Коробейники были частью торговой сферы на Руси. Работа незамысловатая, но все же требовала таланта, чтобы народ покупал товар, а он имел от этого прибыль. К тому же нужно было выстоять среди конкурентов, которые исчислялись тысячами в городах. Им можно приписать создание первой рекламы, ведь нужно было уметь расхваливать свой товар, найти подход к каждому. «Горячие пирожки», «Вот так квас — в самый раз!», «Вот сбитень! Вот горячий!» - эти фразы были официальной карточкой коробейников, или как говорили в народе – каждый имел свой «голос».
Продавали все – от свежего мяса до сладостей, но у каждого была своя фишка.
Мужская сила – удачная торговля
Предприимчивый человек в любых условиях находит возможность заработать. На Руси в старину дополнительный, а порой и основной заработок был у продавцов без постоянного места – у коробейников. Их еще называли лоточниками, офенями, но это не меняет суть – они торговали, разнося свой продукт по улочкам и окрестностям города, иногда добираясь до деревень.
Основная масса торгашей была из деревень. Они приезжали в город, чтобы найти дополнительный доход, когда сезонная работа в полях заканчивалась. Некоторые курсировали туда-сюда, попеременно бывая то дома, то в городе. Но не каждому было дано стать хорошим коробейником. Учитывая специфику работы, ими могли быть сильные мужчины. Потому что на себе приходилось носить массу вещей – корзины с едой, фляги с сиропами и соусами, коробки с продуктами, а также посуду, чтобы подать в ней еду. То есть вес был довольно большой, а с ним приходилось ходить целый день. Коробейниками становились мужчины рослые, сильные. Слабым в таком деле нечего было делать – разорились бы сразу.
Регистрация коробейника
То, что времена были старинные, не говорит о том, что не существовало правил. Это только на первый взгляд кажется, что уличная торговля – дело добровольное. На самом деле каждый, кто прибывал в столицу, должен был зарегистрироваться в жандармерии и получить талон на право торговли. Его носили поверх халата. Но не все так поступали, некоторые занимались нелегальной торговлей. Поэтому даже при большом желании их количество было сложно сосчитать. Историк Людмила Мясникова писала, что, согласно записям 1870 года, в Санкт-Петербурге насчитывалось немногим более 6 тысяч разносчиков разного вида. Хотя эта цифра, скорее всего, не отвечала действительности, потому что их было очень много.
Обычно выбирали ближайшие города к дому, чтобы меньше тратить времени на дорогу. Но были и такие, которые выезжали в Сибирь на пароме на весь сезон. В Петербург приезжали ярославцы, в Москву – владимировцы. Кроме этого, в каждом городе могли быть продавцы определенного «фирменного» товара. Например, если нижегородцы славились резными ложками, то они были и в Москве, и в Петербурге, и в других больших городах. То же самое касается подмосковных умельцев, которые мастерили деревянные игрушки. С Вятки коробейничать уходили в Пермскую и Архангельскую губернии и далеко за Урал.
Покупка товара была важной частью прибыли, потому что нужно было изначально потратиться, чтобы заработать. Нижегородская ярмарка была самым удачным местом, потому что туда съезжались торговцы не только со всей страны, но были и заморские с оригинальным товаром. Ее называли «карман России», потому что выполняла сразу несколько функций – обеспечивала различным товаром и давала информационное просвещение. Сюда приезжали отовариваться разносчики, которые смогли с заработка отложить себе деньжат не менее 100-150 рублей.
Для начинающих коробейников были местные базары. Покупая товар, они делали на него наценку и несли тем, кому лень выйти из дома. Такая доставка была удобна занятым хозяйкам, которым не приходилось отлучаться, зная, что коробейники должны прохаживаться улицей.
Цвет халата указывал на класс коробейника: одежда как униформа
Разносчики часто одевали поверх своей одежды халаты, что дало возможность их квалифицировать. Цвет зависел от того, как кто преуспел в своем заработке или хотел выделиться. Серый цвет символизировал низкий класс коробейника, который торгует всякой мелочью. Синие халаты одевали более состоятельные торговцы, у которых товар подороже либо редкий. Дети и старики также часто становились разносчиками, но у них ничего хорошего не было – так себе, разные тряпки и никому не нужная мелочь. Те, кто продавал еду – подвязывались широким фартуком, полотенцем, чтобы было чем вытереть посуду.
Сильно выделялись заморские разносчики, которых также было достаточно на улицах столицы. Они имели экстравагантный вид по сравнению с русскими коробейниками. Татары ходили в черной или зеленой шапочке, за что их прозвали «князь». У них в основном был тряпичный товар – платки, ленты, отрезы материи. Торговцев из Словении почему-то прозвали «венгерцами». Они отличались тем, что носили на себе много посуды. Китайцы поражали больше всего своей пестрой шелковой в цветах одеждой, но иногда она была ярко-черной как смоль. Они ходили в мягких тапочках, нося на спине большие тюки, из которых торчала аршинная линейка, чтобы продавать шелк. Но в их узелках было еще много чего диковинного – бумажные фонарики, статуэтки божков, шары с фигурками и многое другое, что отображало их национальную культуру.
Товар коробейника – от простых сладостей до заморских продуктов
Товар коробейника был самым разнообразным. Мясники везли свой товар большими кусками, пользуясь при этом тележкой и отрезая нужный уже прямо у дома покупателя. Кто-то специализировался на сладком – на пряниках, печеньях и конфетах. Другой разносил мороженое и напитки, а кто-то вообще – горячие блюда. Последние нужно было укутывать, но зато прямо на улице можно было отведать горячего мяса с бульоном или холодного мороженого. В холод можно было согреться горячим сбитнем, а летом выпить кваску. Был и другой товар – ножницы, нитки, пуговицы, книги, одежда. Поэтому и разносчиков была тьма-тьмущая.
«Пир-роги, горячие пир-роги» - зазывали коробейники с пирожками, а их разновидностей было несколько. На выбор покупателя представляли с мясом и овощами, постные – в дни поста с рыбой и грибами, фруктами. Стоило такое удовольствие 5 копеек за пару штук. Однако наслаждением были подовые пирожки – особо приготовленные и подаваемые с подливой.
О расстегайчиках можно вообще говорить отдельно – но они полюбились из-за того, что оставалось сверху отверстие, через которое проглядывала начинка. Поэтому так и назвали – не до конца «застегнутые». Их укладывали на тарелку, а сверху поливали маслом. Его торговцы носили в отдельных кувшинах, чтобы оставалось горячим. Были еще маленькие пирожки – воробушки: с мясом и луком. Их держали в горячем масле в железном ящике и доставали уже перед подачей. Они были действительно крохотные.
Коробейники с готовой едой ходили между рядами на ярмарке, на улицах, предлагая проголодавшимся сытную еду. У них можно было отведать телятину с картошкой, баранину, колбасы, белугу с хреном, каши, ветчину и многое другое. Но ее как-то нужно было подать и есть, поэтому торговец носил с собой еще и тарелки. Насыпал в них еду, а вместо вилки давал обструганную палочку. Примерно через час возвращался за своей посудой, которую, правда, никто не мыл, а просто вытирал фартуком. Гигиена была не на первом месте.
Заклички коробейников как реклама
Успех коробейника зависел во многом от того, как он мог преподнести себя и разрекламировать свой товар. Поэтому и слышались в переулках и на ярмарках зычные голоса мужчин, которые нараспев рассказывали о своем товаре, при этом создавая целые стихотворения. По ним узнавали, что продается. Если торговец был бойкий и умел сыпать шуточками, то легко заполучал покупателей. И даже на околицах города их легко узнавали по голосу. Домохозяйка даже не расслышав слов, по мотиву знала, кто идет и с чем.
Как оказалось, коробейники, не догадываясь о существовании рекламы, использовали ее в своей торговле. Чем больше они могли притянуть к себе внимания, тем выгоднее шла торговля. Например, часть большой начиналось так: «Натуральные золочёные грецкие орехи — взрослым для богатства, детям для потехи». Чтобы усилить рекламу товара или услуги, могли использовать дополнительные предметы в виде кукол или с помощью звуков, играя на музыкальном инструменте. Распев коробейников стал называться «голосом» торговца, его визитной карточкой.
Торг коробейника и покупателя
Коробейники ставили цену на товар дороже, чем она была на рынке или в магазинах, и на этом зарабатывали. Она могла быть разной, поэтому покупатель часто вступал в торг. Всегда находились такие, которых хлебом не корми, только дай поторговаться. Спор иногда становился уж очень горячим, и если покупатель хоть малость выигрывал, то про это старался рассказать знакомым и родственникам, хвастаясь достигнутым результатом. Но если коробейник одному уступал, то на другом мог отыграться.
Особенно хорошо коробейники зарабатывали на непонятном для населения товаре, выставляя его в лучшем свете либо как какую-то диковинку. Например, продавая книги, могли купить ее за копейки, а продать за рубли. Магниты продавали как предметы, притягивающие любовь. Из-за того, что они обладали свойством соединяться, находясь даже на расстоянии, торговцу только оставалось красноречиво описать, что так соединяются сердца влюбленных. В дополнение мог посоветовать омыть их водой и умыться ею, или выпить эту воду. Это уже зависело от фантазии, влюбленные шли на такую уловку.
У коробейников было много способов заработать, но как показал опыт, не все достигали успеха. Это был тяжелый труд. Веселее обстояли дела, если в семье было несколько коробейников. Хотя тряпичник, проживающий в каморке, считая каждую копейку, мог не доедать, голодать, а через несколько лет открывал свою лавку. Но для этого он вложил немало сил, и не каждому было дано быть таким трудоголиком.
Оценили 11 человек
13 кармы