Разбор отдельных пунктов из книги Тайны Небесные от н. 1630 до н. 1881 -
Разбор отдельных пунктов из книги Тайны Небесные от н. 1630 до н. 1881
Духи весьма негодуют тому, что люди не имеют ясного понятия о жизни духов и ангелов, и предполагают, что последние пребывают в как бы затемнённом состоянии, которое не может не представляться чем-то ужасным и печальным, ибо видится как бы ничем и пустотой; тогда как, наоборот, они находятся в наивысшем и наибольшем свете, и наслаждаются всеми возможными благами, относительно чувственного своего восприятия, и это – с высочайшим (чувственным) постижением. Как-то встретились мне духи, которые только прибыли из нашего мира, и которые по причине принципов, воспринятых ими на земле, принесли с собой понятие, что ощущений жизни и таких вещей, в той другой жизни, не может быть. Поэтому они были введены в дома ангелов, чтобы говорить с теми, кто пребывает и обитает там, и, ощущать и видеть все эти вещи. Когда они вернулись, то они рассказали, что они имели там и чувства и ощущения, и что всякие ощущения и вещи там воистину реальны, хотя они вовсе и не верили в это при жизни в теле, и даже не могли этого себе представить. Также они сообщили и то, что ангелы не могли не быть среди тех прекрасных ощущений и вещей, потому что они верили в них и принимали их бытие еще на земле. Но, так как всякий опыт есть ощущение, вытекающее от чувств, и единственно чувств внутренних, то также ангелами было сказано им, что нет причин сомневаться в реальности таких ощущений, даже если такие ощущения и не ощущаемы в жизни на земле. Ибо, если ничему не верить, кроме того, что воспринимается телесными чувствами, то не будет и ни малейшей возможности верить тому, что касается вещей внутренних; и еще менее возможно будет верить во всё, относящееся к жизни вечной. Отсюда и происходит всё безумие нашего времени. (AC 1630)
Те, кто был богат в жизни телесной, и проживал в великолепных дворцах, полагая такую жизнь истинно небесной, но, при этом, отбросив совесть и милосердие, грабил и лишал других людей их благ под различными предлогами, эти, в той жизни, поначалу вводятся в такую же жизнь, что они имели и в мире ... И здесь также им, определённый период, позволяется пожить во дворцах, как это было в мире. Ибо, в другой жизни, всякий поначалу принимается в качестве гостя, или новоприбывшего, и пока их души и цель их жизни еще полностью не раскрылись, ангелы Господни относятся к ним с уважением и благосклонностью. Но со временем все изменяется. Дворцы постепенно оседают, и становятся домами, затем домиками, все меньше и менее богатыми, и, наконец, они полностью исчезают. И тогда они бродят вокруг, подобно тем, кто просит милостыню, и умоляют принять их к себе в дом. Но так как они имеют такой характер, как описано, то они изгоняются из всякого общества, и, в конце концов, они становятся отбросами (существования), источающими зловоние, вроде того, что чувствуется от (гниющих) зубов. (AC 1631)
Я говорил с ангелами о соответствиях, и пришел к выводу, что нет ничего в растительном царстве на земле такого, что, тем или иным образом, не представительствовало бы (соответствиями) Царства Господнего. Они мне объяснили, что вся красота и изящество в растительном царстве заимствует свое начало от Господа через небеса, и когда небесности и духовности (внутренних состояний сознания всего) Господнего наитсвуют в природное (состояние сознания), то всё подобное (в формах растительного царства) обретает актуальное существование; и что оное и есть источником (существования) всякого растительного духа или же жизни (в растениях).
они получают свое вещественное существование (и продолжение), и так становятся душой растения или источником растительной жизни. Именно таким путем и образуются (все) соответствия. И так как это совершенно не было известно в мире, то это именуется небесным таинством. (AC 1632)
Мне было также полностью изъяснено, и (подобного же рода) втечение в жизнь животных, каковое полностью рассеиваемо (в оных) со смертью (природного). (AC 1633)
Более того - относительно духов и ангелов вообще, которые представляют собой человеческие души, живущие после смерти тела, то я могу сказать, здесь, что они имеют гораздо более утонченное чувственное (восприятие), нежели люди, то есть - зрение, слух, обоняние и осязание, но, при этом - отнюдь не чувство вкуса (весьма у них затененное) . Духи, и уж тем более – ангелы, однако же, не могут видеть хоть что-либо из того, что существует в мире, своими собственными глазами, или же - зрением духовным, ибо мирской свет или свет нашего солнца видится им, как темнота и густой мрак. Точно так же и человек посредством своего зрения, то есть, телесным зрением, ничего не может видеть из того, что существует в той другой жизни, ибо свет небес, или Божественный свет от Господа, видится человеку, как мрак. [&&& взор духовный и воз телесный. Обладающие взором духовным могут видеть вещи мира духовного, но редко видят их до восприятия их как действительную реальность]
Но все же, когда Господь пожелает, духи и ангелы могут видеть существующее в этом мире глазами человека. Но Господом это позволяется видеть им лишь глазами тех людей, кому Он дает возможность говорить с духами и ангелами, и так, быть вместе с ними или одним из них. [&&& Фактически – Сведенборг имеет ввиду здесь, прежде всего, самого себя. Если попробовать разобраться в этом более детально – это такой человек, который может видеть одновременно взором природным, и взором духовным. То есть – постигать суть природного через духовное, видя обе эти частности существования как единую и нераздельную реальность. Отсюда – и способность видеть прозирать смысл духовный Слова в его смысле природом.]
Духам и ангелам было позволено видеть вещи и события в нашем мире через мои глаза, так же ясно, как я мог видеть вещи окружающие их, и также им было позволено слышать людей, но лишь тех, которые говорили со мной. К их великому удивлению, иногда даже случалось, что некоторые из них через меня видели своих друзей, с которыми они дружили в жизни тела, и видели их такими же, как они видели их прежде. Некоторым удавалось видеть даже своих супругов и детей, и они даже желали, чтобы я сказал им, что они находятся рядом и видят их, а также, объяснить им каким есть их состояние в той другой жизни. Но мне было запрещено это говорить им, или открыть им то, что эти духи видели своим зрением. Это было, отчасти, по той причине, чтобы люди не называли бы меня сумасшедшим, или не приняли такие свои ощущения и вещи, как бред и фантазии ума. Ибо я хорошо знал, что, хотя они и могут признать это на словах, все же, в самом сердце, не поверят в существование духов, или в то, что умершие восстают для другой жизни. ... Я был наставлен в том, что духи и ангелы, которые пребывают с другими людьми, на самом деле, вовсе не видят те вещи и события, что происходят в этом мире, но лишь постигают мысли и побуждения тех, с кем они пребывают. [&&& Они постигают в раздельной степени – то есть пребывают в постижении, и фактически, существуют посредством представительностей по соответствиям мыслей и побуждений человека. Поскольку каждый дух как бы «привязан» к своей собственной части памяти природной в человека, и использует её как свою собственную память – но не по степени сплошной, а по степени раздельной, то поэтому-то духи и «живут» как определённая частность существования человека природного. Но – частность духовная – то есть представительностями по соответствиям в иной, раздельной степени существования в человеке. Человек же – это материальная база, или же основание совокупности этих существований в раздельной степени.]
Из всего этого очевидно, что человек создан так, что даже, живя на земле, среди людей, он может, в то же самое время (как бы) одновременно (или же – как бы параллельно), жить и на небесах, среди ангелов; и наоборот (то есть – ангелы, таким образом, могут жить как бы среди людей). [&&& То есть – человек может жить как бы одновременно в двух раздельных степенях своего существования. В том случае, когда он управляем общим порядком, а не присоединёнными к нему духами. А ангелы, при таких людях, тоже могут жить как бы в двух раздельных степенях существования. А не ПРИ человеке, как это совершается, когда они присоединены к нему в качестве отсутствующей у него духовной и небесной степени. Как это было в Древнейшей Церкви, и как это никогда уже не повторялось в последовавших Церквях. Где небо было совершенно отелено от мира. После Боговоплощения это изменилось, ибо теперь Господь в природном может обитать с человеком, и человек – с Господом: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» Любовь – субстанциональна, и есть субстанцией в формах истинного и доброго благолюбия]
Отсюда очевидно, что именно так небеса и земля могут быть вместе, и могут действовать заодно, и что люди могут знать то, что происходит на небесах, а ангелы то, что происходит в мире. И поэтому (при таком положении вещей) люди уходя из земной жизни, лишь переходили бы из царства Господнего на земле в Его (Господа) Царство на небесах, как не в какое-либо иное царство, но именно в то же, в котором они находились при жизни в теле. Но поскольку человек стал (чувственно) телесным, то он сам для себя закрыл (подобный) доступ в небо (в своей жизни телесной). (AC 1880)
Духи очень возмущались, и даже негодовали, когда они узнавали, что люди не верят в то, что они видят, слышат и чувствуют осязательно. Они говорили, что, несомненно, люди должны были бы понимать, что без чувственной осязательности нет никакой жизни, и, что, чем более утонченнее осязание, тем более совершенна степень жизни (им обладающего). Также они сказали, что предметности их осязательности обретаются в той же степени (совершенства), что и их способность к постижению посредством такого осязания, и что их соответствия (которыми эти предметности в себе являются), исходящие от Господа, совершенно реальны, ибо всё, существующее в мире материального (восприятия сознания) происходит исключительно от оных (предметностей их духовного осязания) [&&& как было показано выше, в объяснения о происхождении духа жизни растительной и животной. То есть – представительности восприятия в последней, или же природной степени сознания, существуют исключительно по наитию из восприятия в более высокой раздельной, или же духовной степени восприятия сознания. И – являются там представительностями по соответствиям этого духовного восприятия. ПО сути же – существует иерархия восприятий такого рода представительностей по соответствиям, где относительно низшая раздельная степень представительствует, восприятием, свойственное относительно высшей раздельной степени. Самой высшей из которых является восприятие Божественного в Первом Исходящем Творения, или же в Солнце мира духовного. В каковой Степени, собственно, и зарождаемы все восприятия, представительностями по соответствиям, Собственно Божественного в Самом Себе, или же Бесконечного Божественного от вечности] (AC 1881)
Оценили 6 человек
12 кармы