КИНО: ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

3 1259

     Наше кино подобно двум сторонам Луны. Видимая часть, гордая от своей избранности, посещает фестивали, бренчит иностранными орденами на груди, хвалится призами, которые они сами себе и вручают. Невидимая часть – это тяжелая и зачастую неблагодарная работа по созданию истинных произведений искусства, ведь режиссеру и сценаристу хорошего кино важно не просто звание «великого художника», но чтобы люди действительно разделили его мысли и чувства, правильно поняли его творчество.

     Если говорить о так называемой «элите», то тут ничего утешительного пока не видно. Скажем, элитный режиссер и деятель элитной культуры, Александр Атанесян, явил зрителям фильм под названием «Сволочи», где нагородил столько откровенной чуши о Великой Отечественной войне, что просто диву даешься от его высокомерного презрения к народу, победившему фашизм. Допускаю, что художник может быть пацифистом, органически не переносящим войну во всех ее проявлениях (даже справедливую). Но и тогда следует не тупо выдавливать из себя по капле ненависть, а учиться у лучших голливудских режиссеров. Напомню читателям как изящно, блестяще – остроумно, но в то же время без оскорбления подшутил над американскими ветеранами вьетнамской войны режиссер Квентин Тарантино в эпизоде с фамильными золотыми часами в фильме «Криминальное чтиво». Наши «элитные» режиссеры на Голливуд чуть ли не молятся, а учиться у него почему-то не хотят.

     В среде элиты есть и настоящие режиссеры-художники, которые еще способные к созданию настоящих шедевров. Для их правильного понимания нужно еще большее погружение в философию кинообразов. Вот обратил ли кто-нибудь из зрителей, после демонстрации фильма Звягинцева «Изгнание», что эта работа создана по мотивам Евангелия. Вообще-то для религиозного человека чудовищно видеть, как место Святого Иосифа занял Каин, а Архангел Гавриил благовествует по телефону, но это не ирония. Действительно, такое у Звягинцева извращенное ощущение веры. Слабое утешение, что дочери Каина – убийцы сложат жизнь Богородицы, как игрушку - пазл, не снимает чувства безысходной тоски… Понимаете, главный грех библейского Каина (до братоубийства) – это гордыня, говоря по-современному, амбиции. И если бы человечество «платило» каждому гордецу такой ценой (за одну амбицию по три жизни), то мы бы все давно вымерли как динозавры. Такая философия – безусловный максимализм, преувеличение, но это очень сильное, мощное, эмоциональное кино, показывающее, что у режиссера нет ни чего святого. Следующие его работы – только подтверждают данный вывод. В «Левиафане» он «расправляется» уже с Родиной. Ради чего? Ради приза на конкурсе, о котором забудут уже во время фуршета? Ну, элита…

     Для контраста приведу положительный пример. В фильме Лунгина «Остров» также возникает мотив предательства и расплаты. Только монах «платит» своей жизнью за душу и любовь женщины, потерявшей разум от горя. Здесь «обмен» равноценный! И добровольный! Простите меня, уважаемые читатели, за то, что я для того, чтобы рассуждения стали более понятны, написал не совсем уместные в данном случае слова «платить» и «обменивать», но в данном случае излишняя торжественность слов только помешает восприятию. У Лунгина адмиральская дочь, вместо того, чтобы выйти замуж за «элитного» дипломата полюбила простого офицера подводной лодки, уехала с ним куда-то в забытый Богом и властью гарнизон. На такой поступок избалованная столичная девочка могла решиться по сумасшедшей любви. И вот, представьте себе! Ее любовь лежит на глубине нескольких километров. Даже похоронить невозможно: тьма, холод, навсегда. От подобных переживаний ломались и более крепкие души. Боль даже представить невозможно. Ад… Против такого есть только одно средство – молитва монаха, а если нужно – и его жизнь, но не душа!

     Когда гибнет мужчина, защищая Отечество (пусть в мирное время, на подлодке) или монах погибает в борьбе со злом, мы понимаем, что они отдали жизнь не за амбиции или каинову гордыню. Зрители после этого фильма задают себе совсем иные вопросы: способны ли они сделать что-либо подобное. Так любить, пусть в итоге будет страдание? Так молиться? Так сражаться? Так противостоять злу? Что удивительно, «Остров» совершенно не соотносится с другими работами режиссера

     Как бы мы не относились к разным кинопроизведениям, но все они безусловно являются фактами нашей культуры. Такая, значит, у нас культура

Владимир Корнеев 

В Сирии праздник только начинается

Я уже писал об этом кратко после падения Асада, но теперь больше данных, поэтому можно расписать и подробнее. Дебилы, которые хрюкали, что «это поражение и/или ослабление России» &nda...

Михаил Громов (1 часть). Командир беспартийного экипажа

Михаил Громов (1 часть). Командир беспартийного экипажа«И ребятам есть одна забота:Подрасти бы только поскорей,Чтоб водить, как Громов, самолёты,Быть бойцом Республики своей»Песня «Боев...

Михаил Громов (2 часть). В полёт сквозь годы

Михаил Громов (2 часть). В полёт сквозь годы«Я – лётчик, но мне кажется, что опыт моей жизни пригодится для любого человека. Успех даётся не волею судеб, а волей самого человека, которы...

Обсудить
  • "Допускаю, что художник может быть пацифистом"..... Если художник пацифист, так и не надо ему фильмов про войну снимать, о мирной жизни тоже много интересного можно найти для фильмов, было бы желание и умение снимать.