• РЕГИСТРАЦИЯ

Зарождение первых монашеских общин

Крестьянин
"Время течет в одном направлении..."
7 февраля 14:14 9 2964

  Начало монашескому образу жизни положено было еще в III веке, но в IV веке оно получает полное развитие. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге.

      В ряду подвижников первое место занимает преподобный Антоний Великий, по справедливости считающийся основателем монашества. Он родился в Египте в 251 году, в богатом христианском семействе. Когда ему было 18 лет, родители его умерли, и он остался наследником значительного состояния. Но сердце Антония не лежало к земным благам. Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Это изречение благочестивый юноша принял как божественное призвание к жизни самоотреченной и поступил так, как было сказано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам удалился к одному старцу-отшельнику, обитавшему вблизи его родного селения, и под его руководством предался подвижнической жизни. Но, стремясь к совершенному уединению, юный подвижник скоро оставил старца и поселился сначала в пустой гробовой пещере, а потом в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила, где не было никакого человеческого жилища.

   Двадцать лет прожил в этих развалинах св. Антоний в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя всевозможным лишениям. Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему сюда и приносили ему хлеб, получая взамен корзины, сделанные руками преподобного.

   Суровая отшельническая жизнь, которую вел преподобный, проходила, однако, не без тревог и волнений. С одной стороны великий подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас разными чудовищными привидениями, а с другой его душу смущали собственные его помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в мире. Увеличив свои труды и усилив молитвы, он, наконец, укрепился настолько в духовной жизни, что ни демонские искушения, ни собственные помыслы не тревожили его более. Слава о необыкновенной жизни Антония между тем распространилась по всему Египту, и многие из христиан стали посещать его, а некоторые пожелали даже поселиться около него, чтобы под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Антоний согласился принять на себя обязанность руководителя в отшельнической жизни, и вокруг него образовалось целое общество учеников-подвижников. Это была первая монашеская община (305 г).

   Подробных правил относительно монашеской жизни Антоний не давал своим ученикам; но в общем виде он точно определял те требования, какие они должны были выполнять, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства. Так, он словом и примером собственной жизни заповедовал им: полное отречение от всех земных благ, совершенную преданность воле Божией, молитву, уединенные размышления о Боге и мире духовном, телесный труд и прочее.

   Через шесть лет (312 г.) после основания монашеской общины преподобный Антоний, обеспокоиваемый множеством посетителей, удалился из развалин крепости в так называемую внутреннюю пустыню, отстоявшую на три дня пути к востоку от места его последних подвигов, и поселился в одной горной пещере. Только по временам приходил он к оставленной им братии для назидания и укрепления ее в духовной жизни. Но народ нашел его и в новом его уединении, тем более, что Господь сподобил великого подвижника дара чудотворения и прозрения. Люди всех сословий, богатые и бедные, знатные и незнатные, приходили к нему в пустыню, одни — чтобы видеть святого мужа, другие — чтобы получить от него совет, утешение, или исцеление. Приходили к нему даже языческие ученые, привлекаемые его славою, и вступали с ним в споры о вере. Антоний, глубоко изучивший человеческую природу и уединенными размышлениями достигший полного христианского ведения, своими простыми безыскусственными рассуждениями всегда одерживал над ними верх. Слава Антония была так велика, что даже сам император Константин обращался к нему с письмом, в котором называл его отцом и убеждал писать к себе о нуждах. Но Антоний, порвавший все связи с миром, не хотел было даже принять письма и, только по убеждению братии, принял и написал ответное письмо, в котором, верный самому себе, хваля благочестие царя, советовал ему не превозноситься царским званием, так как цари земные имеют над собою Царя Небесного, Иисуса Христа.

   В течение своей долговременной отшельнической жизни преподобный Антоний только два раза оставлял свою пустыню и появлялся в мире. В первый раз он приходил в Александрию в 311 году, во время гонения Максимина, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру, а во второй раз — тоже в Александрию в 351 году, чтобы поддержать православных в борьбе с арианами. В последний раз появление в шумном городе уважаемого столетнего пустынника было особенно благодетельно для Церкви; в несколько дней он обратил ко Христу значительное число язычников и еретиков. В последние годы своего пребывания во внутренней пустыне преподобный Антоний встретил там Павла Фивейского, еще прежде него начавшего подвижническую жизнь и, до встречи с ним, не видавшего человеческого лица; по сказаниям житий, Антоний и похоронил Павла. Сам Антоний, проживши в пустыне более 85 лет, мирно скончался в 356 году (105 лет от роду).

   Преподобный Антоний основал иночество отшельническое, скитское. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах и предавались подвигам уединенным. Такие подвижнические общины назывались лаврами. Но еще при жизни преподобного Антония появился другой род иноческой жизни — иночество общежительное. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением одного аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним общим правилам. Такого рода общины назывались киновиями, монастырями.

   

Основателем монашества общежительного был преподобный Пахомий Великий (годы жизни: 292—348). Он был родом из верхней Фиваиды; родители его были язычники, и сам он был в молодости язычником. Состоя на военной службе, он во время одного похода имел случай познакомиться с христианской благотворительностью, пожелал сделаться христианином и, действительно, по окончании военной службы крестился. Слава египетских подвижников привлекла его к иноческой жизни. Ознакомившись с подвижнической жизнью в фиваидской пустыне, под руководством одного старца, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место при Ниле, известное под названием Тавенны. Сюда пришел к нему брат его Иоанн, и они прожили и подвизались вдвоем, доставая пропитание трудами рук своих. Здесь же у преподобного Пахомия созрела мысль основать иночество общежительное. На одном острове Нила он начал устраивать монастырь, в котором бы желающие подвизаться жили вместе. Слава о подвигах Пахомия скоро привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он принужден был основать еще несколько новых монастырей не в дальнем расстоянии друг от друга на берегах Нила. Он устроил также и женский монастырь на другом берегу Нила; в нем первой жительницей была сестра Пахомия.

   В своих монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы, каковым был при жизни своей Пахомий. Ему принадлежал главный надзор над всею братиею. Далее, каждый монастырь имел своих второстепенных начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении у главного аввы и сообщали ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы, с помощниками, заведывавшие хозяйственной частью. А так как каждый монастырь делился на несколько общин, состоявших из трех или четырех домов, и в каждом доме было по нескольку келий, в которых жило по два и по три монаха, то были еще и в каждом доме частные надзиратели, подчиненные настоятелям монастырей. Начальствующие лица должны были быть образцами строгой жизни для остальной братии. Под руководством своих начальников монахи проводили жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, в трудах.

   Общественное богослужение совершалось два раза в сутки — днем и ночью. Монахи собирались в церковь по данному знаку, скромно и в молчании, читали Священное Писание и молитвы, пели псалмы. В первый и последний день недели причащались Святых Таин, причем Литургия совершалась обыкновенно соседними пресвитерами из сел, так как Пахомий, опасаясь появления в братии духа любочестия, не допускал, чтобы кто-нибудь из них принимал пресвитерский сан, как и сам не принял его. Кроме того, иноки должны были совершать молитвы отдельно в каждом доме перед отходом ко сну и после сна. После молитвы или богослужения настоятель предлагал братии беседы об истинах христианских. Чтением монахи занимались в своих кельях во время, свободное от молитвы и от работ. Книги они получали из монастырской библиотеки от эконома.

   Работы, которыми занимались монахи, были разного рода. Они возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, в мельницах, кожевнях, плотничали, валяли сукна, плели корзины и циновки. Вообще иноки занимались всякого рода трудом, необходимым для содержания целого общества; сторонних средств к жизни у них не было никаких. На работу они выходили в порядке и молчании, вслед за своим настоятелем. Молчание вообще предписывалось во всякое время, во избежание пересудов. Все эти обязанности иноки должны были исполнять с безусловным послушанием, по данному знаку. Послушание, от которого зависит весь порядок монашеской жизни, предписывалось самое строжайшее. Без позволения начальников никто из братии не только не мог выйти из монастыря, но не мог даже начать новой работы или перейти с одного места на другое.

   Одежду иноки носили все одинаковую и самую простую. Нижняя одежда была льняная, хитон без рукавов, верхняя — кожаная; на голову надевалась волосяная шапочка — кукуль, а на ноги сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелей для сна у иноков Пахомия не было, а были седалища с наклоненным задником и двумя загороженными стенками; подстилать дозволялось только рогожу. Вставали иноки задолго до рассвета. Пища употреблялась иноками самая простая, однажды в сутки, обыкновенно в полдень. Это — хлеб, маслины, сыр, овощи и плоды. В субботу и воскресенье была, впрочем, вечерняя трапеза. Ели все вместе, в молчании, опустивши на лицо покрывало, так что не могли видеть, как и что кто ест. Пахомий, предлагая братии все необходимое для поддержания жизни, предоставлял каждому по своей воле умерщвлять свое тело, но в то же время он осуждал тех, которые принимали пищу с жадностью.

Катакомбы древнего Египта

   Одним из главных обетов иноческих Пахомий поставлял в своих правилах — совершенную нестяжательность. Вступающему в общину монахов не дозволялось приносить в монастырь никаких имуществ; даже одежда мирская вновь прибывшего отдавалась неимущим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Считалось преступлением, если кто из братии сберегал у себя в келье деньги, хотя бы самую малую монету. Все, необходимое для жизни, — пищу, одежду — иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Чтобы все эти строгие правила выполнялись иноками неизменно, Пахомий установил, чтобы вступающие в его общину не прежде были принимаемы, как после годичного испытания, чрез опытных старцев, их готовности вести жизнь согласно этим правилам. При жизни преподобного Пахомия основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после него — до 50 000. И отшельническое, и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и даже перешло отсюда в другие страны.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

"Настольная книга для монашествующих и мирян" (фрагмент)

"Время течет в одном направлении..."

Запасной интеллект

  Губернатор Иркутской области задумчиво затянулся сигаретой и исподлобья взглянул на своего визави.- Бросал бы курить, Захар Иванович, не модно это уже, - с легкой усмешкой прогов...

Шмаре и Маре в России не место, гоните их

Все люди чего-то боятся. И у каждого можно найти уязвимое место. Даже у такой наглой и безрассудной девицы, как Мара Багдасарян. У той самой Мары, которая единственная выжила в горящем а...

Колумбайн по-русски: все только начинается

Россия сегодня скорбит о погибших в результате стрельбы в благовещенском колледже. Но что приводит к таким случаям? Почему подростки идут на такие преступления и почему расстрелы будут продолжаться –...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    О падших ангелах

    Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы — антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Твор...
    685

    Протоиерей Андрей Ткачев о насущном...

    О мужчинах и женщинах, о Церкви и феминистках, об абортах и священниках, и ещё много о чем. Протоиерей Андрей Ткачев в интервью радио КП... Каналы отца Андрея в соцсетях: instagram - https://www.instagram.com/andreytkach... Группа VK - https://vk.com/andreytkachevcom Мы в Facebook - https://www.facebook.com/andreytkache....
    654

    Суровые реалии погибающего мира...

    Представьте себе ситуацию, что вы обычная мамочка, которая любит своих парочку детишек, но, к сожалению, не сложились отношения с мужем, и все закончилось разводом. Вряд ли вас будет после этого особо любить свекровь; особенно после того, как узнает, что вы ее любименьких внуков наказываете, иногда кричите на них и еще как-либо морально подавляете.Естест...
    1141
    Крестьянин 25 октября 16:15

    Зоопарк (18+). Протоиерей Андрей Ткачёв.

    Был в зоопарке. Понравилось. Не в первый раз, конечно, был. И не в одном и том же зоопарке. В разных был. И в очередной раз понравилось. Жалел белого медведя, шумно дышащего в жаркой тени. С удивлением, как ребенок, смотрел на шумных, носящихся по вольеру обезьян. Вспомнил библейскую цитату, глядя на винторогого козла. У Соломона козел назван одним из те...
    1421

    «Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного “я”». Игумен Никон (Воробьев) о супружестве.

    У нас так развито самолюбие, что тронь нас хотя немножко — и мы уже страдаем. Все извращено: и ум, и сердце, и все чувства наши, и воля. Ты решишь что-нибудь доброе сделать, а тебя тянет в другую сторону. Поэтому, прежде чем требовать от другого человека, чтобы он был хорошим, каким нам хочется, мы обязаны сами стать такими. А так как мы далеко не таковы, то должны и ...
    1423

    "Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своем развитии, это особый дар Бога нашему народу". Мнения священников.

    Для многих поколений русских людей, идея национальная – это святость. Не велеречивая ученость, не изысканная культура, не построение земного олимпа и феерическое ожидание экономических чудес, тем более не страсти и чувственность, а святость, жизнь по заповедям Христа... Русь Святая – есть в этом что-то сокровенное, священное, заветное. Этого не увидит тот, кто эт...
    1345
    Крестьянин 18 октября 12:44

    Голос народа в картинках...

    Вопрос: - Почему правительство России рассчитывая расходы на душу населения не учитывает тело?Ответ: - Правительство считает, что дорогим россиянам пора подумать о душе... Навеяно orthodox_smile...
    2156

    Протоиерей Олег Стеняев о русских и евреях

    Утверждение, что русские до принятия христианства поклонялись Перуну, Сварогу, Даждьбогу и прочим всевозможным языческим богам, не соответствует действительности, это - фантастическая неправда. Потому что до крещения Руси не было такого понятия как русский. Были поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр., в чем-то схожие, в чем-то различные славянские плем...
    1409

    Эти порывы к светлому... Эти падения к темному...

    Он рассматривал человека как арену страшных бурь. Внутренних битв. Темных сил и светлых сил. Он страдал от этого всего. Страдал от бесполезной жизни... Вопрос: - Хотелось бы узнать Ваше мнение о творчестве и личности Михаила Юрьевича Лермонтова? Отец Андрей: - Вообще, конечно, такие вещи не раскрываются в масштабе коротких спичей. Здесь нужно так фу...
    1392

    Полиамория. Об истоках явления и его неочевидных целях.

    Политолог  прокомментировал набирающий популярность тренд немоногамных отношений. Об истоках явления и его неочевидных целях. Групповые формыГрупповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую гру...
    1359

    Как всё меняется - и медленно и быстро...

    Как быстро ветер в октябре уносит листья,И люди, пробегая мимо, опускают лица,Чтобы увидеть, как замёрзли ночью лужиДля всех, кто одинок иль шествует в союзе.Как утром снег всем дарит восклицанье,Чтобы понять, как скользко для молчанья,Как всё меняется - и медленно и быстроДля пешеходов и мотоциклистов.Как все прекрасно и в конце концов уходит,Как к бер...
    1314

    Протоиерей Андрей Ткачев: "Это сначала, кажется, что это жестокий урок. А потом – нормально."

    Вопрос:- Говорят, мы друг другу даемся по грехам. Как же в современном мере исцелить друг друга в семье, чтобы в крайнем случае, хотя бы не убить друг друга? Отец Андрей:- Стоит эту фразу запомнить: «Мы даемся друг другу по грехам». С одной стороны, такая высокая поэзия, что браки заключаются на небесах. Но с другой стороны – мы же падшие люди. Бог так «...
    1371

    О печати антихриста и числе зверя

    Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа». Антихрист и его последователи. Германия, 1367 Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неве...
    1515

    "Я- НЕ Я! И ЖИЗНЬ- НЕ МОЯ"...

    Смешная, правда?:)))Очень хреново мне тогда было.Наверное, поэтому я никогдашеньки не ругаю, а, наоборот, очень люблю и жалею молодёжь:)Рефлексы, страхи, тревоги, комплексы, сплошные ошибки.И вопросы. И к людям, и к миру, и ни одного хоть немножечко удовлетворяющего, хоть какого-то правильного ответа. Ужас какой-то. Как вспомню- так вздрогну.Я хотела ЖИ...
    1390
    Крестьянин 10 октября 12:08

    Современное общество в одной картинке

    priest_vladislav...
    2527
    Крестьянин 10 октября 11:58

    Анекдот, который не анекдот

    Поймал как-то раз врач рыбку. Она оказалась золотой. И взмолилась золотая рыбка: "Отпусти меня, добрый врач!!!! Всё,что попросишь - исполню!" Недолго думая тот сказал ей : "Обойди мой участок в рамках программы "диспансеризация", составь планирование по месяцам вызова для осмотра диспансерной группы и группы два года и более, выполни план по платным ...
    3446

    "Мамы всеми силами делают своих сыновей удобными..." Мнение священника.

    Если у вас родился сын, это повод измениться вам самой. И изменить представление о воспитании детей. Потому что у вас не просто родился ребенок, у вас родился маленький мужчина... Отношения матери и сына всегда особенные – это особая связь. Теплые чувства матери часто берут верх над разумом – и вот она уже шнурует ему ботиночки, вытирает попу, кормит с л...
    1729
    Крестьянин Свет Христов
    22 сентября 18:09

    Режиссер Александр Назаров: "У евреев и мусульман нет детских домов, а у нас есть..."

    ПАРСУНА. АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ 02:24 — О вере, ответе «Оттуда» и температуре 42 накануне премьеры07:00 — Вера — удел слабых или сильных?09:14 — О современном театре и преподобном Сергии Радонежском14:35 — О социальных сетях и «канонизации низких жанров» 17:50 — О смехе, кощунстве и надежде20:22 — О «трех принципах» Александра ...
    1664
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 18:09

    Монолог о смерти

    Опыт переживания смерти изменяет кардинально всю последующую жизнь человека. Зачем ему дожидаться смерти, если можно прилагать усилия для  изменения жизни, будучи еще живым?.. Как я встретил Архангела и Смерть Священник Михаил Махов ...
    1641
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 16:11

    Старец Никон: "О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами..."

    Афонские старцы. Мудрость тысячелетий. О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами, своей жизнью, своими делами, своими поступками... Голос Афона: беседа со старцем Никоном.Василий Максимишинец...
    1481
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика