Открытие памятника великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве в ходе празднования Дня народного единства прошло бы организационно очень четко и идеологически в высшей степени выверено, если бы не оказавшаяся в числе выступающих вдова Александра Солженицына. Ее речь звучала явно не к месту и не ко времени…
При всей исторической и идеологической шаткости инициативы наречения нерабочего дня 4-го ноября Днем народного единства, идея, которую пытались заложить в этот праздник вполне понятна, а в текущей политической ситуации даже достаточно положительна. Именно эту идею объединения многонационального и многоконфессионального народа России вокруг общих духовных, исторических и культурных ценностей должно было символизировать открытие в этот день на Боровицкой площади Москвы памятника великому князю Владимиру. Также совсем не случайным, а наоборот, весьма символичным является и участие в открытии этого памятника (памятника православному святому, кстати), руководителей основных конфессий нашей страны и представителей различных общественных национально-культурных организаций.
Это стало основной мыслью и большинства прозвучавших на открытии памятника речей. Вот что, к примеру, сказал президент нашей страны Владимир Путин:
«Именно прочная нравственная опора, сплочённость и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.
И сегодня наш долг – вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории».
Сходная мысль прозвучала и в выступлении святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств».
Однако, как показала церемония открытия, далеко не всех устраивает идеология, закладываемая руководством страны в официальные мероприятия Дня народного единства. Многие до сих пор не оставили мысль превратить этот день в День исторического реванша. Они прекрасно помнят, что в свое время одной из целей изобретения праздника 4-го октября было вытеснение из народного сознания праздника 7-го ноября – годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Транслятором позиции этих кругов стала выступившая на церемонии открытия вдова известного литератора Александра Солженицына, Наталья Солженицына. Сделанные ей заявления прозвучали глубоким диссонансом выступлениям и президента, и патриарха. На открытии памятника, посвященного глубочайшим корням нашей истории и культуры Наталья Солженицына заговорила о служащих предметом политических спекуляций у нашей псевдолиберальной и лжепатриотической общественности исторических событиях недавнего XX века – гражданской войне, коллективизации и ГУЛАГе. При этом она категорически отвергла идею народного единства:
«…Сегодня, после нашего бурного XX века и непростого перехода в XXI, надо признать, по многим жизненным вопросам нет у нас пока единения и согласия.
Из главных разногласий – оценка нашего прошлого.»
Далее Наталья Солженицына отказывается рассматривать историю нашей страны целостно, во всем ее трагизме и величии, со всеми ее потерями и победами. Она категорически требует взять с собой в будущее одну часть нашей истории, которой, по мнению Солженицыной, можно гордиться, а другую часть, которая госпоже Солженицыной не по вкусу – заклеймить позором и предать анафеме:
«Это значит уважать свою историю, гордиться свершениями народа, его героями и его праведниками. Но это также значит иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его и память о нём не заметать под ковёр, чтобы было не видно. Таким путём нам не достичь чистоты в нашем доме».
Совершенно очевидно, что достойным проклятий и поношений госпожа Солженицына считает советскую часть нашей истории. Однако, продолжая предложенную вдовой известного литератора метафору, позволю себе предположить, что для того, чтобы в доме было чисто, нужно прежде всего не гадить на ковер лживыми книжонками и не мусорить по углам клеветническими статейками. А генеральная уборка в доме предполагает главным образом методичную работу по разгребанию и расстановке по своим местам всех скопившихся в доме вещей, а не огульное вываливание всего этого добра через окно на голову прохожим. И плевать лучше в урну, а не в собственное прошлое.
Оценили 19 человек
29 кармы