Предуведомление:
всякое сходство с произведениями и персонажамиПелевина, Кортасара и Бэкета совершенно случайно .
Опыт культурологического исследования.
При более внимательном рассмотрении вопроса о возникновении «Черного Бабая», можно выяснить несколько достаточно интересных фактов. Будучи разрозненными и не систематизированными они не привлекают внимания, однако, при внимательном и пристрастном их рассматривании, мысль о том, что вас сознательно мистифицируют, возникает сама собой. Но эта мистификация весьма особого рода – она не так банальна, чтобы просматриваться совершенно определенно, скорее она присутствует где-то на периферии зрения, за горизонтом событий, тем не менее читателя ни на минуту не покидает ощущение,что его деликатно дурачат. При этом оба участника действа вежливо помалкивают - крикнуть: "Держи вора" им не позволяют ложно понятые правила игры, в которую они втягиваются совершенно незаметно и помимо воли. Да она, воля, если и присутствовала вначале, то к моменту прочтения этих слов уже парализована и обволоклась коконом словесной паутины, создаваемой этим текстом, и сознание фигурантов барахтается в ней, подобно мухе, попавшей в каплю сиропа. Вот так, мало -помалу, сам того не желая, не отвечая на предсмертные хрипы остаточных волевых импульсов, доверчивый читатель, который в начале чтения был алчным охотником, по мере прочтения текста сам становится участником игры, а в последствии ее жертвой. Эта малопочтенная роль уготована ему изначально. Но весь фокус в том и заключается, что даже поняв, наконец, кто главный дурак в этой незамысловатой пьесе для двух рук и голоса, наш герой уже не в силах оторвать лапки, прилипшие к проклятой бумаге - его "Я" еще подергивается, но постепенно он осознает, что столкнулся с волей неизмеримо более твердой и смиряется, становясь послушным слепцом в руках своего сумасшедшего поводыря, который, как это выясняется в конце, сам слеп и глух…
Но вернемся, наконец, к нашим, мирно пасущимся, «достаточно интересным» фактам: они, разумеется., интересны, но почти не существуют, точнее, по поводу их существенности можно сказать, - она и есть и ее нет. Судите сами: сущность, давшая начальный толчок развитию сюжета называет себя «ЧЕРНЫЙ БАБАЙ», тем самым, подразумевается, что в природе существуют или где-то находятся и пребывают, пока не востребованные, но мгновенно готовые к вступлению в драку с читателем «БЕЛЫЙ БАБАЙ», «КРАСНЫЙ БАБАЙ» и еще Бог весть сколько бабаев всех цветов и оттенков. В то же время, всем еще с детства отлично известно: «БАБАЙ» не существует. Правда, и это тоже известно с детства, «БАБАЙ» может прийти, однако нет достоверных сведений о том, приходил он в действительности к кому – либо или нет. То есть, если он к вам приходил, рассказать об этом вы не сможете, точнее некому будет рассказывать. Поэтому прямых свидетельств существования кого – либо, кто называет себя «БАБАЙ» нет, есть только косвенные и малодостоверные указания на наличие некой сущности, природа которой также никому не ясна. С другой стороны, как можно говорить о том, что никакого, и это очень важно, именно никакого, «БАБАЯ» не существует, если его никто и никогда не видел , и, значит, не знает ничего наверняка и может лишь гадать, придет ли «БАБАЙ» к нему, и когда, наконец, он придет. Если вдуматься в смысл предыдущей фразы, появится еще один аргумент в пользу версии, что «БАБАЙ» всё таки есть- ведь если он появляется, то есть приходит, значит где-то есть место, где он постоянно пребывает и только и ждет, когда его призовут. Согласившись с этой мыслью, приняв существование этого феномена как данность, вам, уже наверняка, будет глубоко и полностью наплевать, какого цвета будет тот БАБАЙ, который придет к вам. Утвердившись в осознании того, что БАБАЙ все равно придет, с неизбежностью кондуктора, неумолимо приближающегося к несчастному «зайцу», в тщетной надежде забившемуся в самое средостение стада потных моллюсков, пугливо жмущихся к двери на задней площадке. От его приближения не спасает даже устойчивый кисло-сивушный перегар, которым, как прозрачной дымовой завесой, эти изгои пытаются отгородиться от ужасов бытия. Поэтому все, что вам остаётся, это смириться и покорно ждать его прихода. А, поскольку, всякий БАБАЙ любит сюрпризы и неожиданные эскапады, он, как истинный сноб, никогда не приходит туда, где его ждут.
Некоторые соображения по вопросу этимологии “ БАБАЯ “
Происхождение слова «БАБАЙ» малоизучено. Неизвестно даже, какое это имя –
собственное или нарицательное. Существуют разные версии, с равным правом претендующие на главенство. Даже само название науки, изучающей этот мифический феномен, звучит по-разному: одни занимаются «БАБАЕВЕДЕНИЕМ», другие - «БАБАИЗМОМ», прочие – «БАБАИСТИКОЙ», «БАБААНАЛИЗОМ», «БАБАЙ-ВЕ-ДО» и проч. В качестве пионерных разработок темы, следует отметить достаточно пространный труд, принадлежащий представителю северо-западных варваров, под названием «ПУТЬ АБАЯ». Не стоит удивляться тому, что переврано само имя, описываемого феномена. И более просвещенные авторы, которые, правда, тоже проживают в землях других варваров, ухитряются исказить столь простое и удобопонятное имя – то у них попадается «БАБАЮН – птичка вещая», то таинственный и могучий «товарищ БАБАЯСИН», в фамилии которого странным образом сплелись имена нашего субъекта и министра финансов при дворе царя-Бориса. Я не говорю уже о более чем странном названии: «фабрика имени БАБАЕВА». Предание гласит, что на ней выпускались конфеты совершенно волшебного вкуса и качества. Последнее лишний раз подтверждает фантастичность народного эпоса, который способен наворотить клубок разноцветных легенд, вокруг случайно найденного бумажного фантика с надписью: « «МИШКА НА СЕВЕРЕ», конд. ф-ка им. Бабаева, Рим-3й »; и с абсолютно неузнаваемым портретом генсека, неизвестно каким ветром занесенного за фанерный стенд «НАШИ МАЯКИ» в запасниках Нью-йоркского МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЯ. Это тем более удивительно, что, как всем известно, ни один генсек дальше 65-й параллели не заезжал, поскольку на морозе замерзал низкооктановый бензин советских членовозов. Вообще, эта гипотеза тем более смешна, что РАИСА МАКСИМОВНА ни за что не пустила бы своего МИШКУ нести либерально-демократические ценности к белым медведям, чьи правоцентристские замашки и неприятие плюрализма хорошо известны. МИХАИЛУ СЕРГЕЕВИЧУ было бы более уместно резвиться в известной картине Шишкина «МИШКИ В СОСНОВОМ БОРУ»,где художнику удалось ярко выразить идею европарламентаризма,. прописав целую толпу на весьма ограниченную жилплощадь, чем куролесить среди торосов и айсбергов в компании с махровым представителем коренных народов Севера - «белокурой бестией» из медведей. Сюда же примазался совершенно темный БАБАЯН, чьё сомнительное армянское происхождение и более чем странные наклонности, сводят вероятность посещения его БАБАЕМ к исчезающе малой величине.
Ряд исследователей ссылаются на очевидное родство слов: «бабай», «бабуин», «баба», «баю-бай», «баба-яга» и проч. На самом деле никакого родства нет - просто в различных варварских языках имя «БАБАЙ» коверкают по-разному, но, впрочем, это дает некоторую пищу для изысканий.. Пытливо-дотошный читатель может поразмыслить на эту тему самостоятельно.
Примеч. Автора: - существует неподтвержденный протокол допроса директора типографии, в которой печатался знаменитый роман. Из него следует, что ошибка в названии книги была допущена по вине переплетчика. Директор типографии, чтобы избежать обвинения во вредительстве и сохранить прогрессивку, уговорил автора изменить название и исправить рукопись. Авторское название книги: «ПУТЬ БАБАЯ – ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ ЧУЧХЭ» не сохранилось, директор и весь коллектив были обвинены в « равнении на лживые авторитеты и низкопоклонстве» и сосланы в северные окраины, вести культработу в широких слоях вечной мерзлоты; автора отправили на перевоспитание в артель собаколовов.
* * *
Кстати, о том месте, где постоянно пребывает БАБАЙ. Он постоянно рядом, около, но невидим. Где же он? Не знаете, - ха-ха-ха. Ответ очень прост – он там же, где находится изображение на непроявленной фотографии. Стоит лишь подумать о нем, как он начинает постепенно проявляться, медленно, деталь за деталью, выступая из небытия, отпечатываясь на тонкой бумаге действительности, подобно черному сухарику, всплывающему в чашке молока.
Отступление психологическое, второе и последнее
Пока незадачливый читатель смозоливает мозги, пытаясь понять, куда же клонит мысль изможденный литературными изысками автор, ему может показаться, что всё написанное есть просто словоблудие и пачкотня, слова и образы притянуты за уши, а мысли высосаны из пальца и творческий метод писателя напоминает рыскание и кружение слепо-глухого вельдштерьера по камышам в поисках фазана, которого там нет и никогда не было. Сама проблема несущественна и неактуальна. Может быть читатель прав, может быть в жизни есть более важные и животрепещущие темы, давно ожидающие своего описателя, способного раскрыв их, явить миру новые «ОДИССЕЮ», «ГАМЛЕТА» и «ОСНОВЫ БАБАИЗМА»…Всё может быть, автор этих строк и не думает спорить, впрочем это и не существенно. Читатель может не верить в «БАБАЯ» или верить, может поклоняться ему или совершенно отрицать само существование феномена. Дело не в этом, а в том, что пока вы осмысливаете эти строки, «БАБАЙ» к вам уже пришел, и никуда более не спеша, тихонько стоит у вас за спиной, не желая разрушать хрупкую идиллию вашими хрипами и униженной мольбой о пощаде.
По соображениям гуманности, автор, не желая усугублять мучения читателя, пишет слово
«КОНЕЦ».
БА-БАО ЦЗЭ ДУН, мандарин СРЕДИННОГО ЦАРСТВА
БАБАЙ –АУЛ, год БАБУИНА, месяц БАБАЮНЬ, последние дни.
Фиолетовый штамп на стр.17. «Публичная библиотека Дома Призрения заслуженных работников аппарата им.ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ – 2»инв.№666
СЛОВАРИК - ГЛОССАРИЙ
Краснобабайск
Белобабайская гвардия
Краснобабайская конная дивизия
Краснобай
Краснобабай
Бабай
Баба
Бабайога (Хатхайога)
Бабания (Внутренняя Албания)
Бабайка – фуфайка бабая
Экстрабабай
Интрабабай
Индабабай
Ом Мане Бабай Хум
Учение Е.П. Бабайской
Бабаевед
Бабаист
КББ – абрр.
БАБСОМОЛ – абрр.
Младобабай
Юный Бабаевец
Дед БАБАЙ и ЗАЙЦЫ – опера для раб.трам.-тролл.парка
Шел БАБАЙ по берегу – худ фильм из жизни моряков-бедняков
По Дону гуляет БАБАЙ молодой – песня
Дядя Баба – пьеса для секс.меньшинств
Куда БАБАЙ стукнет, там чего-нибудь вспухнет - посл.
Кто ни разу не поддал – тот БАБАЯ не видал- нар. мудр.
БАБАЙ – ага – уваж.обр. к старшим в Ср.Азии
Чтоб тебя БАБАЙ трахнул – неуваж. обр.к старш. в др. местах
За БАБАЯ ответишь – просто обр. в местах, оч.отдаленных
Сколько БАБАЯ ни корми, всё равно в бабаню чухнет – непровер нар. мудр.
Бабаня – место общ.польз.
Бабаянист- жарг.- наркоман
Эй,БАБАЙ, отдай мою БАБАЙКУ –молодёжн. КВН
Куда БАБАЙ с копытом, туда и БАБУИН с клешнёй – погов.
Своя БАБАЙКА к телу ближе – неправ. буржуазн.нар. мудр.
Ты куда прешь, БАБАЙСКАЯ морда? – неуваж. вопрос на Бл. Вост.
Где БАБАЙ побывал, там болбарину делать нечего-болбарская нар. мудр.
Ой БАБАЙ, БАБАЙ, не бабай меня- нар.бабайск.песня
За БАБАЕМ ничего не видно – песня антибабайских партизан
ЗАПОРОЖЕЦ за БАБАЕМ – опера бабаукр. Автора
Трахни БАБАЯ – компьютерная игра для мл. дошк. возр
Оценили 14 человек
26 кармы