Андрей Тарковский - Человек в кадре (Россия, 2007)

16 7153

Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино... Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. И порой, пересматривая их, кажется, что мы знаем об их авторе абсолютно все, ведь в каждом из них живет частичка его души. Но что нам известно о Тарковском как о человеке? Каким был его путь к искусству и какой вклад он оставил в советском и мировом кинематографе? Разобраться в этом мы и попытаемся сегодня...

Документальный фильм из цикла «Человек в кадре», посвященный одному из самых великих режиссеров XX века - Андрею Арсеньевичу Тарковскому.

Производство: ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть" Год выхода: 2007 Режиссер: Анна Филимонова Автор: Сергей Капков Участвуют: Марина Тарковская, актеры Маргарита Терехова, Алла Демидова, Донатас Банионис, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Ролан Быков (съемка 1989 года), кинорежиссеры Филипп Янковский и Вадим Абдрашитов, сценарист Александр Мишарин, оператор Вадим Юсов.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

 
Арсений Тарковский с сыном Андреем

Андрей Тарковский родился в небольшом селе Завражье, недалеко от города Юрьевец Ивановской области. Его отец – Арсений Тарковский - был известным советским поэтом, а мама работала корректором в одной из типографий. Отец будущего режиссера оставил семью, когда Андрею было всего три года. 

Их семья жила достаточно бедно. В деревянном доме постоянно было холодно, а денег ни на что не хватало. «Это было тяжелое время», - вспоминал те годы известный режиссер.

 – «Не хватало отца. […] Жизнь была необычайно трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери». 

Когда началась война, семья Тарковских была эвакуирована в Юрьевец. Мама режиссера – Мария Юрьевна каждое утро перебиралась через реку по тонкому льду, чтобы достать в близлежащем селе немного картошки.

 Однако в провинциальном городке семья Тарковских прожила недолго. В скором времени мама будущего режиссера устраивается на работу в московскую Первую Образцовую типографию, и вся семья переезжает в столицу СССР. Здесь Андрей Тарковский начинает посещать среднюю школу.

 Однако естественные науки его практически никогда не интересовали. Намного большее усердие Тарковский проявлял, когда речь заходила о художественных дисциплинах. С раннего детства он постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, с четырнадцати лет начал посещать еще и уроки рисования в художественной школе.

Интервью Андрея Тарковского

В 1951-м Андрей поступил в Московский институт востоковедения на «арабский» факультет. Однако уже год спустя оставил занятия, отмечая, что выбрал профессию несколько поспешно. В 1952-м Тарковский вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни. Здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером.

КАРЬЕРА РЕЖИССЕРА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО 

В 1954-м Тарковский поступил во ВГИК, где и стал постигать все премудрости режиссуры. Еще будучи студентом, Андрей Арсеньевич снимет ряд короткометражных фильмов, которые будут отмечены многими известными критиками. 

Кадр из фильма Иваново детство

Однако настоящий его кинодебют произошел лишь в 1962 году, когда на экраны Советского Союза вышел фильм «Иваново детство». Картина принесла Тарковскому первый успех в качестве режиссера, а также была удостоена многих престижных кинематографических наград (в том числе «Золотого льва» Венецианского фестиваля).

Кадр из фильма Андрей Рублев

 Подобный успех вмиг сделал Тарковского знаменитым, и позволил режиссеру начать работу над некоторыми новыми проектами. Уже осенью 1964 года он вместе с Кончаловским начинает работу над картиной «Страсти по Андрею», которая выйдет на экраны в 1966-м году под новым названием – «Андрей Рублев». 

Кадр из фильма Солярис

Успех новой картины окончательно упрочил Тарковского в ранге одного из самых популярных режиссеров того времени. В период с 1967 по 1979-й режиссер снимает еще несколько знаковых фильмов. Наиболее популярными из них становятся ленты «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». 

Кадр из фильма Сталкер

Вместе со съемками кинофильмов Тарковский работает над театральными и радиопостановками. 

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

 
Кадр из фильма Ностальгия

В начале восьмидесятых режиссер начинает все чаще бывать в Европе. В 1982-м в Италии вместе со сценаристом Тонино Гуэрра он работает над фильмом «Ностальгия». Вскоре здесь же начинает снимать и другую свою «итальянскую» картину - «Время путешествий».

В 1983-м Тарковский наведывается в Лондон. Здесь на сцене знаменитого театра «Ковент-Гарден» он ставит оперу «Борис Годунов». Практически сразу после премьеры режиссер отправляется в другое путешествие – в Стокгольм. 

В 1984-м в Швеции начинается работа над сценарием последнего фильма Тарковского – «Жертвоприношение». 10 июля того же года он ненадолго заглянет в Милан, где на одной из пресс-конференций объявит о том, что не желает возвращаться назад в Советский Союз. 

На съемочной площадке фильма  Жертвоприношение

Весной 1985-го года Тарковский закончит работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Данная лента получит Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнает.

В конце 1985-года у него был обнаружен рак. Стараясь зацепиться за жизнь, Тарковский отправляется в Париж, где проходит длительный курс химиотерапии. Но лечение оказывается безуспешным. Двадцать девятого декабря 1986 года Тарковский умирает. 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО 

Еще будучи студентом ВГИКа Тарковский познакомился с девушкой по имени Ирма Рауш. Именно она и стала его первой женой. Как признавался сам режиссер, Ирма была первой женщиной, которая всегда его понимала и поддерживала. 

Она отметилась в двух картинах Андрей Тарковского и даже получила несколько наград за свои роли в кино, однако в скором времени также стала работать в качестве режиссера. От первого брака у известного автора есть сын Арсений.

 
Андрей Тарковский с женой Ларисой

Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним...

Могила Андрея Тарковского


Источник

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • У него есть племяник Михаил Тарковский, замечательный писатель, рекомендую.
  • Цитата: Жестокое обращение с животными Утверждается, что на съёмках было множество случаев жестокого обращения с животными. Так, по некоторым данным, в одной из вырезанных сцен была заживо сожжена корова, в другой — зарезана лошадь[6]. В фильме есть сцена, вошедшая в окончательный монтаж, в которой со стены срывается и падает лошадь, ломая при этом ноги. В газете «Вечерняя Москва» от 24 декабря 1966 года была опубликована статья, где обсуждался случай с коровой и критиковалась жестокость кинематографистов, хотя ни имя Тарковского, ни название фильма в ней напрямую не упоминалось[1][12][13]. В ответ Тарковский назвал статью в «Вечерней Москве» «инсинуацией», «чудовищной по своей несправедливой тенденциозности», расценив её публикацию как «травлю»[14], и отметил, что лошадь была взята со скотобойни и всё равно вскоре была бы умерщвлена, а корова была накрыта тканью из асбеста и не пострадала[15]. То же самое утверждает и директор картины Тамара Огородникова — по её словам, корова была накрыта асбестом и не горела, «я присутствовала на съёмке, и все это было при мне»[1]. Однако Алиса Аксёнова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на территории которого происходили съёмки фильма, отметила, что не надо «лукавить» и заявила, что корова действительно была сожжена заживо[6]. Референт Брежнева Евгений Самотейкин в разговоре со Станиславом Куняевым на вопрос «Была ли сожжена корова?» ответил, что «конечно, была»[16]. По его словам, он сам занимался историей с коровой, «жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала». Самотейкин также рассказывал, что у Тарковского были кадры, где лошадей сбрасывали с колокольни, и лошади, падая, ломали ноги[16]. Информация о сожжении живой коровы вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Так, Кира Муратова заявила, что когда-то ей нравились фильмы Тарковского, но после этого эпизода Тарковский перестал для неё существовать[17][18]. Юрий Мамин назвал сожжение коровы «крайней жестокостью» и сравнил Тарковского с Раскольниковым, который «считал, что некоторым людям позволено перейти закон»[19]. Станислав Куняев посвятил убийству коровы стихотворение «Владимирское шоссе»[16]. Однако по мнению Николая Бурляева, жестокость Тарковского по отношению к животным была оправданной, она «диктовалась художественными задачами», так как «нужно показать жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию её бессмысленности»[20]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)#%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8
  • Собираюсь пересмотреть все его фильмы, но уже с несколько иной точки зрения. Особенно меня интересует фильм "Андрей Рублев". :neckbeard:
    • ilya
    • 12 января 2019 г. 20:25
    Глубоко уважаю и Арсения, и Андрея. Моё знакомство с творчеством Андрея Тарковского произошло в десятилетнем возрасте. Тогда я не знал, что "Иваново детство" - его фильм, но кино понравилось. Как нравились и последующие фильмы. Спасибо, Сергей! :blush:
  • :star2: :star2: :star2: