Князь Урусов - Екатерине II: Челобитная о Большом театре

0 2826

Это случилось летом 1774 года, в то давно прошедшее время, когда на всероссийском престоле восседала Екатерина II, а Григорий Александрович Потёмкин и Александр Васильевич Суворов были молодыми генерал-поручиками и еще не имели ни титулов, ни громкой славы; когда Емельян Иванович Пугачёв, объявивший себя чудесно спасшимся императором Петром III, только что взял Казань; когда города и деревни Среднего Поволжья оказывали самозванцу торжественный прием, а дворянство Первопрестольной с содроганием ожидало его похода на Москву.Н. Дмитриев-Оренбургский. Эрмитажный театр при Екатерине II.Н. Дмитриев-Оренбургский. Эрмитажный театр при Екатерине II.

В это же самое время губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов (1733-1813), дед министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева и прадед военного министра генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина, решил рискнуть состоянием и карьерой, чтобы доставить взволнованным москвичам возможность развлечься.

И создал будущий главный театр России.

Большой (Петровский) театр. 1780 год.

С чего начинается театр

Принято считать, что театр начинается с вешалки. Большой начался с вокзала - вернее с воксала. Так в галантном XVIII веке называли летние увеселительные мероприятия, которые организовывались "в особых летних садах, с театральными представлениями, иллюминациями, фейерверками, балами, маскарадами и ужинами"1. В июне 1774 года князь (вместе с временным компаньоном итальянцем Гроти) нанял в доме своего родственника полковника графа Алексея Владимировича Салтыкова "для содержания воксалов нижний этаж со всеми покоями да верхнем этаже одну большую комнату со всею в них мебелью, кухню и погреб"2.

Реклама

Контракт был заключен сроком на три месяца - с июня по сентябрь. Князь и его компаньон заплатили 600 рублей за наем помещения - это было годовое полковничье жалованье. Москвичи жаждали радости - и обрели ее в воксале. На долгие годы он стал модным местом летнего отдыха: "воксал привлекал множество публики - до 5000 человек; за вход платили один рубль, а с ужином пять рублей"3. Прожект удался - компаньоны получили изрядную прибыль.

Первый успех и "быстрые" деньги окрылили князя Петра Васильевича. Он расширил дело и летом 1775 года занялся не только организацией воксала в доме Салтыкова, но и театральной антрепризой. Урусов пошел на риск и повысил ставку.

Схема здания и зала Петровского театра. 1780 год.

Пятилетка князя

Его сиятельство замахнулся на то, чтобы прибрать к рукам все развлекательные заведения Первопрестольной, а самому стать монополистом в сфере развлечений. Что двигало Петром Васильевичем: бескорыстная любовь к искусству, честолюбивое желание стать реформатором московского театра и сохранить свое имя в Истории или заурядная жажда наживы? На этот вопрос у нас нет ответа. Очевидно одно: князь шел на острие культурного прогресса.

Он составил пятилетний, как сказали бы сейчас, бизнес-план: на купленном за свои деньги земельном участке выстроить каменное здание театра "со всеми потребностями и удобностями"4 и нанять труппу русских актеров, а со временем - французских оперных певцов. Когда же публика привыкнет к театру, а дело даст первые барыши, - ставить балеты. За это Урусов просил исключительную привилегию - десятилетнюю монополию на все зрелищные мероприятия в Москве. Никто, помимо князя, не должен был ставить спектакли, устраивать маскарады, содержать воксалы и давать вокальные концерты.

Это был не имевший аналогов амбициозный прожект. Увы, Урусов не учел экономические реалии и печальный опыт предшественника, полковника Николая Сергеевича Титова. В 1767 году тот, взяв в казне заимообразно 1725 рублей, занялся театральной антрепризой и стал содержать Московский театр. "Сие содержание причинило мне истинную погибель. Я вошел в долг, разрушающий совершенно мое состояние. Все деревни мои заложены и без человеколюбия некоторых моих кредиторов лишился бы я уже давно не только деревень, но и дневной пищи"5.

Антреприза так и не смогла стать самоокупаемой. Как только прекратились государственные дотации, дело рухнуло.

Место московского театрального антрепренера освободилось. Его и занял князь Урусов. Он не сомневался в успехе.

Воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, князь подал челобитную государыне Екатерине II. И 28 (17) марта 1776 года получил от нее повеление "быть содержателем всех театральных в Москве представлений ему одному, а больше никому, во все десятилетнее время, дабы через то ему не было подрыва"[6]. И высочайшую привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством в течение пяти лет построить каменный театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли.

С этого момента отсчитывает свою историю Большой театр.

Роковые пожары

Постройка каменного театра требовала колоссальных средств, и князь взял в компаньоны англичанина Майкла Маддокса (Михаила Егоровича Медокса) - человека состоятельного, страстно любившего театр и знавшего толк в деле. Партнеры купили участок в районе реки Неглинной, где Петровская улица, в просторечье - Петровка, поворачивает к Охотному ряду. Это было то самое место, где сейчас стоит Большой театр. За заболоченный участок компаньоны отдали ошеломительную для XVIII века сумму - 7750 рублей. Это было жалованье генерал-фельдмаршала за полтора года службы или годовой оброк 1550 крепостных!

Весной 1780 года компаньоны приступили к строительству грандиозного по меркам тогдашней деревянной Москвы сооружения, Петровского театра, стоимость которого составила 130 000 рублей.

По роковому стечению обстоятельств, в тот самый день, когда во временном помещении театра на Знаменке было объявлено о строительстве нового помещения, прямо во время спектакля случился пожар, театр со всем содержимым сгорел практически дотла. В XVIII веке в Москве еще не существовало страхового общества, и покрытие убытков полностью легло на плечи содержателей театра. А убытки оказались баснословными - 80 000 рублей! Этот несчастный случай, вероятно, отбил охоту князя продолжать рискованное и убыточное предприятие. Он не смог выполнить свою часть долговых обязательств и за 28 500 рублей уступил компаньону свою долю привилегии[7].

Театр трижды горел, что в конце концов стало причиной разорения и преемника князя Михаила Медокса. Но театр выжил. И стал Большим!

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

Театр становится ближе

Текст: Евгения Носкова

Увидеть постановку Большого театра - по-прежнему большая удача и для москвичей, и для гостей города. В нынешнем сезоне выступления звезд театра смогут увидеть жители других регионов России. Это стало возможным благодаря соглашению, подписанному Большим театром и СПАО "Ингосстрах". Сотрудничество призвано способствовать развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. "Ингосстрах" получил статус генерального спонсора Большого театра.

В планах - организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах России. Также "Ингосстрах" намерен реализовать проект "Большой - детям", цель которого познакомить юных зрителей с Большим театром, его богатой историей и культурным наследием, привить любовь к театру, а также способствовать популяризации балета и оперы у молодого поколения. Кроме того, "Ингосстрах" планирует учредить специальную премию, которая будет вручаться сотрудникам Большого за выдающийся вклад в деятельность театра.

- Мы гордимся этим сотрудничеством, далеко не каждый может удостоиться столь почетного звания. Это вопрос не столько денег, сколько взаимного доверия между нашими брендами, - подчеркнул генеральный директор компании "Ингосстрах" Михаил Волков. - Я всегда говорю, что, при всем уважении ко всем творческим коллективам, есть театры, а есть Большой театр. В этом году он открыл 244 сезон. С одной стороны, мы помогаем развитию главного театра страны, с другой - мы предложили ряд проектов.

Реклама

Один из них - "Большой - детям", призванный популяризировать искусство театра среди детей и молодежи, в первую очередь из необеспеченных семей. Несколько лет назад у "Ингосстраха" был совместный проект с Третьяковской галерей, когда по стране были организованы выставки в стиле передвижников. Это дало возможность жителям отдаленных регионов приобщиться к искусству. Сейчас компания хочет применить этот же опыт в нашем партнерстве с Большим театром - целую постановку вывезти на локальные сцены сложно, но можно вывезти на гастроли звезд театра.

 Каждому понятно, что такие выезды - дело весьма дорогостоящее, - прокомментировал для "Родины" эту инициативу генеральный директор Большого театра Владимир Урин. - Но это один из важнейших для нас проектов. В Самаре и Новосибирске ведущие солисты - и оперные, и балетные - могут выступать в спектаклях наших региональных коллег. В города, где театров пока нет, мы готовы выезжать с концертами. Рассматриваем, например, Калининград, где к 2023 году должен появиться филиал Большого. Я уже не говорю о выставках нашего замечательного музея, которые можно показывать от Москвы до самых до окраин.

Взаимодействие с партнерами из сферы искусства - неотъемлемая часть стратегии развития компании. На протяжении многих лет "Ингосстрах" вносит свой вклад в сохранение культурного наследия России и развитие культурных институций на территории страны. Компания регулярно выступает партнером и спонсором проведения различных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровнях.

- Поддержка проектов в области культуры и искусства всегда была важной частью нашей стратегии, - подчеркнул Михаил Волков. - "Ингосстрах" много делает для развития культуры в России, мы взаимодействуем с Эрмитажем, Третьяковской галерей, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина Музеем современного искусства "Гараж". Сотрудничество с Большим театром - это особая страница в нашей истории.


КОНТРАМАРКА

Театр Урусова в цифрах

премьеры

1777 - первая московская русская опера "Перерождение"

1777 - "Пастушеская драма с музыкою в двух действиях..."

1778 - драма с голосами "Розана и Любим"

1779 - опера "Мельник"

цены

Вход в ложи:

В 1-й и под 1-й этаж на 4 персоны - 10 руб.

На 6 персон - 15 руб.

Во 2-й этаж на 4 персоны - 8 руб.

6 персон - 12 руб.

На 3-й этаж на 4 персоны - 5 руб.

6 персон - 7 руб. 50 коп.

В кресла партера по 1 руб. 50 коп.

В партеры по 1 руб.

В первую галерею по 75 коп.

Во вторую по 50 коп.

В третью по 25 коп.

годовое жалованье актеров

2200 руб. - Василий Померанцев

1000 руб. - Марья Синявская

701 руб. 50 коп. - Егор Залышкин

600 руб. - Надежда Калиграфова

270 руб. - Арина Украсова

200 руб. - Алексей Панов

120 руб. - Анна Воробьева

72 руб. - Николай Попченков

P.S. Бренные останки князя Урусова упокоились в Донском монастыре. Он разорился, канул в лету и ушел в легенду. Ведь это именно его вспомнил Чацкий:

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!


1. Чаянова О.Э. Театр Маддокса в Москве 1776-1805. М.: Работник просвещения, 1927. С. 84 (Труды Государственного театрального музея им. Алексея Бахрушина; Т. 1). С. 84.

2. Старикова Л.М. История Московской публичной антрепризы второй половины XVIII в. в документальных подробностях // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1996. М.: Наука, 1998 С. 119.

3. Чаянова О.Э. Театр Маддокса в Москве 1776-1805. С. 84.

4. Старикова Л.М. История Московской публичной антрепризы... С. 124.

5. Там же. С. 120.

6. Чаянова О.Э. Театр Маддокса в Москве 1776-1805. С. 26.

7.Там же. С. 76.

Театральная площадь. 1902 год.

https://rg.ru/2019/12/07/kak-k...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...