• РЕГИСТРАЦИЯ

Что делать, если чье-то творчество оскорбляет. Художник Гор Чахал – о месте сакрального в современном искусстве.

Крестьянин
"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"
22 марта 13:07 0 1000

Почему к работам современных художников часто требуются пояснения, могут ли они бережно, без эпатажа говорить о вере и Боге, как актуальное искусство может взаимодействовать с церковным и где проходит граница между свободой творчества и недопустимым –  рассказал художник Гор Чахал.

Оксана Головко задала несколько вопросов Гору Чахалу:

– Икона всегда развивалась и менялась – но именно как искусство, прежде всего литургическое. Существовала также религиозная живопись, которая через трактовку религиозных сюжетов давала возможность художнику выразить свои мысли по этому поводу. Вписываются ли эти принципы в то, что принято называть христианским актуальным искусством?

– После того, как был сформулирован догмат об иконопочитании на VII Вселенском Соборе в 787 году, иконопись начала развиваться по своим специфическим законам примерно до XV века, когда на Востоке пал Константинополь и развитие искусства прекратилось, а на Западе началась эпоха «Возрождения». Это можно охарактеризовать тем, что люди «устали ждать» пришествия Царствия Небесного и занялись обустройством жизни на земле. Католическая Церковь начала активно адаптировать все новейшие достижения искусства своего времени.

Несколько лет назад в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка шедевров Ватиканской пинакотеки, которая наглядно показала, как развитие западного искусства привело к его полной десакрализации. Я тогда охарактеризовал ее так – «Вниз по лестнице, ведущей вверх».

Выставка из коллекции музеев Ватикана – наглядная иллюстрация истории расцерковления католического искусства. Сначала приличные иконы. Потом они теряют надписание, становятся религиозными картинами. Под музыку ангелов с лютнями начинается эпоха «Возрождения». Вперед вылезает телесность и эмоциональность. Героев обуревают дикие страсти. Затем изображение постепенно стушевывается в сумерках психологизма, и сердце успокаивается астрономическими наблюдениями планет Солнечной системы в ночи. Школьников можно водить!

Динамическая инсталляция Гора Чахала «Жезл и крест» в иконотеке А.Н. Овчинникова Реставрационного Центра им. Грабаря в 2019 году

Такая ситуация сложилась, потому что подпольное искусство 80-х в основном питалось из европейских источников, далеких от религии. Европейские интеллектуалы тогда были большей частью радикально левыми: троцкисты и маоисты, подросшие дети революции 68-го года, к 80-м получившие значительную власть в культурных институциях и фондах.

Сам принцип творчества основан на вере

– Икона развивалась логично, это развитие базировалось на жизни художников внутри Церкви, на глубинном понимании традиции. Не было такого: «А давайте-ка я создам нечто новое», но в итоге новое получалось. Вы действительно считаете, что в церковном искусстве не должно быть модернизации? Какой путь взаимодействия иконописи и светского искусства вы предлагаете?

– Я противник «модернизации» иконописи по лекалам современного светского искусства. Литургическое искусство развивается по своим специфическим законам. Их иконописцам и надо придерживаться. Кстати, я совершенно не понимаю часто встречающейся критики: дескать, почему иконописцы обращаются к образцам древней иконописи, у нас, мол, XXI век на дворе. Обращение к архаичному художественному языку, к примитиву в светском искусстве называется авангардом, «актуальным» искусством, а то же самое у иконописцев объявляется мракобесием и ретроградством. Абсурд какой-то.

Когда я определял термин «христоцентризм», то писал, что этим термином можно охватить несколько кругов сакрального творчества современных художников, взаимодополняющих друг друга.

Первый и наиболее узкий круг – это круг литургического, канонического церковного искусства вокруг его центра – престола, алтаря. Сюда входит и авторская икона – направление, начавшее складываться в последнее десятилетие после прекращения гонений на Церковь прежней богоборческой властью, церковная утварь, литургическая музыка, богослужебная гимнография, храмовая архитектура.

С ним в какой-то степени пересекается более широкий круг неканонического или светского современного искусства, говорящего о христианской проблематике современным художественным языком. Оно связывает реалии и проблематику современного общества с исторической традицией, молитвословие с богословием, литургию с проповедью, миссией, исповедью, отражением личного духовного опыта.

Третий, самый широкий круг – искусство, связанное с христианством опосредованно, близкое ему по духу, мировоззрению. Творчество, характер которого сформировался в результате преображающего воздействия христианства на ландшафт всей мировой культуры.

Перформанс Гора Чахала «Имя Бога» на открытии выставки ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова в 2010 году

Я не раз говорил, что, по сути, сам принцип творчества основан на вере. Поэтому, можно сказать, искусства без веры не бывает в принципе, и вопрос может стоять только о ее характере – человекобожеском или же богочеловеческом. Поскольку я христианин, то для меня богочеловеческий характер искусства и его идеал очевиден. И Церковь, разбираясь в вопросах веры гораздо лучше отдельных художников, пытающихся заново изобретать велосипеды, может помочь развитию современной культуры, направив его в нужное русло.

Вообще, тема религиозности искусства последнее время стала звучать у светских искусствоведов все заметнее. Очевидно, сказывается кризис секулярного мировосприятия. Спектр различных интерпретаций этой «новой» религиозности очень широк. В связи с чем стоит напомнить о замечании протопресвитера Александра Шмемана, что нет ничего проще, чем играть на абстрактной «религиозности».

Но неочищенная, непросветленная религиозность – и есть средоточие демонического в мире. Именно поэтому объединяющим центром сакрально-художественного пространства, интересующего нас, должен быть Христос – Спаситель мира, задающий направление вектора развития творческой личности, дороги к себе.

С другой стороны, как заметил иеромонах Макарий (Маркиш) на круглом столе по итогам выставки «Двоесловие/Диалог», и Церкви без современной культуры не обойтись. Церковь – организм богочеловеческий: человек меняется, и она меняется. Церковь сейчас становится силой, выходящей за пределы церковной ограды. И миссионерское начало Церкви замечательно соединяется с различными жанрами и аспектами современного искусства. Поэтому объединять литургическое и светское современное искусство, безусловно, нужно. Другое дело, как?

В 2013 году мы сделали в Московском музее архитектуры выставку «Дары», где светское и церковное современное искусство объединилось единой экспозицией, включавшей современную каноническую авторскую икону, храмовую мозаику, светскую христианскую живопись, скульптуру, объекты, мультимедийные инсталляции, работы как воцерковленных, так и невоцерковленных художников. Выставка имела рекордную для музея посещаемость, вызвала многочисленные положительные отзывы, особенно у верующей публики. На мой взгляд, эта выставка убедительно показала возможность конструктивного взаимодействия церковного и светского современного христоцентричного искусства в едином культурном пространстве.

Вид экспозиции выставки «ДАРЫ» в Государственном музее архитектуры им. Щусева в 2013 году

Современный художественный язык – не препятствие для христианской культуры. Церковный и светский художественные языки не только не противоречат, но и дополняют друг друга, связывают реалии и проблематику современного общества с исторической традицией, литургическое действие и проповедь, молитвословие и богословие. Такую полифоническую форму экспозиции я считаю эталонной, наиболее актуальной для масштабных публичных художественных проектов, способной заинтересовать зрителей разных взглядов, стилевых предпочтений, жизненного и культурного опыта.

– Уже привычно, что современное искусство – это про эпатаж, про игру со смыслами и так далее. Может ли оно бережно обходиться с сакральным?

– Да, и примеров много. Это и проект РОСИЗО «Вне канона», включавший целую серию передвижных выставок по России в 2014-2016 гг., и проект Российской академии художеств «Византия.RU», организовавший фестиваль современного христоцентричного искусства в Херсонесе в 2015 году, сразу после воссоединения Крыма с Россией, и коллекция священника Андрея Юренева «Музей современного христианского искусства», и недавняя выставка молодых кураторов Антона Беликова и Кэти Меладзе «После иконы» в Храме Христа Спасителя, и мои художественные и кураторские проекты.

Например, «Апофатика». Центральное произведение художественного проекта, созданного специально для выставочного зала Зверевского центра современного искусства, представляет собой 5 двусторонних зеркальных пластин, из поверхности которых вырезано и удалено слово ИИСУС, одно из именований Божиих, напоминая таким образом о моей работе «Имя Бога», известной публике.

Отражающееся на остающейся поверхности пластин окружающее пространство, включая находящихся там зрителей, можно охарактеризовать визуально как пространство, где Иисуса нет. Мир без Бога. В то же время пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным», приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас.

Этапы развития диалога Церкви и современного искусства можно коротко обозначить и описать наглядно в выставках, которые организованы с моим участием.

Первый шаг. Выставка «Двоесловие/Диалог» в нартексе храма мч. Татианы при МГУ. Церковь открывает двери и пускает на свою территорию искусство актуальных художников, наглядно демонстрируя открытость и готовность к диалогу с современной культурой. Несмотря на местами достаточно ожесточенную полемику, выставка вызвала интерес и широкий резонанс у аудитории, как светской, так и церковной.

Вид экспозиции выставки ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова в 2010 году

Второй шаг. Выставка «Искусство и религия в пространстве современной культуры» Российской академии художеств. На одной выставочной площадке, хотя и в разных залах, рядом экспонировалось церковное и светское современное христианское искусство. Выставка прошла мирно, не вызвав никакой негативной реакции у публики.

Вид экспозиции выставки «Искусство и религия в пространстве современной культуры» в Российской Академии Художеств в 2013 году.

Третий шаг. Выставка «Дары» в Государственном музее архитектуры.

В 2016 году все проекты в этом направлении были по неизвестной мне причине свернуты. Но сейчас ситуация вроде бы потихоньку опять улучшается.

У верующего художника не может быть желания оскорбить Бога

– Человек, даже не зная богословия иконы, поймет, чей образ на ней изображен. В религиозной светской живописи тоже все в этом смысле понятно. Почему же к работам современного искусства часто требуются пояснения?

– Я не вижу здесь противоречий. Язык современного искусства понимают единицы. Мы жили под железным занавесом 70 лет, любые направления искусства, кроме социалистического реализма, загонялись в подполье, если буквально не уничтожались. В результате в стране тотальная культурная неграмотность. Поэтому, конечно, надо объяснять, по крайней мере то, что можно объяснить. Со временем необходимость отпадет, но вряд ли скоро.

– Где для вас проходит граница между свободой творчества и тем, что недопустимо?

– Сама постановка вопроса: где для меня лично проходит граница, бессмысленна, по-моему. У меня как верующего человека не может быть желания оскорбить Бога вообще. О какой границе может идти речь? В каждой своей работе я хочу прославить Его.

Что же касается оценок чужого творчества, то если я считаю, что чье-то произведение может быть оскорбительным для меня, я лично стараюсь не смотреть на такие произведения. Если же меня, как публичное лицо, просят высказаться об этом, я не ухожу от ответа.

При этом я, как христианин, всегда прислушиваюсь к мнению священноначалия.

Гор Чахал. Фото: Музей Архитектуры / Facebook

У меня был случай в 2008 году, когда “Винзавод” потребовал у меня справки из Патриархии, что мои работы не вызовут возмущения верующих.

Я обратился тогда за помощью к отцу Всеволоду Чаплину, и тот посоветовал мне убрать две работы из экспозиции, сославшись на то, что, по его мнению и мнению людей, с которыми он посоветовался, они могут вызвать у определенной части верующих неприятие. Я послушался его и убрал эти работы. Впоследствии на круглом столе такие священники, как отец Валентин Асмус и отец Федор Котрелёв, не нашли в этих работах ничего предосудительного для верующих. Да и сам отец Всеволод Чаплин через несколько лет изменил свое мнение. Так что тут все относительно.


ПРАВОСЛАВИЕ И МИР



"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

О паспортах и пенсиях для республик Донбасса

 Не успел Путин подписать указ об упрощении получения гражданства Российской Федерации для жителей ЛДНР, а в сети уже началась целая серия истерик. И это не литературное преувеличение, а к...

Есть ли дно у днища? Палач одесситов в эфире "Эха Москвы"

«Эху Москвы» и Алексею Венедиктову посвящается  Наверное, это будет первый в моей практике дичайшего уровня нетолерантности пост. Просто потому, что «Эхо Москвы» пригласило в свой э...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Как за 5 минут стать знатоком живописи и научиться отличать Моне от Мане

    Зачастую даже самый образованный человек, попав в музей, может распознать лишь «Мону Лизу» Леонардо да Винчи и «Черный квадрат» Казимира Малевича. Но мировая история живописи насчитывает десятки имен гениальных художников, запомнить которые кажется нереальным.Мы в AdMe.ru подготовили краткий ликбез по самым известным мастерам изобразительного искусства.1.Если картины ...
    1776
    Марина 12 апреля 08:11

    10 интересных секретов в "Гарри Поттере"

    Серия книг о Гарри Поттере полна тайн и вопросов без ответов. Как можно найти полукровок? Как рождаются полукровки? Кого принимают в Хогвартс и почему? Что увидел Дамблдор, стоя с Гарри перед Зеркалом Еиналеж? Говоря о Гарри, откуда взялось его огромное состояние? Хорошая новость в том, что, как у истинного поклонника Гарри Поттера, у меня есть ответы на вопросы, кото...
    1502

    Кот в сапогах» Перро, Шарль (1628-1703). Перевод И. С. Тургенева. Рисунки Густава Дорэ 1908

    Кот в сапогах» Перро, Шарль (1628-1703). Перевод И. С. Тургенева. Рисунки Густава Дорэ 1908 w...
    942

    Фантастические фантазмы Луиса Ройо

    Фантастические фантазмы Луиса Ройо Любимый художник Брата Лиса, его подруги Королевы Конта Матильды и Дрю Лермонд!О нём много написано, но главное на сегодня : Ройо центральная фигура книжной и журнальной иллюстрации. Среди его клиентов - европейские и американские издательства. С развитием интернета растёт армия поклонников художника; параллельно появл...
    1674
    Авдей ИЗО
    2 апреля 16:05

    Наш ответ Барби. Волшебные куклы Ларисы Исаевой.

    Предлагаю слегка отвлечься от выборной клоунады в цирке у соседей и посмотреть на наш ответ на их Барби (или как принято сейчас выражаться - ихней)  - на куклы ручной работы мастерицы Ларисы Исаевой Источник ...
    4531
    Веб Рассказ 30 марта 13:44

    Дома новы, а предрассудки стары. Желание быть русским-10.

    Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже: Ссылка на видео: https://youtu.be/tzj1pQD1tqYПлейлист Желание быть русским - все части* * *РазнородцыТысячелетний исторический опыт созидания и распада держав учит: почти каждый народ, даже самый немногочисленный, мечтает о независимости, подобно тому, как самая невзрачная кассирша грезит,...
    1268
    rst 27 марта 22:47

    Пассионарность

    Зацепился взгляд за вот эту статью. И пошли клочки по закоулочкам.  Сначала Икар:Ἴκ αρος = проверьте это (С нотками - Nullius in verba)Ἴκα = worm = выпытывать, разузнавать,  ползти, продираться. Ну и существительные - червь, глист, презренная личность.При этом,ρος = вес (рус.)ρος= time(англ.) = времяρος= pondus (лат.)= весТеперь с Дедалом:δαίδα λος - да...
    1414
    y4astkoviu 27 марта 07:36

    Бригада юности нашей!

    В Екатеринбурге на ул.Орджоникидзе, 12, появилась новая работа Славы PTRK. Черепашки ниндзя и Эйприл предстают в образе героев сериала «Бригада». Этот рисунок — очередной в серии Славы «Детство перед телевизором». О том, как персонажи разных мультиков и фильмов иногда смешиваются в сознании зрителя. ...
    1454

    Роспись по стеклу

    Такие вещи могут радовать глаз и родным и близким. И могут стать хорошим подарком для друзей.Твори, если можешь. А если не можешь, п...
    1532
    Марина 13 марта 17:18

    Шведский экспериментальный проект по найму того, кто не будет ничего делать всю оставшуюся жизнь

    Если идея получать достойную ежемесячную заработную плату и не делать ничего или делать то, что вы хотите всю оставшуюся часть вашей жизни, кажется заманчивой, вы можете заинтересоваться этим шведским экспериментальным проектом, для которого планируют нанять очень удачливого человека без какой-либо ответственности и всего с одним очень простым требова...
    1991

    Масленица в живописи

    Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит. Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит. Это Масленица мчится вдоль по улицам родным. Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим: Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой… Стихи: Ираида Мордвина Юрий Верещагин. Большая масленицаВот и наступила Масленичная неделя - ещ...
    1830
    Kristina (Dosifeja) Kuznezova 20 февраля 18:10

    У меня новые

    штаны;)).Не развешивали уши, развесили работы. ...
    1958

    Как выходит, что люди с картин смотрят прямо нам в глаза, где бы мы ни находились

    Каждый человек воспринимает искусство по-своему, субъективно. Однако, есть один в живописи эффект, который почти все видят одинаково. Речь идет о странном взгляде с портрета, направленном прямо на зрителя, под каким бы углом тот ни рассматривал картину.Как выходит, что люди с картин смотрят прямо нам в глаза, где бы мы ни находилисьИскусство, как принят...
    2249
    Grand Фитиль
    16 февраля 06:40

    Загадочная картина: «Старый рыбак» художника Чонтвари

    Одна из самых загадочных картин, "Старый рыбак", принадлежит кисти венгерского художника-самоучки по имени Тивадар Костка Чонтвари. Тивадар Костка Чонтвари. Старый рыбак. 1902Аптекарь по профессии, Чонтвари написал картину в 1902 году, заложив в нее свой подтекст и изобразив на ней двух человек, две сущности... Однако при жизни автора секрет картины так ...
    4141

    Великая Сара Бернар - знаменитая актриса и неизвестный скульптор

    «Божественная Сара» - именно там публика называла одну из самых известных актрис конца 19-начала 20 вв Сару Бернар. Незаурядная внешность, драматический талант, волшебная энергетика сделали ее тогда известной на весь мир. Однако звезда «Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.&...
    2204
    Авдей ИЗО
    9 февраля 12:39

    Вопреки гравитации

    Сегодняшнее искусство поражает своей оригинальностью и изобретательностью. Современные ваятели в своем творчестве используют все доступные технологии, с помощью которых они создают потрясающие шедевры. Перевернутый автомобиль от скульптора Alex Chinneck. Гимнаст, застывший в воздухе от скульптора Jerzy Kedziora ...
    4177
    Vik ИЗО
    5 февраля 14:41

    Свиньи и высокое искусство

    5 февраля наступает год Жёлтой Земляной Свиньи по китайскому календарю. Конечно, и за пределами Китая многие не упустят возможность лишний раз встретить Новый год (тем более праздновать его следует целых две недели). Артхив же не упустит случая рассказать несколько историй о картинах и гравюрах со свиньями. Смотрите и... Свинья святого АнтонияСвятой...
    2575
    fkmrf123 27 января 18:07

    Гиперреалистичные деревянные скульптуры

    Дерево как-будто оживает под резцом итальянского скульптора Бруно Валпота (Bruno Walpoth) – его скульптуры настолько реалистичны, что на первый взгляд не совсем понятно, то ли перед вами живой человек, то ли неподвижное изваяние. Бруно тонко прорабатывает все детали, и только следы от инструментов и потертости на поверхности дерева напоминают, что эти с...
    1830
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика