Легенды о странных и загадочных островах есть в мифологиях почти всех народов мира. Человеческая фантазия часто приписывает нечто мистическое землям, лежащим за горизонтом. Иногда бывает так, что причиной появления мифов становится какое-нибудь уникальное природное явление или историческое событие. А случайно брошенное слово, полузабытая легенда или даже обычная байка у костра могут перерасти в нечто большее. Особенно удивительно, что подобное присуще не только народам, живущим на берегу морей и океанов. Сказки и легенды о необычных, загадочных и опасных островах есть и у народов, населяющих даже среднеазиатские степи.
Барсакельмес — это небольшой полуостров в акватории Аральского моря. Он расположен примерно в 180 километрах юго-западнее Аральска и ранее был островом. Резкий сухой климат и большие среднегодовые перепады температур делали его не слишком интересным местному населению. Рыбаки, добывавшие в Аральском море рыбу, иногда сушили её на острове. Столь простое и ничем не примечательное место, тем не менее, получило замысловатое название. В переводе с казахского «Барсакельмес» дословно означает «если пойдёт — не вернётся».
Первое, пусть и косвенное, упоминание Барсакельмеса в литературе встречается в книгах Тараса Шевченко. Там он вскользь замечает, что был на некоем острове и нашёл там «странные» кости, не похожие ни на человеческие, ни на животные. Этот краткий отрывок, пожалуй, так и остался бы незамеченным, если бы в конце 80-х годов XX века в СССР не началось повальное увлечение различными паранормальными явлениями и НЛО. Тогда и стали появляться разные истории и байки сомнительной достоверности о Барсакельмесе.
Так, по одной из легенд, в конце 1979 года на острове проводила изыскания геодезическая экспедиция. Она пробыла там несколько дней, в которые стояла отличная погода. Лишь в последний день перед отбытием она резко испортилась. Радист экспедиции вспоминал, что прямо перед очередным ежедневным сеансом связи с землей резко стемнело, и вокруг острова сгустился плотный туман. Связаться с базой не удалось. Оказалось, что, несмотря на полную работоспособность всего оборудования, оно не принимает никаких сигналов. В наушниках была полная тишина, не было слышно даже помех. Радист решил доложить о происходящем начальнику экспедиции. Пока он докладывал, погода вновь резко переменилась, и опять засияло солнце. При повторной проверке связи оказалось, что радиостанция функционирует. Выйдя в эфир, радист сразу услышал передачу, идущую от судна, которое должно было их забрать. Связист на судне передавал, что экспедиция пропала и уже более суток не выходит на связь.
По возвращении на корабль участников экспедиции, недоумевающих от произошедшего, обвинили в алкоголизме и подлоге. Выдвигалась версия, что они одновременно перевели свои часы и целые сутки пьянствовали. В качестве доказательства выступало то, что у всех, кто был на острове, часы отставали на одинаковое время — чуть более суток. При этом то же самое произошло и со всеми приборами, которые имелись у экспедиции. В рассказы геодезистов о том, что они не пили, и для них прошло всего около пятнадцати минут, никто не поверил.
В ту же ночь боцман корабля, отправившийся на Барсакельмес поохотиться до отхода на сайгаков, заночевал на нём. Позже он вспоминал, что проснулся от странного ощущения и видел, как в темноте от острова по воде расходились концентрические светящиеся круги. Учёные объяснили это свечением обитающих в воде микроорганизмов. Однако уже по возвращении выяснилось, что из-за состава воды моря какие-либо люминесцирующие организмы в ней жить не могут.
Этот довольно странный случай даже был опубликован в популярном тогда журнале «Техника Молодёжи». Читатели загорелись рассказом о странном острове и сумели найти ещё несколько таких же непонятных историй о нём.
По одной из них, в конце XIX века произошёл случай, который и дал острову его название. Несколько казахских семей решили туда переселиться и перебрались на Барсакельмес со всем своим скарбом и домашними животными. Однако спустя один сезон никто с острова не появился. Местные жители, посетив его, не нашли там никого — ни живых, ни мёртвых людей. На острове были только полуразрушенные строения и юрты. После этого его и прозвали «Барсакельмес».
Встречались упоминания о советской геодезической экспедиции на остров в тридцатые годы прошлого века. Она высадилась туда и бесследно исчезла. Лишь неделю спустя с Барсакельмеса вернулся один человек, которого посчитали сумасшедшим. Он рассказывал о том, что для него прошло всего два дня, и не мог ответить, куда делись все остальные участники экспедиции.
Ещё одну историю о нехорошем острове якобы рассказывали исследователям местные жители. Когда они рыбачили у берегов Барсакельмеса, их лодку внезапно налетевшим шквалом снесло в сторону. Чтобы не разбиться о камни и вернуться к месту лова, им пришлось идти вдоль берега. Внезапно они заметили странный ярко-белый камень, лежавший на берегу в небольшом углублении, похожем на кратер. Он выделялся на фоне обычной прибрежной гальки и скал и был словно бы не из этого места. Высадившись неподалёку, рыбаки подошли поближе. Один из них кинул в этот предмет несколько крупных кусков гальки. Внезапно белый камень треснул, и из него показалось нечто, что рыбаки называли позже «шайтаном».
«…Закричали рыбаки со страха, да бежать, да в лодку, а это чудовище вылезло совсем из скорлупы, да с обрыва вниз и свалилось, только не шлёпнулось, а как птица полетело. Крылья у него были, только без перьев и огромные, да с когтями…»
Именно в тот год и пропали несколько семей, решивших перед зимой переселиться на остров. На следующий год рыбаки, пересилив страх перед ранее увиденным, посетили его. Тел на острове не нашли. Лишь в одной из полуразрушенных юрт была найдена разлагающаяся туша того самого «шайтана». Несмотря на боязнь неизвестного чудовища, рыбаки смогли отрубить один из его зубов. Местный житель, рассказавший эту историю исследователям, демонстрировал некий зуб, доставшийся ему якобы от отца. Продать его он отказался и позволил только сфотографировать. Фото были отправлены в научный институт, где зуб опознали как принадлежащий ящеру времён Юрского периода — птеранодону.
Эта история стала достаточно популярной. На остров потянулись молодые любители поисков истины. Однако никому не удалось найти на нём ничего сверхъестественного.
Настоящая правда обо всех этих историях открылась намного позже. Все легенды об острове, временных аномалиях, странных существах и пропавших экспедициях оказались выдумкой.
Эти истории были мистификацией от нескольких любителей фантастики, среди которых оказался и ставший впоследствии известным писатель С. Лукьяненко. Их выдумка о доисторическом ящере попала на благодатную почву и, напечатанная в «Технике Молодёжи», моментально прославила Барсакельмес на всю страну. Что же касается пропавших казахов и названия острова, то такое событие действительно имело место. Но, скорее всего, дело здесь вовсе не аномальное, а просто трагическое. Дело в том, что Аральское море не каждую зиму замерзает настолько, что по льду можно добраться до Барсакельмеса. В ту зиму пастухи перебрались на остров в поисках мест для зимнего выпаса овец. С наступлением же весны они не успели вернуться до таяния льда. Из-за отсутствия нормальных источников воды и пищи люди погибли на острове, дав ему тем самым зловещее прозвище.
В заключение стоит сказать, что легенда о Барсакельмесе до сих пор всплывает на тех или иных ресурсах любителей сверхъестественного. И, несмотря на давно имеющееся объяснение, находятся люди, думающие, что не всё в этой истории так однозначно. На практике же такое явление — пример того, как семена фантазии и недосказанности, попав на почву людских раздумий о различной потусторонней и аномальной активности, дали богатые всходы и со временем начали обрастать небылицами.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
Оценили 3 человека
5 кармы