Воинствующий либерализм в России (часть 2)

11 2159

Гудков в своей работе «Идеологема врага» приводит конкретные примеры на основе мониторинговых исследований, которые показывают, что динамика пробуждения в сознании российского населения воинствующего архетипа очень высока. Люди, которые раннее не видели врагов, за короткое время их обнаружили. Так в 1989 г., в ходе опросов, проводимых ВЦИОМ, при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, есть ли сегодня у нашей страны враги?» — только 13% опрошенных назвали какие-то персонажи или силы (бюрократическая мафия, коммунисты, националисты, русские нацисты, спекулянты, реже — США, НАТО, ЦРУ, еще реже — жители Кавказа, евреи, китайцы, мусульмане и др.). Через 10 лет, в 1999— 2002 гг., 65—70% опрошенных уверенно отвечали: да, у России есть враги (и называли: чеченцы, НАТО, исламские фундаменталисты, демократы, Китай и др.). Выявляется следующая зависимость: чем выше уровень ненависти и ущемленной агрессивности, тем выше доверие к президенту, армии и спецслужбам, тем уверенней и оптимистичней чувствует себя российское общество.

Социолог делает вывод, что было бы наивно полагать, что данные изменения произошли под воздействием только пропаганды или идеологической манипуляции. И аргументированно показывает, что рост значимости представлений о враге всегда является производной от соединения представлений господствующих элит и аморфных, разнородных массовых взглядов, объяснений, верований, суеверий, символов, традиционных элементов идентификации.

Гудков рассматривает российское общество как архаическое или псевдомодерное, для которого характерно придание силовым структурам статуса центральных символических институтов социума.

В архаических социумах обеспечение физического выживания его членов связано с решением задач по организации существования общества как целостного образования. В этом случае вполне допустимо пренебрегать интересами отдельных индивидов, нарушая их гражданские права в интересах защиты системы.

Для того чтобы повысить эффективность воздействия риторики врага в архаическом обществе достаточно выявить в его культурном поле, успешно отработанные раннее мифологические структуры массовой идентичности и средства первичной социализации, и воздействовать при помощи соответствующих образов на сознание людей. При использовании сложных и новых конструкций врага к ним будет возникать недоверие, поэтому влияние будет слабым. То есть предлагается не навязывать массам идеологическую конструкцию врага за счёт чуждых им образов, а использовать уже имеющееся в массах недовольства и представление о должном, воздействуя на них за счёт подчинения правящей элиты менталитету масс (образу морали, принципу солидарности, ценностным мотивам). В таких системах использование идеологемы врага для массовой мобилизации или в целях легитимации социальной системы представляет собой специфический сброс институциональной сложности, блокировку модернизационного развития, плебейское упрощение или уплощение социокультурной организации общества. К таким выводам приходит Гудков рассуждая о проведении мобилизации в архаических обществах.

продолжение следует.

Воинствующий либерализм в России (часть 1)

источникhttp://kot-1983.livejournal.co...

Жога - это раз. Дальше будет интереснее: Смотрите, кто в резерве

Чиновниками становятся люди, за которых не стыдно, и Артём Жога - это раз. Врио губернатора одного из регионов назначена женщина, "живущая за двоих", - это два. Дальше будет интереснее:...

ПУТИНУ ЛИЧНО ОЗВУЧИЛИ ПРАВДУ НАРОДА О МИГРАНТАХ. РЕШЕНИЯ БУДУТ, НО ЕСТЬ СТРАННЫЙ НЮАНС

Президенту России Владимиру Путину лично озвучили правду народа и мигрантах. То, о чём многие говорили между собой - передали президенту. Уже есть хорошие новости - ожидается как миниму...

Обсудить
  • раньше не то что теперича- давить таких надо!
  • Арабская весна тому пример. Гудков ближневосточный учебник НАТО по цветным революциям прочитал. Мы не Европа, мы не Азия, мы Россия!
  • Странные люди эти гудковы. Вот сам Лев Гудков, казалось бы, совсем уже не молодой человек – 70-й человеку! – доктор филосовских наук! Не понимаю, зачем ему суетиться, людей обманывая, пора бы уже о вечном подумать. Но это к слову. «Негативная идентичность», его авторский сборник, такой краткий анализ. Псевдонаучность книги очевидна. «С этикой заложничества», «блокировка модернизационного развития», «плебейское упрощение» и еще много такого – это научные термины, или отсебятина? Взгляд на историю у Гудкова свой, но несколько фантастический. «Демонизация Наполеона была лишь формой освоения разрыва с традиционным обществом» - то есть Наполеон бы на самом деле хороший парень и нес, в том числе в Россию, свет разума и просвещения, но архаическое российское общество в силу исторической отсталости, его не поняло и встретило вилами (ну что с неучей возьмешь?) В том числе и на новейшую историю. «Масштабный и продолжительный социально-экономический кризис, свидетельствующий о внутреннем сопротивлении общества различным усилиям трансформировать государственную экономику в рыночную...» То есть причиной провала реформ 90-х была не бездарность реформаторов, а «внутреннее сопротивление общества» - словом, мы с вами, упрощенные даже до плебеев. Во так – с больной головы на здоровую. (несколько перефразируя) «война... была необходимым условием самосохранения не только для генералов, но и ревитализации всей управляющей системы общества. Достаточно было лишь возникновения одного, но экстремального фактора угрозы (взрывы в городах)» - речь конечно идет о взрыве небоскребов-близнецов в Нью-Йорке 11.09.2001, после чего пентагон развязал войну в Афганистане, Ираке – и далее везде. Конечно у Гудкова речь идет не об этом! О взрывах домов в Москве в 1999 г. после чего, по мнению Гудкова и не только его, началась вторая чеченская война. Вот такие пвсевдо-историки и псевдо-ученые гудковы – здесь видим факты, а здесь не видим, претендуя на научный анализ. (Кстати, специально для пвсевдо-историков – вторая чеченская война началась после того как боевики Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, где уже применялась авиация, артеллерия и прочие атрибуты большой войны). «Поэтому в самой конституции «общества» (системе взаимных сдержек и противовесов) уже закладывался принцип компромисса, конкуренции, дискуссии, соглашений, блокирующий саму идею тотальности «врага», по крайней мере, в обычных мирных условиях жизни» - это Гудков восхищается образом общественно-государственного устройства США, где идея тотальности врага в принципе невозможна. Но нынешний президент Америки в пух и прах разбивает теорию Гудкова, когда в обращении к нации (!) называет главными врагами США эболу, ИГИЛ и... Россию. Как же так, господин Гудков, вы ослепли на один глаз! Или вы просто жулик...
  • Еще о "модернизационном развитии". Этот термин, как мне помнится, ввел в обиход наш известный сиделец Ходорковский. Он из "глубины сибирских руд" писал, что он готов возглавить в России модернизацию и даже название ей придумал "ММ" (видимо, Михаил-Модернизация). Еще бы МММ назвал - и тогда у людей был бы полный воторг от такой модернизации! Уже тогда власть ему ответила: мы не против модернизации, но не любыми средствами. Как то петровская модернизаци в 18 веке, или сталинская, когда в жертву приносились миллионы жизней. Либеральная модернизация - это необольшевизм. Разве сталинская индустрализация - это не модернизация. Разумеется, но какими методами она проводилась! Кажется наши либералы готовы переплюнуть Сталина. Там тоже отсталыми, реакциоными назывались целые социальные слои - от дворян, промышленников до крестьян - и уничтожались физически. Теперь либералы назвали отсталым, "регрессивным" почти (кроме себя, разумеется) все поссоветское общество... Вы думаете, они остановятся перед массовыми чистками и массовыми жертвами. Уверен, что ничто их не остановит.