• РЕГИСТРАЦИЯ

Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря

Крестьянин
"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"
11 марта 13:35 8 1456

Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей.

Монастырь находится в 25 км к северу от города Волоколамска, при речках Сестре и Спировке. Выбор места для будущей обители объясняется довольно просто: близлежащие сёла Спирово и Язвище-Покровское являлись древней вотчиной предков преподобного Иосифа.

В период основания монастыря эта местность представляла собой хвойный лес, расположенный на болотистой равнине. Сохранилось предание, что перед основанием монастыря буря огромной силы расчистила для него место в непроходимом лесу. В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).

Крепостная ограда и многочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским. В XVI веке при игумене Гурии был вырыт второй пруд, меньший размером, – Гурьевский. О времени создания третьего пруда – Малого, или Подстенного – сведений не сохранилось. Четвёртый пруд – Митрополичий, устроенный в середине XVIII века, расположен внутри стен монастыря.

В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.

В 1645 году в монастырь приехал крупный строитель Иван Неверов. По составленному им плану в 1650 году начались строительные работы, руководил которыми “подрядчик каменных дел” крестьянин Дмитровского уезда села Никольского, вотчины стольника М.Ю. Татищева, Трофим Игнатьев. До 1676 года были возведены не дошедшие до нас башни “на водяных воротах” и наугольная круглая. С 1677 по 1688 годы выстроены башни Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1684), Кузнечная (1688), прясла стен между ними и Святые ворота с церковью св. апп. Петра и Павла. Наличие дороги на Старицу с южной стороны монастыря определило местоположение его главного входа.

Во внутреннем дворе были расположены здания: настоятельские двухэтажные покои около въездных ворот; по другую сторону ворот – двухэтажные каменные казначейские покои; каменный одноэтажный корпус, где помещается просфорня; на западной стороне – одноэтажный братский корпус, далее хозяйственные постройки с примыкающей к стене каменной кузницей; на северо-западной стороне – братская каменная баня с малым прудом в саду; на восточной стороне – братский каменный двухэтажный корпус с кельями для иеромонахов и иеродиаконов.

Вне стен монастыря устроен гостиный каменный корпус с прилегающим к нему скотным двором и домики для монастырских служителей.

Успенский собор

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами.

Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезная палата с церковью Богоявления

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь

строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля - свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Стены и башни

Комплекс XVII века в основном повторяет очертание плана XVI века. Не имея заранее составленного проекта всех сооружений, Трофим Игнатьев, возводя очередную башню, использует лучшие свои приёмы, опробованные на предыдущих объектах, а также формы и детали других известных памятников русского зодчества. Судя по всему, мастер был знаком с тонкостями архитектурного искусства своего времени. Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным планам Ивана Неверова, работая в соответствии со своими представлениями и руководствуясь собственным вкусом. Самостоятельная творческая роль Трофима Игнатьева в создании монастырского ансамбля просматривается и в использовании изразцов для наружного декора стен и башен, что не было оговорено в росписи Ивана Неверова. Новых фундаментов стен потребовало бы много времени и средств. Башни были выстроены более высокие, чем в XVI веке; значительно увеличен их периметр.

Наличие с восточной и северо-восточной стороны прудов определило композицию плана и силуэта стен монастыря, примыкающих к ним непосредственно, сделав их в более монументально и неприступно. Высота стен везде одинакова, композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Развитие получает многогранность, число граней различно – 8, 16, 24. Круглая форма встречается как исключение. Важнейшей особенностью объёмного решения комплекса является подчёркнутая высотность и динамичность силуэта, в отличие от прежней стены, имевшей незначительную высоту стен и статичную форму башен. Пластическое убранство башен обогащается изразцами, рельефной кладкой, вертикальными членениями в виде полуколонн и пилястр. Цветовое решение комплекса основано на сочетании белого цвета стен и башен с интенсивным цветом изразцов и тёмных шатров. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения. высшей степени живописными. Стороны комплекса, ориентированные на юг и запад, на широкие просторы полей, имеют регулярно-симметричное построение.

Нападение врагов чаще всего ожидалось с северо-запада, что определило архитектурную трактовку этой стороны крепости. Её мощь и неприступность видна в симметричной постановке почти на равных расстояниях от Германовой башни мощных угловых цилиндрических башен.

Северная (Кузнечная) башня, выстроенная на самом опасном участке, имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка. С этого угла начинается постепенное убывание высоты, сложности силуэта и убранства башен.

Германова башня имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот.

Юго-западная (Старицкая) башня значительно меньше Северной и Германовой. В противоположность многоярусной Северной башне она столпная и подчёркнуто массивная.

В XVII веке каменные шатры были поставлены только на Германовой и Кузнечной башнях. Остальные шатры были деревянными и заменены на каменные в XVIII веке. Тогда же разобрана и выстроена заново Никольская башня. В XVIII–XIX вв. были переложены смотровые чюланы башен и шатрики над ними, переставшие играть служебно-боевую роль и приобретшие более декоративный вид. В конце

XVIII века башни и ограда были покрыты железом. Были сняты деревянные столбы, поддерживавшие крышу с внутренней стороны крепостных стен, и возведены каменные столбы с арками.

Внутри стен расположены проходы, на которые можно попасть, поднявшись по лестницам внутри башни, а сами стены снабжены бойницами для нижнего, среднего и верхнего боя. Стены Иосифо-Волоколамского монастыря незначительно отличаются от оборонительных стен предшествующего времени, они сохраняют свой суровый вид. Лишь кирпичные из полувала выделяют средний ярус стены, повторяя обрамление варовых проёмов на башнях.

По первоначальному проекту Ивана Неверова предполагалось строить ежегодно по одной башне с примыкающим к ней участком крепостной стены. Однако до 1676 года были выстроены только северо-восточная Безымянная и не сохранившаяся круглая наугольная башня. Лишь в 1677 году строительство стало вестись регулярно Трофимом Игнатьевым, и первой была им возведена восточная Никольская башня. Это стройное восьмигранное сооружение первоначально было перекрыто, как и все башни оборонительного пояса, кроме Кузнечной и Германовой, деревянным шатром, заменённым на каменный в конце XVIII века.

Никольская башня неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Кирпичные белёные стены Никольской башни украшены разнообразным декором. На каждой из выступающих граней мастер поместил по четыре двухуступчатые ниши-ширинки, образующие орнаментальные композиции с круглыми бойницами. В каждой нише – “пятёрка” муравленых (покрытых прозрачной зелёной глазурью) изразцов, которые резко выделяются на фоне белой стены, поблёскивают, отражая солнечные лучи. Тяги из кирпичного получала, обводя ниши бойниц и варовых проёмов наподобие наличников, украшают верхний ярус башни; этот же приём использован и в декоре крепостных стен.

Угловая юго-восточная Воскресенская башня гораздо выше и массивнее Никольской. В основе убранства башни лежат всё те же немногочисленные декоративные элементы. Это ширинки с “пятёрками” муравленых изразцов, изразцовые ряды, а также различные кирпичные пояса и тяги. Однако этих украшений здесь гораздо больше, и они составлены в более сложные орнаментальные композиции. Тонкие декоративные пояса и тяги членят башню на несколько ярусов, внутри которых, на каждой из граней, размещаются отдельные крупные детали, в свою очередь образующие разорванные ряды, опоясывающие тело башни. Такие ряды очень красиво сочетаются со сплошным поясом муравленых изразцов, словно изумрудное ожерелье. В основном использованы изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Из изразцов с изображением птиц набран верхний пояс башни.

Юго-западная Старицкая башня отличается от других более строгим обликом. Она не так богато украшена, но её формы, детали убранства исполнены особого благородства. Башня выделяется контрастным сопоставлением тяжёлой нижней части и лёгкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. В нижнем ярусе, на рёбрах, помещены кирпичные столбы, акцентирующие гранёность. Четыре тонких каменных пояса, три из которых украшены изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками. Необычайно красиво волнообразное завершение башни.

Если башни южной и восточной стороны несколько напоминают друг друга, то ни одна из башен на западе не похожа на соседнюю.

Германова башня расположена в центре западной крепостной стены. Эта единственная квадратная башня, наиболее массивная, прежде была проезжей. Её ворота были ориентированы на западный портал Успенского собора. Башня имеет три основных яруса и один дополнительный, окружённый открытым гульбищем и имеющий сложное сомкнутое перекрытие. Помещение этого этажа было тюремным. Венчает башню восьмигранный шатёр, поставленный на двухлопастные, с висячими гирьками, арки звона. Поверхность башни украшена узорчатыми поясами из кирпичного штучного набора и муравлеными изразцами. Они придают нарядный вид тяжёлой и массивной башне. Открытая галерея башни оформлена поясом из уступчатых ниш со вставленными в них крупными изразцами. Этот пояс подчёркнут кирпичными тягами и рядом более мелких изразцов. Бойницы верхнего боя обрамлены тягой из кирпичного полувала с циркульными арочками над проёмами, что создаёт впечатление наличников, а под варовыми проёмами идёт пояс поребрика. Затем вновь идёт ряд муравленых изразцов в нишках, но на этот раз они поставлены в виде ромба. Ниже расположен орнаментальный пояс, сложенный из терракотовых элементов: ромбов, городков и поребрика.

Угловая северо-западная башня по праву считается самой красивой. Предполагалось, что эта башня будет самой мощной, поскольку “к той башне с поля бывает подход воинским людям”. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя). Выше идёт десятигранник и затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Благодаря искусному распределению декора башня производит впечатление лёгкого гармоничного сооружения. Стены её разделены горизонтальными кирпичными поясами на четыре яруса. Три нижних оформлены пучками полуколонок, образующих сильные вертикальные акценты, придающие башне стройность. Для украшения башни было закуплено 800 изразцов.

Заметно, что по мере строительства мастерство Трофима Игнатьева становилось всё более зрелым, он свободнее варьировал формы, обильнее применял декор. Его башни – это подлинные шедевры русского зодчества.

Колокольня

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

Надвратная церковь

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразец – это специальная керамическая плитка для облицовки печей или стен. С XV века изразцы, вначале в виде терракотовых рельефных плит, стали использовать на Руси для убранства зданий. В дальнейшем керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцовой глазурью (“муравой”). С конца XVII века муравленые изразцы стали одной из излюбленных декоративных форм русских зодчих. Муравленые изразцы украшают многие храмы и монастырские ансамбли, но изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

“Ценинных дел мастер” Степан Иванов прожил долгую жизнь и был знаменит в Москве. И в столице, и в провинции мы встречаем большое количество его изразцов. Его фризы “павлинье око” можно видеть, помимо Успенского собора Волоколамского монастыря, в Москве на надвратной церкви Андреевского монастыря, на соборе в Измайлове, на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Для изразцов из мастерской Степана Иванова характерен яркий плоскостный орнаментальный рисунок с чётким эмалевым рельефом, когда каждый элемент орнамента углублён и обведён приподнятым рельефным контуром, чтобы предотвратить затёки эмали. Рисунок состоит из крупных частей. В основе орнаментов – стилизованные растительные мотивы, которые близки узорам на тканях и фресках того времени. Используются эмали чистых, насыщенных цветов, где наиболее ярким цветом выделяется центральное звено орнамента.

В мастерской Полубеса наряду с плоскими орнаментальными изразцами делали и рельефную майоликовую скульптуру. Судя по летописным источникам, именно из его мастерской вышли знаменитые изразцовые вставки с изображением евангелистов. Помимо привычных изразцов – плиток с румпой для крепления в стене – изготавливались и архитектурные майоликовые детали.


Официальный сайт Иосифо-Волоцкого монастыря


ПС. Гостиничный корпус Иосифо-Волоцкого монастыря



"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

Украина: Заглянуть за горизонт событий.

Никто не знает, что думает Президент Путин о результатах кампании на Украине. Выборы закончились только на Украине, а вот выборы украинской стратегии в Кремле только начались. И перед этим проведу...

США приказали всему миру платить России больше денег

Администрация Дональда Трампа решила довести мировой нефтяной рынок до точки кипения и оказать России большую финансовую услугу. Не зря, наблюдая за реакцией товарных бирж на действия Трампа, и...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Об одном из Самых распространённых символов на планете.

    Начало этой недели ознаменовалось событием, про которое ушзнал практически каждый человек на Земле. И кто бы что не говорил: равнодушных здесь не осталось, многие пожелали выразить свою точку зрения на пожар в Соборе Парижа. Опустим причину этого пожара, хотя официально в момент возгорания работы были завершены в этот день, и оно началось не во время п...
    240
    Яковлев Алексей 22 апреля 07:58

    Законсервированный язык эпохи Ивана Грозного

    Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века. Язык, на котором говорили и говорят русскоустьинцы, относится к северной ветви говоров великорусского языка. Оказавшись в географической изоляции, жи...
    498
    ОТШЕЛЬНИКЪ 20 апреля 18:37

    Истоки легализации Греха Служителей Церкви (в христианстве) Через Покрывание / Христианство как Первоересь / Долбовера.

    Гефсиманское борение Спасителя (Василий Перов, 1878г)Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога!Я не зря дал в топ репродукцию этой картины - именно так и происходит по сей день. По сей день Спаситель и Сын Божий, борется с Диаволом, за-вместо поставленных Им для этого, специальных людей.Все они вроде и с крестами, в рясах,...
    545
    Донбасс Русь 19 апреля 22:05

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 1.

    Повесть временных лет. ≈1113 год. Автор: Нестор Летописец.ПВЛ дошла до нас в составе более поздних летописных сводов Киева, Новгорода, Суздаля, Галицко-Волынской Руси, Москвы, Твери и др.Шифр рукописи: Ипатьевская летопись, БАН, 16.4.4., 1420-е гг.Правка текста по Хлебниковскому списку РНБ, ОСРК, F.IV.230, 1550-1560г. и Лаврентьевской летописи (РНБ, F.п.IV.2., 1377г.)...
    288
    NATA-SHA 19 апреля 18:27

    После какого возраста муж с женой спали раздельно на Руси.

    https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2018/10/1-25.jpg Негласное «разрешение» спать супругам в одной постели до определенного возраста в традиции русского народа напрямую связано с принятием христианства. В дохристианской Руси каких-то особых запретов на сексуальные отношения не существовало. Девушки и парни могли свободно предавать плотской любви до ...
    899
    NATA-SHA 19 апреля 13:51

    Как Турция владела частью Украины.

    https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2019/04/The_Zaporozhye_Cossacks_Replying_to_the_Sultan_by_Paul_Porfiroff.jpg В 17 веке Османская империя находилась в расцвете своего могущества. Начавшаяся война за независимость Украины, осложненная борьбой между Россией, Польшей и Швецией, не могла не вызвать вмешательства одной из сильнейших держав Европы того...
    489
    sugochka 19 апреля 10:26

    МОНОПОЛИЯ НА ИСТИНУ. (Серия публикации) А.И.УМНОВ-ДЕНИСОВ

    2-е.представление. Президенту РАН Александру Михайловичу СергеевуСВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ. Перевод академический.‘Грамота от Жирочка и от Тешка к Вдовину. Скажи Шильцу: «Зачем ты портишь чужих свиней? А разнесла [это] Ноздрька. Ты осрамил весь Людин конец: с того берега грамота. Она была про коней — ...
    1540

    9 артефактов, хранившихся в соборе Парижской Богоматери

    9 артефактов, хранившихся в соборе Парижской Богоматери  Москва, 16 апреля - "Вести.Экономика". Крупный пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером в понедельник, обрушился шпиль собора, пламенем оказалась объята несущая конструкция, однако обрушения фасада и двух башен удалось предотвратить. Развитие пожара объясняется тем, что в базилике ...
    1730
    Андрюха Червонец 16 апреля 15:06

    ХОД ВРЕМЕНИ НЕУМОЛИМ!

    4 ГОДА БЕЗ ОЛЕСЯНа вечер в день трагедии в 2016-м у нас была запланирована встреча — обсуждение второй части Краткой истории Украины. Но судьба распорядилась иначе. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ, БРАТ! ...
    357
    NATA-SHA 16 апреля 05:31

    Сибирские фамилии: чем они отличаются от русских.

    Сибирские фамилии русских людей действительно отличаются от фамилий великороссов своим несколько «неканоническим» происхождением. Большая их часть появилась в конце XVIII века. Они не были образованы от профессий или от имен предков – отцов и дедов (хотя встречаются и такие), а имеют свои особенности.По прозвищам атамановМногие сибирские фамилии ведут свое происхожден...
    781
    NATA-SHA 16 апреля 05:28

    «Кацап» и «москаль»: что эти прозвища означают

    На Украине на протяжении нескольких столетий в обороте два прозвища для русских - «кацап» и «москаль». Какое из этих слов более обидное, и откуда вообще появились эти «термины»?«Кацап»Существует несколько версий прозвища «кацап». Этимология слова сводиться к понятиям «козел», «цап». Во время Русско-польской войны 1654—1667 года, когда в Московии солдаты носили бороды,...
    715
    viktor_chumak 14 апреля 21:33

    РОССИЯ ПРОТИВ РУСИ - 4

    Если вы прочитали предыдущие три части, то, естественно, возникает вопрос: не перейдена ли граница допустимого, не нафантазировал ли я. Ну что ж, давайте пройдёмся по основным вехам и выясним, что тут правда, а что выдумка. Начнём сначала.Основой для моего исследования стала книга основоположника российской археологии А.С.Уварова.Граф Алексей Сергеевич Уваров (28 февр...
    729

    Древнерусские технологии в жизнь: изготовление традиционной медведоустойчивой двери на подпятниках

    Древнерусские технологии в жизнь: изготовление традиционной медведоустойчивой двери на подпятниках (Видео)Видео будет интересно многим, особенно тем, кто строит деревянные жилища по древнерусским технологиям, в нем буквально по пунктам показано и рассказано как изготовить в диком лесу столярное изделие от  момента валки дерева, до момента монтажа т...
    877
    NATA-SHA 14 апреля 14:56

    Многие вещи из повседневной жизни россиян, привычки.

    Многие вещи из повседневной жизни россиян, привычки и традиции не просто удивляют, но даже шокируют европейцев.Подстаканники, зеленка, гречка... Что еще в россиянах, да и в принципе во всех жителях постсоветских стран удивляет иностранцев?Sputnik France составил топ-10 странных обычаев жителей России, среди которых любимые и белорусами березовый сок и гречневая каша. ...
    781
    NATA-SHA 14 апреля 14:15

    Неудобные темы в истории России, о которых не принято вспоминать.

    В истории нашей страны существует достаточно спорных моментов, о которых официальная историография предпочла бы забыть или замазать эти неприятные огрехи.На умалчивании некоторых деталей строится идеология о великой «духовности» прошлого России.Легенда о выборе верыКак выяснилось, впервые хрестоматийная легенда о том, что Владимир I крестил Русь, появилась лишь в 14 в...
    875
    NATA-SHA 13 апреля 22:50

    «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»: каким был русский учебник истории в XVII век.

    В XVII-XVIII веках в России очень популярна была книга под названием «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Можно сказать, что для образованной публики того времени этот текст был примерно тем же, чем для наших современников является «История государства Российского» Карамзина. Со «Сказания» начиналось изучение родной истории, эта книга была отправной то...
    772
    NATA-SHA 11 апреля 21:30

    Какие глаза считались красивыми на Руси.

    Для живших по наитию людей прошлого, полагавшихся в своих выводах на житейский опыт, фольклорные представления и религиозное мировоззрение, цвет глаз являлся мерилом определения душевных качеств человека. В связи с этим наиболее привлекательными на Руси считались голубые глаза, в то время как карие и зеленые несли на себе некий негативный отпечаток.Голубые глазаСоглас...
    1030

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНС

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНСБизнесмен и меценат Константин Малофеев, избранный 10 апреля заместителем главы Всемирного русского народного собора, в интервью Царьграду рассказал, какие задачи, по его мнению Собор призван решать прежде всего. "У нас плохая Конституция. В ней слово "ру...
    1012

    «Запретное» знание у всех на виду! Часть 2 - Апока́липсис (*) (Текст эмоциональный, следите за знаками препинания!)

      В продолжении первой части, чувствую необходимость раскрыть полностью образ, заложенный в сюжет «Изгнание из Рая». Многие его знают и воспринимают так, как Вас научили, как он записан в Писании. Как строить Восприятие этого момента каждый определяет сам. В основном людей учат абстрактному поеданию «запретного» плода яблока (грехопадению) и последующему н...
    931
    Ros Orthodox 7 апреля 19:19

    Богородица. Земной путь.

    https://www.youtube.com/watch?v=rB1kelDWulg ...
    1656
    NATA-SHA 7 апреля 17:37

    Кистень 2.0: работа над ошибками.

    Около полугода назад я уже писал статью про кистень. Но полгода - это порядочный срок, и должен признаться, что за это время мне пришлось пересмотреть кое-какие свои взгляды на это оружие. Русский кистень своеобычен; видов этого оружия, строго говоря, два, и оба разнесены не только по боевому применению, но даже и по времени. По эпохам.Неизменным остается лишь один фа...
    990

    Про помело и ступу

    Вопрос Катару: "Дорогой комиссар. Поясните, почему Пушкин писал "там ступа с бабою Ягой идет бредет сама собой". Почему бабка не летает в ступе на помеле?"(Александр Уфимцев. Владивосток)Ответ: https://zen.yandex.ru/media/bylina/pro-pomelo-i-stupu-5ca9e6e2ee35cf00b33c23c7...
    1151
    Sage 7 апреля 12:45

    “Ведать” – значит знать. Что же ведали наши далекие праотцы и матери?

    Говоря о предках, один из исследователей до христианской Руси С. Лесной отмечал: “Говорить о язычестве, даже вспоминать о нем, считалось грехом, а между тем в религии древних русов не было ничего такого, чего мы могли бы стыдиться”. “Это; была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая”. “Ведать” – значит знать. Что же ведали наши да...
    3148
    water 6 апреля 10:32

    Архангельск: деревянная крепость скрыта под оградой парка

    Архангельск, рисунок конца XVII века. Слева — каменные гостиные дворы, в центре — деревянная крепость, справа — Михайло-Архангельский монастырь в НячерахВ основании Архангельска был большой экономический и внешнеполитический смысл. Явление в 1553 году к Николо-Корельскому монастырю «Эдуарда Бонавентуры» с Ричардом Ченслером на борту открыл новые возможн...
    897
    Наталияюжная 5 апреля 16:20

    Ледовое побоище: великая битва Руси против Запада

    5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Русские воины под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей, собиравшихся нанести удар по Великому Новгороду. Эта дата долгое время не имела официального признания в качестве государственного праздника. Лишь 13 марта 1995 года был принят Федеральный закон...
    874

    Кто такие варяги?

    Ю.Максименко: кто такие варяги?Чего только не придумывали про варягов фальсификаторы-русофобы, призванные Романовыми писать историю династии вместо подлинной истории Руси, дабы подменить вторую первой. Оно и понятно, что для обоснования правления в России не совсем русской династии, пришедшей к власти не без помощи Ватикана, необходимо бы...
    10743
    Sage 1 апреля 17:01

    ДОХРИСТИАНСКАЯ АРХАИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ.

    "Храмъ"-от полногласной формы "хоромы", т. е. "круговая постройка", святилище.Христианство вобрало в себя многие местные верования и обряды, что привело к образованию в Западной Европе «католического язычества», а в Восточной Европе «православного язычества». После крещения Руси наступил длинный период двоеверия: смешения христианства с язычеством. Слав...
    1506
    Славик Яблочный 28 марта 12:44

    10 марта 1901 года в "Церковных ведомостях" было опубликовано..

    *Пишет на своей странице Андрей Юферев с ПГМ на все 100500% - вот свои суждения излагает ниже: https://vk.com/wall117701175_19882 ****Определение Святейшего Синода об ОТПАДЕНИИ ЛЬВА ТОЛСТОГО ОТ ЦЕРКВИ.(- Что же такого содеял страшного Лев Толстой?)В Определении извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной Церкви, так как е...
    3234
    sugochka 28 марта 10:26

    Зачем тюрки строили четыре минарета. ЧЕТЫРЕ СТОЛБА МИРА в ТЕНГРИАНСКОМ представлении.

    Строительство минаретов(башен) были присущи храмовым комплексам до ислама.Было такое понятие и в христианстве, как СТОЛБНИЧЕСТВО, и столбник(религиозный служитель столба). В том числе, минареты красовались в храмовом комплексе самого величественного храма Бога- АЙА -СОФИЯ, что находится ныне в Турции, до владычества Османов. И до прихода ислама на земли Константинопол...
    1120
    Славик Яблочный 28 марта 10:14

    Руна "Альгиз" на стенах "Храма гроба господня"

    Как она туда попала?Кто знает ответ а ?"Альгиз (Algiz) – это сильнейшая руна защиты. Символизирует соединение с Высшим Сознанием. Расширяющее чувство всеединства. Обретение высшей протекции и абсолютной защиты. Приобретение согласия с волей Неба. Используется для привлечения удачи, получения силы, защиты от зла". Много лет меня интересует одна загадка, н...
    6180
    sugochka 28 марта 09:07

    Исконная русская Вера. Научный взгляд

    Знаете ли вы, какой религии придерживался русский народ всего 500 лет назад? Во что верил, кому молился, кем себя считал?Наши СМИ, наши учебники, наши кинофильмы старательно уверяют всех нас, что Россия была христианской. Однако во всем этом хоре совершенно не слышно одного, но очень важного голоса: голоса ортодоксальной исторической науки, мнения Исторического отделе...
    2001
    sugochka 22 марта 15:08

    Науруз

    Читатель, привыкший встречать Новый год «по-европейски», то есть в январе, наверное, удивится тому, что в старину булгары отмечали его... в марте. Официальное булгарское название Нового года - Науруз (Новый день) имеет индоарийское происхождение. Но были в ходу и народные названия новогоднего праздника - по имени главных обрядов этого торжества: «Карга боткасы» и «Кар...
    1323
    ДаБудетСвет! 22 марта 09:05

    БАЛКАНСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Магия Древнего Египта зачаровала многих. Видя его монументальные храмы, статуи, красивые фрески, невероятные украшения и не на последнем месте величественные пирамиды, у любого человека буквально замирает сердце и останавливается дыхание. Истории Хачепсут, Ехнатон, Тутанкамон, Рамзес Велики и др., и сегодня вызывают заслуженное восхищение. Да, нужно прямо сказать - Ег...
    1204
    Славик Яблочный 21 марта 17:43

    "Цели и деяния сионистов" - "Оккупация 101"

    Документальная лента-победительница семи кинофестивалей "Оккупация 101" рассказывает о фактах, старательно умалчиваемых мировыми средствами массовой информации касательно израильско-палестинского конфликта и образования одного государства за счёт уничтожения другого.  "Оккупация 101" обличает тиражируемые в СМИ ложь и мифы о положении в регионе. Фил...
    3476
    sugochka 19 марта 15:24

    Тайна пророка Валаама

    «Название острова Валаам происходит от финно-угорского «валамо» - высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка и они нарекли его Валаамом».Путеводитель. «Республика Карелия», М., 2000 год. О Валааме написано столько, что, казалось бы, уже не имеет большого смысла вновь возвращаться к этой теме. Однако, сегодня наш разговор...
    1476

    О русском Православии ©

    Как называется древняя вера русов? Такой вопрос часто задают с провокационной целью. Типа нет у русов никакой религии кроме православной. Есть только языческая - это когда дикие русы, недочеловеки по выражению одного церковного деятеля, еще бегали по лесам. Но ответ есть. Как и вера. Но для начала обозначим, что есть вера, а что религия. Вера - это облас...
    1497
    sugochka 18 марта 21:04

    Спор язычников и христиан.

    Представляю отчёт исследователя и публициста Романа Тадеушевича Ключника о круглом столе, прошедшем 2 марта в СКК на православной ярмарке. Здравия, Всем 2 марта прошел интересный и успешный диспут с христианскими деятелями на нашу тему - о так называемом ими "неязычестве". Об этом я сейчас расскажу, включая отмеченный немаловажный опыт в ходе этого мероп...
    1341
    Славик Яблочный 18 марта 00:41

    20-летие бомбардировок Югославии: ради чего Запад убивал людей?

    Автор: Дмитрий КиселёвСкоро мир отметит 20-летие варварских бомбардировок Югославии. До конца прошлого века на Балканах размещалась крупная и процветающая европейская держава — Югославия — с сильнейшей армией и особым укладом жизни. Однако межнациональные конфликты, раздутые не без помощи США и НАТО, развалили страну. Вдобавок американцы еще и стали бомбить неког...
    2964
    sugochka 16 марта 17:52

    Ангел викингов. Церковь в деревне Скибет

    В доброй половине датских храмов (статистика непредставительна, соответствует собственным наблюдениям) сохранились романские купели. Века так 12 примерно, поздние викинги. Тяжелые каменные крещальни затруднительно было украсть или уничтожить. Они и сейчас выполняют свое прямое назначение.Но вот такую, с ангелом, я видела впервые. В церкви сохранились так...
    1920
    sugochka 16 марта 11:20

    Избавились от евреев банкиров, теперь избавляются от религий!

    Исландия принимает декларацию: все религии являются оружием массового поражения. Follow Laughing in Disbelief!Liberté, égalité, absurdité.Рейкьявик, Исландия - парламент Исландии проголосовал за то, чтобы классифицировать все религии как оружие массового уничтожения. Ислам, христианство, иудаизм, индуизм и буддизм теперь относятся к той же категории, что и ядерное ор...
    15733

    Где молились русы ©

    «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери» - высказался о славянах патриарх РПЦ Кирилл Гундяев. По его словам, русы бегали по лесам и поклонялись дубам и деревянным истуканам. Насколько это верно, поищем в Велесовой книге.Дощечка 14Рщена намо о щасы старе, кодыже яхомь храмiе сва Карпенсте.Она ...
    1755

    Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев

    Старообрядческий портал "Русская вера" объявил, что начинает первую публикацию "Русского летописца" — рукописи, которую старообрядцы считают "первоисточником" знаменитой "Повести временных лет", опровергающим общепринятое мнение о Киеве как о "матери городов русских". При этом опрошенные историки скептически отнеслись к находке, отметив, что по летописям уже проводили...
    2024
    Vladimir NN 11 марта 16:29

    Дети! Будьте осторожны!

    Если в вашей домашней библиотеке вы вдруг обнаружили книгу под названием «Библия», которая начинается словами:«В начале сотворил» или «В начале сотворения», «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною,..», и в ней встречаются именования "элоhим, иегова, яхве", то это означает, что ваши родители или- талмудисты иеговисты сектанты;- их обманули;- не ведают о ней...
    1871

    Всё же кириллица или глаголица?

    Глаголическое письмо, добившись немалых успехов на первом этапе строительства нового литературного языка, поразив поначалу воображение многих своей свежестью, небывалостью, яркой и экзотической новизной, своим таинственным обликом, чётким соответствием каждого отдельного звука определённой букве, постепенно стало терять позиции. В глаголице сызначала присутствовало ка...
    1889
    sugochka 8 марта 22:51

    Мерзости Талмуда.

    Цитаты из первоисточника под названием «Талмуд»: «Если еврей имеет коитус (половой акт) с нееврейской женщиной, независимо от того, ребенок ли она трех лет или взрослая женщина, замужем она или нет и даже если несовершеннолетний подросток только девяти лет и одного дня — вследствие того, что он имел преднамеренные половые сношения с ней, она должна быть убита». («Талм...
    6641
    Славик Яблочный 7 марта 17:33

    Опять "культы религиозные" всплыли в истории?

    Крупнейшее жертвоприношение в Новом Свете: в Перу найдены останки сотен детей и животных с вырванным сердцем..****Международная команда исследователей изучила крупнейшее массовое ритуальное захоронение в Новом Свете. Находка, прямо скажем, шокирующая: в погребении 15 века на северном побережье Перу были найдены останки сотен детей и животных.Раскопки велись с 2011 по ...
    1646
    Бонин Николай 27 февраля 22:02

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ и их роль в циклах судьбы СЛАВЯНО РУСОВ (продолжение XII).

    Исторические циклы СЛАВЯНО РУСОВ.Поглощение ТЬМОЙ.Вот они, слова ДУХА ИСТИНЫ, вложенные в уста Конфуция: "Мы отвергаем свое прошлое и стремимся в будущее, но, ошибаясь в прошлом, впадаем в иллюзию и о будущем…Традиция — корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби…".Свои под...
    2098
    Sage 26 февраля 18:08

    В честь детей сына Велеса Аргаста и Эвелины назвали сам Боровицкий холм, а также и Москов-град.

    Боровицкий холмВозвышенность, на коей стоит Московский Кремль, издревле была местом мистерий. Об этом, например, говорит основание здесь в XI веке первого московского христианского храма – деревянной поначалу, а с XV века – каменной церкви Иоанна Предтечи, «что на Бору». Эта церковь и оставалась древнейшей в Москве, пока её не снесли в 1847 году. У осно...
    2341

    Григорий Климов: Евреи - это не нация, не народ, а секта дегенератов масонского типа

    На мой взгляд, это самое важное выступление Климова (и его соратника), объясняющее сущность происхождения евреев. Отсюда можно начинать раскручивать клубок. Понять это их вырождение можно на примере их традиции обрезания младенцев на 8-й день, причиняющая генетический вред ребенку, а значит всем евреям в целом. Думаю, спасаются они только притоком новой крови извне, ...
    3138
    AllatRa 25 февраля 19:35

    Агапит Печерский. 25 февраля. Вдвоем наедине.

    Программа посвящена древнеславянскому святому, преподобному Агапиту Печерскому Врачу Безмездному ― первому Лекарю Киевской Руси, жившему в XI веке, чьи нетленные мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Вот уже тысячу лет к его мощам не прекращается людской поток, причём не только православных верующих, но и представителей других религий и конфессий, и...
    1548
    olinth 23 февраля 18:27

    Отредактировать Бога.

    Ольга ВолковаБиблия продолжает оставаться самой популярной и самой продаваемой книгой во всем мире. При этом во все времена находятся смельчаки, которые стремятся улучшить Библию, предложить лучший перевод, оптимизировать текст, а то и привнести авторские дополнения. «Огонек» изучил самые интересные опытыЭразм Роттердамский: Новый Завет с комментариям...
    1734
    Донбасс Русь 17 февраля 16:17

    Акт Константинопольского собора об учреждении патриаршества в России. 1593 год.

    Грамота Константинопольского собора об учреждении Московского патриархата. февраль 1593г.Шифр рукописи: ГИМ, синод. №198 (339/СХСIХ), 1593г.Вероятно, существует 2-й экземпляр грамоты хранящийся в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет); шифр: №508(976), ? год. Перевод по изданию: журнал «Труды Киевской духовной академии» 1865г., том 3, стр. 237-248.  ...
    1735
    Елена Талаева 15 февраля 15:14

    Читайте старые книги... Они хранят древние знания

    Даже прочтение одной книги начала XIX века может навести в голове порядок.Влюблен? Дальше все ясно: Свадьба - Супружество - Дети. Сразу скажу, это было ясно нашим предкам. А у нас в голове сейчас каша.С детства меня ставила в тупик одна странность в сказках или фильмах:  Иван-царевич нашел свою Царевну-лягушку, прилетели они домой и все, сказке конец. Почему...
    3658
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    2125
    Sage 12 февраля 17:23

    ГДЕ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВѢДИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРЕДКОВ?

    — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.— Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь». — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед: одни записаны и замаскированы ...
    2881
    Дед Мороз 1 февраля 12:26

    Почему Кремль не заметил 365 лет Переяславской Рады?

    Узнал на днях, что власть проигнорировала одну важнейшую историческую дату в судьбе великой России, которой более тысячи лет. Что в принципе неудивительно для режима, считающего датой своего основания день отделения от СССР 12 июня 1991 года. Главное таких ключевых дат в нашей истории раз-два и обчелся. Это год крещения Руси, который заложил основы славянско-православ...
    2587
    Арина Русский вопрос
    31 января 12:54

    Троице Сергиева Лавра отфотографировала и выложила в интернет 14568 рукописей из своих фондов.... Это церковные книги, летописи, старинные переводы святых отцов, литературные и канонические сборники, сочинения лаврских богословов 18-19 века.

    Там можно жить ГОДАМИ....С богословскими целями, с историческими, с историко-литературными. Да просто чисто из эстетства.Половина этого нормальным способом до сих пор не издано. А тут бац - и вывалили из под спуда. И читай, читай, читай, если хочешь и буковки разбираешь.Выходит из под воды весь этот рукописный айсберг и несчастные идиоты даже приблизительно не предст...
    2760
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика