Валентин Катасонов: Настоящая экономика – это Божий Закон любви и справедливости

12 2290

Известный ученый рассказал «Колоколу России» о «третьем пути» и православном понимании понятия экономики.

В феврале нынешнего года в Российском экономическом обществе им. Шарапова состоялся круглый стол, посвященный доктрине «православного социализма». Выступавший на нем доктор экономических наук Валентин Катасонов заявил, что социализм большевиков-марксистов и православие несовместимы. «Колокол России» пообещал читателем поговорить с профессором о его видении развития экономики, которое, вне всякого сомнения, отличается глубиной и имеет богатую научную базу.

Теперь самое время сдержать обещание – в Институте русской цивилизации вышла серьезная монография Катасонова под названием «Православное понимание экономики» под редакцией писателя, публициста Олега Платонова. Из беседы с автором мы узнаем о гибельности капиталистического вектора развития, о лживости и надуманности современной экономики как науки, а также попытаемся обозначить пути выхода из кризиса.

«Колокол России»: Валентин Юрьевич, поговорим немного о вашей книге, презентация которой намечена на самое ближайшее время. «Православное понимание экономики» – название само по себе наверняка много скажет верующим людям, но все-таки требуются некоторые пояснения.

Валентин Катасонов: Давайте пройдемся по основным разделам. Первый –«Экономика священного писания» – разбирает библейские сюжеты, в частности, из Книги Бытия. Я рассказываю об экономике и Каине, об изгнании Христом торговцев и менял из храма, об экономике и богатстве.

Второй раздел называется «Русские дореволюционные мыслители об экономике и тумане экономической науки». C опорой на Василия Кокорева, Сергея Шарапова, Константина Леонтьева, Владимира Соловьева и Сергея Булгакова я размышляю о том, к чему пришли наши мудрые предки уже более века назад.

Третий раздел являет собой реагирование на текущие события с духовным подтекстом, включает в себя рассуждения об экономике России в 21 веке. Из него читатель сможет узнать о «Кудрине, кризисе и суде Божьем», о «православном банкинге», цифровых финансах и других «прелестях» нового времени.

Важной частью книги являются комментарии к документам о православном толковании экономики. Здесь обсуждается, в частности, документ от 2011 года, принятый Восьмым всемирным русским народным собором. Я его в шутку назвал «моральным кодексом строителей капитализма». Он показался мне где-то наивным, а где-то даже вредным.

И второй несостоявшийся «программный» документ Русской православной Церкви, именуемый «Экономика в условиях глобализации: православно-этический взгляд». Этот текст мы с коллегами подробно разбирали на РЭОШ, он явно был еретическим. В нем прямо говорилось, что мы сможем преодолеть все кризисы через глобализацию, введение мировой валюты.

Я также обратил внимание, что документ этот полностью соответствует реформам, одобренным на «святом и великом» Критском соборе во главе с Вселенским патриархом Варфоломеем, после чего окончательно стало ясно, почему нам его предложили. Думаю, что шла серьезная подготовка к cобору, руководство РПЦ изначально собиралось в нем участвовать. Мы привели обобщенные замечания, передали их в Московскую Патриархию. В итоге священноначалие заявило о каком-то «подлоге» текста документа, и с тех пор никто о нем не вспоминал.

КР: Так что же такое все-таки православная экономика, если говорить простым языком? Чем она отличается от дисциплины, преподаваемой сегодня в вузах и спецшколах?

В.К.: Начнем с того, что мы живем в мире, в котором постоянно происходит подмена понятий. Причем не стихийная – мы находимся под ударами противника, который ведет против нас информационную войну. Важнейшим ее элементом является НЛП – программирование нашего сознания. Идет постоянное изменение и сокрытие смыслов, слов, идей. И сегодня мы имеем дело не с экономикой как домостроительством, а с антиэкономикой. Помнится, еще Аристотель характеризовал таким образом простое накопление богатства.

КР: В таком случае есть или существовала ли когда-либо в прошлом настоящая экономика?

В.К.: Конечно, она существует. Даже нельзя сказать, что в какой-то западной стране антиэкономика на сто процентов захватила общество. Экономика как домостроительство имеет самые разные формы и проявления. Когда мы по-русски говорим «у меня дома», имеем в виду «у меня в семье». А это уже и есть домостроительство. Если понимать экономику таким образом, мы осознаем, что в чистом виде антиэкономики (капитализма) нет нигде. Мы можем только обсуждать, каковы ее пределы, как далеко она может дотянуться.

Сегодня уже даже во многих семьях отношения построены не на принципах любви и милосердия, а на совсем иных основаниях. Но нам необходимо помнить, что есть определенная иерархия принципов, определенная еще святыми отцами: «Справедливость выше правды. Выше справедливости – милосердие, а выше милосердия – любовь».

Учебники, которые сегодня читают студенты на экономических факультетах, в лучшем случае исходят из принципа справедливости. Даже православные люди часто говорят: нам нужна справедливая экономика. Но справедливость здесь – нижняя планка. Я не говорю, что она не нужна. На самом деле это еще ветхозаветный закон. А Христос в Новом Завете принес Закон Любви. Это не значит, что он отменил 10 заповедей, просто планка значительно повысилась.

К сожалению, ныне многие «крещеные атеисты», как говорил святитель Николай Сербский, являются номинальными христианами и не дотягивают даже до ветхозаветных норм. Разве мы исполняем законы, переданные Богом Моисею на горе Синай? Сегодня мы находимся на столь низком уровне, что можем лишь гипотетически рассуждать о православной экономике.

Но у христианина всегда должен быть идеал. Человек создан по образу и подобию Бога, он никогда не сможет с ним сравниться, но тем не менее должен вечно стремиться к эталону. То же самое и с экономикой. Да, в действительности мы никогда не сможем на 100% внедрить православный подход, но надо по крайней мере его представлять.

КР: Применялась ли такая модель на практике?

В.К.: Если посмотрим первую главу Священного Писания, там рассказывается о пребывании человека в раю. Это и есть «райская экономика». И кстати, первые люди не были просто потребителями – они возделывали Эдемский сад. А затем произошла катастрофа – изгнание человека из рая, убийство Авеля Каином, Всемирный потоп… Изменились условия жизни человека. И говорить о том, что эти изменения обусловлены объективными причинами, просто смешно. Есть только один высший нравственный закон, данный Богом. Человек нарушил его, после чего начались проблемы.

Конечно, Закон корректировался после ухода человека из рая. Ной и его потомки, а затем Авраам, получали новые заповеди. И понятно, почему человек с определенного момента стал вынужден «добывать хлеб свой в поте лица своего». Он должен был осознать свое грехопадение, и только через покаяние могло произойти восстановление исходных райских условий, в которых он находился.

«Ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится», – говорит нам Господь. Современные христиане поступают с точностью до наоборот – они просто в кровь разбили лоб, пытаются изменить материальные условия своей жизни, не понимая, что крайне далеки от влияния на первопричину своего положения.

А вот многие монахи, старцы все прекрасно понимают. Они знают, что наша жизнь коротка, и на самом деле было бы безумием пытаться выстроить какой-то рай на земле. Максимум, что может сделать человек – не допустить здесь ада. Ну а построение рая – это уже богоборчество, игнорирование того самого Закона, который был дан Богом человеку.

Но многие люди пытаются общаться не с Богом, а с материей. Материалисты считают, что жизнь можно переустроить, если они будут двигать горы, менять русла рек, запускать человека в космос… Но это достаточно бессмысленная деятельность, которая в конечном счете ведет к разбитому корыту. Господь сказал человеку: «Ничего без меня творить не можете». А мы пытаемся творить мир без Бога.

Сегодня мы находимся даже не на уровне ветхозаветных евреев, а на уровне евреев, оказавшихся у подножья горы Синай, когда Моисей получал скрижали. Им надоело ждать, они отлили из золота тельца и начали пляски вокруг него. Хорошо известно, чем все это закончилось.

КР: Отсюда, надо полагать, складывается ваше отношение к советскому периоду истории, который характеризовался успешной экономикой и крайним материализмом?

В.К.: Знаете, Господь долготерпим и всегда дает людям авансы. Я считаю, что и индустриализация, и наша победа в Великой Отечественной, и быстрое восстановление после войны – это все в какой-то степени авансы. Но Бог не может выдавать их до бесконечности. Пора бы уже научиться понимать, почему мы достигали таких успехов.   

А уже в 60-е годы человек стал всерьез считать себя творцом всего окружающего. На самом деле Господь просто приоткрывает нам часть законов материального мира, законов механики, астрономии, химии – чтобы мы правильно пользовались его тайнами.

Отсюда, кстати, и слово открытие – все законы уже существуют, а нам их просто приоткрывают – синоним слова «откровение». Все строго по Божественному Писанию. Увы, современные материалисты искренне считают, что могут сделать себя и общество счастливыми, если откроют какие-то новые законы.

КР: И то же самое касается экономики? Выходит, вы, экономист, фактически отрицаете необходимость ее существования?

В.К.: Я уже 43 года преподаю экономику и могу сказать, что никаких специфических законов в ней нет. Есть только высший нравственный Закон. И кстати, пока не было на Руси этой придуманной экономики, мы действительно строили сильное государство, росли вширь. А когда стали подчиняться искусственным «законам», началось наше грехопадение, а с ним и морально-нравственный, и экономический упадок.

Экономика как таковая – это придуманная наука, о чем я и говорю в своей книге на примере размышлений русских философов, ученых. Но это вовсе не безобидная придумка, потому что под видом экономической науки нам подбрасывают определенную систему ценностей, мировоззрение. Безусловно, оно противоречит русскому православному и вообще христианскому подходу. В лучшем случае, это протестантизм. Достаточно вспомнить работу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Хорошо, что людей, понимающих, что нынешняя экономика – это экономика смерти, и готовых нести эти идеи в народ, становится все больше – в том числе и на Западе. С другой стороны, мне хорошо видно по молодежи, регулярно проходящей «промывки мозгов» в системе экономического образования, что они просто превращаются в «хомо экономикус».

КР: Помню о вашем выступлении на круглом столе, посвященном «православному социализму» – вы тогда раскритиковали это направление. Вы произнесли фразу: «христианин добровольно отдает свое, а социалист силой берет чужое». Значит, православный путь – это однозначно «что-то третье» по сравнению с капитализмом и социализмом?

В.К.: Да, я считаю, что капитализм и социализм в том виде, как нам его подавали – это две стороны одной медали. Близкая мне модель условно называется «христианской цивилизацией» и ее хозяйством. Можно конечно придумать и другие определения, взять на вооружение термин «экономика жизни» или «экономика благодати». Это действительно так, мы же отталкиваемся от мыслей о жизни вечной, а не о сиюминутном материальном комфорте.

КР: В своей концепции развития православной экономики вы говорите о хозяйствующих общинах, которые должны работать на христианских началах. При поддержке Церкви и государства (на последнем этапе) сеть таких общин со временем должна охватить всю страну… Выходит, такой подход связан с коллективной, а не частной собственностью?

В.К.: Все должно идти изнутри человека. Если люди готовы к такой самоорганизации, то слава Богу. Если же все насаждается сверху, нам хорошо знаком итог таких преобразований. Национализация – приватизация – новая национализация – и так по кругу. «Отнять все и поделить» – вот наша экономическая история за последние сто лет. Не было у нашего дома фундамента, только песок – потому все и развалилось.

Простой пример – сегодня у нас есть несколько крупных госкорпораций. Либералы верещат о том, что в России высокий уровень огосударствления экономики. Но простите, это чисто формальный юридический подход. То, что творится внутри этих квазигосударственных оболочек, есть фактическая приватизация всего и вся. А мы очень любим заниматься формальным подходом…

Конечно, если ориентироваться на иерусалимские христианские общины первого века, тут прежде всего должна быть внутренняя готовность людей. Сколько у нас примеров создания по команде сверху различных братств и объединений, которые вскоре рассыпались…

КР: Православная экономика, казалось бы, должна всячески развиваться и поддерживаться на уровне Русской Православной Церкви. Но почему-то священноначалие зачастую подает нам обратные примеры…

В.К.: Мне трудно сказать, кто там сидит на самом верху, но мое соприкосновение с Московской Патриархией через проект «экономической глобализации» показывает, что там почти нет людей, понимающих все эти тонкости. Я бы очень хотел ошибаться, чтобы там превалировали люди с действительно православными взглядами.

Если мы возьмем основы социальной концепции РПЦ, там экономические вопросы также прописаны не очень внятно. С другой стороны, может, и не стоит много писать на эту тему. Ведь известно, что любовь – главный принцип христианства – не очень уживается со всякими нормативными документами. Я же не могу любить свою жену, потому что мне так сказали в загсе.

КР: Значит, ваша книга, ваш православный взгляд на экономику – это в большей степени рекомендация идеальных человеческих отношений?

В.К.: Я конечно продолжаю заниматься собственно современной экономикой, но прекрасно вижу, что причины изменений в ней лежат в духовно-нравственной сфере. Только если мы будем исполнять Высший нравственный Закон Бога, а не Конституцию или Кодекс строителей коммунизма – тогда сможем на что-то рассчитывать.

А экономика интересна прежде всего как четкий индикатор, показывающий состояние общества. Недаром же св. Николай Сербский в начале прошлого века напомнил своей пастве, что такое кризис, в том числе и экономический. Это «суд Божий». Если мы не понимаем его глубинные причины, то в лучшем случае способны ликвидировать последствия, но в будущем нас ждут еще более суровые испытания. К сожалению, духовная слепота людей ведет к таким последствиям.

За 40 лет я прочитал почти все возможные книги из области экономической теории, в том числе и либеральные. Так что можно сказать, что я наелся до отвала и сейчас провожу очистку организма. Ну а с другой стороны, я пришел к выводу, аналогичному с мыслителем Владимиром Соловьевым, экономика – это искусственно выдуманная наука. Но боюсь, мне уже поздно переквалифицироваться в управдомы.

Беседу вел Иван Ваганов

http://kolokolrussia.ru/ideologiya/valentin-katasonov-nastoyaschaya-ekonomika--eto-bojiy-zakon-lubvi-i-spravedlivosti

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Обсудить
  • Чушь.Вредная чушь.
    • Sergo
    • 2 октября 2017 г. 08:03
    :smile:
  • Попы всяческими путями пытаются влезть в политику,если они "не в миру",то пусть там и будут.
  • Надо будет, конечно, взглянуть на этот труд, но 1) абстрактной справедливости не существует; 2) математика не может быть справедливой или несправедливой. Думаю, что не надо пытаться сшить ужа и ежа православными скрепами.
  • Катасонов прав. Но для начала надо пояснить, основу. Что вообще такое добро, что такое зло?  1) Без жизни нет ни добра, ни зла. Только при наличии жизни появляются эти понятия.  2) Жизнь это добро. Что тогда зло? - смерть. 3) Исходя из этого,смысл жизни человека, можно сформулировать следующим образом: "живи, радуйся не нанося вред жизни, в первую очередь человеческой" - это добро. Назовем это, "смысл жизни по Богу".  4) Тогда, "нанесение вреда жизни, в первую очередь, человеческой" - это зло!  5) Идея противоположная "смыслу жизни по Богу", назовем её "смысл жизни сатаны",   выводится от обратного, то есть: "умирай, радуйся, нанося вред жизни". Далее все становится проще, так как есть конкретные определения добра и зла, есть критерии как отличить одно от другого. Как это работает, на практике, можно увидеть на конкретных примерах. Пример 1: алкоголизм, курение наркомания, наносят вред жизни? увеличивают вымирание? - да, значит это зло.  Пример 2: уничтожение террористов, это добро или зло? - есть вред человеческой жизни? - есть - террориста убиваем - значит зло, но это меньшее зло, так как если мы его не остановим, то он убьет больше людей. В нашем мире мы часто живем по принципу меньшего зла, "из двух зол выбирают меньшее".  Суть в том, что зло надо стремиться минимизировать! Если этого не делать, то его станет значительно больше. Убийство террориста это  тоже зло, но меньшее. В будущем с развитием технологий, робототехники, появится возможность останавливать террористов не убивая их и не рискуя при этом жизнями других людей. Это вопрос к чему мы стремимся, если к минимизации зла, то можно развиваться в этом направлении. (аналогично Бог поступил изгнав сатану из рая, не причинив вреда его жизни и поместив его в отдельный бесконечный мир, где сатана сам выстроил ад, в соответствии со своей идеологией. На земле, аналог ада это тюрьма или сумасшедший дом)Исходя из этого православие призывает защищать свою страну, в том числе и с оружием в руках. Потому что если не защищаться то зла станет больше. Но надо понимать что любое убийство человека это зло и в перспективе надо стремиться развивать и  бескровные методы защиты, что бы  минимизировать зло.  Пример 3: Женщина не замужем, в большинстве случаев не хочет рожать много детей и если и родит то максимум одного ребенка, для себя, одной тяжело воспитывать. А для простого воспроизводства необходимо 2 ребенка на одну женщину (семью), потому что Мать и Отец умрут (2 человека), вместо них останется 2 ребенка, тогда численность населения не убывает и не растут, остается на одном уровне. А если рождается только 1 ребенок, то будет идти вымирание, сокращаться будет население, на 50% каждые 75 лет (средняя продолжительность жизни), вплоть до полного вымирания или пока 2-х детей не начнут рожать (минимум) или вымрут полностью. Математику не обманешь. Поэтому нельзя пропагандировать блуд, а надо пропагандировать крепкие семьи.( в реальности, с учетом несчастных случаев и прочего, коэффициент рождаемости должен быть 2,3 ребенка , на одну женщину (семью), иначе будет идти вымирание , вплоть до полного и эта тенденция не остановится, если не начнут рожать 2-3 ребенка на семью). Еще для примера: если ни один человек на Земле, не родит, ни одного ребенка, то человечество полностью вымрет за 80 лет.  Пример№4 Далее: коррупция добро или зло? - вред жизни человека есть? - есть, страдают те кого обманули, у кого украли (но кто-то обогатился и для их жизни это польза) То есть в этом явлении для одних людей вред их жизни, а для других польза. Как разбирается правильно? Вред присутствует для жизни человека? - да. Значит зло есть в этом действии. Разбирается пошагово. Первое действие - совершена кража денег, коррупционером - это действие содержит зло, нанес своими действиями вред жизни людей.Далее, следующее действие - этот коррупционер может потратить,  эти деньги на улучшение своей жизни, это уже второе действие, оно само по себе не злое, то есть вреда жизни он уже не наносит этим (ну скажем если бы он эти деньги отправил на помощь террористам, то совершил бы этим второе злое действие), а если он тратит их на улучшение своей жизни, то в самом этом действии вреда для жизни нет. То есть зло содержится не во втором действии , а в первом, первым действием он нанес вред жизни, кражой этих денег у людей и именно за это действие его и будут судить на суде. То есть каждое действие разбирается непосредственно,  наносит конкретно именно это действие вред жизни или нет, злое оно само по себе или нет.  Пример 5. Материя по сути нейтральна, лопатой можно убить, автоматом можно гвозди заколачивать. То есть зло содержится, в конкретном действии, наносящим вред жизни, в первую очередь человека. Оценка действия, добро оно или зло, производится по его прямым, непосредственным, последствиям. Например: человек взял в руки оружие, но ни в кого не стреляет. Само действие, "взятие в руки оружия", является добром или злом? - вред для жизни есть? - нет. Значит само действие "взятие в руки оружия", злом не является, так как вреда для жизни нет. Но человек может уже иметь злой умысел, кого то убить, то есть зло может содержаться в мыслях. А так же человек может это делать по причине того, что он ненавидит того кого хочет убить, на суде еще говорят "убил из чувства ненависти", то есть зло может содержаться в определенных чувствах, в желании убить, это злое желание. То есть зло может содержаться в мыслях, чувствах и действиях. (а материя как таковая, по сути нейтральна) PS В Православии Бог это жизнь и любовь. Что наносит вред жизни и любви - грех. Грех это то что ведет к увеличению вымиранию.