• РЕГИСТРАЦИЯ

Святитель Николай Сербский: "Неравенство — основа справедливости и побудитель любви. Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве. Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве."

6 2916

Тема коммунизма и христианства обсуждалась во времена жизни Николая Сербского, обсуждается она и в настоящее время. Во многих своих работах святитель достаточно жестко критикует и капитализм.

Не секрет, что у Николая Сербского были оппоненты и недоброжелатели при его жизни. Таковые остаются и по сей день. В этом можно убедиться по некоторым комментариям в интернете.

Подозревали и подозревают святителя в симпатиях к экуменизму, нацизму (германскому фашизму), капитализму. Каждый раз, когда начинаешь разбираться в этих историях, выясняется, что подозрения и обвинения построены на песке, а иногда являются откровенной ложью.

Взять, к примеру, подозрение в том, что Николай Сербский поддерживает такую модель социально-экономического устройства, как капитализм. Она во времена святителя была доминирующей общественной формой. А основание для подозрений – в работах и проповедях Николая Сербского отсутствует слово «капитализм». Следовательно, молчаливо он его принимал. Тут можно сделать два возражения.

Во-первых, слово «капитализм» в Европе и вообще в западном мире было не очень распространенным. Оно было хорошо известно и широко использовалось в СССР, где официальной идеологией был марксизм-ленинизм, и термины «капитализм», «социализм» и «коммунизм» были важнейшими понятиями этой идеологии.

Капитализм как общественно-экономическая формация себя сильно дискредитировал, после того, когда Запад с конца 1929 года погрузился в экономический кризис, который стал хроническим его состоянием вплоть до начала второй мировой войны.

Известный американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006) в своей последней книге «Экономика невинного обмана» писал, что если до начала Великого кризиса слово «капитализм» еще иногда использовалось в качестве полуофициального понятия, то позднее власти постарались от него избавиться (так как создавало негативные ассоциации), заменив терминами «свободное предпринимательство», «рыночная экономика» и т.п. И святитель Николай Сербский для обозначения капитализма пользовался другими словами: «общество мамоны», «царство золотого тельца», «цивилизация наживы» и т.п. Это вполне объяснимо: зачем надо было православному архипастырю пользоваться терминологией материалиста и богоборца Карла Маркса?

Святитель сам об этом пишет:

«Все современные европейские лозунги придумали жиды, распявшие Христа: и демократию, и забастовки, и социализм, и атеизм, и терпимость ко всем религиям, и пацифизм, и всеобщую революцию, и капитализм, и коммунизм. Все это — выдумки жидов, и соответственно, отца их, диавола»[1]

Во-вторых, все-таки иногда святителю приходилось прибегать к использованию слова «капитализм» и разъяснять свое отношение к этому общественному устройству.

В «Миссионерских письмах» есть письмо под номером 227, которое называется «Одному строгому коммунисту, о христианском общежитии». Вот начало этого письма:

«Вы негодуете, что Церковь «предала свое изначальное коммунистическое устроение и стала капиталистической». Простите, но и то, и другое неверно».

Остановимся сейчас на втором. Святитель пишет:

«Неверно и второе Ваше утверждение, что Церковь прилепилась к капитализму. Для чего бы Церковь это сделала? По какой причине Церковь стала бы способствовать капитализму? Я удивлен Вашими словами. Прошлым Великим постом я причащал народ в одной из белградских церквей. Были сотни причастников, обычный православный люд, который не уклоняется ни в сторону левых, ни в сторону правых, но следует средним путем. Ни одного капиталиста не было, ни один из них не пришел причаститься. И это не исключение. Это правило, с редкими исключениями. Вот почему я думаю, что Ваше утверждение, что Церковь поддерживает капитализм, неверно и необоснованно».

Во многих своих работах святитель достаточно жестко критикует капитализм, просто не используя данного слова. Примеров бесконечно много. Вот, например, в 30-е годы святитель пишет: «В странах, пораженных голодом, состоятельные слои населения организуют оргии и лукулловы пиры, тогда как беднота, истерзанная голодом, лежит при последнем издыхании». Разве это не обличение капитализма?

А вот одно из миссионерских писем, в котором святитель раскрывает суть постигшего капитализм кризиса:

«Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным… И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божьего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса — богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис.

В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «Суд Божий!» (Миссионерские письма. Письмо 8. Священнику К., о мировом кризисе).

Разве это не критика капитализма? – Критика, но гораздо более глубокая, чем у Карла Маркса в его «Капитале». У «классика» причины сводятся к абстрактному «противоречию между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения» или к «противоречию между предложением товаров и ограниченным платежеспособным спросом». Но это поверхностный взгляд. Святитель видит первопричину в душе человека. А для «классика» душа – пустой звук, он видит причины кризиса в материи. А уж трактовку кризиса как «суда Божьего» Маркс назвал бы «мракобесием». Только увы, в состоянии духовного мрака находился именно «классик», пытавшийся враждовать с Богом.

Вернемся к письму святителя, содержащему ответ «строгому коммунисту». Тот обвинял Церковь в том, что она «предала свое изначальное коммунистическое устроение». Николай Сербский пишет по этому поводу:

«Действительно, первая христианская община имела общежительный уклад, никто не говорил, что некое имение принадлежит ему, но все было общее. Без всякого внешнего давления потребность общежития вылилась из души и сердца христиан, ибо сказано, что верующие живут единым сердцем и единой душой. Однако мы нигде не прочтем прямого объяснения, почему такой уклад был нарушен. Но и без объяснений ясно, что он не мог сохраниться в условиях жестоких гонений от врагов Церкви и запрещения христианских собраний и общих трапез. Не следует думать, что христиане не хотели сохранить общежитие: они были вынуждены отказаться от него. Но общежительное устройство Церкви сохранялось на протяжении всей истории ее существования, хотя в несколько ином виде. Оно поддерживается в монастырях до нынешнего дня, в особенности на Святой Горе и в России, до порабощения ее безбожным тоталитарным коммунизмом.

Спросите, почему Церковь не распространила общежительный уклад на весь народ и на все хотя бы только крещеные народы? Лишь по одной причине: внешние обстоятельства не давали ей такой возможности. Но, если это было невозможно вчера, может быть, станет возможным завтра. Главное, что Церковь не отреклась от своего изначального общественного идеала и по своей воле никогда не нарушала его. Может быть, что по Промыслу Божию то, первое христианское общежитие было предзнаменованием или прообразом христианского общественного устройства, которое в конце времен будет установлено у христианских народов».

Тема коммунизма и христианства обсуждалась и во времена жизни Николая Сербского, обсуждается она и в настоящее время. Разброс мнений очень широкий. Одни полагают, что коммунизм и христианство – две стороны одной медали, что христианство в социально-экономической сфере только и может иметь форму коммунизма. На другом полюсе точка зрения, согласно которой эти понятия не совместимы. Есть точка зрения, что можно было бы признать совместимость коммунизма и христианства, но сама идея коммунизма в ХХ веке себя дискредитировала (неудачный опыт построение коммунизма в Советском Союзе). Поэтому (дабы не смущать народ) лучше не соединять эти два понятия.

Наконец, есть такие, кто обращают внимание на «размытость» понятия «коммунизм». Мол, каждый понимает его по-своему.

У одних на первом месте стоит отсутствие частной собственности. У других – справедливость. У третьих – равенство. Но если копнуть глубже, то и отсутствие частной собственности понимается по-разному. У одних имеется в виду отсутствие любой частной собственности, у других – лишь частной собственности на средства производства (для того, чтобы не допустить эксплуатацию человека человеком). То же самое – со справедливостью и равенством. Кстати, если во главу угла ставить справедливость, то мы заметим, что уже в Ветхом Завете содержалось много норм и ограничений, которые призваны были обеспечить элементарную справедливость. С учетом этого можно говорить о ветхозаветной идее коммунизма. Только древние евреи плохо соблюдали ветхозаветные нормы, поэтому там не было даже намека на коммунизм. Ближе всех в те времена к практической реализации идеи ветхозаветного коммунизма оказалась секта (партия) ессеев.

Ессеи — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Многие подробности о жизни ессеев стали известны после находок Кумранских манускриптов на берегу Мертвого мора после второй мировой войны. Рассеянные в Иудее, ессеи жили сначала в городах и деревнях и составляли отдельную партию в еврействе, которая дистанцировалась от фарисеев, саддукеев и эллинистов. Позднее ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря (район Кумрана) и создали там обособленные колонии. Они избегали контактов с остальными жителями Иудеи даже в Иерусалимском храме, образовали замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество новых членов после длительного испытания[2].

О том, что принцип равенства, являющийся главным в марксистском и многих других коммунистических учениях, является недостаточным и даже неприемлемым для христиан, святитель говорит очень часто. Вот, например, одна из максим «Мыслей о добре и зле», называемая «Равенство»:

Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.

Любит ли муж жену за равенство?

И мать любит ли своего ребенка за равенство?

Разве друзья любят друг друга за равенство?

Неравенство — основа справедливости и побудитель любви.

Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.

Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.

Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.

Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.

На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство».

Итак, мысль святителя предельно проста. Христиане не могут довольствоваться идеалом коммунизма, понимаемого как равенство и даже как справедливость. Христиане согласны лишь на коммунизм, понимаемый как любовь.


[1] Святитель Николай Сербский. Европа — прислужница христоненавистников

[2] Подробнее см.: Амусин И. Д. Кумранская община. — Л.: Наука, 1983; Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, М., 2002; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. — Центр «Петербургское Востоковедение», СПб., 1994.

Я не богослов, не политолог, я — экономист. Но в то же время я православный человек, поэтому не только имею право, но и обязан отслеживать эти вещи и давать им оценку.










Валентин Юрьевич Катасонов



Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με

    Снайперская война: МЦ-566 уже на «передке» и выбирает цель

    Винтовки, бьющие на километр, опробованы в деле бойцами «Вагнера»Накануне летнего наступления Российская армия получает не только новую бронетехнику, но и стрелковое оружие. Специализир...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      "Иначе видится Праздник торжества жизни над смертью, праздник низложения ада. Мы молимся сегодня, думая о наших павших. И неизбежно о стране." (ц)

      Христос Воскресе, братья и сестры! В нашей сражающейся стране, вот уже второй год подряд Пасха содержит особый смысл. Даёт особое ощущение, особую надежду. Иначе видится Праздник торжества жизни над смертью, праздник низложения ада. Мы молимся сегодня, думая о наших павших. И неизбежно о стране. "Но мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении, братья, о...
      145

      Толстый намёк Западу, что Москва, при любом раскладе, с бандой Зеленского вести переговоры о мире не будет"

      С преступниками говорить не о чем... Сегодня одной из ТОП-новостей стала новость объявления в розыск Зеленского (пока еще официального президента Украины) и Порошенко (экс-президента Украины). А еще:- командующего сухопутными войсками ВСУ Александра Павлюка- экс-министра обороны Украины Михаила Коваля- экс-секретаря СНБО Украины Литвиненко- экс-главу СБУ...
      1417

      "Биография у этого человека даже по меркам 90-х годов совершенно удивительная и является готовым сюжетом для авантюрного романа в духе "Двенадцати стульев"" (ц)

      Геннадий Семигин - член фракции "Справедливая Россия - За Правду" и, на минуточку, глава комитета по делам национальностей (правда смешно?). Биография у этого человека даже по меркам 90-х годов совершенно удивительная и является готовым сюжетом для авантюрного романа в духе "Двенадцати стульев"."Выпускник Рижского военно-политическго училища успел побыть...
      1535

      НОЧЬ

      «Ночь», 1890–е годы. Архип Куинджи. Холст, масло.Художник подчеркивает осязаемость текстур, делает работу реалистичной, создавая эффект присутствия. Кажется, что слышишь удар весел по воде и чувствуешь бодрящий ночной воздух.Курская государственная картинная галерея имени Дейнеки....
      69

      Глобалистами разработаны, а российскими чиновниками внедрены, региональные миграционные программы в сотрудничестве со Всемирным Банком, различными американскими и британскими агентствами по массовому переселению таджиков, узбеков и киргизов в Россию

      Депутат ГД Михаил Матвеев поднял очень важную тему: как так получилось, что в стране только по официальной статистике проживает около 15 млн "ценных иностранных специалистов"? И это не считая тех, кто снят с миграционного учёта в связи с получением паспорта гражданина России и нелегалов, а их в совокупности тоже миллионы. Откуда все эти люди и почему они у нас в таком...
      1478

      КОТ

      «Кот», 1878 год. Иван Похитонов. Дерево, масло, бумага.Похитонов широко известен своими прекрасными миниатюрными картинами. Размеры картины всего 19×24,8 см. Уже при жизни его картины были очень популярны, и у него появилось огромное количество подражателей, которые писали картины в его стиле и успешно продавали их. Автор этого дремлющего кота точно не у...
      91

      Катание яиц на Пасху

      «Дети, катающие пасхальные яйца», 1855 год. Николай Кошелев. Холст, масло.По некоторым оценкам, катание яиц было у русских одной из любимых забав. Оно начиналось в день Пасхи и продолжалось иногда всю светлую неделю. Яйца катались с бугорка или специального лотка. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо се...
      76

      Хрен редьки не слаще

      Трамп делится планами: "— В отношении России и Китая я буду агрессивнее Байдена. Я постараюсь помочь Украине, но заставлю Европу участвовать в войне по полной (как раз сегодня Макрон разразился программными речами на этот счет — прим.ред.) Ни о каком сворачивании поддержки НАТО речь не идет."Расходимся: "...пойду искать по свету, Где оскорблённому есть ч...
      57

      "В России думают, что они борются только с Западом и НАТО, они не имеют понятия, что они борются с самим сатаной" - американский ветеран, писатель Ноктис Дрейвен

      Американский ветеран, писатель Ноктис Дрейвен: Россия не может пасть, она не может прекратить свое существование. Возможно, Россия – одна из последних сверхдержав на земле, которая не поддалась безумию Запада. Неважно, русский вы, американец или откуда еще родом, Россию нужно защищать. Потому что бежать больше некуда. Нам больше некуда идти, это конец п...
      1849

      "У меня было 13 переломов, включая перелом позвоночника, 9 переломов ног, ушиб мозга и так далее и тому подобное. Но после полугода лечения мне сказали, что со временем возможно стопроцентное восстановление. Вплоть до того, что я вернусь в строй."

      Захар Прилепин дал большое развёрнутое интервью авторитетной китайской газете Гуаньча. Редакция озаглавила материал с Захаром так: «Я пережил убийство и увидел, что Россия нашла себя».Это важное, программное интервью как для Китая, так и для России, потому что появление таких фигур как Захар в китайских мейнстримных СМИ - редкость. Диалог идёт часто на о...
      616

      МАЙСКИЙ ДОЖДЬ

      «Майский дождик», 1957 год. Валентин Сидоров. Холст, масло.Картина так искренне и душевно отражает состояние поздней весны, эту легкость и благодатную атмосферу.Мы видим на картине деревню, молодую зелень, деревянные избы, распахнутое настежь окошечко, развивающийся по ветру тюль. Цветет душистая сирень перед окнами, все вокруг радует глаз – природа ожив...
      92

      Далеко не каждый русский человек может так аргументированно и талантливо рассказать об уникальности русского языка, как рассказал этот казах

      «Нападки на русский язык – это попытка сделать нацию убогой. Это грозит массовым отупением. Русский язык – это глыба. Это высшая точка, лингвистический Эверест. Он свят, он драгоценен» Казахский блогер объяснил, почему нельзя отменять русский язык.ВИДЕО...
      226

      "Цинизм западного политического класса, его желание делать деньги на войне и убивать, убивать русских, убили во мне не русского, а человека, умевшего раньше вести с ними дела" (ц)

      Возглавит он Пентагон или не возглавит, придет ли добрый Санта, он же Трамп, в Белый дом или не придет, не вижу разницы. Стерлась она у меня ненавистью к ним. Этот парень дельные вещи пишет про наши колоссальные потери в борьбе с нацистами, про наш инстинкт впиться зубами в глотку врага. Но как только он займет свое высокое кресло, все начнется снова и ...
      135

      Украина под присмотром англосаксов занялась работорговлей

      Правозащитники Фонда борьбы с репрессиями раскрыли широкую сеть подпольных украинских работорговческих центров, которые находятся под контролем ближайшего окружения президента Украины Владимира Зеленского.  Расследование Фонда сумело установить шокирующие масштабы торговли “живым товаром” на Украине, выявить доходы приближенных украинского лидера от...
      136

      "Зная обстановку на разных направлениях не понаслышке, уверен, что теперь Украина стоит в одном шаге от необратимых последствий. На карте боевых действий проглядываются контуры нескольких котлов, в которые попадут части ВСУ, если не оставят позиции."

      Эту войну я прошёл вдоль и поперек, начиная с февраля 2022 года. Врывался с одним наганом в огрызающуюся Волноваху, осторожно шагал по грохочущему, выплёвывающему свинец из каждого оконного проёма Мариуполя, петлял по узким дорожкам штурмуемого Рубежного, коченел от зимней сырости под Марьинкой, плавился на жарком солнце Запорожских степей, любовался закатами на Днепр...
      341

      Современные ростовщики уже не держат ломбарды, они держат мир в ежовых рукавицах

      «Ростовщик», 1896 год. Михаил Ватутин. Холст, масло.Владелец ломбарда пользуется тем, что люди оказываются в сложной ситуации и берёт у них вещи под залог по очень низкой цене.В комнате можно увидеть много вещей, оставленный в залог другими людьми — ружье, самовар, медная лампа и т. д. Если пройти в комнату, то там, скорее всего, можно найти и более доро...
      100

      "За эти годы мы прошли через многое. Защита мирных жителей Донбасса, борьба с террористами в Сирии, сложные операции и обучение военных в Африке. Мы вместе брали Попасную и крутили ручку «бахмутской мясорубки»."

      «ОРКЕСТРУ» - ДЕСЯТЬ ЛЕТ! Ровно 10 лет назад, 1 мая 2014 года, в Санкт-Петербурге появилась группа добровольцев и ветеранов горячих точек, о которой теперь говорят во всем мире – ЧВК «Вагнер». За эти годы мы превратились из небольшого отряда военных специалистов в полноценный «Оркестр» - настоящее боевое братство, проверенное годами. Вот как о создании «Г...
      118

      "Месяц назад приходит ротный его. Рыдает. Олю убили. Как?"

      «ПАПА ОЛЯ» Больше года назад это было, когда решили  добровольцев набирать. Вот он приехал к нам первой партией. Я это святое воинство оглядел. Да уж, без слез не взглянешь. По 40 лет, сто метров еле пробегут, пропитых много. Но он выделялся. Мужик, знаешь, такой обыкновенный, простой из маленького города. Видно, что исполнительный, вдумчивый, непью...
      258

      Когда за Россию начинают тереть актёры, рэперы и блогеры, то получается трэш. Скудоумие и трусость.

      Дугин у Карлсона. Хорошие новости. Почему?Потому что о России миру должны рассказывать философы, мыслители, писатели, президент. Это прерогатива умных людей — раскладывать по полочкам, что это за сложная и интересная территория. Почему всё так. Почему мы не хотим жить по навязанным правилам западного монстра. А когда за Россию начинают тереть актёры, рэп...
      140

      Силуанов открыто продекларировал, что работает на глобалистов

      Около десяти дней назад глава Минфина России Антон Силуанов выступил на конференции МВФ, в ходе которой призвал другие страны не отказываться от идей глобализации. Помимо этого Силуанов обозначил, что перед миром есть два пути: либо фрагментация, либо глобализация. И первый вариант системного либерала явно не устраивает: Сегодня есть два пути. Можно расп...
      463
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика