26 ноября 1910 года родился Николай Щёлоков, один из величайших государственных деятелей в истории России; лучший глава МВД за всё время существования этого ведомства. Тот отрезок, который Щёлоков возглавлял МВД, стал золотым временем для отечественной милиции/полиции, а вместе с тем- и золотым временем для простых граждан, чей покой и обязана охранять милиция/полиция.
17 сентября 1966 года Щёлоков стал министром охраны общественного порядка СССР. За всю историю существования отечественных органов внутренних дел и госбезопасности, более судьбоносным было лишь назначение главой НКВД Лаврентия Берия в ноябре 1938 года- просто потому, что ведомство внутренних дел включало тогда не только милицию, но и чекистов. Соответственно, круг задач и проблем, которые успешно решил на новом посту Берия, был особенно большим.
Когда Щёлоков возглавил ведомство внутренних дел, спустя два с лишним десятилетия после своего великого предшественника, то это был уже не всемогущий НКВД, а жалкое пародийное Министерство охраны общественного порядка- порождение хрущёвщины. Собственно, золотой век Щёлоковской милиции уместился в промежутке между двумя разгромами МВД, учинёнными двумя истинными врагами народа- хрущёвым, а затем- андроповым. Тем ценнее то, что на выжженном пространстве Николай Анисимович построил милицию с большой буквы.
К сожалению, Щёлоков- личность насколько великая, настолько и, с одной стороны, оклеветанная, с другой- неоценённая. Ложь про Щёлокова, как коррупционера и взяточника распространяют те же русофобы-фальстификаторы, что придумали мифы про массовые репрессии, голодомор, Катынь, дефицит, тоталитарный режим в СССР и пр. Их задача- измазать чёрной краской самые светлые страницы и наиболее выдающихся личностей русской истории. Что касается недооценённости, то увы, даже в патриотической среде имя Николая Анисимовича и по сей день не получило должного признания.
А ведь первое, что сегодня вспоминают люди, ностальгируя по СССР- это счастливая, спокойная жизнь- в эпоху Брежнева, когда люди, уходя из дома, запросто оставляли ключ под ковриком; когда ночью по улицам ходить было безопаснее, чем в сегодняшней рф днём; когда не было решёток на окнах, домофонов в подъездах, заборов вокруг школ, пропускного режима на нережимных объектах; а был порядок и минимальный уровень преступности. Но при этом забывают, что такая ситуация возникла не сама собой, а была результатом соответствующей деятельности Щёлокова и его соратников.
Если коротко резюмировать блестящую деятельность Николая Анисимовича у руля МВД, то ему удалось создать небывалое, не имеющее, наверное, аналогов не только в русской, но и в мировой истории, единство народа и милиции. Народ милицию любил и уважал, доверял ей. Милиция была другом народа, была заточена под то, чтобы народу служить и помогать. Как человек умный и образованный, Щёлоков прекрасно понимал ключевую формулу философии и всей жизни: сознание определяет бытие. И формирование достойного, целостного образа милиционера в жизни он начал с формирования такового в сознании как простых граждан, так и самих милиционеров.
Здесь особняком стоит создание милицейского кинематографа. Героические фильмы про милиционеров были поставлены при Щёлокове на поток и стали более яркими и содержательными, чем были прежде- во-многом из-за того, что их стали консультировать офицеры МВД в звании не ниже полковника. Первой такой картиной в 1974 году стала "Рождённая революцией". Далее последовали такие прекрасные детективы, как "Место встречи изменить нельзя", "Золотая мина", "Прощальная гастроль Артиста", "Ночное происшествие", "Лекарство против страха" и др. И даже после смерти Щёлокова, на его фундаменте были сняты такие классные фильмы про милицию, как "В полосе прибоя", "Приступить к ликвидации", "Внимание! Всем постам", "Случай в аэропорту", "Пять минут страха" и др.
Советский кинематограф в целом, и милицейский- в частности обвиняют в идеализированности: дескать, в реальности всё было отнюдь не так здорово, как на экране. Но искусство и обязано показывать не то, как есть, а то, как должно быть, оно обязано показывать идеал, к которому зрители будут стремиться. Важно, что борьба Щёлокова за правильный образ милиционера на экране шла рука об руку с борьбой за правильный образ в реальной жизни. И в том числе, благодаря фильмам, министру удалось поднять профессию милиционера до небывалых высот. На руководящие должности в МВД при нём приходили высочайшие профессионалы из Генштаба, из прокуратуры(!), из КГБ(!!).
Если в 30-е годы мальчишки в СССР в основном мечтали стать лётчиками, в 50-е и 60-е космонавтами, то во времена Щёлокова многие-многие из них мечтали работать в милиции. Могу подтвердить это личным примером: даже в середине 90-х, когда я ходил в детский садик, у нас в группе все пацаны, кроме меня, хотели быть милиционерами. Когда выходили играть на площадку, я он играл бандита, остальные ловили меня. Когда нам выдали символические дипломы об окончании детсада, то по-моему, у всех мальчишек, кроме меня в разделе "Будущая профессия", было их фото в милицейской форме.
Конечно, нельзя не сказать о таких мерах Щёлокова, как создание милицейских академий, школ, всевозможных курсов; введение в МВД образовательного ценза; внедрение в МВД новейших современных технологий; повышение материального обеспечения; заключение договоров с домами культуры, филармониями, кинотеатрами, что постоянно повышало культурный уровень милиционеров; официальный указ, обязывающий милиционеров быть вежливыми в обращении с населением и др. Про Щёлоковскую милицию говорили, что культурных людей там больше, чем в министерстве культуры, а образованных- больше, чем в министерстве образования. Может, это и утрированно; но суть верна: Щёлоковская милиция была головокружительной высотой.
Что же касается самого Николая Анисимовича, то если мы вспомним, что до службы в МВД он, работая зампредом Совета министров, а затем- председателем СНХ МССР, с нуля поднял промышленность Молдавии до серьёзных высот; а ещё раньше- во время Великой Отечественной войны успешно руководил эвакуацией промышленных объектов, населения и материальных ценностей, заслужил пять боевых орденов- то станет понятно, что Щёлоков был не просто талантливым, а гениальным руководителем и одним из лучших государственных деятелей в истории России; а день его рождения- безусловно, праздничная дата русской истории!
Оценили 12 человек
18 кармы