Новости брызжут отравленным соком переспелого мирового кризиса. Все таблоиды в отчаянии: рухнули в пропасть все курсы, все биржи, все и всякие хитромудрые индексы. Такое ощущение, что заголовки масс-медиа все разом покраснели на фоне «чёрного понедельника»: «Азиатские фондовые биржи рухнули!», «Доллар сегодня на высоте!», «последний раз рубль так падал в кризис 1998 », «Кризис добрался до Америки», «богатейшие люди мира потеряли миллиарды на падении рынков».
Либеральные медийности находятся в настроении «Всё пропало, шеф, гипс снимают, клиент уезжает!», либо же злорадствуют: «Мы не сеем панику, панику сеют те, кто нас не послушал, когда нефть стоила сто долларов за бочку». Лезут в карман к рабочему, авторитетно заявляя: «по сравнению со средними зарплатами в 2013 году, составляющими $1000, в августе 2015 года зарплаты реально снизились до $500 ». Смешно, право слово. Не знают, не знают «наши» либералы, как люди живут в глубинке, а уж в деревнях и подавно... как говорится, «страшно далеки они от народа».
И самая большая их беда и ошибка в том, что они, как и их западные иконы, были совершенно уверены, что с падением уровня жизни народ сметет власть, приведшую к такому положению. Надеялись на, так сказать, «революцию снизу» — на народные возмущение, на открытые выражения негодования, на череду новых «Болотных», плавно перерастающих в Майдан 2.0... но уже в России. И уж тогда-то они ух!...
А что же этот народ? Этой страны? Что же эти рабские 86%? А они вовсю зубоскалят в соцсетях. Мем самого последнего времени: «Ржубль». А насчет доллара совсем хохма была супер: "Сегодня доллар преодолел важную психологическую отметку. Теперь вообще всем похрен сколько он стоит!"
Мы, господа либералы, еще и не такое видали. Причем, не один раз. Особенно, те, которым за сорок. Нам, как говорится, не привыкать. Нас земля прокормит, если что. Гаджеты покупать мы не будем, тех, что имеются — нам хватит. На кризис переждать. Зиму-то мы по любому перезимуем, запасов хватит. Нефти-газа на предмет обогреться —тоже, даже если нефть на мировом рынке опустится вообще до нуля долларов за баррель. Живы будем не помрём, короче говоря.
А вот надеждам либералов-западников, судя по всему, сбыться не придется. Судя как раз потому, с чего и начинается статья. Тут меня буквально смех раздирает: весь, так сказать, западный мир, в едином порыве, пытаясь задушить Россию, терпел убытки, порожденные санкциями... вот-вот должно было сработать, и власть в России совсем бы уже того-с... да что-то вот раньше случилось в Европе страшное. Обвал, так сказать, господа хорошие. Да что там в Европе — Америка вдруг резко провалилась. Канада , натурально, тоже. Но самое страшное — дал экономического петуха и козлетона даже Китай, не оправдав надежд мирового капитала в совершенно неожиданных снижениях его «экономического роста».
Ну, что ж. Срочно закупаем канистры с квасом и вёдра с попкорном, и готовимся наблюдать интереснейшие вещи, господа, так и не ставшие гражданским обществом в западном смысле этого слова.
Выгнанный большевиками философ Н.Бердяев, когда писал в 1923 г.
«Демократия — не новое начало, и не впервые входит она в мир. Но впервые в нашу эпоху вопрос о демократии становится религиозно-тревожным вопросом. Он ставится уже не в политической, а в духовной плоскости. Не о политических формах идет речь, когда испытывают религиозный ужас от поступательного хода демократии, а о чем-то более глубоком. Царство демократии не есть новая форма государственности, это — особый дух».
А наш современный философ Кара-Мурза С.Г. Подтверждает:
«Обратите внимание: русские философы-эмигранты, считая, что в России установился режим большевистской тирании, угрозу душе человека видели именно на Западе. Именно его судьбу они считали трагической. Они предупреждали о глубоком заблуждении наивных русских либералов-западников».
Либералов-то, слава Богу, в России не много. Если верить их же штатной «Левада-Центр» — где-то в районе 13-14%. Шуму и пыли от них, конечно, гораздо больше, чем от оставшихся восьмидесяти шести. НО. Гражданского общества, повторюсь, в западном смысле этого слова — в России так и не сложилось. Ведь на Западе оно как?
«сам себя Запад считает цивилизацией свободных индивидуумов, собравшихся (после распада общины) в гражданское общество на основе права. Закон и гражданские права, охраняемые государством, ввели в цивилизованные рамки извечную «войну всех против всех», борьбу за существование» [1]
Нет, война всех против всех — это мы уже где-то вполне наблюдаем. Но вот то, что произошло с народным сознанием в отношении Крыма — это был первый неприятный знак о том, что в России по прежнему живо то, что философы нежно называют «тёплое общество лицом-к-лицу». А это значит только одно: такое общество относительно легко переживает то, что бьёт по интересом атомизированных особей так называемого «гражданского общества». Есть в русском языке на этот счёт отличная пословица: «нас гребут, а мы крепчаем!»
Далее, у Кара-Мурзы на этот счет тоже очень интересно сказано:
«Мы, с нашей привычной колокольни, просто не видим того, что происходит в России и как это воспринимается глазами «цивилизации». На Западе спад производства в 1 процент — уже кризис, который чудесным образом меняет все поведение обывателя. Даже если его лично еще совершенно этот кризис не коснулся и разорение ему непосредственно не угрожает. А если колесо кризиса его задело, происходят просто невероятные превращения. Приличный, культурный и радушный человек на твоих глазах превращается в злобного сквалыгу. Он мучает своих детей, рвет со всеми друзьями и начинает бешено, как помешанный, копить, совершая просто странные поступки — может обсчитать уличного торговца и обобрать своего аспиранта, присвоив его деньги. Зрелище исключительно тяжелое.
О том, как быстро в либеральном обществе утрачиваются скрепляющие его культурные нормы при обеднении среднего класса, написана масса печальной литературы. Во время Великой депрессии в США разорившиеся бизнесмены падали из окон, как спелые груши. Видим ли мы что-нибудь подобное в России? Даже смешно предположить. Ну, потерял состояние — пойду в управдомы»
Конечно, далеко не все в России обладают таким гибким характерам. Тяжелее всего в этом плане придется офисным хомячкам, заточенным на «работу» в виде перекладывания стопок бумаг на столах из ламинированной ДСП. И делать умное лицо, сидя за офисным компьютером в своих «фейсбуках» и «твиттерах». Им — да. Им придется трудно. Никто им уже не будет платить те деньги, к которым они привыкли. А чуть не половине из них — так и вообще ничего платить больше не будут. Так и придется либо в срочном порядке осваивать рабочие профессии, либо... гордо умирать с голоду, в ожидании смены власти и нового «Западного курса». Само собой, с докризисными ценами на нефть и зарплатами.
Если вспомнить и вдуматься, то всё это мы уже видели, хотя и чуть под другим соусом. Тогда мы пережили самый гуманный вид революции: «революции сверху». Когда произошла именно ненасильственная смена государственного управления, формации и элит. Обратимся вновь к Кара-Мурзе:
«В преддверии либерализации цен, которая состоялась в России в январе 1992 года, был у меня разговор с одним испанским социологом. «Вас, — говорит он, — ожидают интересные явления. Понаблюдай, потом мне расскажешь». Он предсказал, например, что при резком повышении цен Москва за одну неделю наполнится бездомными собаками, и это будет феноменально. У них социологи используют как кустарный, но очень чувствительный показатель назревающих экономических трудностей простую сводку о количестве отловленных на улице бездомных собак. Рост этого индикатора до всяких изменений инфляции, биржевых индексов и показателей производства говорит: будет спад. Нюх среднего класса чуток и безотказен, никакой экономической науке за ним не угнаться.
Что же делает почтенная семья буржуа, почуявшая приближение этого спада? Она едет на прогулку за город. Все рады, дети возбуждены, собака прыгает от счастья и пытается лизнуть хозяина в лицо. Где-нибудь на опушке рощицы собаку выпускают погулять. И пока она с лаем носится за бабочками, все усаживаются в свою «тойоту», хлопают дверцы, и — привет. Действительно, по улицам чистеньких городов бегают, с безумными глазами, породистые колли и доберманы. Они не могут понять, что с ними произошло, где же их добрый хозяин с его собачьим кормом «Pedigree». Я однажды встретил даже такого изумленного сенбернара. А защитники животных расклеивают жалобные плакаты с портретом собаки и надписью: «Он бы так с тобой не поступил».
Сбылись ли прогнозы социолога, знатока западной души? Ни в коей мере, о чем я имел удовольствие ему сообщить. После повышения цен враз обедневшие старушки-пенсионерки, как и раньше, выносили на руках погулять своих дворняжек. Только к квартирам, в которых есть крупные собаки, соседи стали складывать больше костей. Нет у нас еще гражданского общества» [2]
Вот, друзья мои, лучше, считаю, и не скажешь. Смею утверждать, начавшиеся еще в прошлую пятницу финансовые глобальные проблемы — несколько отвлекут внимание мировой общественности от ставшей уже привычной русофобии. Потому что у них теперь своих проблем, что в народе называется, «выше крыши». Если, конечно, «Мировой Жандарм» США тут не сделает какой-нибудь ход конём, дабы срочно дестабилизировать хоть где-нибудь мировую обстановку. Они это мало того, что могут... так у них теперь другого выхода для спасения своей экономики уже просто не остаётся.
Но пока этого не произошло — наблюдаем как «толстый худеет». Точнее выражаясь, терпит жутчайший синдром абстиненции, остро недополучая очередного дозняка, в виде включения печатного станка ФРС.
__________
[1];[2] – «Манипуляция сознания масс», Кара-Мурза С.Г.
Иллюстрация Евгения Крана
Оценили 6 человек
12 кармы