com/playli...

Отдельный канал на КОНТе:

https://cont.ws/channel/185

Специально для журнала "Южнорусский фронт" на КОНТе:

https://cont.ws/jr/juzhnorussk...



Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Вот здесь не согласен - жалость не самый лучший вариант, жалеть можно калеку, сивого, убогого ибо им не дано стать ка большинство. Да же калеку в определённых условиях жалеть не надо - только здоровая "злость" помогает ему работе над собой.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Согласна, вы молодец! Жаль, что это видно не всем.
  • :thumbsup:
  • В работе остается много недоуменных вопросов для православного человека. Во-первых, христианство - не гуманистическая религия. Гуманизм ставит в центр мироздания - человека, он - главная ценность. Христианское учение ставит во главе угла Бога. В гуманистическом мировоззрении жизнь человека бесценна, в христианстве - жизнь вторична, первична бессмертная душа, и главная цель - ее Спасение. Второе: совершенно непонятно как в примитивном племени жалость и сочувствие к ближнему может играть хоть какую- то роль. Там, определяющую роль играют как раз факторы соперничества, силы, доминирования, здравого смысла. Жалости как сочувствия там нет или очень мало.