Современные технологии пришли в нашу жизнь, интернет стал всеобщим и повсеместным, бизнес заметил, что его можно использовать для получения прибыли. Компании стали создавать сайты и с их помощью предлагать клиентам свою продукцию.
Так как создание сайтов и привлечение клиентов через интернет требует много времени и специализированных знаний это привело к зарождению особых компаний (интернет маркетинговые агентства), которые стали посредниками между бизнесом и интернет сервисами (поисковыми системами).
Интернет рос, развивался интернет-маркетинг, бизнесмены, видя успехи своих конкурентов, всё с большей охотой вкладывались в данную сферу.
Однако в 2014 году стали проявляться первые признаки кризиса отрасли:
• количество пользователей (покупателей) в интернете практически перестало расти;
• привлечь покупателя стало возможно только «отняв» его у конкурента;
• количество сайтов заметно увеличилось, конкуренция между ними возросла;
• стоимость привлечения покупателей заметно выросла.
Внутренние признаки кризиса
Привлечение клиентов ведётся по двум основным каналам – это ТОП 10 поисковой выдачи и контекстная реклама. Маркетинговое агентство берёт плату за свои услуги, в первом случае (по сути) за доработку сайта таким образом, чтобы он попал в ТОП 10 по нужным клиенту запросам, во втором – за создание и ведение рекламной компании, таким образом, чтобы она приносила наибольшую прибыль.
К примеру, если компания хочет продать через интернет 100 товаров по 1000 рублей каждый, чтобы получить валовой доход в 100 тысяч. Предположим, что чистая прибыль (все издержки, без учёта затрат на интернет-компании) компании равна 50%, то есть 50 тысяч.
Компания заказывает контекстную рекламу, предположим, что конверсия с неё равна 2% (каждый пятидесятый человек делает заказ), тогда для достижения цели в 100 продаж нам нужно привлечь 5000 человек. Средняя цена за заведение небольшой кампании по контекстной рекламе равна 5 тысячам, следовательно, цена за один переход не может превышать 45 000 / 5 000 = 9 рублей. На текущий момент – это очень не большая сумма, в некоторых тематиках ставки доходят до нескольких сотен рублей за переход.
Из этого можно сделать вывод, что многие компании, следуя за модой, заводят в интернете рекламные кампании и работают себе в убыток.
Продвижение сайта в ТОП поисковых систем за последние годы серьёзно усложнилось. Виной этому два фактора:
1. Увеличение количества сайтов, а следовательно и конкуренции во всех отраслях.
2. Усложнение поисковыми системами алгоритма поисковой выдачи путём увеличения обсчитываемых параметров и добавление персональных параметров для каждого пользователя (пользователям показываются различные сайты).
На текущий момент интернет-агентства не могут гарантировать попадание компании в ТОП 10 по указанному запросу. В целом, с некоторой долей вероятности, они могут обещать вывести в ТОП 10, примерно от 50-60 % выбранных клиентом запросов. Всё это значительно повысило издержки.
Предположим, что компания решила попасть со своим сайтом в ТОП 10 поисковой выдачи. Средняя цена продвижения около 30 тысяч за месяц, средний срок выведения в ТОП – от 6 месяцев.
Предположим, что интернет-агентству удалось продвинуть сайт за 7 месяцев, за что они получили 210 тысяч рублей. Допустим, конверсия с поиска равна 1%, следовательно, чтобы окупить стоимость продвижения им нужно продать на 420 тысяч, а значит привлечь 420 / 0,01 = 42 000 посетителей. А чтобы каждый месяц получать прибыль в 50 тысяч им нужно привлекать на сайт (50+30)/0,01 = 8000 человек в месяц или 260 в день.
Внешние проблемы
Пользователь использует коммерческие сайты для двух глобальных целей – получение информации и улучшение повседневной жизни, или повышение личного комфорта. Егишянц метко назвал это – жизнь на диване.
Товары и услуги «личного комфорта» приобретаются на средства, которые остаются после удовлетворения базовых потребностей человека (еда, одежда, коммунальные услуги, здоровье и т.п.). При падении реальных доходов населения уменьшаются продажи именно из сферы «личного комфорта» - люди перестают заказывать готовую еду и покупать новые гаджеты, реже ходят в кино, меньше используют услуги, без которых могут прожить.
Вся обслуживающая сфера, повышающая личный комфорт человека появилась в результате рейганомики – постоянном стимулировании потребительского спроса. Конечно, в России данная сфера развита меньше, чем в западных странах, которые являются «витриной капитализма», но и в этих условиях более 80% коммерческих сайтов специализируются именно на «личном комфорте».
Результатом экономической политики нашего правительства является постоянный экономический спад равный 2% в год, что естественным образом приводит к уменьшению спроса на товары и услуги отрасли «личного комфорта» и негативно отражается на сфере интернет-маркетинга.
Некоторые компании могут не увидеть спада, приняв его за стагнацию, в силу того, что многие компании имеют резервы или используют заёмные средства и стараются пережить кризис падения спроса, используя стандартные методы (вкладывая средства в рекламу). Падение спроса на услуги интернет-маркетинговых компаний будет отсрочено во времени и, скорее всего, примет вид обвала.
Развитие ситуации
Если наша экономика просто продолжит планомерно падать, без резких обвалов и кризисов (что маловероятно), то мы получим постепенное снижение спроса на товары «личного комфорта», которое продлиться 3-5 лет. Спрос будет снижаться, конкуренция возрастать, вырастут издержки по привлечению покупателей, у маркетинговых агентств уменьшиться количество клиентов (часть банкротится, часть снижает издержки, привлекая фрилансеров), интернет-маркетинговые компании начнут закрываться.
В случае же перехода кризиса в «горячую» стадию рынок измениться буквально на глазах – в течении нескольких месяцев. На фондовых рынках лопнут финансовые пузыри, что приведёт к обвалу цен на акции поисковых компаний (Яндекс, Google) и их последующему банкротству. Разоряются крупные промышленные компании, что ведёт к краху целого ряда дилеров (магазинов), доходы населения значительно уменьшатся, спрос на большинство товаров «личного комфорта» снижается практически до нуля. Из интернет-маркетинговых компаний массово уходят клиенты, первыми «падают» наиболее крупные (Ашманов, Ингейт, Текарт, Демис, Кокос и др. ) так как у них самые высокие издержки, далее начинают разоряться более мелкие. Появляются новые поисковые системы, возможно выкупив технологии у разорившихся Яндекс и Google.
Выживут только компании с небольшой и гибкой структурой, которую можно легко видоизменить и переориентировать. Вероятно, поможет сотрудничество с государственными компаниями и компаниями получающих государственную поддержку.
В итоге рынок захватит компания, которая сможет предложить совершенно новый подход к работе с сайтами, либо технологию, которая будет давать гарантированный результат при минимальных затратах.
А работникам сферы интернет-маркетинга желательно получить профессию не связанную с интернетом, потому что есть вероятность, что на поддержание функционирования глобальных сетей (интернета) ресурсов у экономики не хватит.
Оценили 3 человека
3 кармы