• РЕГИСТРАЦИЯ

Вряд ли найдется тот, кто сказал бы, что грядущая встреча со смертью его радует...

Крестьянин
"Время течет в одном направлении..."
3 октября 2018 г. 13:35 2 3453

Победа над смертью, способность жить вечно — идея, которая владеет умами человечества на протяжении всей его истории. Смерть отнимает у человека все, сводит на нет любые его достижения, смыслы превращает в бессмыслицу. Каждый человек приближается к ней со скоростью 60 секунд в минуту. И вряд ли найдется тот, кто сказал бы, что эта грядущая встреча со смертью его радует. Человеку свойственна тоска о бессмертии. Но возможно ли победить этого страшного и неумолимого врага? Что люди понимают под словом «бессмертие» сегодня? Каково христианское видение смерти?

Как христиане относятся к смерти? Почему боятся ее и, одновременно, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Символе веры? Почему скорбят об умерших и в то же время — празднуют дни кончины святых? Почему просят о безболезненной кончине и, в то же время, страшатся уйти из жизни внезапно?

В этих, казалось бы, парадоксальных сочетаниях мы пробуем разобраться вместе с главой Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Смириться с исчезновением?

Смерть, которой ждут— Владыка Пантелеимон, каким был Ваш первый опыт соприкосновения со смертью?

— Когда мне было шесть лет, умерла моя бабушка. Я уезжал на дачу летом и когда вернулся, то не сразу заметил, что нет моей бабушки, которая жила с нами. Была уже осень, потому что я помню, что папа топил печку. И вот около этой печки я у него спрашиваю: «Пап, а где бабушка?» Он говорит: «Она умерла». — «А как это умерла?» — «Ну, она уснула». — «Раз уснула, то когда она проснется?» — «Она никогда не проснется.» Мне стало немножко страшно, и я спросил: «И что?» Ее, говорит папа, закопали. Мне стало совсем не по себе: «Как же это?…» Отец стал объяснять: «Ну как, сынок, все же умирают». Тут мне сделалось еще страшнее! Я тогда уже с замиранием сердца спрашиваю: «А я?..» — «И ты тоже умрешь, только это будет не скоро, не бойся.»

И с тех пор я стал над этим задумываться. Меня очень любили родители, поэтому я рос самовлюбленным, эгоцентричным человеком, и отчасти по этой причине меня волновала собственная смерть, вопрос моего собственного абсолютного исчезновения. С этой мыслью я не мог смириться, ужас смерти мучил меня очень долгое время. Помню, как ребенком прибегал к маме на коммунальную кухню, где она стирала или готовила, и спрашивал: «Мама, я умру?» Она меня утешала тем, что это будет очень не скоро. Эти слова, конечно, не могли меня утешить, но сама будничная обстановка кухни, голос мамы успокаивали меня и отвлекали от страшных мыслей. Уже будучи совершеннолетним, я, бывало, ночью не мог уснуть, просто готов был кричать, кусал подушку, чуть ли не головой об стенку бился, потому что представление, что тебя не будет, и все кончится, было ужасающим!

После этих приступов, которые случались периодически, я, конечно, начинал очень дорожить тем, что у меня было, старался совершать какие-то хорошие поступки. Но все равно ужас возвращался — до тех пор, пока я не пришел к вере.

— Приход к вере был связан с этим страхом смерти?

— Нет, к вере я пришел, поняв, что существует другая реальность, помимо той, в которой я живу. Причем я узнал об одной стороне этого другого мира — ощутил реальность ада. И от противного стал рассуждать: если есть адское состояние, то есть и Бог. И тогда крестился. После этого страх смерти от меня ушел.

— Атеистическая пропаганда утверждала, что страх смерти — это именно то, что приводит людей к религии, так как вера в «сказки о загробной жизни» — способ успокоить человека, побороть этот страх. Что на это можно сказать?

— Есть такой анекдот: в лаборатории сидят, привязанные, две подопытные собачки, и новенькая спрашивает другую: «Что такое условный рефлекс?». Та отвечает: «А вон, видишь, стоят два болвана в белых халатах? Как только загорится та лампочка, они сразу же принесут нам поесть…». Вот такая для нее причинно-следственная связь.

Так и тут: причинно-следственная связь обратная. Человек боится смерти, потому что смерть противоестественна. Даже Господь страшился смертных страданий и молился Отцу: Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36).

— Мысль о том, что смерть противоестественна, неочевидна для многих людей. Почему христиане считают иначе?

— Человек ведь не телевизор: выключили, и он погас. Телевизор просто функционирует, он не осознает, что с ним происходит. Но я же понимаю, кто я, обладаю какой-то степенью свободы. Зачем эта свобода мне дана, зачем мне дана способность мыслить, осознавать себя? Как с этим быть? Даже когда человек видит, как умирают другие люди, он не понимает, не может осознать, как это возможно в отношении него самого.

— Поэтому люди зачастую вытесняют из сознания мысли о смерти, о конечности земной жизни…

— Конечно. Почему, например, на Западе сегодня отпевают и хоронят в закрытых гробах? Смерти как бы нет. Страдания как бы нет — поэтому у нас не любят посещать одиноких людей, больных, видеть инвалидов… Получается, такой человек не соприкасается с реальностью на самом деле — вся жизнь превращается в какой-то сон, непрерывное стремление к удовольствиям и бегству от всего, что может быть неприятным. Современные люди закрывают глаза на смерть, они хотят жить вечно той суетой, тем опьянением страстями, в котором они пребывают (тщеславие, погоня за карьерой — это тоже род пьянства). Но рано или поздно они протрезвеют.

Страх: нормально ли бояться смерти?

— О своей смерти можно думать абстрактно, и она может не вызывать особых эмоций, поскольку кажется человеку слишком нереальной, далекой…

— Смерть действительно становится страшна тогда, когда ты видишь, как умирают твои близкие. Для санитаров, которые работают в морге, покойник — это объект, они не видели его живым, не слышали его голоса, не видели его глаз, не испытывали к нему никаких чувств. А когда умирает кто-то близкий, бывает страшно, бывает тяжело перенести.

Хотя, конечно, нормальный человек не может отнестись спокойно к телу мертвому, холодному, недвижимому. Я помню свой первый подобный опыт: когда я пошел работать в больницу санитаром, и ночью меня вызвали выносить покойника — это было еще тогда, когда я не знал Бога и не верил в Него. Я помню эту ночь как одну из самых страшных ночей в моей жизни. Я не мог заснуть и думал: лишь бы больше не было вызовов. Потому что снова пойти в этот морг, где лежат эти голые тела на цинковых столах, нести туда еще одного покойника — мне было ужасно тяжело об этом даже подумать.

Хотя люди разные: один мой друг, который позже стал священником, иногда приходил специально в этот морг работать санитаром, чтобы вспомнить о смерти.

— А для христианина нормально бояться собственной смерти?

— Существует разный страх смерти. Есть страх такой, какой был у меня: для человека самовлюбленного и к тому же неверующего смерть — конец всему, и этот конец не может быть оправдан никаким самопожертвованием ради других. Есть страх, что ты исчезнешь, — и он естественный: ну как же смириться с тем, что тебя не будет? А есть страх смерти, о котором говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7:39). Этот страх ответа за свои поступки, за свои слова помогает человеку становиться лучше. Конечно, Бог есть Любовь, Он милостив, но Он же есть и Судия праведный. Поэтому, конечно, бояться смерти как ответа перед Ним — это нормально и полезно.

— Но апостол Павел говорил, что не может дождаться дня, когда разрешится и будет со Христом…

— Верующий человек относится к смерти двояко. С одной стороны, первые христиане писали на могилах: «Радуйся!», воспринимали смерть как конец земных мучений, торжество. Современный нам старец Паисий Святогорец, когда узнал, что у него рак, чуть ли не в пляс пустился: обрадовался, что кончается эта жизнь, и впереди — вечность. И когда умирала моя супруга, она говорила, что не боится смерти, потому что верит, что это будет встреча с милостивым Богом. И даже не боялась оставлять своих детей, поскольку верила, что если Господь ее призывает, значит, Он Сам позаботится о детях, Матерь Божья поможет.

Но, с другой стороны, в смерти есть, конечно, и скорбь, и ужас. Ведь Христос плакал у гроба своего друга Лазаря…

Это удивительным образом как-то совмещается в человеке: ощущение противоестественности смерти, с которой он не может смириться (и это правильно, с этим не надо мириться!), и понимание того, что смерть — это переход к другой, лучшей жизни, встреча с Богом. Последнее помогает ему этот естественный перед смертью страх преодолевать.

— Вы видели когда-нибудь, как умирает настоящий христианин?

— Меня поразила смерть мамы протоиерея Владимира Воробьева*. Я был при ее кончине, она знала, что умирает, попрощалась со всеми, благословила своих внуков, передала какие-то свои пожелания. Ей было трудно умирать, каждый вдох давался тяжело, но с ней рядом находились два ее сына, которые поддерживали маму с двух сторон, и мы все вместе молились Богу. А после ее смерти я чувствовал, что осталась открытой дверь туда, куда ушла Евгения Павловна. Это было удивительное чувство!

Моя жена тоже умирала, окруженная детьми, друзьями, мы видели, что она умирает, молились все о ней. Я помню, что пережил после ее смерти, — этого нельзя никак описать или объяснить. Мы жили на даче у отца Владимира, и я пошел в сад, сел на стул и долго сидел в каком-то состоянии, когда не было ни мыслей, ни чувств, но было странное, необыкновенное ощущение какой-то свободы от всего. Я понимал, что сейчас душа моей жены переходит в другой мир, оставляет всё земное. Я отчасти как бы сопутствовал ей.

В смерти есть величие… Когда умирает христианин, когда он осознает, что с ним происходит, а близкие сопровождают его на этом пути, — в этом некая тайна, которая приоткрывается тем, кто остается на земле.

Таким образом, умирание сопряжено и со страхом, и с грустью расставания, и с безобразием разлагающегося тела, но вместе с тем — чего часто не хотят видеть — есть в этом моменте и радость от ожидания полноты бытия, и некое таинство, и величие.

Уверенность: откуда она?

— Что нам дает уверенность в том, что будет воскресение из мертвых, будущая жизнь?

— Уверенность в том, что есть жизнь после смерти, нам дает факт воскресения из мертвых Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В XXI веке людям особенно легко в это верить, поскольку у нас есть Плащаница, исследованная учеными множество раз, — подлинная ткань, в которую было завернуто тело Христа. Ее подлинность не раз ставилась под сомнение, но сегодня она доказана. Невозможно иначе объяснить ее появление, как только тем, что Господь действительно умер на кресте за нас, как написано в Евангелии, воскрес из мертвых и теперь жив.

— Но разве вера опирается только на Плащаницу?…

— Нет, конечно. Есть еще внутренняя уверенность, убежденность. Например, митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, что решил раз и навсегда честно убедиться, что Евангелие — это сказки, сел читать и вдруг почувствовал присутствие Христа, хотя не верил в Него. И он понял тогда, что Евангелие — правда, и что раз Христос жив и вполне реально присутствует перед ним, значит Он действительно воскрес и смерть побеждена.

— Поэтому православные и празднуют дни кончины святых, например, Успение Богородицы?

— Именно потому и празднуют, что кончилась эта суета и началась настоящая жизнь! Успение — это рождение в жизнь вечную. Когда мы смотрим Олимпиаду, мы же празднуем, прежде всего, победу спортсменов в финале, а не на каких-то промежуточных этапах. Так и смерть — она подводит некую черту. Мы знаем примеры великих грешников, которые жили страшно, скверно, нечисто, а в конце жизни просияли как великие святые. Это мученик Вонифатий, это блаженная Таисия, которая жила благочестиво, потом пала в разврате, но когда к ней пришел один из подвижников и призвал к покаянию, она бросила всё и пошла с ним в монастырь. Она прожила после своего обращения несколько часов и умерла ночью по дороге в пустыню, но так сильно было ее покаяние, что ее спутник видел ее душу, словно звезду, взошедшую на небо.


МИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) Валерия


Читать полностью

"Время течет в одном направлении..."

Как ферма троллей боролась с фермой салатов

В пятницу случилось прямо вот весёлое. А именно - в Москве открыли первую (а заодно сразу и крупнейшую в мире) городскую вертикальную ферму по выращиванию салатов. Что в этом весёлого? Реакц...

СТОЛКНОВЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО: самое страшное оружие русских ставит Запад на колени

✔ История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете русских балалаек на территор...

Что лично у меня украл Путин?

А я отвечу — скрывать то нечего: — у меня он украл свалки использованных шприцев у подъезда, попутно спёр с десяток сторчавщихся знакомцев… — ещё украл спирт Рояль, круглосуточно продававший...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    О падших ангелах

    Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы — антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Твор...
    804

    Протоиерей Андрей Ткачев о насущном...

    О мужчинах и женщинах, о Церкви и феминистках, об абортах и священниках, и ещё много о чем. Протоиерей Андрей Ткачев в интервью радио КП... Каналы отца Андрея в соцсетях: instagram - https://www.instagram.com/andreytkach... Группа VK - https://vk.com/andreytkachevcom Мы в Facebook - https://www.facebook.com/andreytkache....
    751

    Суровые реалии погибающего мира...

    Представьте себе ситуацию, что вы обычная мамочка, которая любит своих парочку детишек, но, к сожалению, не сложились отношения с мужем, и все закончилось разводом. Вряд ли вас будет после этого особо любить свекровь; особенно после того, как узнает, что вы ее любименьких внуков наказываете, иногда кричите на них и еще как-либо морально подавляете.Естест...
    1188
    Крестьянин 25 октября 16:15

    Зоопарк (18+). Протоиерей Андрей Ткачёв.

    Был в зоопарке. Понравилось. Не в первый раз, конечно, был. И не в одном и том же зоопарке. В разных был. И в очередной раз понравилось. Жалел белого медведя, шумно дышащего в жаркой тени. С удивлением, как ребенок, смотрел на шумных, носящихся по вольеру обезьян. Вспомнил библейскую цитату, глядя на винторогого козла. У Соломона козел назван одним из те...
    1463

    «Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного “я”». Игумен Никон (Воробьев) о супружестве.

    У нас так развито самолюбие, что тронь нас хотя немножко — и мы уже страдаем. Все извращено: и ум, и сердце, и все чувства наши, и воля. Ты решишь что-нибудь доброе сделать, а тебя тянет в другую сторону. Поэтому, прежде чем требовать от другого человека, чтобы он был хорошим, каким нам хочется, мы обязаны сами стать такими. А так как мы далеко не таковы, то должны и ...
    1447

    "Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своем развитии, это особый дар Бога нашему народу". Мнения священников.

    Для многих поколений русских людей, идея национальная – это святость. Не велеречивая ученость, не изысканная культура, не построение земного олимпа и феерическое ожидание экономических чудес, тем более не страсти и чувственность, а святость, жизнь по заповедям Христа... Русь Святая – есть в этом что-то сокровенное, священное, заветное. Этого не увидит тот, кто эт...
    1377
    Крестьянин 18 октября 12:44

    Голос народа в картинках...

    Вопрос: - Почему правительство России рассчитывая расходы на душу населения не учитывает тело?Ответ: - Правительство считает, что дорогим россиянам пора подумать о душе... Навеяно orthodox_smile...
    2189

    Протоиерей Олег Стеняев о русских и евреях

    Утверждение, что русские до принятия христианства поклонялись Перуну, Сварогу, Даждьбогу и прочим всевозможным языческим богам, не соответствует действительности, это - фантастическая неправда. Потому что до крещения Руси не было такого понятия как русский. Были поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр., в чем-то схожие, в чем-то различные славянские плем...
    1433

    Эти порывы к светлому... Эти падения к темному...

    Он рассматривал человека как арену страшных бурь. Внутренних битв. Темных сил и светлых сил. Он страдал от этого всего. Страдал от бесполезной жизни... Вопрос: - Хотелось бы узнать Ваше мнение о творчестве и личности Михаила Юрьевича Лермонтова? Отец Андрей: - Вообще, конечно, такие вещи не раскрываются в масштабе коротких спичей. Здесь нужно так фу...
    1417

    Полиамория. Об истоках явления и его неочевидных целях.

    Политолог  прокомментировал набирающий популярность тренд немоногамных отношений. Об истоках явления и его неочевидных целях. Групповые формыГрупповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую гру...
    1400

    Как всё меняется - и медленно и быстро...

    Как быстро ветер в октябре уносит листья,И люди, пробегая мимо, опускают лица,Чтобы увидеть, как замёрзли ночью лужиДля всех, кто одинок иль шествует в союзе.Как утром снег всем дарит восклицанье,Чтобы понять, как скользко для молчанья,Как всё меняется - и медленно и быстроДля пешеходов и мотоциклистов.Как все прекрасно и в конце концов уходит,Как к бер...
    1348

    Протоиерей Андрей Ткачев: "Это сначала, кажется, что это жестокий урок. А потом – нормально."

    Вопрос:- Говорят, мы друг другу даемся по грехам. Как же в современном мере исцелить друг друга в семье, чтобы в крайнем случае, хотя бы не убить друг друга? Отец Андрей:- Стоит эту фразу запомнить: «Мы даемся друг другу по грехам». С одной стороны, такая высокая поэзия, что браки заключаются на небесах. Но с другой стороны – мы же падшие люди. Бог так «...
    1408

    О печати антихриста и числе зверя

    Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа». Антихрист и его последователи. Германия, 1367 Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неве...
    1533

    "Я- НЕ Я! И ЖИЗНЬ- НЕ МОЯ"...

    Смешная, правда?:)))Очень хреново мне тогда было.Наверное, поэтому я никогдашеньки не ругаю, а, наоборот, очень люблю и жалею молодёжь:)Рефлексы, страхи, тревоги, комплексы, сплошные ошибки.И вопросы. И к людям, и к миру, и ни одного хоть немножечко удовлетворяющего, хоть какого-то правильного ответа. Ужас какой-то. Как вспомню- так вздрогну.Я хотела ЖИ...
    1420
    Крестьянин 10 октября 12:08

    Современное общество в одной картинке

    priest_vladislav...
    2556
    Крестьянин 10 октября 11:58

    Анекдот, который не анекдот

    Поймал как-то раз врач рыбку. Она оказалась золотой. И взмолилась золотая рыбка: "Отпусти меня, добрый врач!!!! Всё,что попросишь - исполню!" Недолго думая тот сказал ей : "Обойди мой участок в рамках программы "диспансеризация", составь планирование по месяцам вызова для осмотра диспансерной группы и группы два года и более, выполни план по платным ...
    3476

    "Мамы всеми силами делают своих сыновей удобными..." Мнение священника.

    Если у вас родился сын, это повод измениться вам самой. И изменить представление о воспитании детей. Потому что у вас не просто родился ребенок, у вас родился маленький мужчина... Отношения матери и сына всегда особенные – это особая связь. Теплые чувства матери часто берут верх над разумом – и вот она уже шнурует ему ботиночки, вытирает попу, кормит с л...
    1756
    Крестьянин Свет Христов
    22 сентября 18:09

    Режиссер Александр Назаров: "У евреев и мусульман нет детских домов, а у нас есть..."

    ПАРСУНА. АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ 02:24 — О вере, ответе «Оттуда» и температуре 42 накануне премьеры07:00 — Вера — удел слабых или сильных?09:14 — О современном театре и преподобном Сергии Радонежском14:35 — О социальных сетях и «канонизации низких жанров» 17:50 — О смехе, кощунстве и надежде20:22 — О «трех принципах» Александра ...
    1686
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 18:09

    Монолог о смерти

    Опыт переживания смерти изменяет кардинально всю последующую жизнь человека. Зачем ему дожидаться смерти, если можно прилагать усилия для  изменения жизни, будучи еще живым?.. Как я встретил Архангела и Смерть Священник Михаил Махов ...
    1670
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 16:11

    Старец Никон: "О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами..."

    Афонские старцы. Мудрость тысячелетий. О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами, своей жизнью, своими делами, своими поступками... Голос Афона: беседа со старцем Никоном.Василий Максимишинец...
    1513
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика