Немного истории
Гитара - сегодня очень популярный и многогранный музыкальный инструмент, история зарождения и развития которого насчитывает не один десяток веков. Его историю можно проследить на протяжении 4000 лет. До сих пор в гитарном мире не утихают споры – какой же инструмент наградить лаврами прямого предка гитары. По одним источникам, предком гитары является древнегреческая кифара (она же – лира).
Другие музыкальные историки, отрицают это и утверждают, что кифара не имеет полого резонирующего корпуса, поэтому предком гитары является, вероятнее всего, пришедший из древнего Египта и Месопотамии танбур.
Существует мнение, что гитара - это развитие лютни, хотя, аргументированных опровержений этой гипотезы, тоже, очень большое количество. Её противники утверждают - что лютня – это более поздний инструмент, предок которого – принесённый маврами в Испанию инструмент под названием уд, имеющий полый грушевидный корпус, которому европейцы добавили лады.
Само слово «гитара», вероятно, происходит от староперсидского «чартар», буквально означающего «четыре струны». И это далеко не полный перечень предполагаемых предков!
Гитара в России
В Россию гитара попала с итальянскими музыкантами в 18 веке. Они привезли её пятиструнный вариант, который не обрёл большой популярности среди русских ценителей музыки. С конца 18 и начала 19 века у нас распространение получили в основном семиструнная и шестиструнная гитары. Причём, за семиструнной прочно закрепилось название «русской гитары», т.к. она своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возникшему на ее основе жанру городского романса. Эта эпоха подарила нам имена великолепных русских композиторов - Андрей Осипович Сихра – основатель петербургской школы семиструнной гитары, Михаил Тимофеевич Высотский. - основатель московской школы С их именами связана «золотая эпоха русской гитары».
А. Сихра «Мазурка» (исп. Анастасия Бардина)
М. Высотский «Среди долины тёмныя»(исп. Андрей Рыжов)
В сегодняшние дни русская гитара хоть и реже звучит, чем классическая испанская шестиструнная гитара, тем не менее имеет большое количество поклонников среди ценителей гитарной музыки. В исполнении гитаристов - семиструнников звучит как традиционный репертуар 18-19 вв. так и музыка написанная уже в 20 веке. Очень много произведений для семитрунной гитары написал русский и советский композитор Матвей Степанович Павлов-Азанчеев.
Павлов-Азанчеев «Снежинка»(исп. Айнур Бегутов)
В 30х-40х годах у нас, Ростове-на-Дону, был очень популярен композитор и гитарист Авдей Христофорович Халпакчиев, написавший множество красивых гитарных миниатюр. И его музыка звучит в концертах до сих пор и срывает восторженные аплодисменты.
Авдей Халпакчиев «Водопад»
Для сегодняшних гитаристов- семиструнников, без преувеличения, легендой можно т нужно назвать Сергея Дмитриевича Орехова. Одно его имя собирало полные залы. Он был настоящим «рыцарем семитрунной гитары» по воспоминаниям знавших его музыкантов. Он и ушел из жизни, буквально, с ней в руках.
Сергей Орехов Полька Соколова
Ну, и, куда же с семиструнной гитарой и без цыганской музыки :-) Самое, пожалуй, известное произведение С.Д. Орехова – его обработка цыганской народной песни «Танцуй, девушка!»
С. Орехов «Мар, дяндя»
Сегодняшние современные композиторы, тоже, весьма необычно звучат на семиструнной гитаре. Вот очень красивое переложение для семиструнной гитары знаменитого «Коня» Игоря Матвиенко.
И. Матвиенко «Конь» (исп. Евгений Рыжов)
И в заключение видео интересного дуэта «Русские гитары» (Владимир Сумин, Владимир Маркушевич).
Игорь Петров «Токката» (исп. дуэт "Русские гитары")
Оценили 11 человек
27 кармы