Кто с нами на Первомай?

1 1189

Первое мая в СССР называли Днём международной солидарности трудящихся. В России с 1992 года он называется «Праздник весны и труда». С весной понятно. Непонятно, причём тут труд. И почему исчезла солидарность, да ещё и международная. Давайте проверим, кто и как идёт на Первомай.

История Первомая

Если прямо сейчас выйти на улицу и спросить десять человек, откуда вообще взялся этот праздник, я уверен — половина пожмёт плечами. Особенно, если молодые. Люди постарше вспомнят советское детство, и как в школе рассказывали что-то про «восстание чикагских рабочих». Возможно, один из десяти (а возможно, никто) не знает, что как особый праздник рабочего класса, Первомай впервые появился мало того, что в Австралии, так ещё и 21 апреля.

В этот день в 1856 году в Мельбурне прошла всеобщая полная забастовка рабочих. Вместо работы был устроен день отдыха и развлечений, как демонстрация единства перед лицом своих работодателей.

Только через десять лет Маркс и Энгельс выступят в Лондоне на первом конгрессе Первого Интернационала и призовут европейских рабочих следовать тому же примеру.

И ещё через 20 (!) лет 1 мая состоится та самая демонстрация на площади Хеймаркет в Чикаго, на которой американская полиция откроет огонь по митингующим, и в честь которой ещё через три года уже Второй Интернационал объявит 1 мая международным праздником.

Чего же хотели австралийские рабочие?

Требования были разные, но главным был восьмичасовой рабочий день. Дело в том, что сорокочасовая рабочая неделя, которая для нас сейчас является чем-то обычным и которая закреплена в Трудовом кодексе РФ в статье 91, для рядового горожанина середины 19-го века показалась бы почти раем земным.

Во Франции и Англии рабочий день составлял 15, а иногда даже 20 часов.

В США — 14 часов.

В России — 14—16 часов.

Рабочие иногда буквально ночевали у станков.

Вполне закономерной реакцией были протесты и бунты. Ещё в начале 19-го века в Англии появилось движение луддитов, ломавших станки на фабриках.

Но по-настоящему организованный вид протестное движение приобрело лишь в 70-х годах 19 века, когда разрозненные английские «трудовые союзы» (trade unions) объединились во «Всеобщую федерацию трейд-юнионов». Их примеру последовали американцы, создав аналогичную организацию «Рыцари труда» (Knights of Labour), куда, кстати, не допускались банкиры, врачи и адвокаты — зажиточные граждане.

Борьба продолжалась почти полвека.

Лишь в 1938 году 44-часовая неделя стала нормой в США. Хотя отдельные предприятия ввели это ещё раньше: «Форд», например — в 1914-м.

В России всеобщий 8-часовой рабочий день ввели большевики 29 октября 1917 года.

В 1928 году его уменьшили ещё на час. Лишь война заставила снова вернуться к 8 часам в день. Но в 1956-м вновь вернулись к 7-часовому (а в некоторых отраслях — и к 6-часовому) рабочему дню. Норма о 40-часовой неделе была внесена в КЗоТ 19 апреля 1991 г.

Не всем это нравилось и нравится. Небезызвестный Михаил Прохоров в 2010 году предложил ввести 60-часовую рабочую неделю вместо нынешней.

Любитель американских стадионов Прохоров, забыл при этом упомянуть, что в США рабочая неделя составляет в среднем 33 часа. Во Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии — 35-часовая рабочая неделя.

Интересно, задумывается ли кто-то из современных работников, что их относительно неплохие условия труда — итог борьбы тех самых трейд-юнионистов, «рыцарей труда» и русских социалистов 19 века?

Давайте посмотрим, кто это помнит, и для кого это праздник.

США

Несмотря на то, что именно в память о разгоне демонстрации на площади Хеймаркет в Чикаго 1 мая был объявлен праздником рабочих во всём мире, сами американцы отмечают совсем другой праздник — День преданности (Loyalty Day). До 1921 года он назывался «День американизации». С 1959 года он поменял своё название на современное.

Преданности кому? Разумеется, самим себе — Соединённым Штатам и, как говорится в законе «наследию американской свободы». Впрочем, хоть он и имеет статус официального, многие американцы даже не догадываются об этом празднике.

Такой себе анти-Первомай получается.

А настоящий День труда (Labor day) происходит в Штатах в первый понедельник сентября. Он является федеральным. Его празднуют с размахом. Правда, символизирует он больше конец лета, чем солидарность с кем-то. По статистике, большинство американцев (85%) в этот день отправляется куда-нибудь на автомобиле, 66% жарит котлеты на гриле.

Канада

В Канаде День труда отмечается одновременно с южным соседом. Как и в США это не повод выйти на демонстрацию, а, скорее, «день барбекю».

Австралия

Фактические родоначальники этого праздника — австралийцы вообще ничего не отмечают 1 мая.

Аналогичный американскому День труда отмечается каждом из семи штатов Австралии по-разному. Где-то в марте, где-то — в октябре.

В-основном, тоже праздник гамбургеров. Плюс — ежегодный фестиваль развлечений Мумба. Ещё кое-как держится штат Квинсленд (Queensland), где праздник проходит в первый понедельник мая и выливается в шумные парады с политическими лозунгами. Но и там обсуждается перенос на осень. Как считают местные, это попытка «убить Первомай».

Великобритания

А что же родина луддитов, трейд-юнионов и Первого Интернационала?

Там тоже Первомай не отмечают. Зато первый понедельник в мае для британцев — Майский день (May Day). Они пляшут вокруг наряженного зелёными ленточками дерева или просто шеста (Maypole) и выбирают Королеву Мая.

Майский день — праздник языческий, восходит к древнеримской богине плодородия Флоре, в средние века, вероятно, персонифицированной христианами в Святую Вальбургу, поминавшуюся в Вальпургиеву ночь.

В 2000-м году, правда, милые пляски под деревом превратились в погром лондонского «Макдональдса». Но общее количество участников (вероятно, вместе с зеваками) было всего около 250, так что на «массовые демонстрации» это вряд ли похоже.

Отдельного праздника, посвящённого труду или чему-то подобному, в Великобритании нет.

Как видим, Западный мир успешно избавился от Первомая. Где-то подменив его «днём гамбургера», где-то устроив развлекательные (и отвлекательные) представления. Где-то — перенося его с одного дня на другой, чтобы запутать. Хорошо показала себя смена названия: через пару-тройку поколений уже никто и не вспомнит, что вегетарианский «день весны» был когда-то «днём гнева».

Неплохо справляется с памятью о празднике замена другим — в Германии очень популярна Вальпургиева ночь. Здесь работает обращение к традициям — традиции полагается чтить.

Тот же приём применяется во Франции. Хотя 1 мая и является государственным праздником, но всё больше вспоминают, что король Карл IX именно 1 мая дарил придворным дамам то ли ландыши, то ли лилии. И теперь во Франции новая традиция — дарить в этот день цветы. Красиво, спору нет. Но борьба рабочих за свои права гораздо менее интересна на этом фоне, не так ли?

Говорят, это вынужденная мера. Дескать, мелкие левые партии в Европе слишком часто использовали силу и превращали мирные митинги в мордобой. В 2005 году первомайское шествие в Стамбуле закончилось арестом нескольких сотен человек. Аналогично «отметили» праздник в 2006 году парижские митингующие: были подожжены полицейские участки и дома в богатых кварталах.

А что у нас?

В современной России этот день никогда не был Днём солидарности. Последний раз так назывался он в 1991 году, тогда на трибуне мавзолея стоял Горбачёв.

Для граждан России 1 мая — даже не самый важный праздник. Но и не из последних. В 2013 году центр «Левада» проводил всероссийский опрос, который показал, что этот день по важности стоит на 9-м месте из 16-ти. Но, в-основном как «Праздник весны и труда», а не как «Международный день солидарности трудящихся».

Отмечают по-разному.

Сибиряки — велопробегом.

КПРФ и примкнувшие — митингом.

Монстры — монстрацией.

Умер ли праздник?

Для того, чтобы ответить на этот простой вопрос, нужно задать ещё один, не менее простой: а для чего он был нужен?

Как память о трагическом митинге в США 129 лет назад? Увы, с тех пор произошло так много трагедий, что на их фоне событие на площади Хеймаркет как-то потускнело, почти стёрлось, забылось.

Да и методы революционеров тех дней (бомбы, провокации, погромы) уже не так привлекательно выглядят в наши дни. Один из ярких эпизодов российского стачечного движения начала 20-го века — Обуховская оборона — тоже неоднозначно оценивается историками.

Возможно, праздник уже сыграл свою роль и больше не нужен? Как один широко известный мавр, он может, сделав дело, уходить? Лично я отвечаю на этот вопрос однозначным «нет». И вот почему.

Первомай служит не просто напоминанием о каком-то событии. Он обращает наше внимание на то, что цели рядовых граждан ещё не достигнуты.

— Как? — спросят некоторые. — У нас 40-часовая рабочая неделя, что ещё нужно?

Нужна, максимум, 20-часовая. Дело в том, что принцип «три восьмёрки» (8 часов на работу, 8 — на отдых, 8 — на семью) был актуален в середине 19-го века. С того времени мир сильно изменился.

Увеличилась автоматизация, значительная часть работы производится или машинами, или при участии машин. Некоторые этапы производства автоматизированы полностью. Более 50 лет в промышленности используются роботы. Чем больше рост производительности достигается за счёт машин, тем меньше необходимость ручного труда, участия человека.

Электронный документооборот не только снизил количество бумаги, но и ускорил работу по проектированию и контролю производственных процессов.

Только в США за последние 65 лет производительность труда выросла в 3,5 раза (с учётом цен). При этом рост зарплаты отстаёт от роста производительности в 3,3 раза.

Налицо противоречие — производство стало эффективнее, условия труда остались те же.

Кроме того, современные орудия труда уже язык не поворачивается назвать «орудиями». Для выпуска высокотехнологичной продукции необходим совсем иной уровень знаний. Современный человек должен больше учиться. А для этого нужно ещё больше времени.

Считаем. В начале 20 века в Российской империи только 21% всех граждан были грамотными (умели хотя бы читать), а самым распространённым учебным заведением была земская школа, курс обучения в которой составлял 3 года. Сегодня 100% грамотность и 39% граждан с высшим образованием, то есть, время обучения, в среднем — 12 лет.

Налицо ухудшение ситуации — рабочий день остался прежним (или уменьшился на 20—30%), время, необходимое на образование (получение навыков) выросло почти в 3 раза.

— Благосостояние работников выросло, — возразят некоторые. — Автомобили, стиральные машинки, холодильники, отдых за границей. Всё это было недоступно рабочему начала 20 века.

Не буду углубляться в холодильники. Замечу только, что вовсе не отрицаю возросшее благосостояние обычных граждан. Просто обращаю внимание, что благосостояние богатых граждан выросло ещё больше. Просто невообразимо больше. Лично мне даже трудно представить, насколько. Поэтому просто сухие цифры: по данным на 2014 год, 1645 человек (это меньше 0,000002% населения Земли) владеют 60% всех денег в мире.

Окинув всё это мысленным взором, мне хочется сказать всем, кто радуется стиральным машинам: да, мы — спасибо предкам! — много получили. Но кто знает, возможно, мы сами не можем понять, сколько теряем. И не только праздник, но кое-что большее.

Вот хотя бы ради этого понимания, нам очень сегодня нужен он — Первомай.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...