Русское чудо...

1 457

Ни для кого не секрет, что факт полёта советского человека в космос американцы восприняли как национальный позор. Оно и понятно: как бы первая экономика мира, лидер демократии, ведущая научная держава и всё такое... и так сесть в лужу. Получается, что не Юрий Гагарин вертелся вокруг земного шара, а он вертел США с их хвалёной наукой вокруг... И как бы пошло это не звучало, но это было так!

Но мало кто знает, что незадолго до первого полёта в космос, советские учёные совершили ещё один научный прорыв. В него вообще никто не поверил, так как с момента окончания тяжелейшей войны прошло всего несколько лет. Однако после полёта Гагарина очередной прорыв СССР подтвердился, и о нём заговорили, как о "русском чуде".

Так в чём же заключалось это русское чудо, о котором мало кто знает и почему в США его восприняли как публичное унижение?

Не поверите!

Это стекло!

Дело в том, что стеклоделие всегда считалось одной из самых технологичных отраслей промышленности в любой стране. Это финикийцы с египтянами варила стекло на коленке, поэтому оно у них и получалось мутным. Настоящее же стекло, чистое как слеза, всегда считалось достижением. При его варке нужна потрясающая дисциплина в рецептуре, техпроцессе и искусство изготовления изделий.

Сульфидно-цинковое стекло

Вершиной же стеклоделия считается цветное художественное стекло.

А вершиной вершины, зе бест фром де бест, считается сульфидно-цинковое стекло.

Тот, кто мог освоить эту технологию, считался чуть ли не алхимиком и сообщником дьявола. Сульфидно-цинковое стекло (имеющее в своём составе соединения серы и цинка) было известно с конца XII века. Им "баловались" многие мастера, но работать не смог никто, поскольку получить цветные изделия с одинаковым качеством не получалось ни у одного человека. И ещё один момент: все изделия получались желтоватыми, как будто сделанными из некачественного сырья. Это и останавливало "забугорных" мастеров: зачем убиваться над тем, что похоже на брак.

Сульфидно-цинковое стекло

В 1955 году опыты с таким стеклом начались в СССР, а всего через два года, в 1957 году, было получено первое авторское свидетельство о том, что тайна сульфидно-цинкового стекла раскрыта. Отечественные мастера совершили доселе невиданное: у них получилось не просто желтоватое стекло, а стекло, которое могло приобрести практически любой цвет. Начиная от собственно жёлтого, красного, зелёного, фиолетового и до голубого. Плюсом к этому, так сказать в качестве вишенки на торте, отечественные мастера смогли делать стекло разной степени прозрачности: от абсолютно прозрачных вплоть до полностью непрозрачных (глухих). А через несколько лет из этого же стекла смогли делать переливающиеся стёкла (опалесцирующие) и мраморовидные.

Сульфидно-цинковое стекло

Почему же тайну этого стекла никто не мог разгадать? Всё дело в очень сложной технологии изготовления, которая частенько требовала не одного нагрева, а двух! После первой варки стекло получалось практически чёрным, зато после повторного нагрева оно приобретало требуемый цвет. Был ещё один сложный момент: стоило к такому стеклу при повторном нагреве прикоснуться холодным металлом, как оно теряло прозрачность и становилось "глухим". Наши мастера смогли использовать этот эффект во благо и начали делать мраморное стекло.

Такое стекло до них не мог делать никто в мире! Ни одна страна, ни один завод во всём мире не был способен на такое.

Сульфидно-цинковое стекло

Естественно, в то, что такое в принципе возможно в СССР никто не поверил. На завод "Красный май" прискакали с "проверкой" несколько делегаций от наших дружественных и не очень партнёров.

[Интересно, а что нам "википедия" говорит:
Красный Май (завод)
В 1859 году в Российской империи на берегу Шлины за Вышним Волочком титулярным советником В.Ф. Самариным (1827—1872) был основан химический завод. Завод выпускал нашатырный спирт, спиртные напитки, медный купорос, лампадное масло.
В 1873 году производство было продано московскому купцу второй гильдии А.В. Болотину. Была построена первая стекольная печь. Сперва рабочие выдували из бесцветного стекла простую аптекарскую и бакалейную посуду. Болотину удалось пригласить мастера Василия Векшина, который наладил выпуск конкурентоспособной стекольной продукции высокого уровня (керосиновых ламп, ваз, графинов из окрашенного стекла). Кроме того, на заводе стали применять технику двух- и трёхслойного стекла. А так же использовать в росписи стекла золото, эмаль, люстровое покрытие и силикатные краски.
...
Продукция завода получала золотые и серебряные призы на российских художественно-промышленных выставках в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. ...Фирменные магазины были открыты в Москве и Санкт-Петербурге, часть продукции шла на экспорт в Персию и Османскую империю.
В 1920 году в РСФСР завод был национализирован. С 1920-х годов на заводе начали выпуск продукции с использованием пресса... Процесс штамповки занимал несколько минут, изделия стали доступными для приобретения массам. В межвоенный период завод специализировался на выпуске промышленного стекла. В период Великой Отечественной войны завод перешёл на производство технического стекла для нужд ВВС и ВМФ. В 1964—1982 годах завод прошёл реконструкцию и стал выпускать сортовую посуду (стаканы, фужеры, рюмки, вазы), а также электростекло для бытовых и промышленных светильников, строительное стекло (узорчатое и армированное). Освоили разделку стеклоизделий золотом, эмалью, люстром и силикатными красками. Стали производить изделия из двухслойного стекла. Так же, одним из первых в стране завод освоил производство изделий из сульфидно-цинкового стекла. Изделия завода экспонировались на выставках в ФРГ, США, Франции и других странах.
По окончании Великой Отечественной войны завод получил государственный заказ на изготовление слоёных стеклянных листов для пяти звёзд главных башен московского Кремля.
Первый подобный заказ был получен заводом ещё в 1944 году, а рецепт многослойного стекла разрабатывался мастерами полтора года. Сперва они соединяли белое и рубиновое стёкла, но продукт трескался. Потом эти стёкла пытались соединить с прозрачным. Финальный вариант вышел четырёхслойным — рубиновое, белое и два прозрачных стекла. Процесс был длительным и кропотливым, мастера учитывали коэффициент расширения каждого слоя, масса стекла так же была выверена математическими расчётами.
Проблемой послевоенного восстановления стекла кремлёвских звёзд занимался Николай Шпигов, он изобрёл трёхслойную технологию, в которой помимо рубинового и молочного был ещё хрустальный слой, его задача была не дать разрушиться рубиновому, если молочный растрескался, и наоборот. Согласно его рецепту, стеклодув создавал большую рубиновую колбу, ещё горячая она обволакивалась расплавленным хрусталём, а затем — молочным стеклом. Полученная форма разрезалась и выправлялась в стеклянные листы выпуклой формы, что делало звёзды более нарядными. На остекление каждой звезды пошло около 100 м³ стекла. На изготовление стекла для каждой звезды было израсходовано 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 16 тонн кальцинированной соды, 1,5 тонны борной кислоты и 1,5 тонны калиевой селитры.
Обновлённые звёзды зажглись в начале 1946 года.
Второй раз рубиновое стекло для реставрации кремлёвских звёзд варили на заводе в 1974 году.
В РФ завод был закрыт в 2002 году. В настоящее время после вывоза оборудования и разграбления в последующие десятилетия здания бывшего завода заброшены и либо снесены, либо находятся в аварийном состоянии.
]

И все уехали вот с такими глазами: ????.

Кстати, было от чего, вместо единичных изделий их ждало полностью настроенное производство, которое выпускало из "русского чуда" сотни изделий в день! Проверяльщики только и смогли, что разводить руками и договориться о проведении заводом выездных выставок в США, Германии и Франции. Эти выставки произвели эффект разорвавшейся бомбы. Западная пресса хором задавалась вопросом:

- Почему ТАМ смогли, а мы НЕТ?

Интересно, что попытки работать со стеклом "русское чудо" после того, как его секрет стал достоянием общественности предпринимались в США и Германии, но так и не увенчались успехом. Западными мастерами было признано, что работа с таким стеклом СЛИШКОМ СЛОЖНА. Между тем советский завод "Красный май" вполне себе успешно работал... ровно до тех пор, пока существовала сама советская страна. С развалом СССР наступил крах завода, который не смог пережить политическую и экономическую нестабильность. Сегодня, предприятие, которое выпускало единственное в мире сульфидно-цинковое стекло "русское чудо", выглядит так:

От него остался только музей.

https://dzen.ru/a/Y6tBwItUrESg...


То есть, если верить "википедии", то "...на заводе стали применять технику двух- и трёхслойного стекла", аж в конце 19 века. Но как я понимаю "трёхслойное стекло" - это триплекс. А та же "википедия" гласит, что триплекс изобрёл француз Эдуард Бенедиктус в 1903 году, и совершено случайно. И вот как об этом пишут: "В 1903 году, нечаянно уронив колбу, заполненную нитроцеллюлозой, он обратил внимание, что стекло треснуло, но не разлетелось на части. Поняв, в чём дело, и проведя последующие опыты, Бенедиктус в 1909 году получил патент на защитное стекло."

Если в России всё изобретали и делали методом проб и ошибок, то на Западе зачастую, это было делом случая. Или всё проще... воровали, присваивали посредством патентов, и выдавали за своё?

Идёт главная битва под Курском – десант уже в Судже. Взрывы гремят четвертый час, 1000 солдат в окружении: Горячая сводка СВО

Началась финальная стадия операции "Курский гамбит". Все ждут, когда Киев бросит в бой резервы, которые накопил для "удара последней надежды". Между тем, тяжелые бои идут в Торецке. А С...

Обсудить
  • Само это стекло опасно для жизни. А уж работа с цинком - прямая дорога в гроб. В совке всем было плевать на здоровье рабочих. Сдохните, но план дайте. Такая посуда была в дефиците (как и практически вообще всё), и перекупы зарабатывали на ней миллионы. Я уж не говорю о руководстве завода. Так что хорошо, что завод развалился.