• РЕГИСТРАЦИЯ

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции...

11 2908

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала...

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Таким образом, обнаженная пятка – это одновременно намек на жертву Христа и грядущее Спасение – воплощение высокой духовной «диалектики» общеизвестного пасхального песнопения «Смертию смерть поправ».

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

То есть речь идет не о реальном времени, или даже историческом измерении древнехристианской истории, а о так называемом иконном или литургическом времени, в котором в единое целое сплетено прошлое, настоящее и будущее.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Он убирает из сцены Распятия все лишнее, концентрируя внимание на трех главных фигурах, в которых, с одной стороны, прочитывается античная основа, никогда не исчезавшая в византийском искусстве – потрясающая скульптурная пластика, которая, однако, преображена духовной энергией. К примеру, фигуры Богоматери и Иоанна Богослова – словно бы написаны на грани реального и сверхъестественного, но эта грань оказывается не перейденной.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.


АЛЕКСЕЙ ЛИДОВ , ОКСАНА ГОЛОВКО 

Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με

    Джаст пис план!

    Картинка становится ещё более кринжевой, если знать, что её снимали в госпитале для тяжелораненых. А Зеленскому нравится! Если кто-то переживал, что наши могут договориться насчёт мира на Укра...

    Сенсационный отчёт о расследовании Палаты представителей США подтверждает, что почти всё, что альтернативные СМИ говорили о происхождении COVID, карантине, масках, вакцинах и чрезмерном вмешательстве правительства, было ПРАВДОЙ
    • H5N1
    • Сегодня 13:35
    • В топе

    https://www.naturalnews.com/2024-12-02-house-investigative-report-covid-lockdowns-pandemic-truth.htmlИтак, спустя четыре года после того, как кошмар пандемии COVID обрушился на Америку ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      То, что сказал депутат Фёдоров, — это гимн потребителя. То есть в тылу живут потребители, которые умрут от голода без доставки колбасы и за её доставку готовы будут заплатить больше, чем эта колбаса стоит, лишь бы не выходить из дома. (с)

      Большой резонанс на этой неделе вызвали слова депутата ГД Евгения Фёдорова, выступившего в защиту мигрантов. «Борьба с мигрантами — это борьба за подрыв тыла», — сказал он. Ещё из его заявлений:  «Курьеры будут всегда, потому что жрать люди хотят — зовут курьера. Просто курьер уйдёт с военного завода, потому что в курьере ему платит рынок. На военно...
      521

      ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ

      Кризис в Сирии (провинция Алеппо): засады курдов на протурецких боевиков. Обстановка по состоянию на 16.00 4 декабря 2024 года.Несмотря на эвакуацию большей части подразделений «Сирийских демократических сил» (СДС) в Менбидж и провинцию Ракка, в Алеппо и сельской местности еще остаются курдские ополченцы, совершающие вылазки. В ходе одной из таких они ли...
      149

      Хорошо бы отправить всех топ-менеджеров из нашего шоу-бизнеса рыть блиндажи, думаю, тогда бы через месяц-другой всё бы наладилось, а пока голубые огоньки будут сверкать своей голубизной с придворными артистами ©

      Даже страус не засовывает голову в песок, он прикладывается головой к земле и прислушивается не приближается ли противник, это вам не «наш» шоубизнес, который прячется глубоко в тылу и продолжает одурманивать и наживаться на слушателях. Самые популярные российские радиостанции ставят мои песни двадцатилетней давности, не замечая новинок о нашей военной ...
      699

      К исходу 2024 стало заметно резкое падение прибыли по всему материальному производству на фоне роста доходов банковского сектора (с)

      Путин выступит сегодня на форуме ВТБ «Россия зовет» в рамках обсуждения макроэкономических проблем. Содержание его выступления, очевидно, затронет и крайне напряженную ситуацию, которая сложилась в реальном секторе экономики к исходу года вследствие сверхжесткой ДКП Центробанка. Основным ее итогом к исходу 2024 стало резкое падение прибыли по всему мате...
      1059

      Как быть с душой и совестью? (с)

      На фронте без перемен. Точнее, перемены есть и моментами они не очень хорошие.  Запрет передвигаться нашим военнослужащем на личном транспорте и на переданном в рамках гуманитарки - вредный, несмотря на то, какие причины приводятся в распоряжении. Не нужно мешать всё в одной кастрюле. Нарушения дисциплины и конкретных солдат и офицеров - это ответст...
      558

      Вменяемым людям не нужно объяснять, что все происходящее сегодня на постсоветском пространстве, как и во многих других странах мира, насилуемых США, результат геополитической катастрофы 1991 года ©

      Черный день нашей истории. А это тоже надо фиксировать. Чтобы помнили. 3 декабря 1989 в ходе Мальтийского саммита - переговоров президента США Буша-старшего и Горбачева была окончательно сдана Германия, вся Восточная Европа, будущее СССР, будущее многих других стран, но главное - сотен миллионов людей по всему миру. Думаю, всем вменяемым людям не нужно о...
      549

      Сегодня судья Челябинского облсуда Елена Антонова, смягчившая приговор мигранту, подала в отставку (с)

      12 сентября 2024 года Челябинский областной суд значительно смягчил приговор мигранту из Таджикистана Назарали Сайакбарову, осужденному на восемь лет за изнасилование 16-летней девушки в Магнитогорске, отец которой в это время находился в зоне СВО. Изнасилование несовершеннолетней п. „а“ ч.3 ст. 131 УК РФ превратилось ...
      1795

      НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ

      Борьба с мигрантами - это подрыв тыла, так как если мигранты не будут работать курьерами, то в курьеры пойдут рабочие с военных заводов, ведь курьер получает больше (с) - депутат Госдумы Евгений Федоров Вот это я понимаю, с козырей зашел. То есть, если у нас толпы необразованных мигрантов не будут занимать сотни тысяч высокооплачиваемых вакансий, то высо...
      633

      «Послезавтра уже никто не выйдет. Мы должны что-то сделать. Нам нужно что-то серьёзное. Если не будет трупа, люди уже не придут». (с) — азы демократии

      «Нужен труп». Пятые сутки беспорядков в Тбилиси. В сети появился ролик, на котором участники протестов обсуждают сценарий дальнейших акций. Для масштаба и «серьезности» нужна жертва, отмечают они:«Послезавтра уже никто не выйдет. Мы должны что-то  сделать. Нам нужно что-то серьёзное. Если не будет трупа, люди уже не придут».Беспорядки устраивают, на...
      1071

      «Хуже вражды с англосаксом может быть только дружба с ним» (с)

      Учиться нам у Сталина, еще многому учиться... По мере успешного решения задач СВО и демонстрации силы России из недружественных стран будут все чаще поступать примирительные сигналы, звучать приятные для Кремля слова ученых, журналистов и политиков. В такой ситуации нельзя расслабиться и в очередной раз поверить словесной шелухе. Нужно всегда помнить, что во...
      293

      Вывод капитала из страны приобрёл неприличные масштабы, и, безусловно, Мишустину это понравится не могло (с)

      Конфликт между финансовой частью правительства и премьер-министром Мишустиным я описывал уже много раз. И много раз объяснял, что это вопрос политический и на уровне премьера решён быть не может.  И вот, появляется, что называется, новая вводная: «Ужесточен контроль за деятельностью министра финансов Силуанова. Минфин РФ должен будет согласовыв...
      1902

      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

      Русский интеллектуал геройски погиб на СВО. 20 сентября 2024 года при выполнении боевого задания в зоне специальной военной операции погиб студент исторического факультета МГУ Иван Дмитриевич Харламычев.Будучи студентом II курса бакалавриата Исторического факультета МГУ Иван Харламычев взял в ноябре 2023 года академический отпуск, чтобы добровольцем отпр...
      220

      Так и хочется спросить - это уже Еуропа или еще нет? — до фронта доезжают "не только лишь все" (с)

      Общение в ТЦК: "Я тебя сейчас оправлю в "гондурас" (учебку) и тебя там в палатке прирежут..." "Я тебя завтра в "гондурас" (учебка) отправлю. Там тебя в палатке в "гондурасе" прирежут, с@@а, понял. Там 30% небоевых потерь, на@@й. Только в учебке...""...У меня зрение -6, я негоден. Слышь ты, я тебе сейчас глаз выколю и тогда у тебя вообще глаза не будет.....
      185

      Проблемы дезертирства не свидетельствуют об исчерпании мобилизационного потенциала ВСУ и тем более тотального дефицита живой силы (с)

      В западной прессе продолжают мусолить тему проблем т.н. Украины с живой силой. На этот раз в Financial Times рассказывают о том, что за год прокуратура киевского режима возбудила 60 тысяч уголовных дел за дезертирство в ВСУ — больше, чем за два предыдущих года вместе взятых. Авторы материала ссылаются на представителей 123 омбр: по их словам, в ходе октя...
      442

      Если Асад хочет уцелеть, чистить придется не только армию, но и полит-администраторов. Включая друзей, родственников и родственников друзей. (с)

      Очень коротко, прямо совсем «в легкую» выскажусь к сумеркам по ситуации в Сирии, которая начинает обретать некую упорядоченность, как упорядоченность начинает обретать конфигурация сторон, но еще не их цели и интересы. Для начала несколько констатаций для основного канала: - Попытка переворота в Дамаске и захвата Латакии была. Ее неудача – и здесь, конеч...
      1472

      Стратегическая линия воздействия на Россию выстроена вполне по-американски: лишить её свободы манёвра по главным направлениям, истощив за счёт конфликтов на периферийных направлениях.©

      Можно считать обострение конфликтов в различных регионах мира случайностью. Но размах событий — от Косово до Абхазии, от Грузии до Сирии, — а особенно то, что произошло это как бы «в развитие» явно носящего стратегический характер решения Белого дома о новом цикле эскалации конфликта с Россией, делает такое предположение наивным. Эскалация, к слову, выра...
      457

      В государствах Средней Азии с исламистами борются безжалостно. Вы не увидите в Узбекистане мрачных бородачей на улицах. Они все оттуда уезжают. В Сирию, например. Или не в Сирию. ©

      Военблогер из Хайят Тахрир Аш-Шам это конечно новый уровень инфовойны у исламистов. Прежде, репортажи "с колес" были у боевиков на втором месте (ролики в ТикТок и YouTube, вроде знаменитого штурма тюрьмы, не в счёт), а на первом документальный фильмы. Вспомним классический пропагандистский "Звон Мечей" от игиловской студии Аль Фуркан. А теперь вот так, р...
      450

      Как только немногочисленные передовые отряды бандитов встретили серьезное сопротивление, и они увидели, что при их появлении никто не бежит, они сами быстро дали деру ©

      Сирия — надеюсь время «перегруппировок» кончилось... Как и время неэффективных командиров, которых из уже непонятно каких соображений, вместо того, чтобы выгнать хотя бы в отставку, пытаются пристроить то на одно, то на другое «тепленькое место», где они своей некомпетентностью неизменно наносят вред российской государственности. Надеюсь, снятие с должно...
      1958

      Русский рок был протестным на исходе советского периода, и сейчас он вновь протестный, он против либеральной мерзости, западного глобализма, против поругания человечности ©

       На концерте Чичериной в Зеленограде Настоящий русский духоподъемный рок. Невероятный талант, горячая любовь к родине, мастерство, честность, фонтанирующая жизненность, устремленность к правде – все в одном лице. Русский рок был протестным на исходе советского периода, и сейчас он вновь протестный, он против либеральной мерзости, западного глоб...
      454

      Запад наращивает военное производство в Европе и США, готовясь к прямому военному противостоянию с Россией и толкает Зеленского на снижение мобилизационного возраста ©

      ▪️ На прошедшей неделе Верховный второй раз подчеркнул решимость России отвечать ударами «Орешника» на эскалацию конфликта Киевом, который применяет американские ракеты по территориям «старых» регионов России. Вновь прозвучали слова про центры принятия решений во вражеской столице. Но противник показательными ударами ATACMS по пустующему аэродрому в Курской области, н...
      398
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика