• РЕГИСТРАЦИЯ

Фауст: «Ах, две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые, - и жаждут разделенья»

6 2434

Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить... Упреки Православию за его призыв к покаянию в своих грехах являются лишь скрытой попыткой оправдания своих злых дел и безнравственных поступков. Покаяние перед человеком и перед Богом является необходимым актом очищения своей совести и исправления себя. Ибо в противном случае человек ржавеет и теряет чувство различения добра и зла. А это приводит к самым печальным последствиям не только для его жизни...

Известный либеральный телеведущий и безбожник Владимир Познер, отвечая на вопрос на своем портале Познер-онлайн, заявил, что «Православие - безрадостная религия, тяжелая, призывающая ко всякого рода страданиям, лишениям, ради того, что когда-нибудь, потом... Она не вызывает желание жить сейчас хорошо».

Подобный взгляд, как ни странно, разделяется и некоторыми православными, сторонниками т. н. «православия-лайт», в соответствии с которым земная жизнь человека самодостаточна, а значит, можно наследовать Царствие Божие, проводя свою земную жизнь в наслаждении, веселье, в погруженности в мирские заботы и забавы. Именно эта гедонистическая позиция позволяет «оправославливать» те вещи, которые не имеют никакого отношения к Православию. Таким образом появляются - православный банкинг, православные футболки, православные ночные клубы, православные увеселительные мероприятия и т. д. и т. п.

«Какой должна быть земная жизнь православного христианина? Как Вы оцениваете вышеописанные тенденции?» - с этими и другими вопросами мы обратились к профессору Московской духовной академии, известному русскому богослову, педагогу и публицисту Алексею Ильичу Осипову.

Критика христианства за будто бы проповедуемый им безрадостный образ жизни проистекает из полного незнания Православия. Указывают на посты, сдержанную одежду, необходимость ходить в храм, сознавать себя грешными (а не святыми?), каяться в грехах и проч. При этом не хотят даже знать, что в действительности предписывается церковными правилами и зачем это делается?

Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить.

Они говорят: ешь, питай свое тело, но не объедайся; можешь пить вино, но не пьянствуй; женись и выходи замуж, но не блуди; веселись, пой и танцуй, но не безобразничай; одевайся, но не бесстыдничай; говори правду, будь честен, справедлив, человеколюбив, но не лги, не клевещи, не воруй и т.д. Сам Христос на свадьбе в Кане Галилейской, без сомнения, и ел, и пил, и пел, и был, конечно же весел, а не сидел как черная туча.

То есть в христианстве одинаково неприемлемы как языческая вседозволенность, которая некоторыми лукаво выдается за духовную свободу, так и законническое, часто носящее фарисейский характер, рабство букве внешних предписаний. Где же критерий истинности? Он в искреннем следовании евангельской совести и примере поведения Самого Христа. Только на этом пути можно избежать скорбей и страданий. К этому, а не к страданиям Он призывал, и учил как правильно к ним относиться, когда они случаются.

Упреки Православию за его призыв к покаянию в своих грехах являются лишь скрытой попыткой оправдания своих злых дел и безнравственных поступков. Покаяние перед человеком и перед Богом является необходимым актом очищения своей совести и исправления себя. Ибо в противном случае человек ржавеет и теряет чувство различения добра и зла. А это приводит к самым печальным последствиям не только для его жизни.

Основная причина критики христианства совсем не в каких - то серьезных аргументах, она кроется в нежелании ни Бога, ни души, ни вечной жизни. Но какой оптимизм способна порождать вера в свою и всего человечества вечную смерть? И какие психологические, моральные, социальные, культурные и проч. последствия возникают отсюда? В любом случае логически оправданным остается тогда лишь одно: пока жив, бери, что можешь, и убирай со своего жизненного пути всё, что мешает. Об этом откровенно, без тени смущения проповедовал Рокфеллер: «Рост деловой активности - это просто выживание сильней­ших... Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоуха­ния, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспо­щадно обрезая слабые рост­ки вокруг нее» («Диспут». 1992. №1, с. 138).

Совсем другая картина жизни открывается для человека действительно, а не формально, верующего. Достаточно обратить внимание хотя бы на некоторые ее стороны, чтобы убедиться, какой стимул жизни, какую огромную психологическую и нравственную помощь оказывает Православие верующему в решении самых серьёзных проблем его земной жизни.

Прежде всего, это вера в то, что земная жизнь человека является только началом вечной жизни, а не бессмысленным мигом существования, чтобы затем навсегда исчезнуть, как это внушает атеизм.

Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач, всегда готовый в ответ на покаяние оказать помощь, даёт христианину твёрдость и утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжёлых нравственных падениях.

Такая вера избавляет христианина в трудные моменты жизни от разочарования, от чувства заброшенности, тоски и отчаяния, от самоубийства. Верующий понимает, что как врач в зависимости от болезни одному пациенту рекомендует курорт, а другого отправляет на тяжёлую операцию, так и всё тяжкое, происходящее с ним, «не напрасно, не случайно», а является тем необходимым действием Бога, которое обусловлено духовным состоянием человека, и необходимо ему для спасения.

Твердая вера в Бога даёт возможность правильно оценить те неизбежные несправедливости, которые происходят в человеческом мире. Верующий понимает, что никакой злодей и ничто в мире не смогут сделать ему большего, чем будет позволено Богом в качестве необходимого для него лекарства.

Знание этого оказывает самое положительное воздействие на психологическое состояние верующего человека. Оно даёт ему возможность переносить всё с мужеством и терпением, даже с благодарностью Богу. Это умиротворяет его, помогает ему посмотреть на свою жизнь иными глазами, раскаяться, измениться в отношении к окружающим. Всё это чрезвычайно облегчает внутреннее состояние человека, его семейную жизнь, общественную деятельность.

Вера в то, что Бог всех равно любит, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), спасает верующего от высокомерия, гордости, вражды, унижения других людей, останавливает его язык от злостных осуждений, клеветы и всякой неправды по отношению к любому человеку.

Вера, что эта жизнь является только тем мгновением времени, в которое человек должен сдать экзамен на честность и разумность своей жизни, чтобы затем быть принятым в вечное общение со святыми, чистыми и совершенными людьми, удерживает человека от зла, оберегает его от бездумной, стихийной, грязной жизни, от преступных дел, ненависти и т.п.

Вера православная, утверждая, что все люди заражены страстями и нет человека без ошибок и грехов, спасает верующего от непрерывных осуждений, раздражения, безрассудного гнева, помогает великодушному отношению к недостаткам окружающих людей, сохранению с ними мира, особенно в семейной жизни.

Вера словам Христа: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6: 41-42), - постоянно напоминает человеку о его страстях, трудности борьбы с ними и потому необходимости сдерживаться предъявлять особые требования к поведению другого.

Вера, что заповедь: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12), - является важнейшей в нашем общении с людьми, напоминая верующему о должном отношении к ним, о помощи, справедливости, милосердии и любви.

Вера приносит истинному христианину уже здесь, в земной жизни тот великий духовный плод радости, о котором апостол Павел писал: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Вера помогает в исцелении души от эгоизма, нелюбви к людям, лицемерия, зависти, алчности, гордыни и прочих страстей, уродующих человека, низводящих его до состояния животного и демонического. Поэтому только невидящий в себе этой грязи и не хотящий избавиться от нее может упрекнуть Православие за те его усилия и те средства, которые оно предлагает человеку, чтобы очиститься и уже здесь пережить ту неземную радость, с которой несравнимы ни какие обычные переживания.

Преподобный Серафим Саровский был настолько преисполнен радости, что встречал любого приходящего к нему не иначе, как словами: «Радость моя»! Преподобный Никон Оптинский, будучи арестован, обрит и посажен в камеру с тяжелыми преступниками, присылает оттуда записку: «Радости моей нет предела»! Игумен Никон Воробьев, который в 30-е годы «строил» Комсомольск-на-Амуре, говорил: «Какую радость давала мне в тех ужасных условиях молитва Иисусова».

Ваши рассуждения подводят к мысли, что гедонистические тенденции в православной среде, свидетельствуют прежде всего об оскудении веры. Главная причина желания повеселиться на земле - утрата веры. Была бы у человека вера - не было бы у него подобных настроений.

Эти тенденции были всегда, от начала мира. В каждом человеке, в том числе и у верующего, происходит борьба двух начал. О них хорошо сказал Гёте словами доктора Фауста:

«Ах, две души живут в больной груди моей,

Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья»!

Эта борьба - естественное явление. Но наступает трагедия, когда происходит сказанное пророком Исаией: Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Исаия 5: 20). Ибо то оправдание языческого образа жизни, которое всё чаще звучит у христианских проповедников, особенно у протестантских и католических на Западе, свидетельствует о тяжелой деградации современного христианства, о его фактически полном омiрщении. Но как предупреждал святой Исаак Сирин, «необузданная свобода есть матерь страстей... неуместной этой свободы конец - жестокое рабство» (Слово 71).


Русская народная линия

"Времени нет..."

    Долгий путь к изменению Конституции и обретению суверенитета

    Начну, как может показаться, издалека. Я достаточно много слушал различных выступлений президента Российской Федерации Владимира Путина. А на днях послушал ещё два больших интервью другого разведчик...

    А вы заметили, что Путин становится все увереннее и увереннее? Как думаете, почему?

    Вы обратили внимание на то, что в мире что-то идет не так? То ли в целом меняется энергетика пространства, то ли мы, как страна Россия (в лице Путина) меняем свою реакцию на события, то...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Парадоксы молитвы

      Высказывания афонского старца дают нам возможность немного ослабить мертвящую хватку ума, дать душе приоткрыть глаза на подлинные законы духовного мира...   Молитва и смирениеОткровение монаха жестко расставляет вещи на свои места: жизнь - и смерть. Жизнь - это стратегия Духа, в которой все непросто, а смерть - это религия диав...
      198

      А потом, вдруг, бац...

      Чипизация, вакцинация, голосование по правкам в Конституцию, коронавирус, дистанционное обучение, старцы, пророчества, перевод богослужения на русский язык, масоны, либералы, экуменисты, терроризм, беспорядки, надоел муж, теща выжила, бесогон, изоляция, коррупция, блогеры, инфоповоды, грудное вскармливание засорилось, феминизм, ...
      298

      "Что такое молитва? В чем ее сущность?"

      "Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других".Преподобный Амвросий Оптинский Скрижали сердца. О молитве Иисусовой п...
      476

      Осипов А.И. "Природа греха"

      Что понимается под страстностью? Если духовное тело не могло страдать, то ставшая дебелой, плоть подвержена всевозможным страданиям как тела, так и души. Хорошо объясняет это преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.): «Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедше...
      400

      Фильм Евгения Ташкова по роману Фёдора Достоевского "Подросток". Шедевры экранизации...

      Юный Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын помещика и бывшей крепостной крестьянки, приезжает в Петербург. Это история его поисков смысла бытия, нравственных блужданий, первой любви, ошибок и прозрений... Режиссер: Ташков ЕвгенийСценарист: Ташков Ев...
      797

      Ф.М.Достоевский "Село Степанчиково и его обитатели". Шедевры экранизации...

      По повести Ф.М.Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Печальная история о том, как наглый демагог и бездельник Фома Опискин, проживая в доме полковника Ростанева, своим словоблудием завладел душами и умами образованных и неглупых людей. У Фомы нет корыстной цели, к которой он стремился бы. Он искренен и нерасчетлив в игре. Это позволяет ему, ...
      480

      "Кроме вас больше некому сейчас. Может, как-нибудь выкарабкаемся с вашей помощью..."

      Не стану вас хвалить, дабы не вводить в искушение, однако скажу очень честно: "Кроме вас больше некому сейчас..." Живите долго, учите честно, бескорыстно! К сожалению вы имеете косвенную ответственность за нас! Я многому у вас научился! Научился искать ответы и вдохновение у самых "первых" отцов, тех что Великими звались. А если чего нет у них, касающег...
      1292

      «Впервые вижу епископа без панагии...»

      Святитель Нектарий перед кончиной долго болел тяжелой формой рака и скрывал свою болезнь. Когда скрывать мучения стало уже невозможно его отправили в Афинскую больницу. Но за лечение надо было заплатить, а денег не было. Глядя на маленького, одетого в простую рясу старичка, мучившегося от боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Он епископ», — ответила сопр...
      3847
      Крестьянин 22 апреля 18:19

      "Это было самое страшное, что я видела в своей жизни..."

      Нас в палате было четверо. И в соседней - трое. Мы сидели на кроватях, разговаривали, даже смеялись. Но меня не покидало ощущение дикости происходящего. Ждать было очень тяжело. Сначала оперировали женщин из другой палаты. Вот стали вызывать из нашей палаты. Во мне поднимался ужас от того, что совершалось на моих глазах...Позвали меня. Я зашла в операци...
      4434
      Крестьянин 22 апреля 13:42

      Л.А. Сенека: «Если не знаешь, куда плывёшь, ни один ветер не будет тебе попутным...»

      Когда кто-то в очередной раз станет уверять, что идеология не нужна вовсе, а следует жить исключительно ради «повышения благосостояния» – не верьте: это призыв вернуться к дикости. Тем более, что обычно про «неуклонное повышение благосостояния» заговаривают те лидеры, которые вообще понятия не имеют, куда двигаться и что строить, и потому вынуждены маскировать свою ид...
      1355

      Быль

      В маленьком городке ее называли Верка-потаскуха. А потом она забеременела.Ни о каком аборте Верка даже не думала. Хотя врачи брезгливо сказали: «Тебе-то зачем?» Но ей было все равно, что они говорят. На обследования не ходила. Думала о том, что станет у неё в жизни теперь всё по-другому. Не как у них с матерью-пьяницей...***...В один из дней завалилась ...
      2767

      Ужасы Иудейской войны...

      Страшную во всех отношениях картину представляла Иудея в первой половине I века по Р. Х. Терзаемая внутренними неурядицами, борьбою партий, грабежами разбойничьих шаек, ежеминутно дрожа пред кинжалами наемных убийц – сикариев, угнетаемая множеством прямых и косвенных налогов, страдая от хищничества собственных первосвященников и стеня под гнетом непопулярных царей, го...
      627

      Достоевский о двух самоубийствах...

      "Что мне теперь ваши законы? К чему мне ваши обычаи, ваши нравы, ваша жизнь, ваше государство, ваша вера? Пусть судит меня ваш судья, пусть приведут меня в суд, в ваш гласный суд, и я скажу, что я не признаю ничего..." Ф.М.Достоевский "Кроткая" Любите друг друга - Федор Достоевский - Библейский сюжет  ...
      474

      "Ваш кандидат, а в прошлом он лабазник, вам иногда устраивает праздник..." О творчестве Владимира Высоцкого.

      Слева бесы, справа бесы, Нет, по новой мне налей! Эти - с нар, а те - из кресел,- Не поймешь, какие злей. И куда, в какие дали, На какой еще маршрут Нас с тобою эти врали По этапу поведут! Ну, а нам что остается? Дескать - горе не беда? Пей, дружище, если пьется,- Все - пустыми невода. Что искать нам в этой жизни? Править к пристани какой? Ну-ка, солнце, ярче брызни! ...
      642

      В.Высоцкий: "Что искать нам в этой жизни?.."

      И снизу лед, и сверху. Маюсь между.Пробить ли верх иль пробуравить низ?Конечно, всплыть и не терять надежду,А там - за дело, в ожиданье виз.Лед надо мною, надломись и тресни!Я весь в поту, как пахарь от сохи.Вернусь к тебе, как корабли из песни,Все помня, даже старые стихи.Мне меньше полувека - сорок с лишним,Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храни...
      462

      Эксперимент подходит к ...?

      Прислали. Допускаю, что автор этого ролика сам работает на тех, кого высвечивает. Если это так, то зачем это ему нужно? Чтобы посеять...? Кому интересно, выскажетесь, пожалуйста, в комментариях... ...
      607

      Патриарх Диодор: откровенный рассказ о схождении Благодатного огня...

      В 1981 году Иерусалимскую Церковь возглавил патриарх Диодор (Каривалис; 1981–2000). Свое служение он начал словами о том, что патриарший престол «является кафедрой не величия и славы, а мученичества и Голгофы».Патриарх Диодор олицетворял собой неуклонную верность церковным канонам и догматам вопреки давлению духа времени. Он был известен своими жесткими антиэкуменичес...
      1508

      "С бесовскими испытаниями в час смерти приходится сталкиваться всем: и христианским подвижникам, и праведникам, и грешникам..." Святые отцы о разлучении души и тела.

      Жития православных святых полны рассказов о бесовских искушениях и страшных зрелищах в момент смерти. Их цель — запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, святитель Григорий Двоеслов в своих «Собеседованиях» рассказывает об одном богаче, который незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в г...
      769
      Крестьянин 17 апреля 11:52

      Хотите верьте, хотите нет...

      Решила написать для тех, кто до сих пор не верит в Covid-19. Я верила в него с первого дня появления в Китае, но для меня это было далеко... Муж не верил в него, ходил на работу и не заморачивался...30 марта он проснулся с 38, кашель, который был две недели до этого мокрым, перешёл в сухой, невозможная слабость и спутанность сознания, давило грудную кле...
      736
      Крестьянин 16 апреля 21:52

      Несколько актуальных сюжетов

      Полиция получила право штрафовать граждан за нарушение самоизоляции. 4000 рублей в первый раз и 5000 за повторное нарушение... https://www.instagram.com/p/B_DOwOLJQw9/  ...
      1523
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика